Распечатать Read in English
Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей
Керим Хас

К. полит. н., эксперт в области международных и турецко-российских отношений, эксперт РСМД

Турция, как и Россия, имеет жизненно важные стратегические интересы на Ближнем Востоке, и любое действие партнеров Анкары вызывает в правящих кругах государства либо позитивную, либо негативную реакцию. Сегодня в отношении Москвы приходится говорить о негативном характере реакции, под которой следует понимать трактовку активного военного присутствия России в Сирии и планы ее дальнейшего укрепления в регионе. В этом контексте необходимо учитывать, что любое государство нацелено на защиту собственных национальных интересов, и Турция здесь не исключение.

Интенсификация конфликта на Ближнем Востоке, операция войск воздушно-космической обороны России на территории Сирийской Арабской Республики и диаметрально противоположные позиции лидеров государств в отношении действующего президента Башара Асада продолжают оставаться главными событиями повестки дня. Дамаск стал эпицентром мирового политического процесса, испытанием современной системы международных отношений, будущего региональных проектов и двусторонних отношений. Турция, как и Россия, имеет жизненно важные стратегические интересы на Ближнем Востоке, и любое действие партнеров Анкары вызывает в правящих кругах государства либо позитивную, либо негативную реакцию. Важнейшую роль также играет внутриполитическая напряженность в стране, которая проецируется и на поведение государства на международной арене. Сегодня в отношении Москвы приходится говорить о негативном характере реакции, под которой следует понимать трактовку активного военного присутствия России в Сирии и планы ее дальнейшего укрепления в регионе. В этом контексте необходимо учитывать, что любое государство нацелено на защиту собственных национальных интересов, и Турция здесь не исключение.

Террористический акт, совершенный по предварительным данным членами группировки ИГ 11 октября 2015 г. в Анкаре, стал крупнейшим по числу жертв в истории современной Турции. События такого масштаба, как правило, объединяют лидеров мирового сообщества в борьбе с общей угрозой, происходит интенсификация контактов, взаимные упреки уходят на второй план. Однако в контексте российско-турецких отношений этого пока не предвидится.

И Анкара, и Москва осознают, что альтернативы российскому газу пока нет, а диверсификация импорта углеводородов в Турцию по другим каналам, в том числе по ТАНАП, если и произойдет, то не в ближайшем будущем.

Несмотря на то, что Кремль объясняет борьбу с ИГ не только приоритетом своей национальной безопасности, но и важнейшим шагом в поддержании мирового порядка и недопущения хаоса, Анкара рассматривает позицию Москвы с точки зрения еще большей эскалации конфликта на Ближнем Востоке и граничащих с Турцией территориях. Государственный аппарат усилил негативную риторику в адрес России, открыто высказывается недовольство ее внешней политикой, затрагивается важнейшая сторона межгосударственного сотрудничества — энергетическая. Это объясняется несколькими факторами:

REUTERS/Murad Sezer
Игорь Деланоэ:
Турция: недостающее звено?

Во-первых, заявления руководства Турции в отношении прекращения энергетического сотрудничества, либо его существенного ослабления, не стоит воспринимать буквально. И Анкара, и Москва осознают, что альтернативы российскому газу пока нет, а диверсификация импорта углеводородов в Турцию по другим каналам, в том числе по ТАНАП, если и произойдет, то не в ближайшем будущем. Иными словами, ни в краткосрочной, ни среднесрочной перспективе разрыв энергетических отношений Москвы и Анкары невозможен. В то же время нельзя не учитывать, что разногласия между странами в отношении региональных кризисов, а самое главное их решение, усложняют процесс взаимопонимания и могут подтолкнуть Турцию к интенсификации нового витка своей энергетической политики с такими странами, как Туркменистан, Азербайджан, Иран и другими государствами Персидского Залива. Россия, в свою очередь, понимает, что зависимость Турции от российских углеводородов не позволяет последней занимать жесткую позицию в региональных кризисах, что также сказывается на общем восприятии Анкарой внешней политики Москвы.

Турция, где поток беженцев исчисляется не сотнями тысяч, а миллионами, столкнулась с проблемой миграционного кризиса сильнее, нежели остальные государства Европы и Россия.

Во-вторых, необходимо понимать, что государство, некогда претендовавшее на роль лидера тюркского и мусульманского мира, оказалась в некотором роде заложницей сложившейся ситуации. Так, Россия создает координационно-информационный центр в Багдаде при поддержке Ирана, Ирака и Сирии; западные государства пришли к пониманию того, что с мнением Москвы им придется считаться, несмотря на то, что ключевой вопрос, а именно фигура президента Б. Асада, все еще остается на повестке дня. Более того, Москва смогла найти консенсус с США и Израилем по вопросу создания механизма предотвращения столкновений в воздухе. Другие механизмы подобного характера Россия планирует разработать с Саудовской Аравией и другими государствами Персидского залива. Анкара оказывается вне игры, хотя и играет роль одного из центральных региональных акторов, и это вызывает оправданную негативную реакцию политической элиты страны. Более того, нельзя не учитывать достигнутое в июле 2015 г. соглашение по иранской ядерной программе, где страны шестерки де-факто признали увеличение роли Тегерана в регионе во всех сферах его жизни. Понимая, что после снятия санкций с Ирана его политико-экономическое влияние будет направлено и в сторону Сирии, а контакты с Западными странами, прежде всего энергетического характера, многократно возрастут, Россия сделала очередной внешнеполитический маневр. Москва, таким образом, «сыграла на опережение», дав четкий сигнал Тегерану о приоритетном партнерстве, сделав его частью своей стратегии в Сирии.

В-третьих, именно Турция, где поток беженцев исчисляется не сотнями тысяч, а миллионами, столкнулась с проблемой миграционного кризиса сильнее, нежели остальные государства Европы и Россия. Не стоит забывать, что, несмотря на культурно-религиозную близость народов, более чем два миллиона беженцев в прямом и переносном смыслах легли тяжелой ношей на Турцию. Невозможность в ближайшем времени найти конструктивное решение по вопросу размещения и занятости переселенных людей вызывает напряженную социальную и экономическую обстановку внутри страны, в очередной раз поднимая вопрос безопасности. Более того, как предполагает турецкая сторона, военная операция России может в разы увеличить поток беженцев из Сирии, и первое государство, куда они ринутся, опять же станет Турция.

В-четвертых, нельзя забывать и о том, что после прошедших парламентских выборов 7 июня 2015 г. обстановка внутри страны далека от стабильной. Это вызвано и активизацией действий признанной в Турции террористической группы «Рабочей партии Курдистана» (РКК), с которой на протяжении длительного времени правительство ведет борьбу. Однако Россия, как известно, ее таковой не признает, более того, имеет контакты с «дочкой» PKK – PYD (Партия «Демократический союз» – Сирия). Москва же придерживается позиции сотрудничества с курдскими силами, ведущими борьбу в Сирии с ИГ, в том числе и теми, с которыми Анкара не намеренна вести диалог.

Если охлаждение российско-турецких отношений из временного явления перерастет в тенденцию, кооперация и поиски решения региональных кризисов между Москвой и Анкарой могут зайти в тупик.

В этом контексте необходимо отметить роль СМИ, которые российская сторона обвиняет в развязывании информационной войны. Действительно, зачастую события подвергаются вольной интерпретации в угоду геополитических интересов того или иного государства, и ни Турция, ни Россия здесь не исключение. Однако нельзя не учитывать внутренние процессы в стране, которые касаются и курдского вопроса и его чувствительных моментов. Так, например, показанный 16 сентября 2015 г. по центральному телевизионному каналу России документальный фильм «Земля Айлана Курди», рассказывающий о проблемах борьбы с ИГ, тяготах жизни сирийцев и кровавых преступлениях террористов, отдельно акцентирует внимание на влиянии курдского ополчения и женских батальонов из «Рабочей партии Курдистана» на успехи наземной операции в Сирии. Более того, интервью журналисту дает не рядовой член РКК, а глава координационного совета «Рабочей партии Курдистана» Джемиль Баик — в Турции он персона нон грата. Так, Д. Баик говорит, что, несмотря на существенные разногласия с турецкой стороной, ИГ — общая угроза, после ликвидации которой «...мы будем полностью заниматься вопросами независимости или автономии». Очевидно, что такая позиция не может не вызывать раздражение в Анкаре.

Однако, если до недавнего времени Москва дипломатично обходила курдский вопрос, давая понять, что сотрудничает с тем, кого считает реальными партнерами «на поле боя», то заявление В. Путина 13 октября 2015 г. на инвестиционном форуме «Россия Зовет!» Турция может воспринять как реверанс в свой адрес. Так, президент РФ в очередной раз подчеркнул дружественное направление взаимоотношений между государствами и особо отметил, что сейчас необходимо понять, как выстроить отношения на антитеррористическом треке. «Здесь у Турции много озабоченности, связанной и с курдским фактором, и с борьбой терроризмом. Мы понимаем все эти озабоченности и, безусловно, готовы учесть в ходе нашей совместной работы. Сейчас на уровне военных ведомств контакты есть», — сказал президент. Не считать это заявление определенным сигналом, безусловно, нельзя. Тем более, учитывая, что недавно российские боевые самолеты нарушили воздушную границу Турции, после чего антироссийская риторика внутри общества и в политической элите страны приняла еще большие масштабы.

В этом контексте необходимо отметить, что планы Турции по созданию беспилотной зоны на севере Сирии не увенчались успехом, что также в определенном смысле, по мнению турецкого руководства, «заслуга» Москвы. В дополнении к вышесказанному, Анкара как и многие другие государства, безусловно, получила сигнал после запуска ракет Военно-морским флотом России из Каспийского моря, территориально расположенного вне региона конфликтных действий. Этот шаг был воспринят Турцией не иначе, как демонстрация силы и спровоцировал нарастание антироссийских настроений. Более того, как подтвердил В. Путин в интервью ведущему российскому журналисту Владимиру Соловьеву 11 октября 2015 г., это действие носило и показательный характер. Новое вооружение, которым планируется оснастить российскую армию, глава государства назвал высокотехничным и высокоточным, отдельно подчеркнув, что в стране есть специалисты, знающие как его применять, а самое главное — имеющие волю это сделать.

Наконец, если охлаждение российско-турецких отношений из временного явления перерастет в тенденцию, кооперация и поиски решения региональных кризисов между Москвой и Анкарой могут зайти в тупик. Очевидно, что наметилась необходимость выстраивать новую линию отношений, не завязанных исключительно на экономическом секторе и энергетике. Политика «мягкой силы», которая активно используется Турцией в отношениях с другими государствами, дает позитивный результат, когда выигрывают обе стороны конфликта, тем самым претворяя концепцию «win-win strategy» в жизнь.

Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся