Распечатать
Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей
Рави Чаудри

Основатель и председатель, CeNext Consulting Group, Нью-Дели

Очевидно, что Россия и Индия не могут бесконечно апеллировать к тому, что стратегическое партнерство между двумя странами — явление естественное. Общность национальных интересов — это механизм, нуждающийся в постоянной настройке. Уникальность настоящего момента заключается в том, что, пока человечество приспосабливается к новой реальности многополярного мира, у Индии и России есть возможность заняться такой настройкой.

Нам больше не суждено вернуться в мир, к которому мы привыкли. Маятник глобального развития раскачивается в разных экономических, социальных и политических плоскостях с совершенно не свойственной ему ранее амплитудой. Время не требует от народов участия в споре между прошлым и настоящим: оно ждет, чтобы народы всецело сосредоточились на создании будущего, которое они хотят.

В нынешнюю эпоху, когда с каждым днем растет взаимосвязь и взаимозависимость всех элементов нашего мира, отношения между народами играют куда бо́льшую роль, чем раньше: они могут ускорить или замедлить осознание нужд каждой отдельной нации. Перед всеми странами, и большими, и маленькими, стоит задача выработки интегрированной внешней политики, способной собрать в единую картину разрозненные кусочки мировой мозаики.

В версии каждой отдельной страны эта картина должна обязательно включать в себя всех ее соседей, а также таких крупных игроков глобального масштаба, как США, Европейский союз, Китай, Индия и Россия.

Тот факт, что статус отношений между любыми двумя глобальными игроками играет определяющую роль в обеспечении достаточной степени доверия со стороны мирового сообщества к интегрированной внешней политике каждого из этих игроков, в доказательствах не нуждается. Именно под таким углом зрения следует рассматривать потенциальные сценарии развития отношений между Индией и Россией.

Во второй половине ХХ века весь мир воспринимал Индию и СССР как близких союзников. И хотя Индия была в числе инициаторов движения неприсоединения, популярность социалистических идей и политическая конъюнктура обусловили сближение Индии с Советским Союзом. СССР, в свою очередь, благосклонно предлагал Индии защиту и льготные условия торговли.

Когда в начале 1990-х преемницей Советского Союза стала Россия, это не изменило общую тональность взаимодействия двух стран. Так сложилось, что столь эпохальное событие не стало для индийско-российских отношений рубежом перехода в новое — более зрелое и определенное — качество. У России хватало экономических проблем, Индия взяла курс на выход на мировой рынок — все это несколько расшатало взаимную направленность на сотрудничество и притормозило дальнейшее сближение. Природа любых отношений такова, что состояние покоя пагубно для них. Отношения, прекратившие укрепляться, почти наверняка начнут слабеть — либо, в лучшем случае, уступят место индифферентности.

Рави Чаудри

Сегодня, во втором десятилетии XXI века, ни современная Индия, ни современная Россия не могут строить взаимоотношения на основе наследия далекого прошлого. Они уже не имеют практически ничего общего с Индией и Россией всего лишь десятилетней давности. «На заднем дворе» каждой из стран — масса ждущих решения проблем.

Требуется совместными усилиями заново согласовать взаимные интересы — и создать новую платформу для развития серьезных взаимоотношений в будущем. Однако в эпоху, когда основной приоритет заключается в устойчивом развитии, необходимое условие формирования стабильных отношений между странами – общая платформа, построенная с учетом нужд и потребностей граждан обеих стран.

Можно выделить пять условий успешного согласования интересов разных стран:

a) Наличие торговых отношений, обеспечивающих сеть рабочих мест в обеих странах

b) Доверительный и открытый характер диалогов — как между правительствами, так и на уровне частного сектора

c) Безопасность и свобода взаимных визитов

d) Уважение и терпимость к культурным различиям, существующим между народами

e) Приверженность демократическим ценностям и процедурам

В какой-то мере Индия и Россия могут пользоваться тем багажом культурной близости, который был сформирован благодаря интенсивным межкультурным взаимодействиям, имевшим место на протяжении всего ХХ века. Но это потребует серьезных усилий. О взаимном культурном влиянии молодых людей обеих стран говорить не приходится по той простой причине, что они имеют весьма смутное представление о жизни друг друга — ведь молодежный обмен между Индией и Россией вот уже много лет никак нельзя назвать интенсивным. Жизненно важно наполнить отношения между странами культурным содержанием, каждой из стран необходимо пристальнее вглядеться в культурное наследие партнера — и предоставить партнеру возможность изучить его культуру и традиции. Только таким образом можно заложить прочный фундамент под новую платформу.

В политической сфере Индия и Россия должны найти точки соприкосновения (даже если их число будет минимальным), причем соприкосновения, обусловленного не насущной необходимостью, а единством интересов в рамках широкого контекста интегрированной внешней политики каждого из государств. Идентификация таких аспектов исключительно важна для построения основ дальнейшего сотрудничества в условиях нового мира.

Очевидно, что Россия и Индия не могут бесконечно апеллировать к тому, что стратегическое партнерство между двумя странами — явление естественное. Общность национальных интересов — это механизм, нуждающийся в постоянной настройке: лишь при таком подходе можно рассчитывать на существенные взаимные выгоды от сотрудничества. Уникальность настоящего момента заключается в том, что, пока человечество приспосабливается к новой реальности многополярного мира, у Индии и России есть возможность заняться такой настройкой.

К счастью, в вопросах двусторонних отношений у России и Индии почти нет разногласий. Немногие открытые вопросы необходимо решить согласованными совместными усилиями как можно скорее: это позволит форсировать формирование новой платформы дальнейшего сотрудничества. Для этого, скорее всего, потребуется дебюрократизация диалога.

Есть еще одно обстоятельство, на которое нередко обращают внимание — хотя и без особой убежденности: считается, что Москва и Нью-Дели более не считают свои отношения приоритетным аспектом развития двустороннего партнерства. На это можно ответить, что речь идет скорее о результате, нежели о причине наблюдаемого застоя во взаимоотношениях двух стран.

И наконец, устойчивое межгосударственное взаимодействие должно преодолеть уровень индивидуальных отношений: позиции людей, определяющих политику своих стран, имеют обыкновение меняться. Необходимо всецело сосредоточиться на поиске областей для плодотворного сотрудничества. Чтобы преодолеть нынешние затруднения, требуется вновь обрести общность, объединяющую добрую волю народов обеих стран и согласованную политическую волю их правительств.

Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся