Распечатать
Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей
Александр Ермаков

Научный сотрудник ИМЭМО им. Е.М. Примакова РАН, эксперт РСМД

Последние полгода прошли в обстановке усиления военной активности Североатлантического альянса у границ России. Наиболее видимая ее часть заключается в перебазировании на территорию восточноевропейских членов боевой авиации более развитых «старых» членов НАТО и в практически постоянном нахождении в Черном море кораблей альянса.

Последние полгода прошли в обстановке усиления военной активности Североатлантического альянса у границ России. Наиболее видимая ее часть заключается в перебазировании на территорию восточноевропейских членов боевой авиации более развитых «старых» членов НАТО и в практически постоянном нахождении в Черном море кораблей альянса.

Оттепель в Европе

Со времени роспуска Организации Варшавского договора и распада СССР «милитаризация» Европы неуклонно снижалась. Так, от огромной европейской группировки ВВС США остались только три постоянно действующие авиабазы с небольшим количеством боевых самолетов: Шпангдалем (Германия, истребители F-16C/D), Авиано (Италия, F-16C/D) и Лейкнхет (Англия, истребители F-15С и F-15E). Символичным стал вывод в 2013 г. из Европы последних штурмовиков A-10C «Тандерболт II», некогда создававшихся специально для сдерживания «красной танковой лавины». После этого значительные силы размещались в Европе только в период военных конфликтов. В частности, в Великобритании традиционно размещались стратегические бомбардировщики, осуществлявшие налеты на Ближний Восток и Балканы. Для этого на ряде крупных аэродромов сохранилось базирование наземных служб ВВС США, поддерживающих в порядке инфраструктуру, на постоянной основе размещены самолеты-топливозаправщики и военно-транспортная авиация.

Flickr / US Air Force
Американский бомбардировщик B-2A
выполняет дозаправку в воздухе над
Великобританией


Активность НАТО в области размещения авиации проявлялась, главным образом, в учениях, в том числе на территории новых членов, и в миссиях «Воздушной полиции».

Россия после распада СССР полностью отказалась от базирования своей боевой авиации в странах Восточной Европы. В Калининградской области, «европейском форпосте» России, размещалось небольшое количество истребителей Су-27, но боеспособны они были в основном на бумаге.

Активность НАТО в области размещения авиации проявлялась, главным образом, в учениях, в том числе на территории новых членов, и в миссиях «Воздушной полиции» (Air Policing). Возникновение последней связано с отсутствием у многих новых членов альянса боевых самолетов. Принцип коллективной безопасности и практическая необходимость требуют размещения на их территории самолетов, способных обеспечивать, как минимум, базовую ПВО страны, перехватывать и сопровождать военные самолеты других стран (прежде всего, российские), а в случае необходимости принуждать нарушителя воздушного пространства к посадке. Однако никто из членов альянса, включая США, не готов размещать на постоянной основе на территории этих стран свои военные базы. В связи с этим была предложена компромиссная схема, предусматривающая размещение небольших контингентов на короткий срок, по очереди.

«Воздушная полиция» работает в Албании, Словении, Исландии и прибалтийских государствах. Миссии в Словении и Албании носят преимущественно декоративный характер и выполняются ВВС Италии при помощи (в Албании) ВВС Греции. Миссия в Исландии обеспечивает прикрытие северной части Атлантического океана - разведчики и бомбардировщики ВВС России регулярно демонстрируют способность забираться в этот регион. Наиболее известна «Воздушная полиция» в Прибалтике (Baltic Air Policing) - российская авиация здесь весьма активна, а страны Прибалтики традиционно относятся к любой активности вооруженных сил России крайне болезненно. Назвать миссию НАТО угрозой для России трудно, поскольку в нее входит одно звено истребителей, не оснащенных ударным вооружением и способных на деле только наблюдать за подшефным воздушным пространством и, как максимум, перехватывать и сопровождать приблизившиеся к нему самолеты. Причем зачастую страны альянса отправляли на дежурство в Прибалтику далеко не самые новые самолеты, вероятно, руководствуясь, в первую очередь, стоимостью летного часа.

Flickr / Łukasz Pacholski
Французские истребители Rafale в Польше

Целями разведывательных и тренировочных полетов ВВС России периодически становится не только Прибалтика - регулярные полеты совершаются и к границам Швеции. Эта страна поддерживает близкие, союзнические отношения с НАТО (например, Швеция принимала ограниченное участие в воздушной операции альянса в Ливии), но не является членом блока. Активные действия ВВС России у ее границ «льют воду на мельницу» сторонников вступления Швеции в военный блок. В частности, крайне болезненную реакцию вызывают регулярные подлеты на минимальную дистанцию (30-40 км) к границе небольших групп бомбардировщиков с имитацией атаки. После множества таких эпизодов, активно муссируемых в прессе и усугубленных украинским кризисом, неудивительно, что Швеция и в меньшей степени Финляндия (1, 2) сейчас морально как никогда близки к вступлению в альянс. В ноябре 2013 г. шведское правительство одобрило присоединение эскадрильи истребителей «Грипен» к Силам быстрого реагирования НАТО.

Рассматривая картину, сложившуюся на западных воздушных границах России, следует признать, что до конца 2013 г. она в целом оставалась довольно мирной. ВВС США снизили базирование в Европе на постоянной основе до исторического минимума, миссия Baltic Air Policing находилась в рамках минимальных обязанностей военного блока по обеспечению коллективной безопасности своих членов, регулярные учения хоть и периодически вызывали болезненную реакцию в прессе, но были скорее средством «поддержать друг друга в тонусе». Впрочем, картину омрачала ситуация со страной, которая часто служила яблоком раздора в Европе, а именно с Польшей.

Базы в Польше и Белоруссии

Целями разведывательных и тренировочных полетов ВВС России периодически становится не только Прибалтика - регулярные полеты совершаются и к границам Швеции.

В 2010 г. министр обороны Польши Б. Клих официально объявил о планах разместить в своей стране на ротационной основе истребители F-16. После российско-грузинского конфликта Польша считала, что только непосредственное размещение американских вооруженных сил на ее территории обеспечит достаточный уровень защиты от неизбежной, по мнению ряда польских политиков, агрессии России. Доверие Польши к институтам НАТО было подорвано. Размещение было запланировано на 2013 г., в дальнейшем было отложено.

Неудивительно, что размещение американских боевых самолетов в Польше вызвало болезненную реакцию России. В частности, отмечалось, что в отличие от компонентов противоракетной обороны или зенитно-ракетных комплексов многоцелевые истребители - наступательное вооружение. Реакцией на это стал симметричный шаг: в апреле 2013 г. министр обороны С. Шойгу объявил о размещении в Белоруссии военной базы ВВС России. Начать планировалось со схожего с американским решения, а именно с 1-2 звеньев, размещаемых на ротационной основе. Однако сразу же было объявлено и о более серьезных планах - разместить там в 2015 г. на постоянной основе истребительный авиаполк.

Призраки холодной войны

scontent-a.xx.fbcdn.net
Английский истребитель Typhoon на
дежурстве на авиабазе в Литве. На заднем
плане взлетают польские Миг-29

Украинский кризис резко обострил и так накаляющуюся ситуацию. В первых числах марта 2014 г. США более чем вдвое увеличили свою миссию в Baltic Air Policing - с 4 до 10 истребителей F-15C. Официальным поводом послужили участившиеся полеты российских самолетов-разведчиков. Так, 24 февраля 2014 г., в День независимости Эстонии, истребители вылетали на перехват разведчика и приняли участие в параде в городе Пярну в течение одного вылета. Американские истребители сменил первый в истории многонациональный контингент: 12 истребителей, по 4 от трех стран альянса. В дополнение к Польше, чья очередь была по первоначальным планам, свои самолеты предоставили Великобритания и Дания. При этом если Польша и Дания разместили относительно устаревшие машины (МиГ-29 и F-16AM), то Великобритания впервые отправила свои Еврофайтер «Тайфун». Франция официально не приняла участие в этом раунде миссии, но разместила в качестве поддержки в Польше звено своих истребителей «Рафаль», также впервые. Такое количество самолетов сразу нескольких стран альянса впервые размещается в непосредственной близости от границ России. Например, от авиабазы под Мальборком в Польше, где разместились «Рафали», чуть более 50 км до границы Калининградской области, а от авиабазы Эмари в Эстонии, где начали дежурство датские F-16, около 200 км до границы Псковской области. Уже были встречи с российскими вооруженными силами - английские «Тайфуны» выполнили облет корвета Балтийского флота. В начале июня в регионе практически одновременно прошли крупные учения НАТО и России.

Украинский кризис резко обострил и так накаляющуюся ситуацию. В первых числах марта 2014 г. США более чем вдвое увеличили свою миссию в Baltic Air Policing.

В Польше и Белоруссии стороны также действовали практически синхронно. 13 марта 2014 г. на авиабазе Ласк села первая шестерка F-16C с итальянской базы в Авиано, а в Бобруйске - 6 Су-27 в дополнение к базировавшимся с декабря 2013 г. в Барановичах четырем самолетам того же типа. В дальнейшем США довели группировку до 12 истребителей. В Белоруссии также временно базировался российский самолет дальнего радиолокационного обнаружения А-50. Вероятно, это был симметричный ответ на патрулирование границ Украины аналогичными самолетами E-3 «Сентри» ВВС Великобритании и НАТО. Обострение ситуации вынудило ВВС России форсировать планы развертывания там на постоянной основе истребительного авиаполка. 17 марта 2014 г. главнокомандующий ВВС России В. Бондарев заявил, что 24 истребителя Су-27СМ3 будут развернуты до конца 2014 г.

theaviationist.com
Typhoon Королевских ВВС Великобритании и
Миг-29 ВВС Польши на патрулировании

Символичным стал выбор фона для речи Б. Обамы 3 июня 2014 г. в аэропорту Варшавы - 4 истребителя F-16, из них 2 польских и 2 американских. Президент США говорил о необходимости укрепления сотрудничества в деле защиты польского неба и провел недвусмысленную историческую параллель: по его словам, ВВС Польши, сражавшиеся с «большевиками» в советско-польской войне 1919-1921 гг., были основаны поляками американского происхождения, а значит, в первую очередь, американцами [1]. На следующий день после речи Б. Обамы ВВС США объявили о плане временно разместить на базе Фэйрфорд в Великобритании 3 стратегических бомбардировщика B-52H «Стратофортресс». 8 июня к ним присоединилась пара B-2 «Спирит».

Президент США запросил у Конгресса 1 млрд долл. на «усиление военного присутствия в Восточной Европе». Как будет потрачена эта сумма и вообще будет ли она выделена в условиях секвестра военного бюджета - сказать сложно. Создается впечатление, что для успокоения союзников и имитации жесткости в противодействии России достаточно было громко запросить красивую «круглую» сумму.

Военная целесообразность или политический жест?

Для современного истребителя, обладающего боевым радиусом действия порядка тысячи километров (и это без дозаправки в воздухе), перемещение вплотную к границам гипотетического противника, в первую очередь, повышает уязвимость аэродрома базирования. Если существование российской базы в Белоруссии еще можно объяснить необходимостью «подменить» находящиеся не в лучшем состоянии и не молодеющие ВВС союзника России, то ВВС Польши можно назвать самыми сильными среди стран Восточной Европы - одних F-16 у поляков 48, причем они новее, чем у самих американцев.

www.lakenheath.af.mil
Американские и финские истребители на
учениях в Норвегии

Размещение небольших групп истребителей в странах, лишенных собственных ВВС, с целью выполнения задач ПВО мирного времени - недопущения пересечения границы и сопровождения потенциальных нарушителей - без сомнения является осмысленным и полезным. Однако увеличение этих групп ничего не дает с практической точки зрения. Одно звено или три-четыре звена, состоящих из разнотипных самолетов ВВС нескольких стран, - в обоих случаях ударный потенциал против технически развитого противника практически нулевой, а для выполнения вышеуказанных задач на маленькой территории хватит и одного.

Схожая ситуация и с B-52 и B-2 - перебазирование пяти самолетов не меняет с военной точки зрения ничего. Оставшиеся на континенте десятки машин и так могут в случае необходимости «дотянуться» до любой точки мира.

Таким образом, действия НАТО представляют собой сугубо политические шаги, направленные на демонстрацию готовности прийти на помощь союзникам. Нет ничего общего с временами настоящей холодной войны, когда рассеянные по аэродромам Европы сотни самолетов двух политических блоков были готовы и способны за считанные часы превратить ее в ядерное пепелище. Мы наблюдаем «игру в холодную войну», игру, в первую очередь, на публику. Если смотреть в перспективу, то США наверняка продолжат базирование в Польше на ротационной основе. Размещать там постоянную авиабазу, по-видимому, не будут по финансовым причинам. В Прибалтике усиление Baltic Air Policing сойдет на нет, когда ослабнет «медийная» составляющая кризиса. Скорее всего, блок НАТО отреагирует на переход Крыма под российскую юрисдикцию (и вероятное скорое обновление и усиление там российской авиационной группировки) поддержкой Румынии. Примером может служить размещение там в конце апреля 2014 г. 6 истребителей CF-18 «Хорнет» ВВС Канады. Если период противостояния НАТО и России затянется, стоит ждать миссии «Romania Air Police».

Каким образом следует реагировать на это России? Спокойно и без эмоций. Поскольку реальной угрозы они не несут, а представляют собой скорее пиар-акции, то не стоит убеждать общественное мнение этих стран в необходимости подобных шагов действиями, напоминающими «налеты на Стокгольм». США пытаются консолидировать НАТО, используя образ России как врага, - незачем помогать им в этом. Россия, конечно, обязана обеспечивать безопасность партнера по союзному государству путем размещения на его территории истребительного авиаполка (раз этот путь выбран, есть и альтернативные, например, оснащение его ВВС на льготных условиях современной техникой и обучение личного состава).

Остается надеяться, что кризис в отношениях России и США-НАТО не усугубится, и времена настоящей холодной войны, а не игр в нее, не вернутся.

1. «… I would like to remind you that we have already had an opportunity to host American pilots in the Polish skies. It was at a very important moment in Poland - it was back in 1920 when the first Polish squadron was fighting against the Bolshevik wave, and it was established on the basis of the American pilots, mainly those of Polish origin from Chicago and other American towns. But these were American pilots» (http://www.whitehouse.gov/the-press-office/2014/06/03/remarks-president-obama-and-president-komorowski-us-and-polish-armed-for).

Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся