Распечатать
Оценить статью
(Голосов: 2, Рейтинг: 5)
 (2 голоса)
Поделиться статьей
Валерий Шлямин

Д.э.н., научный руководитель Института североевропейских исследований Петрозаводского государственного университета, советник ректора, внештатный советник Главы Республики Карелия по внешнеэкономическим вопросам, эксперт РСМД

Игорь Титов

Консультант Торгпредства России в Финляндии, эксперт РСМД

Финляндия крайне заинтересована в использовании огромного экономического потенциала арктического региона. Большие перспективы по развитию сотрудничества в Арктике финны связывают с Россией. Финский бизнес стремится активно использовать возможности, которые дает ему освоение российской Арктики и увеличение объемов перевозок по Северному морскому пути. В целом перед Россией и Финляндией открываются богатые возможности для бизнес-взаимодействия и научно-технологической кооперации по широкому спектру направлений сотрудничества.

Финляндия крайне заинтересована в использовании огромного экономического потенциала арктического региона. Большие перспективы по развитию сотрудничества в Арктике финны связывают с Россией. Финский бизнес стремится активно использовать возможности, которые дает ему освоение российской Арктики и увеличение объемов перевозок по Северному морскому пути. В целом перед Россией и Финляндией открываются богатые возможности для бизнес-взаимодействия и научно-технологической кооперации по широкому спектру направлений сотрудничества.

В последние годы в мире наблюдается повышенный интерес к арктическому региону. Проблемы Арктики все больше переходят в практическую плоскость – открываются возможности использования транспортных маршрутов региона, появляются перспективы освоения природных ресурсов. В течение 2001–2011 гг. все восемь стран, входящих в Арктический совет (АС), разработали и приняли национальные стратегии в отношении Арктики. Россия и Финляндия не стали исключением.

Арктическая стратегия Финляндии

Стратегия предусматривает усиление международной роли Финляндии в регионе за счет инвестиций в обучение, проведение исследований, испытаний, разработку технологий.

На протяжении многих лет Финляндия является активным участником международных соглашений и различных организаций по сотрудничеству в арктическом и, в частности, в Баренцевом регионе. В 1997 г. именно в Финляндии родилась инициатива «Северного измерения» во внешней политике Европейского Союза, основной целью которого было провозглашено укрепление стабильности, благополучия и устойчивого развития на Севере Европы. При этом Финляндия хотела бы позиционировать себя как своеобразный форпост для вовлечения ЕС в совместное с Россией освоение Арктики. В ноябре 2006 г., в период председательства Финляндии в ЕС, «Северное измерение» стало совместной политикой Европейского Союза, Исландии, Норвегии и России. В июне 2010 г. была принята Стратегия Финляндии в арктическом регионе.

В Стратегии утверждается, что Финляндия как арктическая страна естественным образом является участником деятельности в арктическом регионе, что она крайне заинтересована в использовании огромного экономического потенциала Арктики. Стратегия предусматривает усиление международной роли Финляндии в качестве компетентного участника сотрудничества в регионе за счет инвестиций в обучение, проведение исследований, испытаний, разработку технологий. В документе определены конкретные задачи в сфере охраны окружающей среды, экономического сотрудничества (в том числе в области транспорта, логистики и развития инфраструктуры), защиты интересов коренных народов Севера. Предлагается активнее использовать накопленный финнами опыт и арктические технологии в зимнем судоходстве и судостроении, расширять возможности участия финских компаний в крупных проектах в регионе. Для этого планируется принять меры по поддержке экспорта в Арктику и интернационализации малых и средних компаний. Кроме того, ставится задача развивать представительство Финляндии в северных районах России. В частности, планируется открыть в Мурманске генеральное консульство Финляндии (в настоящее время там располагается мурманское отделение генерального консульства Финляндии в Санкт-Петербурге). За счет участия в арктических проектах международного сотрудничества Финляндия надеется стимулировать рост своих северных, наименее развитых регионов, особенно в сфере транспортного сообщения, логистики и телекоммуникаций.

В рамках реализации арктической Стратегии Финляндии Ассоциация по поддержке финского экспорта «Финпро» усилила свое присутствие в Баренцевом регионе, сделав представительство в Мурманске постоянным и открыв весной 2012 г. Центр по содействию экспорту в Норвегии.

Фото: eatingjellyfish.com
Карта государственных границ в Арктике

Финляндия рассматривает Арктический совет в качестве основного политического форума по арктическому сотрудничеству и предлагает расширить его состав и повестку заседаний. Страна выступает активным проводником политики укрепления позиции Евросоюза в арктическом сотрудничестве и получения ЕС статуса постоянного наблюдателя в АС. При этом Финляндия претендует на роль координатора ЕС в арктическом сотрудничестве, опираясь на поддержку самого Евросоюза. Идея размещения информационного центра ЕС по арктическим вопросам в г. Рованиеми, в самом северном университетском городе Евросоюза, нашла поддержку и в Еврокомиссии, и в Европарламенте. Так, по словам верховного представителя ЕС по иностранным делам и политике безопасности К. Эштон, трудно представить более подходящее место для размещения информационного центра ЕС по арктическим вопросам, чем Рованиеми. В январе 2011 г. Европарламент принял «Отчет о политике ЕС в отношении регионов Крайнего Севера», продемонстрировав тем самым, что процесс формирования арктического мышления в структурах Евросоюза набирает силу. В настоящее время Финляндия принимает активное участие в подготовке арктической стратегии Евросоюза, наряду с Еврокомиссией и Европарламентом.

Что касается законодательной базы для решения проблем арктического региона, то Финляндия считает, что существующих международных соглашений, особенно Конвенции ООН по морскому праву, вполне достаточно. Кроме того, для финнов важно, чтобы новые морские транспортные коридоры в северных широтах были международными, и чтобы плата, взимаемая за проход по ним, не стала препятствием для судоходства, а лишь обеспечивала его безопасность.

Ключевую роль в дальнейшей работе над Стратегией играет Консультативный комитет по вопросам Арктики, который был учрежден правительством Финляндии с целью координации деятельности министерств и ведомств. Основные задачи арктической Стратегии впервые нашли отражение в Правительственной программе на 2011–2015 гг., которая была принята новым составом Государственного Совета (Правительства) Финляндии, сформированного по итогам состоявшихся 17 апреля 2011 г. парламентских выборов. В настоящее время ведется работа по уточнению арктической Стратегии с привлечением заинтересованных участников, включая представителей бизнеса, научных и финансовых учреждений. Осенью 2012 г. правительство Финляндии планирует обсудить концепцию и основные приоритеты политики в Арктике. В ходе обсуждения будут определены ключевые участники арктической деятельности и дана оценка эффективности принимаемых государством мер. Весной 2013 г. ожидается появление актуализованной арктической Стратегии Финляндии.

Очевидно, что цели Финляндии – укрепить свои позиции в Арктике по таким направлениям, как научные исследования, судостроение, строительство, связь, а также содействовать усилению арктических позиций ЕС.

Перспективы сотрудничества России и Финляндии в Арктике

Фото: РИА «Новости»
Выступление Владимира Путина на первом
Международном арктическом форуме
«Арктика – территория диалога», 2010 г.

Выступая на первом Международном арктическом форуме «Арктика – территория диалога» (2010 г.), председатель правительства России В.В. Путин подчеркнул: «…Арктический регион призван служить площадкой для объединения сил, для подлинного партнерства в экономике, в сфере безопасности, в науке, образовании, в сбережении культурного достояния Севера». Российско-финские отношения могут служить примером такого партнерства.

Россия и Финляндия – соседи, которых связывают не только взаимовыгодная торговля, но и десятки крупных реализованных инвестиционных проектов, а также эффективные приграничные контакты. Фактором, способствующим развитию добрососедских российско-финляндских отношений, безусловно, является открытый и конструктивный политический диалог между руководителями двух государств.

Финский опыт исследований и «ноу-хау» в сфере арктических технологий получил всемирное признание. Перспективы развития сотрудничества в Арктике финны связывают с Россией. Для финских компаний Россия – основной рынок сбыта. Это и понятно, учитывая более чем столетний опыт сотрудничества наших стран в сфере строительства ледоколов и освоения Арктики. Первый в мире арктический ледокол «Ермак» был построен для Российской империи на английских верфях с использованием финских технологий. Начиная с 1932 г., для российских заказчиков на финских верфях были построены более двух тысяч судов различного типа. В 1980-х годах проектные работы и поставки были сосредоточены на специальных судах, предназначенных для условий Арктики. Совместно с финнами осуществлялось строительство ледоколов с ядерной силовой установкой «Таймыр» и «Вайгач». В 2010 г. по инновационной технологии компании «Aker Arctic» на Адмиралтейских верфях было завершено строительство двух новых арктических танкеров «Михаил Ульянов» и «Кирилл Лавров» (заказчик – ОАО «Совкомфлот»). Эти танкеры были задействованы в навигации по Северному морскому пути уже летом 2011 г. Можно привести еще множество примеров тесной промышленной кооперации двух стран, как в прошлом, так и в настоящем.

«Aker Arctic» продолжает активно взаимодействовать с российскими партнерами. В частности, эта компания провела в ледовом бассейне модельные испытания перспективных газовозов грузоподъемностью 205 тыс. т, предназначенных для вывоза сжиженного природного газа с восточного побережья полуострова Ямал (проект ОАО «Новатэк»).

Значимым событием двустороннего сотрудничества стало подписание в декабре 2010 г. в Санкт-Петербурге соглашения о создании российско-финляндского совместного предприятия в области судостроения (Соглашение о приобретении российским ОАО «Объединенная судостроительная корпорация» 50% акций верфи «Arctech Helsinki Shipyard» у «STX Finland Oy»). Совместное предприятие «Arctech Helsinki Shipyard» сегодня выступает в качестве одного из центров «ноу-хау» в области создания арктических судов. Деятельность компании сосредоточена на арктических технологиях судостроения и на кооперации между российским и финским морскими кластерами в целях обновления их арктического флота. Работающий в Арктике флот серьезно устарел и его масштабное восстановление представляет актуальную задачу. Судостроительная промышленность России пока не может удовлетворить огромную потребность в специальных судах, которые в ближайшее время понадобятся для нефтегазовой промышленности и обеспечения арктического мореплавания. Российская нефтегазовая отрасль нуждается в газовозах для транспортировки сжиженного природного и углеводородного газа, в танкерах, контейнеровозах, универсальных многоцелевых судах. Кроме того, освоение Арктики требует модернизации существующего ледокольного флота, а также строительства новых ледоколов и судов ледового класса для обеспечения добывающих платформ.

В настоящее время финны вместе с партнерами из Выборга и Калининграда строят на верфи «Arctech Helsinki Shipyard» три ледокольных судна. В июне 2012 г. на воду было спущено первое ледокольное судно-снабженец «Витус Беринг», которое будет передано заказчику – ОАО «Совкомфлот» – уже в декабре 2012 г. Два других судна планируется сдать заказчикам – «Совкомфлоту» и «Росморречфлоту» – в 2013 г. Ожидается привлечение компании «Arctech Helsinki Shipyard» к участию в тендерах, проводимых другими российскими заказчиками.

Еще одно перспективное направление двустороннего сотрудничества – совместное освоение обширных нефтяных и газовых запасов на континентальном шельфе Арктики.

Финские компании стремятся активно использовать возможности, которые открываются перед ними в связи с освоением российской Арктики и увеличением объемов перевозок по Северному морскому пути. В районе Санкт-Петербурга формируется судостроительный кластер (с базой в Кронштадте). На острове Котлин совместно с корейской компанией «STX» планируется возвести Ново-Адмиралтейские верфи, где будут строить крупные суда, в том числе газовозы. Создание кластера выгодно и финским, и российским судостроителям.

Фото: tsushima.su
Танкер ледового класса "Михаил Ульянов",
построенный по инновационной технологии
финской компании «Aker Arctic»

Новые возможности для сотрудничества России и Финляндии в сфере транспорта, логистики и транзита грузов связаны с эксплуатацией Северного морского пути и модернизацией систем железнодорожного, автомобильного и воздушного сообщения в Арктике. В последние годы обе страны вели работы по снижению транспортных затрат, в первую очередь, за счет улучшения совместимости видов транспорта, повышения эффективности транспортного рынка и использования информационных технологий на транспорте. В двустороннем приарктическом железнодорожном сообщении удалось достигнуть подлинного прорыва. В 2010 г. ОАО «Российские железные дороги» и «Государственные железные дороги Финляндии» (концерн «VR Group Ltd.») реализовали совместный проект по организации самого северного в мире скоростного железнодорожного сообщения Санкт-Петербург–Хельсинки. Благодаря этому проекту, расстояние между двумя столицами теперь можно преодолеть на поезде за три с половиной часа.

Большое внимание в российско-финляндском транспортном диалоге уделяется проблематике североевропейских транспортных коридоров. Совместные усилия по развитию транспортной системы направлены на обеспечение нормального функционирования участников внешнеэкономической деятельности, оборота товаров/услуг и свободного перемещения людей. В конечном счете, принимаемые меры призваны содействовать снижению транспортных расходов и повышению конкурентоспособности регионов Крайнего Севера.

Партнерство по транспорту и логистике, запущенное в рамках обновленной политики «Северного измерения» (в феврале 2011 г. в Хельсинки при штаб-квартире Северного инвестиционного банка был открыт международный секретариат партнерства), может стать важным региональным переговорным форумом. Кроме того, оно может послужить действенным инструментом координации международных транспортных коридоров на Севере Европы и повышения конкурентоспособности региона на мировых рынках.

Рациональное использование природно-ресурсного потенциала арктических территорий и обеспечение нового качества экономического роста невозможно без использования новых технологий в различных отраслях хозяйства и ускоренного развития информационно-коммуникационного комплекса. Многие эксперты рассматривают Финляндию как испытательную площадку для телекоммуникационной промышленности ЕС. Представляется, что у России и Финляндии есть потенциал взаимодействия в сфере информационно-коммуникационных технологий, в частности, в следующих областях: создание и модернизация телекоммуникационных сетей арктической зоны России; внедрение новых передовых беспроводных технологий; проведение совместных НИОКР; подготовка специалистов.

Один из ключевых вопросов освоения Арктики – обеспечение экологического баланса в регионе. В связи с этим целесообразно использовать многолетний успешный опыт российско-финляндского сотрудничества по охране окружающей среды региона Балтийского моря. Финляндия содействует реализации ряда крупных экологических проектов в России, в частности, по строительству водоочистных сооружений в Санкт-Петербурге. Налажен интенсивный диалог в рамках деятельности Комиссии по защите морской среды Балтийского моря (ХЕЛКОМ). Именно в Финляндии базируются управляющие органы ведущих финансовых институтов Северной Европы – Северного инвестиционного банка, Северной экологической финансовой корпорации «НЕФКО», природоохранного партнерства «Северного измерения». Полагаем, что в ближайшем будущем охрана окружающей среды в Арктике станет масштабной эколого-экономической программой, которая будет реализовываться на основе международного государственно-частного партнерства.

В Арктике может быть использован опыт Финляндии как одного из мировых лидеров в области «клинтех» («чистые технологии»). Целенаправленная политика позволила этой стране на фоне экономического роста снизить загрязнение окружающей среды. «Чистые технологии» охватывают экологически чистые производства, эффективное использование энергии с минимально возможным ущербом для природы, сортировку, переработку и утилизацию промышленных и бытовых отходов, управление водными ресурсами и сточными водами, контроль загрязнения воздуха и защиту почв и ландшафтов. В ближайшем будущем именно «чистые технологии» станут одним из приоритетов международного партнерства в освоении Арктики. Многие финские компании уже сейчас готовы предложить для использования в арктических условиях инновационные решения в целом ряде отраслей. Например, в строительстве речь идет о строительных материалах и технологиях, удовлетворяющих самым жестким требованиям в области энергосбережения и экологической безопасности.

* * *

Россия и Финляндия имеют огромный потенциал для бизнес-взаимодействия и научно-технологической кооперации в Арктике по широкому спектру направлений сотрудничества. Наиболее перспективными представляются судостроение, строительство, связь, использование возобновляемых источников энергии, высокотехнологичных материалов, внедрение энергоэффективных и ресурсосберегающих технологий. Присоединение России к ВТО послужит дополнительным стимулом к развитию научно-производственной кооперации и трансфера технологий. Формирующемуся двустороннему арктическому партнерству может способствовать Декларация о партнерстве для модернизации, подписанная Россией и Финляндией в марте 2011 г. Очевидно, что пришло время для согласования целей, задач совместной деятельности в рамках партнерства и отработки механизма взаимодействия заинтересованных сторон на уровне как правительств, так и бизнес-сообществ. Обсуждению данной проблемы можно было бы посвятить одну из ближайших сессий межправительственной российско-финляндской комиссии по экономическому сотрудничеству с участием Делового совета.

Положительный опыт сотрудничества России и Финляндии может послужить стартовой площадкой для диалога о сопряжении стратегий деятельности в арктическом регионе стран Северной Европы и всего Европейского Союза.

Оценить статью
(Голосов: 2, Рейтинг: 5)
 (2 голоса)
Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся