Распечатать
Оценить статью
(Голосов: 1, Рейтинг: 5)
 (1 голос)
Поделиться статьей

Интервью

Мы обратились к Дэвиду Бентону из Комиссии по арктическим исследованиям США с просьбой рассказать о международном сотрудничестве в северной части Тихого океана и представить свой взгляд на международную деятельность в Арктике.

Интервью

Мы обратились к Дэвиду Бентону из Комиссии по арктическим исследованиям США с просьбой рассказать о международном сотрудничестве в северной части Тихого океана и представить свой взгляд на международную деятельность в Арктике.

Какие механизмы в настоящее время регулируют промысловый вылов рыбы на севере Тихого океана? Считаете ли Вы, что их достаточно?

В северной части Тихого океана действуют два основных режима. Это внутренний режим, действующий в отношении каждой из стран региона, и международный режим в водах за пределами юрисдикции стран, имеющих выход к океану.

Режимы регулирования рыболовства, предусматриваемые большинством стран на севере Тихого океана – Японией, Россией, Канадой и США, – очень эффективны с точки зрения как научной оценки запасов, так и механизмов надзора, обеспечивающих надлежащее ведение рыбного промысла. Как показывает мой опыт, каждая из этих четырех стран в северной части Тихого океана неплохо справляется с задачами по управлению рыболовными хозяйствами и следит за тем, чтобы запасы рыбы поддерживались на должном уровне, а рыболовецкие предприятия приносили прибыль и работали на благо страны, местного населения, рыбаков и в целом всей отрасли.

Но проблемы всегда есть. В каждой из стран есть направления, нуждающиеся в улучшении. Это справедливо и в отношении США. В международных водах за пределами юрисдикции прибрежных государств нам удалось значительно продвинуться вперед в установлении международных соглашений, направленных на предотвращение чрезмерного промысла, и совместные меры различных стран по выполнению этих соглашений работают вполне эффективно.

Например, еще в 1970-е и 1980-е гг. на севере Тихого океана, в Беринговом море и в международных водах, деятельность огромных флотов вела к значительному превышению квоты на вылов самых разных видов рыб. Это имело серьезнейшие и печальные последствия для лососевых, минтая и других видов рыб, а также для прочей морской фауны: птиц, морских млекопитающих, а в некоторых районах – также для черепах и китов. Мы, Соединенные Штаты Америки, сначала вместе с СССР, а впоследствии с Российской Федерацией, стали вести совместные действия по решению этих проблем. Впервые наши две страны стали работать вместе. Мы совместно разработали ряд предложений, которые позже представили Канаде и Японии. И после многих раундов переговоров нам удалось добиться успеха, и результатом этой совместной деятельности стал режим обеспечения выполнения обязательств в северной части Тихого океана, осуществляемый совместно Российской Федерацией, Японией, Канадой и США. Со временем нам удалось включить в эту деятельность Китай и в некоторой степени Республику Корея.

Фото: Дэвид Бентон

Как Вы считаете, должен ли обеспечивать соблюдение квот на отлов рыбы и экологических норм какой-то международный институт? Или же каждая страна должна самостоятельно справляться с этими проблемами?

Я не думаю, что страны по отдельности смогут сами решать такие проблемы. Мы все – часть мирового сообщества. Наши экономики, связи, ресурсы не ограничены национальными границами, и любая страна, которая пытается действовать в одностороннем порядке, всегда будет в проигрыше. У нас все лучше получается, когда мы работаем вместе.

Действующие сегодня договоренности нельзя назвать универсальным международным режимом, который учитывал бы всё. У нас есть соглашение по международным водам в Беринговом море, соглашение по минтаю для центральной части Берингова моря, касающееся стоящих перед нами проблем так называемого коренного пересмотра режима Берингова моря и чрезмерного промысла, осуществляемого иностранными державами. Опять же, мы смогли с этим успешно справиться благодаря партнерским отношениям между США и Российской Федерацией. С помощью аналогичного механизма мы решали проблемы лова лососевых.

Но на огромных просторах северных тихоокеанских вод, фактически от Гавайских островов дальше на север и от Северной Америки до Азии, существует огромное множество других проблем, касающихся природных ресурсов, которые необходимо решать.

Недавно увенчались успехом усилия по созданию новой Комиссии по рыболовству в северной части Тихого океана. Соответствующая конвенция была принята полтора года назад. Принимавшие в ней участие государства сейчас заняты ее выполнением; чтобы она заработала, им предстоит создать необходимые институциональные механизмы. Четырьмя основными участниками стали Япония, Канада, Российская Федерация и США. К их усилиям присоединился и Китай, и это очень удачное приобретение. Именно благодаря этому нам удалось охватить также и Тайвань, а это очень важное дополнение, как и Республика Корея.

Этот институциональный механизм со временем станет неким зонтиком, позволяющим охватить огромные пространства и более широкий спектр вопросов рационального использования ресурсов. Он распространяется на сферу контроля над соблюдением обязательств, на многосторонние научные инициативы, на вопросы экологии. Пока мы не знаем, сможет ли он достичь успеха, – работа только начата. Успех ее будет зависеть от способности четырех основных участников работать друг с другом.

Как показывает мой опыт, когда США и Россия берутся за руки, когда мы работаем вместе, мы добиваемся настоящего успеха.

Как бы Вы оценили российско-американскую деятельность в этой сфере?

Мы очень успешно сотрудничаем в северной части Тихого океана и в Беринговом море. Вот вам пример этого успеха. У наших стран – самая протяженная морская граница, длиннее, чем у любых других двух стран в мире. И на всем протяжении этой границы у нас практически нет противоречий. Российские пограничники и Береговая охрана США отлично сотрудничают по вопросам контроля над соблюдением соглашений и в поисково-спасательных операциях. Также наши рыбаки на регулярной основе обмениваются данными. Все это действует весьма неплохо.

Однако где у нас есть пробелы, на мой взгляд, так это в Арктике: на севере Берингова моря и дальше на север, в Чукотском море. До последнего времени у нас не было причин задумываться о том, как лучше сотрудничать в этих широтах, так как льды серьезно ограничивали там любую деятельность. Но теперь, когда этот регион открывается, я полагаю, что США и России необходимо рассмотреть возможность заключения некоторых двухсторонних соглашений, посвященных вопросам обеспечения режима, вопросам науки и сотрудничества – или как минимум координации наших усилий в такой области, как рыболовство.

Первым шагом в этих отношениях, которые предстоит со временем налаживать, станет, я считаю, наука. У нас есть неплохие проекты, по которым мы сотрудничаем. Но они затрагивают очень частные вопросы. Чего, как мне кажется, нам не хватает, так это институциональных основ, которые бы продолжали действовать десятилетия; вот что нам нужно. Создавать их надо на двухсторонней основе на нашей общей границе. Двустороннее соглашение между Россией и США в области научного сотрудничества позволило бы нам систематически планировать и координировать исследовательскую деятельность, совместно привлекать ресурсы и обеспечить соблюдение общих интересов, которые у нас есть в этом регионе.

Во-вторых, рабочие отношения между российскими пограничниками и Береговой охраной США. Это довольно прочные, успешные рабочие отношения, которые следует расширять и укреплять. Они очень хорошо работают в Беринговом море и на севере Тихого океана – теперь нам нужно расширить их далее на север, в сторону Северного Ледовитого океана, и искать возможности укрепления этих отношений.

А какова Ваша оценка этих возможностей?

Я думаю, эти возможности у нас есть. И я также думаю, что нам сейчас под силу сделать так, чтобы дело пошло в ближайшие несколько лет. И да, я полагаю, что если мы начнем сотрудничать в науке и обеспечении выполнения обязательств, сами собой появятся и другие возможности, и отношения будут крепнуть.

Если мы не воспользуемся этими возможностями, то столкнемся с ситуацией, когда одна сторона делает одно, другая – другое, а так как стороны друг с другом не взаимодействуют, то мы и не будем знать, на пользу идут наши усилия или во вред.

Беседовала Дарья Хаспекова, программный координатор.

Оценить статью
(Голосов: 1, Рейтинг: 5)
 (1 голос)
Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся