Распечатать Read in English
Оценить статью
(Голосов: 13, Рейтинг: 2.23)
 (13 голосов)
Поделиться статьей
Альфред де Зайас

Юрист-международник, независимый эксперт Совета по правам человека ООН по продвижению демократического и справедливого международного порядка (2012–2018)

В своем докладе 2018 года Совету по правам человека ООН мной было определено 23 принципа международного порядка. Они были сформулированы с учетом Устава ООН, соответствующих резолюций организации, обычного международного права и общих принципов права.

Устав ООН сродни «всемирной конституции», которая при добросовестном соблюдении позволит всем государствам действовать на базе «международного порядка, основанного на правилах». Это выражение, похожее на лозунг и которым зачастую злоупотребляют некоторые политики, — предпосылка для многостороннего сотрудничества, направленного на обеспечение мира и процветания всего человечества. Целей и принципов ООН, изложенных в ст. 1 и 2 Устава, было бы достаточно, чтобы пошагово добиться расширения прав человека, развития, самоопределения, справедливой системы торговли, международной солидарности, мира и безопасности. Однако спустя почти 77 лет после вступления в силу Устава ООН (24 октября 1945 года) человечество так и не достигло поставленных благородных целей.

Чтобы нормы были эффективными, будь то в контексте внутреннего или международного права, должен существовать консенсус в отношении значения юридических терминов, и ни факты, ни закон не могут подвергаться произвольному толкованию. Избирательность в применении норм, внесение двусмысленности и неопределенности в значение слов или в предполагаемую сферу действия договоров и устных соглашений разрушает важнейший элемент права, а именно — предсказуемость.

Как гражданин США и Швейцарии, я осуждаю «культуру обмана» в международных отношениях, а также разрушение языка путем одностороннего толкования понятий, что, по сути, можно считать отголоском «новояза» Оруэлла. Мы наблюдаем разрушение цивилизованного взаимодействия между странами, растущую тенденцию избирательно применять международные нормы, а также стремление некоторых стран к достижению «полного спектра доминирования» и их отказ признать суверенное равенство других государств.

В своем докладе 2018 года Совету по правам человека ООН мной было определено 23 принципа международного порядка. Они были сформулированы с учетом Устава ООН, соответствующих резолюций Организации [1], обычного международного права и общих принципов права.

Устав ООН сродни «всемирной конституции», которая при добросовестном соблюдении позволит всем государствам действовать на базе «международного порядка, основанного на правилах». Это выражение, похожее на лозунг и которым зачастую злоупотребляют некоторые политики, — предпосылка для многостороннего сотрудничества, направленного на обеспечение мира и процветания всего человечества. Целей и принципов ООН, изложенных в ст. 1 и 2 Устава, было бы достаточно, чтобы пошагово добиться расширения прав человека, развития, самоопределения, справедливой системы торговли, международной солидарности, мира и безопасности. Однако спустя почти 77 лет после вступления в силу Устава ООН (24 октября 1945 года) человечество так и не достигло поставленных благородных целей.

Чтобы нормы были эффективными, будь то в контексте внутреннего или международного права, должен существовать консенсус в отношении значения юридических терминов, и ни факты, ни закон не могут подвергаться произвольному толкованию. Избирательность в применении норм, внесение двусмысленности и неопределенности в значение слов или в предполагаемую сферу действия договоров и устных соглашений разрушает важнейший элемент права, а именно — предсказуемость. Немецкие юристы называют его Rechtssicherheit — принцип правовой определенности.

К сожалению, многие могущественные страны используют Устав ООН как инструмент и в некоторых случаях применяют его для продвижения своих краткосрочных и долгосрочных геополитических задач. Международный беспорядок, в котором мы живем сегодня — это результат небрежного отношения к логике закона, двойных стандартов и отсутствия добросовестности со стороны некоторых ключевых игроков на «международной шахматной доске» [2]. Фактически мы становимся свидетелями последовательного нарушения дипломатических обязательств, джентльменских соглашений и международных договоров при полной безнаказанности.

Как гражданин США и Швейцарии, я осуждаю «культуру обмана» в международных отношениях, а также разрушение языка путем одностороннего толкования понятий, что, по сути, можно считать отголоском «новояза» Оруэлла. Мы наблюдаем разрушение цивилизованного взаимодействия между странами, растущую тенденцию избирательно применять международные нормы, а также стремление некоторых стран к достижению «полного спектра доминирования» и их отказ признать суверенное равенство других государств.

Благодаря вкладу коллег из ООН и представителей научной среды я продолжил пересматривать свои «Принципы международного порядка» и недавно переиздал более продуманный список из 25 принципов в своей книге «Building a Just World Order» [3]:

1. Важнейшим принципом международного порядка является мир.

2. Устав ООН имеет приоритет над всеми другими договорами [4].

3. Резолюции и решения Совета Безопасности ООН имеют обязательную юридическую силу.

4. Международное право и нормы в области прав человека применяются единообразно и в духе доброй воли.

5. Международное гуманитарное право и международные нормы в области прав человека — взаимоукрепляющие правовые режимы, основанные на принципах уважения человеческого достоинства и справедливости.

6. Государства уважают не только букву закона, но и его дух.

7. Общие принципы права (Статут Международного Суда, статья 38, параграф 1(с)) определяют применение международного права [5].

8. Международное право динамично. Оно развивается с принятием новых договоров и конвенций ООН и ее специализированными учреждениями, с межгосударственной практикой и принятием договоров в рамках региональных межправительственных организаций, а также с принятием обязательных резолюций Совета Безопасности, Генеральной Ассамблеи, судебной практики Международного Суда, Международного уголовного суда и договорных органов ООН по правам человека.

9. Принципы гуманности и человеческого достоинства — источник всех прав человека.

10. Право народов на самоопределение, предусмотренное Уставом ООН и общей статьей 1 Международного пакта о гражданских и политических правах и Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, — основополагающий принцип международного права (jus cogens) и международного общественного порядка (ordre public).

11. «Охват принципа территориальной целостности сводится к сфере межгосударственных отношений» [6].

12. Государственность зависит от четырех критериев: население, территория, правительство (эффективное управление) и способность вступать в отношения с другими государствами.

13. Каждое государство обладает неотъемлемым правом выбирать себе политическую, экономическую, социальную и культурную систему без вмешательства в какой-либо форме со стороны другого государства [7].

14. Народы обладают суверенитетом над своими природными ресурсами.

15. Все народы имеют право на родину, культуру и самобытность.

16. В международных отношениях государства воздерживаются от применения силы или угрозы ее применения против территориальной целостности или политической независимости любого другого государства.

17. Государства несут позитивную обязанность вести переговоры и разрешать международные споры мирными средствами.

18. Принцип невмешательства — это часть обычного международного права.

19. Государства должны воздерживаться от вмешательства в дела, входящие во внутреннюю юрисдикцию другого государства [8].

20. Государства обязаны защищать и сохранять природную среду и общее наследие человечества.

21. Государственный суверенитет выше коммерческих и иных соглашений.

22. Каждый имеет право на международную солидарность, что рассматривается как право человека.

23. Право на информацию и доступ к достоверной информации — важнейшие компоненты демократического порядка в национальном и международном масштабе.

24. Нарушения международного права и международных норм в области прав человека могущественными государствами и/или постоянными членами Совета Безопасности не создают правовых прецедентов, не меняют Устав ООН и не приводят к появлению «нового международного права».

25. В случае нарушения международного права или норм в области прав человека, государство предоставляет незамедлительные, адекватные и эффективные средства правовой защиты (ubi jus, ibi remedium — где право, там и средство его защиты). Превалирует правило pacta sunt servanda (договоры должны соблюдаться).

В главе 2 книги «Building a Just World Order» я даю подробный комментарий к каждому из этих принципов. Ограничения по объему не позволяют сделать это в данном эссе. Достаточно сказать, что если бы государства уважали Устав ООН и добросовестно выполняли договорные обязательства, то планета была бы более мирной.

Для обеспечения международного мира и безопасности, а также соблюдения прав человека выполнение принципов 1, 6, 10, 12, 13, 16, 17, 18, 19 и 25 должно быть приоритетом. Альфа и омега международного порядка заключается в создании архитектуры безопасности для всех государств с целью снижения напряженности, предотвращения конфликтов и обеспечения прочного мира. Это не имеет ничего общего с римской концепцией навязывания мира или Pax Romana, а именно solitudinem faciunt, pacem appellant («они создают пустыню и называют это миром» — Тацит, «Агрикола»).

Необходимо безотлагательно создавать условия для внутреннего и международного правосудия и механизмов мирного урегулирования споров, чтобы положить конец вооруженным конфликтам. Это подразумевает готовность идти на компромиссы, вести переговоры в духе доброй воли, уважать суверенное равенство государств и самоопределение народов.

После окончания Второй мировой войны велись бесчисленные войны за самоопределение, освобождение от империалистического, колониального, неоколониального господства, экономического порабощения, кражи природных ресурсов [9]. Однако войну вызывает не само право на самоопределение, а несправедливый отказ в нем. ООН давно пора осознать, что реализация права народов на самоопределение — это стратегия предотвращения конфликтов, и что Организация несет ответственность за посредничество в случаях законных претензий на самоопределение [10], проведение и мониторинг референдумов по самоопределению там, где это необходимо, в том числе в Западной Сахаре, Кашмире, Западном Папуа, Курдистане, Каталонии, Корсике, Шри-Ланке, Южном Камеруне, Экваториальной Гвинее и др. Нынешнего вооруженного конфликта на Украине не было бы, проведи ООН своевременные референдумы в Крыму и на Донбассе (например, в 1991 г., когда Украина вышла из состава Советского Союза, или в 2014 г. после государственного переворота).

Решающее значение для мира имеет неукоснительное соблюдение статьи 2(3) Устава ООН. Переговоры — гораздо больше, чем просто разговор с противником. Для них необходима добрая воля и готовность к компромиссу. Неуступчивость — это неприемлемый вариант. Необходимо активно искать и разрабатывать жизнеспособную «услугу за услугу». Обе стороны должны быть готовы пойти на уступки во имя мира. Переговоры не могут означать «безоговорочную капитуляцию» для одной стороны, так же как и принцип «победитель получает все». Они также не могут означать лишь формальное присутствие на встречах, на которых одна сторона отказывается уступать. Провал переговоров на протяжении 8 лет — Минских соглашений, в рамках ОБСЕ и Нормандского формата — можно объяснить категорическим отказом США и НАТО соблюдать уже достигнутые договоренности и прекратить провокации. История показывает, что у Соединенных Штатов и Североатлантического альянса полностью отсутствовала готовность идти на компромисс, когда речь шла о главном вопросе — расширении НАТО и создании архитектуры европейской безопасности, которая учитывала бы интересы безопасности как Украины, так и России. Последовательный отказ альянса признать жизненно важные интересы безопасности Российской Федерации хоть в какой-то степени, безусловно, — насмешка над обязательствами, которые изложены в ст. 2(3) Устава ООН.

Чтобы переговоры увенчались успехом в соответствии со статьей 2(3), обе стороны должны принять определенные меры укрепления доверия, воздерживаться от провокационных заявлений и демонизации друг друга. Анализ освещения украинского кризиса в СМИ с 2014 года, особенно в США и странах НАТО, свидетельствует о многочисленных нарушениях ст. 20 Международного пакта о гражданских и политических правах, запрещающей подстрекательство к расовой ненависти, вражде и насилию.

На этом этапе следует уточнить, что статья 2(4) Устава ООН запрещает не только применение силы (например, со стороны России в ходе специальной военной операции на Украине 24 февраля 2022 г.), но и угрозу применения силы НАТО и Украиной, фактическое расширение Североатлантического альянса на Украину, поставки летального оружия Киеву с 2014 по 2022 гг., публичную позицию президента В. Зеленского, отвергающего обязательства в рамках Минских соглашений, и его решение вернуть Крым и Донбасс военным путем. Не нужно быть специалистом в области ядерной физики, чтобы понять, что у любой страны есть основания чувствовать угрозу из-за реального военного окружения и враждебного наращивания вооружения Украиной при содействии НАТО после переворота 2014 года [11].

Помимо очевидного нарушения права народов Крыма и Донбасса на самоопределение, заявления США, Североатлантического альянса и Украины представляют собой угрозу национальной безопасности России. Отчеты ОБСЕ подтверждают, что подавляющее большинство нарушений Минских соглашений происходили на Украине, причем в феврале 2022 г. их количество увеличилось в геометрической прогрессии. Можно документально подтвердить, что в реальности вооруженный конфликт начался не 24 февраля 2022 г., а 22 февраля 2014 г., когда демократически избранное правительство Виктора Януковича было свергнуто в результате переворота на Майдане, спровоцированного и частично профинансированного США и НАТО.

О другом грубом нарушении международного порядка свидетельствует растущее вмешательство одних стран во внутренние дела других. Односторонние принудительные меры нарушают многочисленные принципы международного права и бесчисленные резолюции Генеральной Ассамблеи и Совета по правам человека ООН [12]. К сожалению, эти резолюции считаются «мягким правом» и игнорируются теми государствами, которые вводят санкции.

К «сопутствующему ущербу» от санкций и финансовых блокад относятся серьезное нарушение цепочек поставок и невозможность реализации торговых соглашений, имеющие последствия для всего мира, включая опасность голода и обострение пандемий. Как было исчерпывающе показано в докладах специальных докладчиков ООН по вопросу о негативном воздействии односторонних принудительных мер Идрисса Джазайри и профессора Алены Духан, от последствий односторонних принудительных мер всегда страдают самые уязвимые группы населения. Неприлично скрывать чисто геополитические санкции за языком продвижения прав человека. Санкции убивают [13]. Следовательно, их следует рассматривать как геополитические преступления и как преступления против человечности в соответствии со ст. 7 Римского статута. Генеральной Ассамблее ООН следует дать количественную оценку негативного воздействия односторонних принудительных мер и передать этот вопрос в Международный Суд для получения консультативного заключения. Печально осознавать, что преимущества глобализации и экономической взаимозависимости уничтожаются подобными незаконными механизмами. Весь мир находится в заложниках имперского высокомерия и преступной неуступчивости тех государств, которые вводят санкции для обеспечения «полного спектра доминирования».

Статья 2(4) Устава ООН явно предназначалась для запрещения принуждения со стороны государств. Конечно, если бомбардировка города незаконна, то «осада» страны с помощью всесторонних санкций и финансовой блокады, направленных на то, чтобы вызвать голод и хаос, также должна рассматриваться как противоречащая букве и духу статьи 2(4). Этот правовой вопрос требует разъяснений как Международного Суда ООН, так и Международного уголовного суда. В этом контексте следует помнить, что во время блокады Ленинграда фашистами в 1941–1944 гг. погибло почти миллион человек. Односторонние принудительные меры, введенные США и их союзниками против Белоруссии, Кубы, Никарагуа, КНДР, России, Сирии, Венесуэлы, безусловно, привели к гибели десятков тысяч людей и должны быть единогласно осуждены международным сообществом.

В заключение напомню, что продолжающаяся гонка вооружений, производство и накопление оружия массового уничтожения, в том числе ядерного, представляют собой самую большую опасность для выживания человечества [14]. Военные союзы, которые не носят оборонительного характера, а напротив — принимали участие в агрессивных войнах и совершали военные преступления в таких странах, как Афганистан, Ирак, Ливия, Сирия и Югославия, следует судить в соответствии с Нюрнбергскими принципами. Необходимо поставить вопрос о том, можно ли подвести НАТО под статьи 9 и 10 Устава Международного военного трибунала, касающиеся «преступных организаций», ввиду военных преступлений, совершенных при полной безнаказанности.

Мои 25 принципов международного порядка — скромный вклад в осознание того, что выживание человеческого вида находится под угрозой и что Часы Судного дня ведут обратный отсчет.


1. Резолюция ГА 2625 о дружественных отношениях.

2. Бжезинский З. «Великая шахматная доска: главенство Америки и её геостратегические императивы». New York: Basic Books, 1997.

3. https://www.claritypress.com/product/building-a-just-world-order/ опубликовано в сентябре 2021 года.

4. Статья 103 Устава ООН, положение о верховенстве Устава.

5. К общим принципам права относятся: добросовестность, эстоппель, взаимность, пропорциональность, принцип ex injuria non oritur jus (право не возникает из правонарушения), запрет на злоупотребление правами, принцип sic utere tuo ut alienum non laedas (используй свое имущество так, чтобы не наносить вреда имуществу других), запрет на заключение договоров или соглашений, противоречащих добрым нравам, беспристрастность судей, неизбирательность, принцип невмешательства во внутренние дела государств (резолюции Генеральной Ассамблеи 2131 (XX), 2625 (XXX), 3314 (XXXIV), 36/103), принцип audiatur et altera pars (пусть другая сторона также будет услышана), принцип actori incumbit onus probandi (бремя доказывания лежит на истце), презумпция невиновности, обычное право, согласно которому внутреннее право не может быть использовано для подрыва международных договоров (ст. 27 Венской конвенции о праве международных договоров), и неписаные законы человечества (должен применяться не только писаный закон, но и более широкие принципы естественной справедливости, признанные еще в «Антигоне» Софокла).

6. Постановление Международного Суда, п. 80 Консультативного заключения по вопросу о соответствии одностороннего провозглашения независимости Косово нормам международного права. https://www.icj-cij.org/en/case/141/advisory-opinions

7. См. также резолюции Генеральной Ассамблеи 2625, 3314, 39/11 и 60/1.

8. Резолюция ГА 2131 (XX) гласит: «Ни одно государство не может ни применять, ни поощрять применение экономических, политических мер или мер любого иного характера с целью добиться подчинения себе другого государства в осуществлении им своих суверенных прав и получения от этого каких бы то ни было преимуществ». Односторонние принудительные меры противоречат Уставу ООН. Только Совет Безопасности может вводить санкции в соответствии с главой VII Устава, поэтому государствам следует воздерживаться от введения односторонних принудительных мер, санкций и финансовых блокад в отношении других стран. Если односторонние принудительные меры приводят к массовому голоду среди населения и человеческим жертвам, они могут быть приравнены к преступлениям против человечности в соответствии со ст. 7 Римского статута Международного уголовного суда.

9. См. Резолюцию 48/7 Совета по правам человека от октября 2021 г. о последствиях колониализма.

10. См. главу 5 книги «Building a Just World Order».

11. John Mearsheimer, The Great Delusion, 2018. https://www.economist.com/by-invitation/2022/03/11/john-mearsheimer-on-why-the-west-is-principally-responsible-for-the-ukrainian-crisis

https://www.thenationalnews.com/world/uk-news/2022/06/27/kissinger-warns-russias-interests-must-be-respected-when-ukraine-fighting-stops/

12. См. Резолюцию 76/161 Генеральной Ассамблеи от 16 декабря 2021 г. и Резолюцию Совета по правам человека 46/5 от 23 марта 2021 г.

13. https://undocs.org/A/HRC/39/47/Add.1, п. 29–39.

https://www.counterpunch.org/2022/03/18/economic-sanctions-kill/

14. См. Комитет по правам человека, Замечание общего порядка 14 о праве на жизнь.

Оценить статью
(Голосов: 13, Рейтинг: 2.23)
 (13 голосов)
Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся