Распечатать
Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей

Мы, члены Сети европейских лидеров, берем на себя обязательства содействовать установлению мира без ядерного оружия. Мир станет таким только в результате совместных усилий руководителей и народов всех континентов. Мир без ядерного оружия возможен лишь в том случае, если практические меры, необходимые для его достижения, будут рассматриваться как способствующие национальной безопасности каждой страны и безопасности всего мира.

Заявление сети европейских лидеров [1]

1. Общие положения

Мы, члены Сети европейских лидеров, берем на себя обязательства содействовать установлению мира без ядерного оружия. Мир станет таким только в результате совместных усилий руководителей и народов всех континентов. Мир без ядерного оружия возможен лишь в том случае, если практические меры, необходимые для его достижения, будут рассматриваться как способствующие национальной безопасности каждой страны и безопасности всего мира. Мир без ядерного оружия возможен только при условии, что лидеры каждой страны и региона возьмут на себя часть обязанностей по реализации намеченных действий.

В евроатлантическом регионе, включающем США, страны Европы и Россию, сосредоточено более 95% всего ядерного оружия на земле. Здесь находятся 4 из 5 государств-участников ДНЯО, обладающих ядерным оружием, и 9 из 14 государств мира, имеющих ядерное оружие на своей территории (США, Россия, Великобритания, Франция, Германия, Италия, Турция, Бельгия и Нидерланды).

В последние годы вероятность разрушительного конфликта с применением обычного или ядерного оружия в евроатлантическом регионе резко снизилась, однако следы противостояния ХХ века и глубоко укоренившегося наследия недоверия периода холодной войны еще не исчезли. Продолжают доминировать концепции обеспечения безопасности времен холодной войны и многие связанные с ними военные доктрины.

В частности, сохраняется стратегия ядерного устрашения и взаимного гарантированного уничтожения. Крупные стратегические ядерные силы по-прежнему находятся в состоянии боевой готовности, готовые к запуску в течение нескольких минут; в Европе в резерве остаются тысячи единиц тактического ядерного оружия. Дискуссия десятилетней давности относительно противоракетной обороны не завершена. Новым проблемам безопасности, связанным с силами быстрого удара, кибербезопасностью и космосом, уделяется недостаточно внимания. Существующее положение дел является опасным и потенциально дестабилизирующим. Оно не способствует формированию доверия, необходимого для реализации совместных усилий по устранению возникающих угроз безопасности в Европе и во всем мире.

Расплачиваются за это наши народы. В сложившихся условиях риски, связанные с безопасностью, растут, как и расходы на оборону, отвлекая ресурсы от выполнения налогово-бюджетных задач и приоритетов внутреннего развития. Только в области ядерного вооружения цена вопроса в данном регионе принимает угрожающие размеры – около 500 млрд долл. [2]

Мы не утверждаем, что повышение уровня безопасности в регионе минимизирует все эти затраты, но со временем экономия может быть существенной – и она может многократно увеличиваться в безъядерных зонах.

2. Призыв к переменам

Таким образом, для обеспечения безопасности и экономического благосостояния наших граждан крайне необходимо начать новый, непрерывный и динамичный диалог по вопросам евроатлантической безопасности. Этот диалог должен быть политически санкционирован на высшем уровне, и в нем должно участвовать гражданские и военные представители высшего уровня.

В частности, мы призываем к следующему.

2.1. Процесс

  • Создать по инициативе высшего руководства ведущих стран региона неформальную Контактную группу по вопросам евроатлантической безопасности с целью выработки рекомендаций относительно того, какие вопросы нуждаются в рассмотрении, на каких принципах должен строиться диалог, а также определения гражданских и военных представителей, на которых будут возложены эти новые обязанности. Независимо от специфики данного процесса должна быть предусмотрена возможность всестороннего обсуждения вопросов безопасности, акцент должен быть сделан на практические действия.
  • Определить различные форматы диалога по конкретным вопросам, которые могут быть двусторонними, многосторонними, либо предполагающими участие отдельных субрегионов Европы. Существующие форумы, такие как Совет Россия – НАТО и ОБСЕ, могли бы стать площадкой для обсуждения отдельных вопросов. Национальные лидеры и члены Контактной группы будут и дальше участвовать в диалоге.

2.2. Основные принципы

Мы считаем, что диалог должен строиться на следующих принципах:

  • рассмотрение всех элементов наступательного и оборонительного, ядерного и обычных вооружений, а также кибербезопасности и космоса в рамках новой концепции безопасности;
  • снижение роли ядерного оружия как существенной части общей оборонительной доктрины любого государства без ущерба безопасности каждой из сторон;
  • согласование методов увеличения времени принятия решения руководством в период повышенной напряженности и в чрезвычайных ситуациях;
  • переход от концепции взаимного гарантированного уничтожения к взаимопониманию, концепции взаимного раннего оповещения, взаимной обороны и взаимной безопасности;
  • укрепление стабильности за счет большей информационной открытости, сотрудничества и доверия; необходимо исключить страх перед угрозой нанесения удара без заблаговременного оповещения.

2.3. Практические приоритеты

Мы считаем, что в рамках гибкого формата диалога приоритетными могли бы стать следующие темы.

Ядерные силы

  • Меры, которые позволили бы увеличить время для принятия решений лидерами и повысить уровень стабильности в кризисных ситуациях. Это, в частности, относится к стратегическим ядерным силам США и России. Согласно последнему Договору о сокращении стратегических вооружений, каждая из стран может сохранять тысячи ядерных боеголовок на сотнях баллистических ракет, находящихся в боевой готовности и способных поразить цели менее чем за 30 минут. Такое положение повышает риск поспешного принятия решения об использовании баллистических ракет на основе ложного оповещения и риск случайного или несанкционированного запуска ракет. США и Россия в приоритетном порядке должны принять меры по выведению части своих стратегических сил из состояния боевой готовности.
  • Дальнейшее сокращение развернутых американских и российских стратегических ядерных сил.
  • Взаимная информационная открытость, меры по укреплению безопасности и доверия в отношении тактического ядерного вооружения в Европе, включая значительное сокращение этого вооружения.

 Противоракетная оборона

  • Создание Центра сотрудничества в области противоракетной обороны для обмена данными с радиолокационных станций дальнего обнаружения и спутников.
  • Меры по обеспечению взаимной информационной открытости в отношении систем противоракетной обороны и потенциальных возможностей, включая ежегодный обмен актуальной информацией.
  • Продолжение совместных учений сил противоракетной обороны.
  • Письменные политические обязательства по неразвертыванию систем противоракетной обороны, подрывающих концепцию стратегической стабильности.

 Обычные вооруженные силы в Европе

  • Меры по укреплению доверия и безопасности путем предоставления дополнительных квот на проведение оценочных визитов согласно Венскому документу.
  • Расширенный Договор по открытому небу, включающий не только 34 государства, на которые распространяется Договор, но все 57 государств ОБСЕ, а также более широкий спектр возможностей по сбору технических данных.
  • ·Несмотря на нынешний статус Договора об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ), достижение договоренности в отношении положений, которые увеличивают время принятия решения высшим руководством. Обеспечение дополнительной информационной открытости относительно действий военных сил, расположенных за пределами своих зон дислокации, а также в отношении развертывания сил.

Обычные силы быстрого глобального удара

  • Достижение прозрачности планируемых и осуществляемых действий, а также формирование мер по укреплению доверия в случае, если со временем такое вооружение будет разрабатываться и развертываться.

Кибербезопасность

  • Обсуждение и реализация процесса заблаговременного обмена информацией о киберугрозах, общего подхода к защите сетей, а также совместного реагирования на кибератаки. Это сотрудничество может включать переговоры по выработке международных соглашений, которые ограничат угрозу кибервойны.

Космос

  • Обмен информацией по проекту Кодекса поведения в космосе с перспективой заключения соглашения о таком Кодексе.

Предлагаемый новый подход к укреплению взаимной безопасности в евроатлантическом регионе может привести к формированию более безопасного и надежного будущего для всех наших граждан. У нас есть историческая, но, вероятно, непродолжительная возможность действовать. Лидеры наших стран должны воспользоваться этой возможностью.

Подписали:

  1. Дес Браун, бывший министр обороны Великобритании.
  2. Вольфганг Ишингер, председатель Мюнхенской конференции по вопросам безопасности, бывший заместитель министра иностранных дел Германии, бывший посол Германии в США и Великобритании.
  3. Игорь Иванов, бывший министр иностранных дел России, секретарь Совета Безопасности России.
  4. Джеймс Арбетнот, действительный член Парламента Великобритании, председатель Комитета по обороне Палаты общин Парламента Великобритании.
  5. Айтуг Атыджы, действительный член Великого национального собрания Турции.
  6. Маргарет Беккет, действительный член Парламента Великобритании, бывший министр иностранных дел Великобритании.
  7. Александр Бессмертных, бывший министр иностранных дел России.
  8. Ханс Бликс, бывший министр иностранных дел Швеции, 3-ий генеральный директор МАГАТЭ, исполнительный председатель Комиссии ООН по наблюдению, контролю и инспекциям.
  9. Яакко Бломберг, бывший посол Финляндии в Канаде и Эстонии, специальный советник по Кипру Европейского комиссара по вопросам расширения.
  10. Кьелл Магне Бондевик, бывший премьер-министр Норвегии.
  11. Ханс ван ден Броек, бывший министр иностранных дел Нидерландов, бывший комиссар ЕС по внешним связям.
  12. Гру Брундтланд, бывший премьер-министр Норвегии.
  13. Алистер Бёрт, действующий член Парламента Великобритании, бывший министр иностранных дел Великобритании.
  14. Мензис Кэмпбелл, действительный член Парламента Великобритании, бывший лидер партии Либеральных демократов.
  15. Ингвар Карлссон, бывший премьер-министр Швеции.
  16. Хикмет Четин, бывший министр иностранных дел Турции, бывший заместитель премьер-министра Турции.
  17. Тарья Кронберг, действительный член Европейского парламента от Финляндии, председатель делегации Европейского парламента по отношениям с Ираном.
  18. Владимир Дворкин, генерал-майор в отставке, бывший руководитель 4-го Центрального научно-исследовательского института Министерства обороны России.
  19. Рольф Экеус, бывший посол Швеции в США, бывший председатель Специальной комиссии ООН по Ираку.
  20. Уффе Эллеманн-Йенсен, бывший министр иностранных дел Дании.
  21. Вагит Эрдем, бывший член Великого национального собрания Турции, главный советник президента Турции Сулеймана Демиреля, глава турецкой делегации в Парламентской ассамблее НАТО, вице-президент ПА НАТО.
  22. Гернот Эрлер, действительный член Бундестага Германии, заместитель председателя фракции СДПГ в Бундестаге, бывший статс-министр иностранных дел Германии.
  23. Анатолий Гриценко, действительный член Парламента Украины, бывший председатель парламентского Комитета по вопросам национальной безопасности и обороны, бывший министр обороны Украины.
  24. Ян Гамачек, действительный член Парламента Чехии, спикер Палаты депутатов.
  25. Дэвид Хэнни, бывший постоянный представитель Великобритании в ЕЭС и ООН.
  26. Ник Харви, действительный член Парламента Великобритании, бывший министр по делам вооруженных сил Великобритании.
  27. Армин Хасенпуш, генерал-майор в отставке, бывший вице-президент службы внешней разведки (БНД) Германии
  28. Джеффри Хау, бывший министр иностранных дел Великобритании.
  29. Дуглас Хард, бывший министр иностранных дел Великобритании.
  30. Яакко Илониеми, бывший посол Финляндии в ОБСЕ и США.
  31. Юхани Каскеала, бывший командующий вооруженными силами Финляндии.
  32. Ян Каван, бывший министр иностранных дел Чехии, бывший заместитель премьер-министра Чехии.
  33. Катя Койл, действительный член Бундестага Германии и Комитета по вопросам обороны.
  34. Джон Керр, бывший посол Великобритании в США и ЕС.
  35. Том Кинг, бывший министр обороны Великобритании.
  36. Пьер Лелуш, бывший министр по европейским делам Франции, бывший министр внешней торговли Франции.
  37. Будимир Лончар, президент Консультативного комитета по внешней политике и международным отношениям при Президенте Республики Хорватия, бывший министр иностранных дел Югославии.
  38. Рууд Любберс, бывший премьер-министр Нидерландов.
  39. Могенс Люккетофт, спикер Парламента Дании, бывший министр иностранных дел Дании.
  40. Джорджио Ла Мальфа, бывший министр по европейским делам Италии.
  41. Евгений Маслин, генерал-полковник в отставке, бывший директор 12-го Главного управления Министерства обороны Российской Федерации,
  42. Джон МакКол, бывший заместитель верховного главнокомандующего объединенными вооруженными силами НАТО в Европе, Великобритания
  43. Федерика Могерини, действительный член Парламента Италии, председатель итальянской делегации в Парламентской ассамблее НАТО.
  44. Оуэн Мерфи, действительный член Палаты представителей Парламента Республики Ирландия, глава парламентской делегации Ирландии в ПА ОБСЕ.
  45. Бернар Норлен, бывший командующий ПВО Франции, бывший командующий боевой авиацией ВВС Франции.
  46. Клаус Науманн, генерал в отставке (ГEAР), бывший председатель Военного комитета НАТО, Германия.
  47. Владимир Огрызко, бывший министр иностранных дел Украины.
  48. Януш Онышкевич, бывший министр обороны Польши, бывший вице-президент Комитета по иностранным делам Европейского парламента.
  49. Дэвид Оуэн, бывший министр иностранных дел Великобритании.
  50. Ана Паласио, бывший министр иностранных дел Испании.
  51. Борис Панкин, бывший министр иностранных дел России, бывший посол России в Великобритании.
  52. Поль Киле, бывший министр обороны Франции.
  53. Элизабет Рен, бывший министр обороны Финляндии.
  54. Малколм Рифкинд, действительный член Парламента Великобритании, бывший министр обороны и иностранных дел Великобритании.
  55. Адам Даниэль Ротфельд, бывший министр иностранных дел Польши.
  56. Фолькер Рюэ, бывший министр обороны Германии.
  57. Константин Самофалов, действительный член Парламента Сербии.
  58. Оздем Санберк, директор Международной организации стратегических исследований, бывший заместитель министра иностранных дел Турции.
  59. Рудольф Шарпинг, бывший председатель СДПГ, бывший министр обороны Германии.
  60. Хавьер Солана, бывший министр иностранных дел Испании, бывший генеральный секретарь НАТО, бывший Верховный представитель ЕС по общей внешней политике и политике безопасности.
  61. Джон Стэнли, действительный член Парламента Великобритании, председатель Комитета по контролю над экспортом оружия.
  62. Торвальд Штольтенберг, бывший министр обороны и иностранных дел Норвегии.
  63. Горан Свиланович, генеральный секретарь Регионального совета по сотрудничеству Сербии, бывший министр иностранных дел Югославии.
  64. Борис Тадич, бывший президент Сербии.
  65. Карло Трецца, председатель Режима контроля за ракетными технологиями (РКРТ), бывший спецпредставитель по разоружению и нераспространению, посол Италии в Республике Корея.
  66. Вячеслав Трубников, бывший директор Службы внешней разведки, бывший заместитель министра иностранных дел России, бывший посол России в Индии.
  67. Раймо Вяюрюнен, бывший руководитель Академии наук Финляндии.
  68. Алан Уэст, бывший первый морской лорд и начальник штаба ВМС Великобритании.
  69. Коре Виллок, бывший премьер-министр Норвегии.
  70. Ширли Уильямс, член Палаты лордов Парламента Великобритании, бывший лидер фракции Либеральных демократов в Палате лордов Парламента Великобритании.

Текст заявления на других языках:

1. Сеть европейских лидеров (European Leadership Network) была создана в целях содействия установлению мира без ядерного оружия. В деятельности организации принимают участие бывшие политические, военные деятели, а также бывшие руководящие работники министерств иностранных дел стран Европы. Европейская сеть лидеров проводит независимые исследования в области международных отношений и представляет собой площадку для обсуждения актуальных международных вопросов.

2. США готовы приступить к реализации программ по строительству новых подводных лодок и стратегических бомбардировщиков, оснащенных баллистическими ядерными ракетами, стоимостью более 400 млрд долл., а также продлить срок службы ядерного вооружения, развернутого в Европе, что будет стоить более 10 млрд долл. По имеющимся данным, в течение следующего десятилетия Россия планирует потратить на модернизацию своих стратегических ядерных сил 1,9 трлн руб., или 61 млрд долл. По весьма скромным подсчетам, возможная замена ракет «Трайдент» обойдется Великобритании в 25 млрд фунтов стерлингов, или 38 млрд долл.

 

Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся