Распечатать
Оценить статью
(Голосов: 3, Рейтинг: 5)
 (3 голоса)
Поделиться статьей
Дмитрий Разумовский

К.э.н., член РСМД

Отражением новых геополитических приоритетов Мексики стала активизация сотрудничества со странами АТР как в двустороннем формате, так и в рамках существующих и создаваемых интеграционных объединений. Россия также стремится найти новые формы взаимодействия с динамично развивающимся регионом. Однако слабые контакты на двусторонней основе и в рамках региональных организаций предопределяют ограниченный набор возможностей для сотрудничества.

Отражением новых геополитических приоритетов Мексики стала активизация сотрудничества со странами АТР как в двустороннем формате, так и в рамках существующих и создаваемых интеграционных объединений (АТЭС, Тихоокеанский альянс, Транстихоокеанское партнерство). Россия также стремится найти новые формы взаимодействия с динамично развивающимся регионом. Так, в 2012 г. она предложила обновленную повестку во время своего председательства в АТЭС. Однако слабые контакты на двусторонней основе и в рамках региональных организаций предопределяют ограниченный набор возможностей для сотрудничества России и Мексики в АТР.

Интересы Мексики в АТР

Развитие отношений со странами АТР по другую сторону океана – важнейший элемент мексиканской внешнеполитической стратегии, направленной на снижение зависимости от США, повышение самостоятельности и значимости на мировой арене. Мексика стала первой латиноамериканской страной, вступившей в АТЭС (в 1993 г.). Однако за два десятилетия своего членства она не смогла в полной мере воспользоваться возможностями многостороннего диалога, предпочитая развивать отношения со странами региона на двусторонней основе.

Фото: paginaciudadana.com
Встреча Президента Мексики
Э. Пенья Ньето с Председателем КНР
Си Цзиньпинем

Рост экспортных поставок в страны Восточной и Юго-Восточной Азии наблюдается с начала 2000-х годов: доля этих стран в экспорте выросла с 1,6% в 2000 г. до 3,7% в 2012 г. За этот же период Китай стал третьим экспортным рынком Мексики после США и Канады. Темпами, опережающими экспорт, растет и импорт из стран АТР – на него приходится уже более четверти общего мексиканского импорта. Однако «качество» торговых связей, прежде всего с Китаем, не устраивает мексиканское руководство из-за большого дефицита торговли, постоянных ограничений мексиканских экспортеров в рамках антидемпинговых процедур и больших объемов теневой торговли. Не улучшает ситуацию и давняя конкуренция Китая и Мексики на рынках США.

Отражением нового вектора мексиканской торговой политики стали визиты президента Пенья Ньето в Японию и Китай. Приоритеты двустороннего сотрудничества с Китаем президент Мексики обозначил в своей программной статье, вышедшей накануне его визита в эту страну: торговля, инвестиции, туризм и культура. Мексика стремится сократить огромный дефицит торговли с Китаем (46,3 млрд долл. в 2011 г. Со своей стороны КНР декларирует готовность сделать структуру взаимной торговли более сбалансированной и даже выражает желание заключить с Мексикой соглашение о свободной торговле.

Развитие отношений со странами АТР по другую сторону океана – важнейший элемент мексиканской внешнеполитической стратегии, направленной на снижение зависимости от США, повышение самостоятельности и значимости на мировой арене. Мексика стала первой латиноамериканской страной, вступившей в АТЭС (в 1993 г.). Однако за два десятилетия своего членства она не смогла в полной мере воспользоваться возможностями многостороннего диалога, предпочитая развивать отношения со странами региона на двусторонней основе.

Активизация притока китайских инвестиций необходима Мексике на фоне наблюдаемого в последние годы снижения объема прямых иностранных инвестиций [1]. В то же время мексиканское руководство позиционирует страну как идеальную экспортную платформу для выхода на рынок США. В ходе взаимных визитов велись переговоры о китайских инвестициях в создание автосборочных предприятий на севере Мексики в экспортно-производственной зоне макиладорас. В рамках планируемой национальной реформы энергетического сектора обсуждается возможность допуска китайских нефтяных компаний к освоению мексиканских запасов газа и нефти. В июне 2013 г. достигнута предварительная договоренность о поставках нефти и газа из Мексики в Китай, причем последний инвестирует в строительство необходимой транспортной инфраструктуры на территории штатов Веракрус и Оахака. Кроме того, Мексика намерена включиться в конкуренцию за растущий поток туристов из Китая, который, по прогнозам китайских властей, в следующие пять лет суммарно превысит 400 млн поездок.

Мексика продолжает наращивать экономическое сотрудничество с Японией. Помимо вступления в силу дополнительных протоколов к двустороннему соглашению о свободной торговле, расширяющих доступ мексиканских товаров, наблюдается рост инвестиций японских компаний, прежде всего автомобилестроительных. В 2012 г. японцы инвестировали в создание и расширение сборочных мощностей на территории Мексики до 3,5 млрд долл. Рост инвестиций связан как с расширением экспортных возможностей Мексики, так и с действием подписанного в 2005 г. Соглашения об экономическом партнерстве. Наряду с США и ЕС Япония остается для Мексики важнейшим поставщиком технологий.

На фоне развития двусторонних отношений происходит активизация взаимодействия в рамках двух новых интеграционных объединений – Тихоокеанского альянса и Транстихоокеанского партнерства (TPP).

Фото: datamyne.com
Страны-экспортеры в Мексику

Тихоокеанский альянс был создан в 2012 г. четырьмя странами Латинской Америки (Перу, Чили, Колумбия, Мексика), в мае 2013 г. к нему присоединилась Коста-Рика. Ассоциированное членство имеют 19 стран АТР и Европы. Тихоокеанский альянс ориентирован на сотрудничество с АТР: намерение создать на базе объединения платформу для дальнейшей интеграции в данный регион провозглашено в качестве одной из главных миссий альянса. Среди исследователей распространено мнение, что Тихоокеанский альянс является противовесом интеграционным инициативам Бразилии (Союз южноамериканских наций, UNASUR). Этим можно объяснить геополитическую значимость объединения для Мексики, оспаривающей у Бразилии роль регионального лидера [2].

В 2012 г. Мексика присоединилась к переговорам о создании ТРР, во многом благодаря активной позиции Соединенных Штатов, воспринимающих новое объединение как инструмент реализации своей внешнеэкономической стратегии в АТР. В рамках ТРР предусмотрена глубокая интеграция, которая затронет вопросы торговли, инвестиций, конкурентной политики, трудового права, природоохранной политики и др. Продвигаемый США жесткий, непреференциальный формат интеграции (более глубокий, чем в НАФТА) может представлять для Мексики, помимо возможностей выхода на новые рынки, угрозу усиления конкуренции со стороны более эффективно развивающихся экономик Азии. Кроме того, Мексика будет вынуждена отказаться от ряда нетарифных ограничений и открыть для иностранных инвестиций свою энергетическую отрасль [3]. Однако присоединение к ТРР является для нее, по сути, безальтернативным: если она не сделает это, то потеряет особые преимущества доступа на рынок США.

Мексика продолжает наращивать экономическое сотрудничество с Японией. Помимо вступления в силу дополнительных протоколов к двустороннему соглашению о свободной торговле, расширяющих доступ мексиканских товаров, наблюдается рост инвестиций японских компаний, прежде всего автомобилестроительных. В 2012 г. японцы инвестировали в создание и расширение сборочных мощностей на территории Мексики до 3,5 млрд долл.

В пользу вступления Мексики в ТРР говорят несколько факторов. Во-первых, Мексика с 1990-х годов привержена принципам открытого регионализма и торговой либерализации, что во многом определяет близость мексиканских и американских приоритетов во внешнеторговой политике. Мексика имеет богатый опыт ведения торговых переговоров и заключения соглашений о свободной торговле со многими странами АТР (на 2013 г. заключено 5 таких соглашений). Во-вторых, ТРР открывает перед Мексикой новые возможности улучшения доступа ее товаров на рынки развитых стран региона.

Неблагоприятным для Мексики может стать присоединение к ТРР Китая, так как последний получит дополнительные возможности выхода не только на мексиканские рынки потребительских товаров, но и на соответствующие рынки США (при этом он потеснит Мексику на этих рынках). Однако пока Соединенные Штаты как лидер блока не спешат принимать в него Китай (прежде всего, по политическим причинам), несмотря на формальное предложение о вступлении на жестких условиях, которые заведомо неприемлемы для китайской стороны. Сам же Китай делает ставку на развитие закрытых форм регионализма в Восточной Азии (формат «АСЕАН+6»), и на сегодня пока нет понимания относительно сочетаемости этих двух противоположных форм регионализма. Неопределенность в вопросе вступления Китая в ТРР может дать Мексике временное преимущество перед Китаем в плане доступа на рынки стран АТР.

Интересы России в АТР

Фото: alianzapacifico.net
Тихоокеанский Альянс сегодня

Интересы России в АТР заключаются в стремлении наращивать экономическое и политическое присутствие в динамичном развивающемся регионе, а также придать импульс хозяйственному освоению собственных регионов Дальнего Востока и Сибири. Активизация двусторонних отношений со странами АТР в 2000-е годы сопровождалась участием в региональных объединениях – АТЭС (с 1998 г.), Саммите Восточной Азии (с 2011 г.), Региональном форуме АСЕАН и др.

Экономическое присутствие России в АТР относительно скромное: доля российского экспорта в общем экспорте АТЭС составляет менее 6%. Это не позволяет России играть активную роль в выстраивании региональных механизмов экономического сотрудничества. Однако Россия как крупная ядерная держава и постоянный член Совета Безопасности ООН обладает достаточным потенциалом для влияния на сотрудничество в вопросах политики и безопасности.

Особенность российской позиции в отношении интеграционных процессов в АТР состоит в маневрировании между развитием закрытых форм регионализма, продвигаемых Китаем и рядом стран Юго-Восточной Азии, и открытых форм регионализма, поддерживаемых США, Японией и Австралией. Россия стремится избегать участия в закрытых региональных форумах под эгидой Китая (например, в формате «АСЕАН+6» [4]), в которых она не могла бы стать полноправным, влиятельным участником. В то же время она заинтересована в развитии стратегических партнерских отношений с этой страной, представляющей крупный рынок для российских энергоресурсов. Вместе с тем открытые формы регионализма, позволяющие России играть в них активную самостоятельную роль, не всегда соответствуют национальным внешнеэкономическим приоритетам с точки зрения либерализации торговли и инвестиций. Россия придерживается позиции, что торговые переговоры с третьими странами должны вестись от лица Таможенного союза (Белоруссия, Казахстан и Россия). К тому же жесткие требования по либерализации торговли и инвестиций противоречат внутренним российским законам, касающимся, в первую очередь, допуска иностранного капитала в стратегические отрасли.

Интересы России в АТР заключаются в стремлении наращивать экономическое и политическое присутствие в динамичном развивающемся регионе, а также придать импульс хозяйственному освоению собственных регионов Дальнего Востока и Сибири. Активизация двусторонних отношений со странами АТР в 2000-е годы сопровождалась участием в региональных объединениях – АТЭС (с 1998 г.), Саммите Восточной Азии (с 2011 г.), Региональном форуме АСЕАН и др.

Основные приоритеты России в АТР лежат не в плоскости торговой либерализации, а в сферах энергетического, инфраструктурного сотрудничества и безопасности. Один из важнейших приоритетов – рост поставок нефти, газа, угля (прежде всего, в Китай, Японию и Республику Корея) и электроэнергии (в страны Северо-Восточной Азии). Кроме того, Россия заинтересована в выстраивании многостороннего регионального энергетического диалога, позволяющего эффективно отстаивать интересы стран-поставщиков. Интересам России отвечает также развитие в регионе неуглеводородной энергетики (в первую очередь, ядерной), где она могла бы выступать как поставщик оборудования и компетенций по строительству.

В сфере развития инфраструктуры Россия заинтересована в росте грузопотоков, в том числе транзитных, через свои дальневосточные порты и железнодорожные магистрали (Транссиб, БАМ). Особо перспективным представляется инфраструктурное сотрудничество со странами Северо-Восточной Азии (проекты Транскорейской магистрали, Транскорейского газопровода) [5].

Интересы России в сфере продовольственной безопасности заключаются в наращивании экспорта сельскохозяйственной продукции в страны АТР с быстро растущим населением. Россия уже предпринимает шаги по строительству соответствующих портовых мощностей. Перспективным является и развитие производства биотоплива из традиционных для России зерновых и технических культур, в том числе в рамках совместных проектов с зарубежными партнерами [6].

Перспективы сотрудничества России и Мексики в АТР

Текущий уровень взаимодействия Мексики и России в АТР с небольшими объемами взаимной торговли и инвестиций можно охарактеризовать как невысокий. На уровне региональных организаций взаимодействие двух стран осуществляется только в рамках АТЭС. Однако на некоторых направлениях у России и Мексики имеются общие интересы.

В энергетической сфере Мексика является конкурентом России в плане поставок нефти и газа в страны АТР. Вместе с тем обе страны заинтересованы в выстраивании эффективных механизмов регионального энергетического диалога и отстаивания интересов поставщиков. Мексика проявляет интерес к использованию российских технологий в сфере нефте- и газодобычи, а также в строительстве газотранспортной инфраструктуры. Мексика, обладающая двумя ядерными реакторами и являющаяся сторонником «зеленого роста» и борьбы с изменениями климата, может стать союзником России в продвижении безопасной ядерной энергетики в регионе. Две страны, развивающие производство биотоплива, могут сотрудничать и в вопросах обмена технологиями и знаниями.

Россия заинтересована в сотрудничестве с мексиканскими спецслужбами в борьбе с производством и распространением наркотиков. ФСКН России уже обладает опытом взаимодействия со спецслужбами Никарагуа, в том числе по противодействию мексиканским наркокартелям. Обмен информацией и проведение совместных операций с силовыми структурами Мексики позволят эффективнее бороться с каналами поставки наркотиков в Россию.

Текущий уровень взаимодействия Мексики и России в АТР с небольшими объемами взаимной торговли и инвестиций можно охарактеризовать как невысокий. На уровне региональных организаций взаимодействие двух стран осуществляется только в рамках АТЭС. Однако на некоторых направлениях у России и Мексики имеются общие интересы.

Тема развития туризма является одной из приоритетных для Мексики, в том числе в рамках региональных организаций и форумов. В последние годы растет поток российских туристов на курорты этой страны. Российский Дальний Восток и Сибирь также обладают туристским потенциалом (особенно в части экотуризма), что при должных усилиях по развитию соответствующей инфраструктуры способно привлечь сюда мексиканских отдыхающих.

Более скромно оцениваются перспективы расширения взаимодействия России и Мексики в рамках региональных организаций. Россия не спешит присоединяться к переговорам о создании ТРР, статус наблюдателя и ассоциированное членство в этой организации пока не предусмотрены. Однако для России целесообразно изучить возможность получения статуса наблюдателя в Тихоокеанском альянсе. Объем торговли со странами пятерки приближается к 1,5 млрд долл., к тому же организация проявляет интерес к расширению взаимного сотрудничества. Так, в июле 2013 г. в Москве прошла презентация новой интеграционной группы, где было объявлено о желании видеть Россию в качестве наблюдателя.

Основные возможности по наращиванию экономического и политического сотрудничества России и Мексики лежат в плоскости двусторонних отношений. Однако для более эффективной интеграции в АТР Россия может быть заинтересована в привлечении Мексики в качестве союзника и партнера по широкому кругу вопросов. Взаимодействие двух стран в АТР возможно в формате совместного отстаивания совпадающих интересов в рамках региональных форумов и объединений, а также в форме реализации совместных проектов в регионе (в сферах энергетики, туризма, инфраструктуры, АПК и др.).

 

Оценить статью
(Голосов: 3, Рейтинг: 5)
 (3 голоса)
Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся