Распечатать
Оценить статью
(Голосов: 11, Рейтинг: 3.91)
 (11 голосов)
Поделиться статьей
Андрей Губин

К.полит.н., доцент кафедры международных отношений ДВФУ, адъюнкт-профессор Исследовательского центра Северо-Восточной Азии Цзилиньского университета (КНР)

Роль Индии в современной системе международных отношений и глобальной экономике становится всё более значимой. Один из важнейших показателей — способность производить и поставлять на мировой рынок конкурентоспособную наукоёмкую продукцию. Стоит особо отметить информационные технологии, космические исследования и авиацию, которые требуют высокой культуры производства, исключительной подготовки персонала, а также продвинутого уровня научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок. Нью-Дели демонстрирует заметные успехи; например, в скором времени ожидается запуск обитаемого космического аппарата, что ранее было доступно только России, США и Китаю. Темпы развития авиастроения в стране, а также опыт эксплуатации передовой иностранной техники позволяют говорить о скором качественном «скачке» Индии в клуб производителей и экспортёров авиационной техники.

На Западе явно ожидают отхода индийского руководства от военно-технического сотрудничества с Москвой в пользу углубления кооперации с европейскими и американскими производителями. Пока США, Великобритания и страны ЕС используют скорее «пряник» в виде доступа к передовым технологиям, но вполне могут перейти и к «кнуту» в духе санкций по типу CAATSA. Тем не менее правительство Нарендры Моди не намерено менять устоявшуюся традицию ориентации на Россию, несмотря на беспрецедентные закупки военной и гражданской авиационной техники за рубежом. Это связано и с тем, что официальная позиция Нью-Дели заключается в неприсоединении к любому военному союзу и невмешательству в конфликты и спорные ситуации, напрямую не касающиеся национальной безопасности. Обращает на себя внимание самостоятельность Индии в вопросе выбора партнёров по ВТС, что свидетельствует и о независимости внешнеполитического курса страны, характерного для державы мирового уровня.

Роль Индии в современной системе международных отношений и глобальной экономике становится всё более значимой. Один из важнейших показателей — способность производить и поставлять на мировой рынок конкурентоспособную наукоёмкую продукцию. Стоит особо отметить информационные технологии, космические исследования и авиацию, которые требуют высокой культуры производства, исключительной подготовки персонала, а также продвинутого уровня научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок. Нью-Дели демонстрирует заметные успехи; например, в скором времени ожидается запуск обитаемого космического аппарата, что ранее было доступно только России, США и Китаю. Темпы развития авиастроения в стране, а также опыт эксплуатации передовой иностранной техники позволяют говорить о скором качественном «скачке» Индии в клуб производителей и экспортёров авиационной техники.

В прошедшей в феврале 2023 г. в предместьях Бангалора авиакосмической выставке «Аэро Индия 2023» приняли участие около 800 компаний из 98 стран. Общая сумма 251-го подписанного соглашения превысила 10 млрд долл., значительная часть как экспортных, так и импортных контрактов непосредственно связана с самой Индией. Уровень представительства был достаточно высоким — мероприятие посетили министры обороны 32-х государств, 29 командующих ВВС и 73 главы крупных концернов и корпораций. Главный организатор — государственная компания «Хиндустан аэронотикс лимитед» (HAL), среди экспонентов отметились такие мировые лидеры отрасли как «Boeing», «Airbus», «Dassault Aviation», «Lockheed Martin», «Israel Aerospace Industries», «SAAB», «Rolls-Royce». Во множестве были представлены и индийские производители авиационной техники, компонентов, материалов, электроники и вооружений.

Пассажиры — двигатель экономики

Сегодня Индия — третий в мире (после США и Китая) крупнейший рынок внутренних авиаперевозок. По мере увеличения доходов населения плотность маршрутов будет только расти, так как значительную часть жителей составляет молодежь в возрасте до 35 лет, отличающаяся высокой мобильностью. К 2025 г. объём рынка авиаперевозок внутри страны вырастет как минимум до 4 млрд долл. Повышение транспортной доступности для жителей отдалённых регионов будет стимулировать трудовую миграцию и внутренний туризм, что благоприятно скажется на социально-экономических показателях развития.

Ранее концерн «Tata Group» выкупил у государства убыточную компанию «Air India», предпринял усилия по коренной модернизации авиапарка и выстраиванию более эффективной бизнес-модели. У мировых монополистов – компаний «Airbus» и «Boeing» — закуплено порядка 500 новых самолётов для работы на внутренних и международных маршрутах. США и страны ЕС остались чрезвычайно довольны таким объёмом заказов, поскольку это гарантированный доход и рабочие места на несколько лет вперёд. Кроме того, значительный авиапарк потребует обслуживания, страхования, обучения, модернизации.

В Нью-Дели намерены значительную часть деятельности по обслуживанию местных авиалиний вести самостоятельно. Однако серьёзной проблемой остается отсутствие опыта разработки и производства пассажирских лайнеров. Пока только бразильская «EMBRAER» рассматривает возможность совместного с индийскими партнёрами выпуска регионального турбовинтового самолёта.

Рынок как поле боя

Индия обладает значительным потенциалом в части как закупок, так и поставок самолётов и вертолётов военной авиации различных типов и назначения. До 2024 г. правительство Нарендры Моди предусматривает увеличение оборонных расходов на 13%, и не менее 7 млрд долл. придётся на приобретение авиационной техники для нужд ВВС и ВМС страны.

Интерес ведущих производителей военной авиации к Индии был заметен на примере присутствия ряда компаний на авиасалоне в Бангалоре. К примеру, американская «Lockheed Martin» привезла многоцелевые истребители F-35 «Lightning II», которые поставлялись ранее только ближайшим союзникам и партнёрам Вашингтона. Впрочем, не вполне ясно, действительно ли американцы готовы продать данные самолёты индийцам в случае практического интереса. Пока среди эксплуатантов «молний» помимо некоторых стран НАТО также присутствуют Израиль, Япония, Республика Корея и Сингапур.

Индийские военные выступают за углубление сотрудничества с Россией, и, в частности, продолжение закупок самолётов ОКБ Сухого, а также модернизации и обслуживания порядка 180 уже состоящих на вооружении. Присутствует практический интерес и к модернизации парка военно-транспортных самолётов Ил-76, и к закупке наиболее современных модификаций, а также поставке вертолётов радиолокационного дозора Ка-31. Не исключена и совместная разработка новых образцов, компонентов и боеприпасов. Уже озвучены планы по производству в Индии российских лёгких вертолётов Ка-226Т и ПЗРК «Игла-С». По сообщениям СМИ, за последние пять лет объём импорта вооружений и военной техники из России составил более 13 млрд долл., что сохраняет за Индией статус крупнейшего покупателя российского оружия.

Высокие технологии из-за океана

Однако не по всем направлениям Москва удерживает лидерство. Так, ещё в 2016 г. Нью-Дели заключил контракт с Парижем на поставку 36 истребителей «Рафаль» наземного базирования для ВВС, первые самолёты прибыли три года назад. Однако в итоге индийская сторона оказалась разочарована нежеланием французов локализовать производство и передать технологии, а также чрезвычайно высокой конечной ценой (более 200 млн долл. за самолёт, что превышает все разумные пределы и минимум вдвое дороже российских и американских аналогов). Изучался и вопрос приобретения палубного «Рафаль-М», но до подписания соглашения дело так и не дошло. ВМС Индии к 2032 г. планирует заменить российские МиГ-29К, базирующиеся на авианосцах «Викрант» и «Викрамадитья», на двухдвигательные самолёты собственной разработки. Возможно, с 2026 г. на кораблях временно появится морская версия лёгкого истребителя «LCA Tejas» в качестве переходного варианта.

Чрезвычайную настойчивость в продвижении собственной техники демонстрирует Вашингтон. В начале июня министр обороны США Ллойд Остин посетил Индию, где обсудил в том числе перспективы двустороннего военно-технического сотрудничества. Прошло также заседание первого Индийско-американского стратегического диалога по торговле. Общая сумма оборонных контрактов с американскими производителями вооружений к 2023 г. достигла 22 млрд долл. Среди закупаемой техники — военно-транспортные самолёты C-17, C-130J, базовые патрульные самолёты «Посейдон», вертолёты «Апач» и «Чинук», ударные беспилотники MQ-9B. Интересно, что американцы, ранее крайне неохотно шедшие на передачу технологий, сегодня готовы на частичную коллаборацию. Так, индийская авиастроительная компания «HAL» подписала соглашение с американской «General Electric» о совместном производстве авиационных двигателей. В дальнейшем также предполагается объединить усилия двух стран по разработке истребителей пятого поколения, БЛА, систем связи и управления.

Перелётные Tejas’ы

Вдохновляясь лозунгом «Make in India», в Нью-Дели не оставляют надежд заменить часть авиационного парка зарубежного происхождения на отечественные аналоги. Тем не менее в первое время техника индийского производства, скорее всего, пойдёт преимущественно на экспорт, так как опыта местных авиаконструкторов пока не хватает на высокотехнологичные образцы, необходимые ВВС и ВМС страны. По сообщениям индийской прессы, в течение двух ближайших лет объём поставок военной техники за рубеж составит 5 млрд долл. В частности, на выставке в качестве потенциально готовых для экспорта образцов были представлены летательные аппараты собственной разработки: лёгкий истребитель «Tejas», учебно-тренировочный самолёт «HTT-40», ударный вертолёт LCH «Prachand», лёгкие многоцелевые вертолёты ALH «Dhruv» и «R udra».

Практический интерес к закупке военной техники индийского производства, включая лёгкий истребитель «Tejas», зенитно-ракетный комплекс «Akash», радиолокационных станций различного назначения уже проявил Египет. Нью-Дели также всерьёз настроен поучаствовать в тендерах по обновлению парка ВВС Аргентины; он уже продемонстрировав первые образцы техники на месте. Намерение приобрести самолёты выразили Ботсвана и Малайзия, правда, в последнем случае серьёзным конкурентом выступил южнокорейский FA-50. Учитывая сравнительную доступность индийской продукции, главным рынком сбыта могут стать как раз страны, не готовые выкладывать круглые суммы за технологические новинки.

В нише лёгких истребителей Индии придётся соревноваться с КНР (JF-17), Республикой Корея (FA-50) и, возможно, с Россией (Checkmate). По вертолётной технике ситуация благоприятнее, поскольку зарубежные аналоги имеют более высокую стоимость. Отдельное направление — производство запасных частей и компонентов для военной и гражданской авиации (как собственной разработки, так и выпускаемой по лицензиям). На экспорт предлагаются и некоторые системы вооружения, в том числе совместной с иностранными партнёрами разработки. Так, Филиппины уже получили партию противокорабельных ракет «BrahMos» в варианте наземного мобильного комплекса. Обсуждается возможность поставок ещё в восемь стран Юго-Восточной Азии, Ближнего Востока и Африки, в том числе в авиационном исполнении.

***

На Западе явно ожидают отхода индийского руководства от военно-технического сотрудничества с Москвой в пользу углубления кооперации с европейскими и американскими производителями. Пока США, Великобритания и страны ЕС используют скорее «пряник» в виде доступа к передовым технологиям, но вполне могут перейти и к «кнуту» в духе санкций по типу CAATSA. Тем не менее правительство Нарендры Моди не намерено менять устоявшуюся традицию ориентации на Россию, несмотря на беспрецедентные закупки военной и гражданской авиационной техники за рубежом. Это связано и с тем, что официальная позиция Нью-Дели заключается в неприсоединении к любому военному союзу и невмешательству в конфликты и спорные ситуации, напрямую не касающиеся национальной безопасности. Обращает на себя внимание самостоятельность Индии в вопросе выбора партнёров по ВТС, что свидетельствует и о независимости внешнеполитического курса страны, характерного для державы мирового уровня.


Оценить статью
(Голосов: 11, Рейтинг: 3.91)
 (11 голосов)
Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся