Распечатать
Оценить статью
(Голосов: 36, Рейтинг: 4.97)
 (36 голосов)
Поделиться статьей
Сергей Хенкин

Д.и.н., профессор, кафедра сравнительной политологии МГИМО МИД России, г.н.с. ИНИОН РАН, эксперт РСМД

В Испании досрочные парламентские выборы летом 2023 г. не выявили победителя. Король Филипп VI поручил формирование нового правительства Альберто Нуньесу Фейхоо, лидеру занявшей первое место консервативной Народной партии (НП). Быть утвержденным А.Н. Фейхоо может лишь при поддержке других партий, однако союзников у него немного, и среди них числится «Вокс» — праворадикальная партия, с которой многие партийные лидеры не хотят садиться за стол переговоров, считая наследницей франкизма. Стремясь выйти из затруднительного положения, лидер НП предложил главе Испанской социалистической рабочей партии (ИСРП) Педро Санчесу не препятствовать его утверждению главой правительства и заключить «большое национальное соглашение», однако П. Санчес и его сторонники предложение не приняли, заявив, что А.Н. Фейхоо негативно относится к политике руководства ИСРП и, делая свое предложение, руководствуется личными амбициями.

Больше шансов сформировать правительство у самого Педро Санчеса, но парадоксальность ситуации состоит в том, что он сможет это сделать, лишь получив поддержку сепаратистской партии «Вместе за Каталонию», неформальный руководитель которой — Карлес Пучдемон, экс-лидер Каталонии, возглавлявший сецессионистское движение за отделение от Испании и сейчас скрывающийся в Бельгии. Основное требование К. Пучдемона заключается в принятии закона об амнистии в отношении всех сепаратистов, однако вторая важная их цель — признание права Каталонии на самоопределение и проведение референдума о независимости — хоть и не педалируется, с повестки дня также не снимается.

Требования К. Пучдемона и готовность П. Санчеса с ним сотрудничать вызывают категорическое неприятие правой оппозиции. А.Н. Фейхоо, называя решение предоставить амнистию «неконституционным», утверждает, что П. Санчес уступает шантажу сепаратистов, ведущему к краху правового государства. Разногласия не обошли стороной и саму ИСРП. Главными критиками закона об амнистии стали ее исторические лидеры — Фелипе Гонсалес, генеральный секретарь партии (1974–1997 гг.), и председатель правительства (1982–1996 гг.), а также его заместитель в партии и правительстве Альфонсо Герра.

Представляются возможными три сценария дальнейшего развития событий. В рамках первого утверждение главой правительства А.Н. Фейхоо кажется маловероятным. При нынешней расстановке сил лидер консерваторов может победить лишь в том случае, если в его стан переметнется кто-то из лагеря П. Санчеса. Реализация сценария означает формирование правого правительства с участием НП и «Вокс», для которых амнистия и другие уступки сепаратистам неприемлемы. Противостояние борцов за независимость с государством резко обострится. Вполне возможно, что возобновится преследование сепаратизма, отношение к нему как к проблеме, решаемой не политическими методами, а судебными инстанциями. В обществе усилятся нетерпимость и агрессия, углубятся разобщенность и поляризация. Вместе с тем нельзя исключить, что подход НП к территориальной проблеме может смягчиться.

Второй сценарий более вероятен и предполагает выполнение требований К. Пучдемона. Амнистия придает новые силы сепаратизму и в очередной раз выводит его на авансцену политической жизни. Сотрудничество правительства с националистическими и сепаратистскими партиями не гарантирует устойчивого правления, так как поддержка ими действий властей конъюнктурна. Вместе с тем в сепаратистском движении возможен кризис, так как одних его участников удовлетворит предоставленная амнистия, а другие будут рассматривать ее лишь как промежуточную ступень для достижения конечной цели — проведения референдума о независимости Каталонии. Между командами П. Санчеса и К. Пучдемона завязывается сложная политическая игра, ставки в которой высоки, а исход неясен.

Третий сценарий подразумевает проведение новых выборов. Такой ход событий благоприятнее для правых партий, поскольку их электорат более дисциплинирован и мобилизован. Народная партия вновь победит, завоевав на этот раз больше депутатских мест и сформирует коалиционное правительство вместе с «Вокс». Но вовсе не исключен и другой исход, когда голосование опять не выявит партию, способную сформировать правительство, и сохранит в Испании ситуацию политического паралича.

В Испании идут консультации по формированию нового правительства. Досрочные парламентские выборы, состоявшиеся 23 июля 2023 г., не выявили победителя. По доминирующему мнению, больше шансов сформировать правительство у Испанской социалистической рабочей партии (ИСРП) и ее лидера Педро Санчеса. Парадоксальность ситуации состоит в том, что П. Санчес сможет это сделать, лишь получив поддержку сепаратистской партии «Вместе за Каталонию», неформальный руководитель которой — Карлес Пучдемон, экс-лидер Каталонии, возглавлявший сецессионистское движение за отделение от Испании и сейчас скрывающийся в Бельгии (на родине ему грозит арест). Между тем К. Пучдемон выдвигает требования, выполнение части которых означает переход правительством «красной линии», определяемой испанским законодательством и существующими правилами игры. Острота положения, вызывающая в стране ожесточенную полемику, побуждает оценить возможности каталонского сепаратизма в его противостоянии с государством.

Предложение А.Н. Фейхоо не принято П. Санчесом

22 августа 2023 г. король Филипп VI поручил формирование нового правительства Альберто Нуньесу Фейхоо, лидеру консервативной Народной партии (НП), которая заняла первое место на июльских выборах. Быть утвержденным А.Н. Фейхоо может лишь при поддержке других партий. Однако союзников у него немного — «Вокс», Канарская коалиция и Союз наваррского народа. В совокупности он может собрать 172 голоса (абсолютное большинство составляет 176 депутатов), что недостаточно для избрания ни в первом, ни во втором турах голосования, которое состоится 26–27 сентября 2023 г. Негативное влияние на перспективы НП оказывает сотрудничество с «Вокс» — праворадикальной партией, с которой многие партийные лидеры не хотят садиться за стол переговоров, считая наследницей франкизма.

Стремясь выйти из затруднительного положения и апеллируя к «исторической ответственности ведущих партий», лидер НП предложил П. Санчесу не препятствовать его утверждению главой правительства и заключить «большое национальное соглашение», в частности для того, чтобы «Испания не зависела от требований сепаратистов». Соглашение включает шесть пактов: по демократическому возрождению (улучшение качества демократии), по развитию государства благосостояния, по экономическому оздоровлению (решение проблем наиболее уязвимых слоев населения и среднего класса), по поддержке семьи, по развитию водоснабжения (доступ к этому основному ресурсу в условиях возможного ухудшения климата), по реформированию территориального устройства страны. На реализацию этих договоренностей отводится максимум два года. После этого, «если подписанты не сочтут возможным продолжить легислатуру для реализации этих или новых соглашений, проводятся новые выборы». Однако П. Санчес и его сторонники предложение не приняли, заявив, что А.Н. Фейхоо негативно относится к политике руководства ИСРП и, делая свое предложение, руководствуется личными амбициями.

К. Пучдемон возвращается в испанскую политику и наступает

Более предпочтительными представляются шансы на избрание главой правительства самого П. Санчеса, которое состоится в случае неудачи инвеституры А.Н. Фейхоо. Лидер ИСРП может рассчитывать на поддержку блока «Сумар», Баскской националистической партии, Левых республиканцев Каталонии, баскской «Бильду», Галисийского националистического блока. Правда, этих голосов недостаточно для его утверждения. Парадоксально, но положительно этот вопрос можно решить только благодаря поддержке (или воздержанию от голосования, равнозначных ей) семи депутатов партии «Вместе за Каталонию», возглавляемой К. Пучдемоном, которая во время истекшей легислатуры стояла в жесткой оппозиции по отношению к правительству П. Санчеса, требуя амнистии и проведения референдума по независимости. Избирательная арифметика превратила К. Пучдемона в одну из основных фигур нынешней фазы развития. Ключи для разрешения ситуации оказались в руках экс-главы Каталонии, претендующего на роль выразителя интересов всего населения автономии в условиях (и это еще один парадокс), когда его партия на июльских выборах заняла лишь четвертое место среди каталонских партий со скромным результатом (11,2%, или 392 тыс. голосов).

Обращаясь к правительству и оппозиции, испанской и международной аудитории, К. Пучдемон выдвинул четыре требования: признание государством конфликта и легитимизация борьбы за независимость, амнистия всем участникам, создание механизма посредничества и проверки реализации достигнутых соглашений, установление в качестве единственных ограничений тех, которые определены международными соглашениями и касаются прав человека и основных свобод.

Требования К. Пучдемона не выглядят невыполнимыми для правительства. Так, вполне решаема проблема легитимизации сепаратизма. Уже сам факт участия тяготеющих к сецессии партий в выборах и присутствия в парламенте Испании говорит об их признании. Другим свидетельством происходящей легитимизации сепаратизма служит встреча в начале сентября 2023 г. Иоланды Диас, лидера блока «Сумар», исполняющей обязанности второго заместителя председателя правительства, с К. Пучдемоном в Брюсселе, в здании Европарламента. Это была первая встреча министра правительства Испании с экс-главой Каталонии после его бегства в Бельгию в 2017 г. после референдума о независимости, признанного властями незаконным. Переговоры прошли в дружеской обстановке. В совместном заявлении отмечалось, что необходимо «изучить все демократические пути разблокирования политического конфликта в Каталонии». П. Санчес знал об этой встрече и предупредил И. Диас, что она ведет переговоры с К. Пучдемоном не как представитель правительства. Встреча наделала много шума. Многие сочли недопустимым контакты высокопоставленного официального лица «со сбежавшим преступником, поднявшим мятеж».

Разрешимым для команды Санчеса представляется и требование К. Пучдемона создать механизм посредничества и проверки заключенных соглашений, поскольку между сторонами отсутствует доверие. Экс-глава Каталонии не уточнил, имеет ли он в виду международное посредничество. Эта неопределенность дает возможность правительству ограничиться созданием «комиссии по наблюдению».

Основное требование К. Пучдемона — принятие закона об амнистии, который должен быть одобрен до инвеституры П. Санчеса. По данным самих сепаратистов, в уголовном судопроизводстве расследуются 1432 уголовных дела, и еще 1200 — по административным и финансовым делам, начиная с 1 января 2013 г., когда сепаратизм только набирал силу. К. Пучдемон настаивает на объявлении амнистии для всех участников движения за независимость Каталонии по всем предпринятым ими акциям. Он и его сторонники хотят, чтобы их признали «жертвами репрессий со стороны испанского государства».

Команда П. Санчеса пошла навстречу К. Пучдемону в вопросе об амнистии. Создана группа юристов, близких к правительству, работающая над текстом этого закона, который должен соответствовать конституционным нормам.

Следует отметить, что во время предшествующей легислатуры правительство П. Санчеса начало движение в сторону смягчения остроты каталонского конфликта. В 2021 г. оно вступило в переговоры с женералитатом (правительством) Каталонии и объявило о помиловании девяти руководителей сепаратистов. В 2022 г. в Уголовном кодексе была упразднена статья о наказании за участие в мятеже. Сепаратистам стала вменяться в вину только растрата государственных средств.

Но сейчас П. Санчес решился на значительно более рискованный шаг. В политическом классе Испании амнистия в отношении сепаратистов считалась недопустимой, разговоры о ней были табуированы. И вот теперь «красная линия» пройдена. Возможность, заручившись поддержкой сепаратистских партий, снова обрести государственную власть сделало отношение команды П. Санчеса к амнистии намного терпимее.

Были удовлетворены и некоторые другие требования партии К. Пучдемона. Так, в соглашение, заключенное в августе 2023 г. с правительством П. Санчеса, о формировании президиума национального парламента, было включено положение об использовании каталанского, баскского и галисийского языков в качестве официальных в работе как испанского парламента, так и Европарламента. В парламенте Испании нововведение было принято, что вызвало серьезную критику в среде политиков и общественности. Общая позиция критиков выражается словами: «Ни один испанец не должен нуждаться в переводчике, когда он говорит с другим испанцем». Более 50 бывших депутатов разных партий, в том числе социалистов, обратились с письмом к председателю парламента, в котором напомнили, что, согласно Конституции, государство имеет единственный официальный язык. Остальные языки также являются официальными, но в своих автономиях в соответствии с их статутами. Что же касается Европарламента, то по официальному ходатайству правительства Испании вопрос об использовании в его работе каталанского, баскского и галисийского языков как официальных будет рассмотрен в ближайшее время.

К. Пучдемон пока не педалирует вторую, наряду с амнистией, ключевую для сепаратизма проблему: признание права Каталонии на самоопределение и проведение референдума о независимости. Однако она не снимается с повестки дня. Руководители борьбы за независимость подчеркивают, что предоставление амнистии не конечная цель, а лишь необходимое условие для того, чтобы на равных обсуждать с правительством каталонскую проблему. Судя по всему, команда К. Пучдемона поставит вопрос о самоопределении и референдуме в повестку дня в случае формирования нового правительства П. Санчеса. При этом экс-лидер Каталонии заявляет, что если договоренность с испанским правительством о референдуме не будет достигнута, он будет ориентироваться на проведение его в одностороннем порядке, как это уже было в 2017 г. Между тем для руководства ИСРП проведение референдума недопустимо как противоречащее Конституции.

Представляется, что К. Пучдемон заинтересован в утверждении П. Санчеса председателем правительства. Безусловно, им движет стремление включиться в политическую борьбу, в которой он долгое время прямо не участвовал. Предоставление амнистии дает ему долгожданный шанс вернуться в Испанию реабилитированным, в то время как победа правых партий в случае повторения выборов вновь вернут его в положение «преступника, который должен предстать перед испанским судом». К тому же как депутат Европарламента он разделяет общие опасения членов этой структуры в отношении прихода к власти праворадикальных партий, носителей евроскептицизма, выступающих с альтернативой неолиберальной парадигме.

Надо сказать, что позиции сепаратистских сил в Каталонии сейчас не так сильны, как это было еще совсем недавно. Так, по данным каталонского центра изучения общественного мнения, в июле 2023 г. число сторонников единой Испании превышало долю приверженцев отделения Каталонии на 10 процентных пунктов (52% против 42%). Свою роль сыграла эпидемия Covid-19 и ее последствия: каталонцев стали больше заботить проблемы собственного выживания, чем борьба за независимость. Сказывается и то, что между двумя ведущими партиями в стане сепаратистов — «Вместе за Каталонию» и Левыми республиканцами Каталонии — нет единства: идет напряженная борьба за лидерство.

Следует иметь в виду, что сепаратизм идейно неоднороден. В нем есть радикальное крыло в лице, например, Национальной ассамблеи Каталонии — влиятельной организации гражданского общества, осуждающей К. Пучдемона и его сторонников за готовность вести переговоры с правительством и требующей немедленного провозглашения независимости. Другая крайность — это умеренные, которых удовлетворит предоставление амнистии (примечательно, что некоторые радикально настроенные участники движения называют амнистию «ловушкой»).

Политическая борьба вокруг амнистии сепаратистам

Вокруг закона об амнистии развернулась острая общественная дискуссия, разделившая общество. Дополнительную остроту ей придает то, что в Конституции Испании об амнистии ничего не сказано. Это можно интерпретировать по-разному, в зависимости от политической воли, — и как то, что она не запрещена, и как то, что не разрешена.

Сторонники амнистии видят в ней «акт прощения, призванный стереть неприятные воспоминания». «Цель амнистии состоит в создании основ, необходимых для того, чтобы все стороны трудились во благо разрешения каталонского конфликта в рамках Конституции и руководствуясь стремлением положить конец этапу противостояния». По мнению ИСРП, амнистия стимулирует диалог в рамках Конституции и улучшит сосуществование между каталонцами, а также между Каталонией и остальной Испанией.

Правительство может в течение месяца добиться одобрения закона об амнистии нижней палатой парламента. Остаются, однако, неясными содержание закона и масштабы амнистии (может ли она быть такой широкой, как требует К. Пучдемон).

Многочисленные критики закона считают реабилитацию сепаратизма опасным решением, наносящим удар по принципам правового государства, видят в ней «сертификат безнаказанности прошлых преступлений и будущих угроз». Задается вопрос, правомерно ли в рамках Конституции принять закон, который по существу доказывает правоту сепаратизма и лишает юридической силы предыдущие судебные решения в отношении него, тем самым признавая, что судебные инстанции Испании прежде выносили несправедливые приговоры. Существует непонимание, за что амнистируются лидеры сепаратистов, которые не раскаялись и намереваются продолжать борьбу за независимость. Обращается внимание и на то, что в предвыборной программе социалистов об амнистии не говорилось. Она вошла в повестку дня правительства только после того, как сепаратисты потребовали ее взамен за свою поддержку инвеституры П. Санчеса. Получила распространение точка зрения, что бежавший от правосудия мятежник К. Пучдемон определяет деятельность правительства и оказывает деструктивное влияние на стабильность в испанском обществе.

Требования К. Пучдемона и готовность П. Санчеса с ним сотрудничать вызывают категорическое неприятие правой оппозиции. А.Н. Фейхоо, называя решение предоставить амнистию «неконституционным», утверждает, что П. Санчес уступает шантажу сепаратистов, ведущему к краху правового государства. 24 сентября 2023 г., за два дня до инвеституры А.Н. Фейхоо, НП организует в Мадриде митинг своих сторонников против амнистии. Лидер «Вокс» С. Абаскаль заявил, что принятие П. Санчесом требований К. Пучдемона «будет означать государственный переворот».

Разногласия не обошли стороной и саму ИСРП. Главными критиками закона об амнистии стали ее исторические лидеры — Фелипе Гонсалес, генеральный секретарь партии (1974–1997 гг.), и председатель правительства (1982–1996 гг.), а также его заместитель в партии и правительстве Альфонсо Герра. Ф. Гонсалес заявил, что предоставить амнистию сепаратистам означает «осудить демократический режим как виновный в том, что произошло в 2017 г». По мнению А. Герры, объявление амнистии лишь разожжет аппетиты сепаратистов, которые будут требовать все большего — самоопределения и референдума о независимости, что приведет к разрушению демократического режима. Несогласие с законом об амнистии высказывают и некоторые нынешние региональные руководители, а также члены ИСРП. Однако в целом партия поддерживает курс П. Санчеса, отвергая критику в его адрес или не реагируя на нее.

***

Представляются возможными три сценария дальнейшего развития событий. В рамках первого утверждение главой правительства А.Н. Фейхоо кажется маловероятным. При нынешней расстановке сил лидер консерваторов может победить лишь в том случае, если в момент голосования в его стан переметнется кто-то из лагеря П. Санчеса. Реализация сценария означает формирование правого правительства с участием НП и «Вокс», для которых амнистия и другие уступки сепаратистам неприемлемы. Противостояние борцов за независимость с государством резко обострится. Вполне возможно, что возобновится преследование сепаратизма, отношение к нему как к проблеме, решаемой не политическими методами, а судебными инстанциями. В обществе усилятся нетерпимость и агрессия, углубятся разобщенность и поляризация. Вместе с тем нельзя исключить, что подход НП к территориальной проблеме может смягчиться, несмотря на непримиримую позицию «Вокс», ориентирующейся на создание унитарного государства. В уже упоминавшемся предложении, с которым А.Н. Фейхоо обратился к П. Санчесу, предусматривается превращение сената, ныне занимающего подчиненное положение, в полноценную палату территориального представительства.

Второй сценарий более вероятен. Правительство выполняет требования К. Пучдемона, в результате чего парламент утверждает П. Санчеса председателем правительства при поддержке сепаратистских партий. Амнистия придает новые силы сепаратизму и в очередной раз выводит его на авансцену политической жизни. Сотрудничество правительства с националистическими и сепаратистскими партиями не гарантирует устойчивого правления, так как поддержка ими действий властей конъюнктурна. Взамен одобрения этих действий они будут требовать реализации своих целей. Одной из центральных проблем в работе новой легислатуры становится проведение референдума о независимости Каталонии. Вместе с тем в сепаратистском движении возможен кризис, так как одних его участников удовлетворит предоставленная амнистия, а другие будут рассматривать ее лишь как промежуточную ступень для достижения конечной цели. Между командами П. Санчеса и К. Пучдемона завязывается сложная политическая игра, ставки в которой высоки, а исход неясен. Правительство испытывает постоянное давление не только со стороны временных союзников, но и сталкивается с мощным противодействием правой оппозиции, обвиняющей его в «развале Испании». Как и при первом сценарии, легислатура протекает в наэлектризованной обстановке углубившейся политической поляризации. Можно допустить, что будут предприняты шаги в сторону реформирования отношений между Барселоной и Мадридом так же, как и всей территориальной организации Испании.

Третий сценарий, который также возможен, подразумевает проведение новых выборов. Такой ход событий благоприятнее для правых партий, поскольку их электорат более дисциплинирован и мобилизован. Народная партия вновь победит, завоевав на этот раз больше депутатских мест, чем в июле, и сформирует коалиционное правительство вместе с «Вокс». Повторение выборов в предыдущие годы приводило к успеху правых (2016 и 2019 гг.). Но вовсе не исключен и другой исход голосования: оно опять не выявит партию, способную сформировать правительство, и сохранит в Испании ситуацию политического паралича.

Оценить статью
(Голосов: 36, Рейтинг: 4.97)
 (36 голосов)
Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся