Распечатать
Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей

Выступление Александра Щетинина, директора Латиноамериканского департамента МИД России на круглом столе «Россия и Тихоокеанский альянс: возможности расширения сотрудничества», проведенном РСМД совместно с Посольством Мексики в Москве 30 сентября 2014 г.

Выступление Александра Щетинина, директора Латиноамериканского департамента МИД России на круглом столе «Россия и Тихоокеанский альянс: возможности расширения сотрудничества», проведенном РСМД совместно с Посольством Мексики в Москве 30 сентября 2014 г.

Уважаемый Игорь Сергеевич,

Уважаемый г-н посол и друг Рубен Бельтран Герреро,

Уважаемый Владимир Михайлович,

Уважаемые участники обсуждения,

Буду откровенен: я не хотел бы сегодня выступать как директор Латиноамериканского департамента МИД России. Официальный статус накладывает свои ограничения. Я бы в большей мере хотел неформальной дискуссии, тем более что и заявленная тема, и переживаемый нами момент стоят того.

Хочу поблагодарить РСМД и Институт Латинской Америки за подготовленную интересную записку по состоянию и перспективам российско-мексиканских отношений. Это хорошая отправная точка для обсуждения.

Такая дискуссия представляется весьма своевременной на фоне существенной активизации российско-латиноамериканского взаимодействия в различных областях. К этому нас побуждает и 125-летие установления дипломатических отношений между Россией и Мексикой, которое мы будем отмечать в следующем году.

Должен сразу сказать: я, как и многие собравшиеся в этом зале, влюблен в Мексику, в ее историю, культуру, замечательный народ. С Мексики начиналась моя дипломатическая карьера. У этой страны я многому научился. Думаю, прежде всего, это, а не только формальная должность, дает мне право высказаться сегодня весьма откровенно.

Действительно и бесспорно, что на протяжении десятилетий советской истории мы «входили» в Латинскую Америку через Мексику. Наша латиноамериканистика тоже начиналась с Мексики. Мы проводили параллели между революционными процессами, вспоминали годы солидарности. Именно в мексиканской внешней политике мы видели очень существенные компоненты, прежде всего международно-правовые, позволявшие говорить о схожести подходов и оценок международной ситуации. Пусть и не сразу, но мы научились понимать друг друга, будь то Договор Тлателолко, Контадорская группа или «Делийская шестерка».

Россия — Мексика — Перу — Чили:
блестящие перспективы сотрудничества?
Интервью с послами Мексики, Перу и Чили

Прекращение существования Советского Союза кардинально изменило геополитическую ситуацию – и для Мексики тоже. Об ущербе для российской внешней политики от министерства А.В. Козырева говорить не буду – слава богу, мы смогли это преодолеть благодаря Е.М. Примакову, И.С. Иванову, С.В. Лаврову и, прежде всего, В.В. Путину.

О трудном периоде 1990-х годов в докладе говорится подробно. Но истины ради необходимо отметить и другое.

Именно в этот период началась серьезная смена политических вех в самой Мексике. Создание НАФТА с США и Канадой – это не просто усиление зависимости экономики страны от северного соседа. Это, по сути, – создание единого экономического комплекса со всеми вытекающими отсюда последствиями и оценками, в частности, макроэкономических показателей Мексики или идей о проработке зоны свободной торговли между нашими странами.

В 2000 г. вслед за экономическими сменились и политические ориентиры страны, что особенно отчетливо проявилось в период второго правительства Партии национального действия (ПНД) во главе с Ф. Кальдероном.

К сожалению, в этот период в наших двусторонних отношениях произошло серьезное расслоение. На уровне общественных, гуманитарных, культурных связей они продолжали поддерживаться, да иначе и быть не могло: ведь историческая и культурная тяга сохранялась, несмотря на все политические перипетии. Контакты поддерживались, совершались обмены визитами, но политический диалог между Россией и Мексикой начал пробуксовывать. Это было особенно заметно на фоне развития нашего сотрудничества с остальной Латинской Америкой, которое стало зримо уходить вперед.

Мы отчетливо наблюдали радикализацию внешнеполитических воззрений Мехико. Если раньше, придерживаясь во многом «крайних» позиций в том, что касается, например, требований ядерного разоружения, мексиканская дипломатия была готова содействовать поэтапному укреплению режима нераспространения и контроля над вооружениями, то отныне радикализм для Мехико во многом стал синонимом следования критерию «кто не с нами, тот против нас».

Не буду говорить о том, как в такой сфере важно слушать и слышать собеседника. Мы очень рассчитываем на то, что наши мексиканские коллеги услышат нашу аргументацию по «гуманитарным аспектам ядерного разоружения» или в пользу неразмещения первыми оружия в космосе, по вопросу о необходимости сохранения такой переговорной площадки, как Конференция по разоружению.

Пока же подход Мехико я мог бы охарактеризовать как «псевдобольшевистский». В советские годы была такая опечатка партийного гимна «Интернационал»: вместо слов «Весь мир насилья мы разрушим до основанья, а затем…» было напечатано «Весь мир насильно мы разрушим до основанья, а затем…». Вторая фраза очень четко характеризует ряд ключевых внешнеполитических подходов Мексики.

Не буду продолжать этот ряд, но есть существенный «фронт» работы по сближению позиций по проблематике прав человека. Рассчитываем на большую восприимчивость нашей аргументации по ситуации на Украине. Мы понимаем историю Техаса, но отфиксировали и публично заявленное стремление мексиканского МИДа равняться в оценках по Украине на «все демократическое сообщество».

Мы заинтересованы в том, чтобы Мексика вновь играла активную роль в латиноамериканском сообществе. Приветствуем ее вклад в создание Сообщества латиноамериканских и карибских государств (СЕЛАК). Не секрет, что многие страны с некоторых пор причисляют Мексику к региону «Северная Америка». У нас тоже были исследователи, которые колебались на этот счет. Но пока для нас Мексика – все же часть Латинской Америки, хотя и очень специфическая часть.

Повторю ту оценку, которую в преддверии своего визита в регион в июле 2014 г. дал Президент Российской Федерации В.В. Путин: мы заинтересованы в политически самостоятельной, единой и экономически сильной Латинской Америке. Добавлю, что мы очень заинтересованы в том, чтобы в этом процессе Мексика играла самобытную, конструктивную роль, направленную на недопущение раскола региона по территориальному, экономическому или идеологическому признаку.

Отмечая все это, хотел бы сказать: было бы неправильно и ошибочно смотреть на Мексику с позиций 1970–1980-х годов. И мы уже другие, и Мексика другая. Это требует от нас значительно большего реализма.

Но я все же хочу говорить с оптимизмом. У нас есть позитивные примеры экономического сотрудничества, прежде всего, в том, что касается поставок «Сухих Суперджетов» в Мексику и мексиканских инвестиционных проектов в России. У нас сохраняется самое теплое отношение к традициям и культуре друг друга. Существует стабильный туристический поток, чего раньше не было.

Сейчас перед нами стоит задача найти реалистичное поле для внешнеполитического взаимодействия – без крайностей, при умении слушать и понимать точку зрения другого, учитывать его национальные приоритеты и озабоченности. Думаю, у нас должно получиться. Мы – оптимисты. Потому что «como Mexico no hay dos».

Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся