Распечатать Read in English
Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей
Антон Цветов

Эксперт ЦСР, эксперт РСМД

Спустя 70 лет после прихода к власти во Вьетнаме коммунистическая партия проявляет удивительную способность к адаптации. Но поспеет ли она за изменениями внутри страны и в мире? Сегодня руководство страны оказалось лицом к лицу с целым рядом новых вызовов. Возможно, партия задумывается о новом витке реформ.

Спустя 70 лет после прихода к власти во Вьетнаме коммунистическая партия проявляет удивительную способность к адаптации. Но поспеет ли она за изменениями внутри страны и в мире?

После Августовской революции и объявления независимости 2 сентября 1945 года Коммунистическая партия Вьетнама (КПВ) стала доминирующей силой во вьетнамской политике, возглавив борьбу против французских колониальных властей и агрессии США. Вслед за воссоединением страны в 1975 году и десятилетием экономических трудностей КПВ сумела перейти на новые рельсы и приступить к обновлению своей политики и методов управления, встав на путь рыночных реформ и открытости для иностранных инвестиций. Если бы во Вьетнаме не начались перемены, компартия вряд ли бы выжила. Сегодня руководство страны оказалось лицом к лицу с целым рядом новых вызовов. Возможно, партия задумывается о новом витке реформ.

Начиная с 1986 года, когда был взят курс на обновление («дой мой»), во Вьетнаме внедрялись различные элементы капитализма и рыночной экономики. Перемены в методах управления экономикой не могли не привести к изменениям в обществе. Появились новые социальные группы, объединенные общими интересами, в том числе госкапиталисты, частные предприниматели, иностранные инвесторы и зависящие от их деятельности рабочие. Иностранные деньги быстро привели за собой зарубежную идеологию и культуру. Благодаря им появился молодой городской средний класс, объединенный интернетом и социальными сетями. В то же время экономические реформы повысили значимость тех слоев населения, которые собственно и внедряли эти реформы – чиновников центральных и региональных органов исполнительной власти. Все эти группы имеют собственные, не всегда совпадающие интересы, и партии приходится осторожно балансировать между ними, чтобы сохранить легитимность и социальную стабильность.

Сегодня руководство страны оказалось лицом к лицу с целым рядом новых вызовов. Возможно, партия задумывается о новом витке реформ.

Международная среда вокруг Вьетнама также изменилась. В настоящее время не существует непосредственной угрозы существованию Вьетнама как государства; даже территориальные споры в Южно-Китайском можно считать угрозой суверенитету и целостности страны с большой натяжкой. У современного Вьетнама конструктивные отношения со всеми региональными и глобальными державами, и такая позиция приносит экономические и политические дивиденды. Тем не менее, в первое тридцатилетие независимости Вьетнама КПВ играла ведущую роль именно благодаря наличию внешнего врага. Теперь, когда страна больше не находится в осаде и вошла в группу стран со средним уровнем дохода, население уже не так озабочено своей физической безопасностью и выживанием, а потому способно критически относиться к политике Партии и внимательно следить за тем, насколько эффективны те или иные решения с точки зрения повышения материального благосостояния.

Коммунистическая партия продемонстрировала, что способна реагировать на эти изменения и проявлять определенную гибкость. Хотя бизнесмены по-прежнему не торопятся вступить в партию, членам КПВ не запрещена предпринимательская деятельность. Сегодня для любого местного партийного функционера главным критерием успеха являются экономические показатели провинции. Последние исследования показывают, что местных функционеров поощряют из центра за реальные экономические результаты и привлечение в свой регион инвесторов, даже если в ходе этого они нарушают партийную дисциплину. Децентрализация такого рода играет все более важную роль в экономических успехах Вьетнама.

Очевидно, партия понимает, какие угрозы ее монополии на власть создают изменения социальной структуры. Поэтому и политическая система начинает понемногу подстраиваться под современные реалии, появляются новые возможности для выражения общественного мнения. Многие наблюдатели отмечают возрастающую роль парламента страны — Национального собрания. Выборный процесс стал более конкурентным; кроме того, само нацсобрание становится индикатором важности различных пунктов общественной повестки дня. Так, пристального внимания заслуживает применение вотума доверия как нового средства оценки деятельности первых лиц государства – причем результаты подобного голосования оказываются отнюдь не предсказуемыми. Наряду с этим еще одним важным способом озвучить проблемы, которые депутаты считают важными для населения, является телевизионная трансляция парламентских сессий в форме вопросов и ответов с участием членов правительства. В последние годы эти прямые включения становятся все более значимым инструментом зарождающейся системы сдержек и противовесов.

Именно сейчас для КПВ пришло время решать, как сохранить власть, одновременно осуществляя эффективную политику, направленную на решение реальных проблем населения.

Но достаточны ли эти политические изменения по скорости и по глубине? Каждый день в списке вопросов, встающих перед КПВ, появляются новые пункты. Темпы роста экономики начинают восстанавливаться после кризиса и в этом году составят чуть более 6%. Однако продолжают всплывать проблемы, накапливавшиеся в течение последних десятилетий – «плохие» долги, недостаточная устойчивость банковской сферы, диспропорции в развитии регионов и неэффективность госкомпаний. Важно заметить, что по каждому из этих пунктов правительство реализует ряд мер, однако пока рано судить об их эффективности.

Выход из ловушки среднего уровня развития и качественное улучшение модели развития – сложная задача, в том числе для Вьетнама. На повестке дня находятся создание внутреннего спроса и увеличение покупательной способности населения, формирование конкурентоспособного сектора высоких технологий и услуг, развитие инфраструктуры и даже достаточное энергообеспечение. К этому списку следует прибавить и продукты демографических изменений, прежде всего, пенсионную реформу.

Еще одной задачей КПВ является сдерживание националистических настроений в стране и даже в рядах самой партии. Территориальные разногласия по поводу островов в Южно-Китайском море подогревают антикитайскую риторику в социальных сетях и растущей блогосфере, вдохновляют протесты и даже погромы. При обострении любой из вышеприведенных экономических сложностей недовольство может найти выход в антикитайских движениях, что станет большой проблемой для КПВ.

Все эти вопросы, без сомнения, будут стоять на повестке дня XII съезда партии, который пройдет в 2016 году. Расклад в руководстве страны после этого мероприятия покажет, какое направление выбрала партия. Будут ли ускорены рыночные реформы и насколько глубокими они окажутся, станет понятно из принятых на съезде документов. Возможно, именно сейчас для КПВ пришло время решать, как сохранить власть, одновременно осуществляя эффективную политику, направленную на решение реальных проблем населения. Вероятно, для этого придется смириться с внутрипартийными прениями и стать открытой площадкой, в рамках которой различные социальные группы могли бы согласовывать свои интересы, формулируя для Вьетнама взвешенный курс развития.

 

Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся