Распечатать
Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей
Денис Алексеев

К.и.н., зам. директора Института истории и международных отношений СГУ, эксперт РСМД

19 декабря 2012 года в Москве пройдет очередной саммит стран-участниц ОДКБ. Встреча будет проходить в довольно сложной для России международной обстановке. Отношения России и Запада заметно охладели в последние месяцы, из США поступают резкие заявления, которые могут вылиться в новое противостояние на постсоветском пространстве. В Конгрессе принят «Список Магнитского». Конфликт в Сирии перерастает в масштабную войну на фоне очередного обострения палестино-израильского противостояния. Наконец, вывод войск НАТО из Афганистана, предположительно, будет растянут на более длительный срок. Все это внесет свои коррективы в давно запланированную повестку дня.

19 декабря 2012 года в Москве пройдет очередной саммит стран-участниц Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ). Встреча будет проходить в довольно сложной для России международной обстановке. Отношения России и Запада заметно охладели в последние месяцы, из США поступают резкие заявления, которые могут вылиться в новое противостояние на постсоветском пространстве [1]. В Конгрессе принят критикуемый Россией «Список Магнитского». Конфликт в Сирии перерастает в масштабную войну на фоне очередного обострения палестино-израильского противостояния. Наконец, вывод войск НАТО из Афганистана, предположительно, будет растянут на более длительный срок, чем изначально заявляло командование альянса и политическое руководство США. Все это внесет свои коррективы в давно запланированную повестку дня.

В ходе саммита, как ожидается, будет окончательно урегулирована формальная сторона вопроса о приостановлении Узбекистаном своего членства в ОДКБ. Союзники, вероятнее всего, ограничатся принятием мягкой резолюции, подчеркивающей возможность будущего возобновления узбекского участия в деятельности организации.

На московской встрече будут обсуждаться вопросы укрепления международного статуса организации. Несмотря на сохраняющееся отсутствие прямого диалога с НАТО, ОДКБ может зафиксировать определенный прогресс в контактах с ООН в связи с недавним подписанием меморандума о миротворческой деятельности [2]. Но основной упор предполагается сделать на позиционирование организации в качестве структуры, отвечающей за военное измерение безопасности будущего Евразийского Союза. В этой связи значительное внимание будет уделено адаптации и совершенствованию стратегической и оперативной структуры командования и управления объединенными группировками войск и военно-техническими системами.

Основной упор предполагается сделать на позиционирование организации в качестве структуры, отвечающей за военное измерение безопасности будущего Евразийского Союза.

Стоит отметить, что во втором полугодии 2012 года работа ОДКБ заметно активизировалась. За непродолжительный период трижды проводились значительные по своему характеру и масштабу учения: «Рубеж 2012», «Взаимодействие-2012» и «Нерушимое братство 2012» [3]. Учитывая довольно широкую географию, состав участников и спектр задач, поставленных в рамках учений, последний этап активизации деятельности ОДКБ выглядит как стремление придать новый импульс работе организации и укрепить ее международный имидж, несколько подорванный недавним решением Узбекистана приостановить свое участие в ОДКБ, которое вызвало волну пессимизма по поводу перспектив региональной военно-политической интеграции.

В то же время наблюдается значительный прогресс в формировании объединенной системы ПВО-ПРО, которая была официально анонсирована начальником Генерального штаба России Валерием Герасимовым в начале декабря этого года. Создание этой системы может иметь большое значение для ОДКБ в целом и для России, в частности. Идея подобной интеграции систем ПВО существовала давно, и ее осуществление активизировалось на фоне расхождений между Москвой и Вашингтоном в вопросе размещения элементов ПРО в Восточной Европе и реализации первого этапа «фазового адаптивного подхода» к развертыванию системы ПРО в Европе.

Фото: vsr.mil.by
Военные учения ОДКБ
«Взаимодейстивие - 2012» в Армении

Еще в июле 2012 командующий войсками ПВО сил воздушной обороны Казахстана Нуржан Муканов сообщил, что до конца 2012 года Россия и Казахстан подпишут соглашение о создании единой ПВО. Изначально в рамках ПВО-ПРО ОДКБ планировалось сформировать Восточноевропейскую зону, которую будет прикрывать ПВО России и Белоруссии, а также Кавказскую и Центральноазиатскую зоны противовоздушной обороны. Соглашения о создании единой ПВО с Белоруссией и Арменией были подписаны уже достаточно давно, оставалось лишь урегулировать соответствующие вопросы с союзниками в Центральной Азии, что и было сделано в последние месяцы. Примечательно, что даже представители вышедшего из ОДКБ Узбекистана поддержали инициативу Москвы. В июле этого года на заседании координационного комитета по вопросам ПВО СНГ, проходившего в Киргизии, командующий войсками ПВО и ВВС Узбекистана Эльмурад Машрапов заявил, что Узбекистан не намерен выходить из объединенной системы ПВО СНГ. Таким образом, укрепляя систему ПВО-ПРО ОДКБ, Россия не только посылает определенные сигналы Вашингтону об ответных мерах на его действия по ПРО в Европе, но также повышает ценность для США и НАТО российского участия в объединенной европейской системе ПРО, если такое решение будет принято в будущем.

Тем не менее, отмеченные успехи не дают полного ответа на вопросы о долгосрочном развитии ОДКБ. Ряд проблем, касающихся перспектив и условий формирования единого измерения безопасности на постсоветском пространстве не удастся решить только лишь войсковыми учениями. Насколько возможно такое единое пространство в свете изменения спектра и характера угроз, и при каких условиях ОДКБ будет способна выполнить данную функцию? Каким образом избежать идеологических ловушек на пути адаптации ОДКБ к реалиям региональной безопасности? Ответ на многие вопросы, связанные с эффективностью ОДКБ, необходимо искать не на полигонах, а за круглым столом.

Региональные угрозы и степень готовности к ним

Укрепляя систему ПВО-ПРО ОДКБ, Россия не только посылает определенные сигналы Вашингтону об ответных мерах на его действия по ПРО в Европе, но также повышает ценность для США и НАТО российского участия в объединенной европейской системе ПРО, если такое решение будет принято в будущем.

Характер и направленность угроз в регионе Центральной Евразии стремительно эволюционируют и содержат много неопределенностей. Обсуждение вопроса о выводе коалиционных сил из Афганистана, вопреки прогнозам, не только не способствовало большей консолидации усилий союзников по ОДКБ для подготовки к возможной экспансии нестабильности через границы Афганистана в Центральную Азию (ЦА), но, напротив, привело к некоторой фрагментации этих усилий и, в конечном счете, к демонстративным шагам со стороны Узбекистана. При этом сценарий «афганизации» Центральной Азии, сопровождающийся экспортом радикальных религиозных идей, ростом наркотрафика и угрозы государственности в регионе ЦА, является далеко не единственным. Процессы, происходящие сегодня на Ближнем Востоке, или уже оказывают, или в ближайшей перспективе будут оказывать сильное воздействие на регион.

Иными словами, повестка дня в области безопасности на пространстве Южный Кавказ – Центральная Азия, в представлении России, будет иметь тенденцию к усложнению в ближайшие годы и рискует стать серьезным испытанием для государств региона. Этим объясняется возросшая активность ОДКБ. Действительно, готовясь к новым вызовам и угрозам в регионе, необходимо задействовать все имеющиеся в руках союзников возможности. Именно так стоит трактовать сигналы, поступающие из Москвы. Это, безусловно, не означает, что ОДКБ претендует на роль структуры, способной дать универсальный ответ на все возможные вызовы. Однако при определенном консенсусе перед организацией открываются широкие возможности по укреплению ее статуса, что уже частично подтверждается подписанием меморандума с ООН.

В данном случае речь идет не только о совершенствовании методов борьбы с возможными угрозами и повышении оперативной совместимости, а об активизации работы по определению новой стратегической концепции ОДКБ. В этом смысле Москва могла бы взять на себя инициативу по подготовке такого документа, его согласованию с союзниками и, в конечном счете, укреплению политической составляющей ОДКБ, которая в последнее время ослаблена [4]. Новые условия, которые диктует современная повестка дня в регионе, как нельзя лучше подходят для доктринальных преобразований.

Единое или секторальное пространство безопасности?

Фото: РИА Новости
Начальник Генштаба России Валерий
Герасимов анонсировал объединенную
систему ПВО-ПРО

Несмотря на достаточно длительный период взаимодействия и вопреки заверениям официальных представителей, характер связей между странами-участницами и их представления о том, как следует формировать пространство безопасности, сильно различаются. Тому есть несколько причин. Во-первых, между участниками нет полного доверия, когда вопросы касаются обеспечения национальной безопасности. Во-вторых, существенно отличаются мотивы, по которым государства выбрали членство в ОДКБ. И, в-третьих, меняется спектр угроз, которые прогнозируют данные государства в зависимости от региона.

В этой связи многие эксперты предлагают разделить пространство безопасности, охватываемое ОДКБ, на независимые программы по европейскому, южно-кавказскому и центральноазиатскому секторам, поскольку для каждого из них характерны свои региональные особенности, процессы и логика развития событий. Данная идея имеет под собой определенные основания, однако, если обратиться к характеру угроз и средствам, при помощи которых союзники по ОДКБ рассчитывают с ними бороться, станет очевидным их общий расчет на российское участие. Это касается и Белоруссии, и стран ЦА, и Армении. Однако Россию, для которой ОДКБ – нечто большее, чем площадка для решения текущих и будущих проблем безопасности, едва ли может устроить секторальное деление пространства. Переход к нему поставил бы точку в многолетних усилиях по укреплению ОДКБ как военно-политической организации. Речь здесь вовсе не о региональном и международном престиже Москвы. При всех существующих противоречиях, наличие единой структуры и системы управления позволяет адаптировать ОДКБ к решению будущих общих задач, в случае же деления программ безопасности на регионально-секторальные, процесс фрагментации и раскола, возможно, будет только нарастать.

Речь идет не только о совершенствовании методов борьбы с возможными угрозами и повышении оперативной совместимости, а об активизации работы по определению новой стратегической концепции ОДКБ. В этом смысле Москва могла бы взять на себя инициативу по подготовке такого документа, его согласованию с союзниками и, в конечном счете, укреплению политической составляющей ОДКБ, которая в последнее время ослаблена.

Было бы бессмысленно отрицать различную природу угроз для стран-участниц и слабое желание решать проблемы соседей за свой счет. Именно этот факт существенно ослабляет функциональные возможности организации. Единство легко демонстрировать во время учений и спецопераций по предотвращению наркооборота и нелегальной миграции, но как только затрагиваются вопросы внутригосударственной стабильности и различий в идеологических подходах к чувствительным направлениям внешней политики, начинаются серьезные разногласия. В качестве примеров можно привести события в Киргизии, позицию белорусского руководства в вопросах взаимодействия, наличие ряда территориальных и политических споров между странами ЦА, и многое другое. Все это, даже при наличии достаточной правоприменительной базы (на отсутствие которой часто ссылаются участники), создает серьезные препятствия для реализации ОДКБ своих задач. В отсутствии сближения позиций стран (или в случае появления общих вызовов, которые заставят забыть о расхождениях) эффективность работы ОДКБ останется под вопросом, несмотря на все усилия Москвы.

Прагматизм или неоимпериализм

Фото: TopTJ.com
Министр экономического развития и
торговли Таджикистана Ш. Рахимзода.
В сентябре Таджикистан официально заявил
о желании вступить в Таможенный союз

В работах многих западных и некоторых отечественных исследователей намерение России реализовать проект единого пространства безопасности в Центральной Евразии с ориентацией на ОДКБ воспринимается как попытки усиления попытка усиления позиций в зонах своего традиционного влияния, которые были утрачены в результате распада СССР. Именно этим, как утверждают, продиктовано стремление РФ привлечь на свою сторону постсоветские республики, предложить им выгодные контракты на поставку вооружений, создать на территории соседних стран свои военные объекты и тем самым восстановить утраченный статус. Безусловно, в российском политическом истеблишменте есть и такие идеи, но при более внимательном рассмотрении, за политикой России стоит скорее прагматизм, чем погоня за фантомами прошлого. Укрепление взаимодействия на постсоветском пространстве имеет четкое экономическое измерение, хотя стоит отметить, что при смещении акцентов на экономическую интеграцию ОДКБ как военно-политический проект с ее нынешними очертаниями значительно отстает [5].

Иными словами, задача состоит во встраивании военно-политических аспектов в новую логику экономической интеграции. Учитывая то, что ориентация ряда стран на экономическое сближение (Таможенный союз, Единое экономическое пространство) предполагает достаточно прочные основы безопасности на границах экономического объединения, эти цели вполне могут быть достигнуты в рамках ОДКБ. По крайней мере, для этого существует окно возможностей. Не говоря уже о том, что любые негативные события в сопредельных регионах автоматически запустят нежелательные процессы в самой России, начиная от наплыва беженцев из соседних стран и заканчивая распространением радикальных религиозных идей. В этом смысле усилия России уже не будут казаться неоимпериалистскими, они будут направлены на решение прагматичных задач, связанных с укреплением собственной безопасности и военно-политической стабильности в регионе, в чем должны быть в равной степени заинтересованы Запад и Китай. Решением могли бы стать масштабные инфраструктурные, экономические и энергетические проекты. Москва уже начала реализовывать некоторые из возможных направлений [6]. Действительно, экономические проекты, имеющие жесткую увязку с присутствием российских интересов в регионе, приобретают все большую актуальность. При этом, крупные инфраструктурные объекты, трубопроводы, магистрали, электростанции или торговые пути будут нуждаться в обеспечении безопасности, которую могли бы взять на себя коллективные силы ОДКБ. К примеру, 26 сентября 2012 года Таджикистан официально заявил о желании вступить в Таможенный союз. Такой шаг потребует значительно больших усилий в плане защиты границ с Афганистаном, учитывая сохраняющийся наркотрафик и нестабильность на таджикско-афганской границе, что открывает и новые возможности для ОДКБ.

Кроме того, для экономики России и стран Центральной Азии могли бы стать привлекательными проекты по модернизации и совместному использованию транспортной и логистической инфраструктуры, ориентированной на северное направление. Это будет способствовать увеличению объемов торговли в регионе, а также укреплению его торгово-экономических связей с Россией. Обеспечение безопасности торгово-транспортных путей добавило бы практический смысл и в повестку дня ОДКБ. В определенной степени, такие проекты могут рассматриваться в качестве дополнения или альтернативы реализации продвигаемой США программы создания «Нового шелкового пути».

Перспективы развития и будущее ОДКБ

Нынешний момент как нельзя лучше подходит для активизации Москвой политической работы в рамках ОДКБ. Согласование основных принципов и видения процесса укрепления безопасности в зонах общей ответственности позволит подвести общую базу и сверить позиции сторон накануне предстоящих испытаний периодом постафганской и возможной ближневосточной турбулентности. Но на практике такое согласование зачастую труднодостижимо в силу целого ряда причин. В этом смысле, как ни парадоксально, положительную роль могло бы сыграть более тесное взаимодействие России и США. Как показывают результаты исследований казахстанского Института политических решений, в 2012 году уровень безопасности в ЦА имеет тенденцию к постепенному снижению, в то время как конфликтность между государствами региона повышается [7]. Данный факт может быть связан с возрастающей конкуренцией между Россией и США в военной сфере. США заинтересованы в создании в регионе военной и логистической инфраструктуры, которая сможет обеспечивать функции мониторинга и служить кордоном безопасности для пресечения трансграничной активности боевиков «Аль-Каиды» и других радикальных религиозных групп. Известно, что Россия традиционно с настороженностью воспринимает процесс укрепления военной инфраструктуры США в регионе. В ответ на активизацию политики Вашингтона Москва старается не отстать от своих заокеанских партнеров, что повышает градус напряженности.

Согласование основных принципов и видения процесса укрепления безопасности в зонах общей ответственности позволит подвести общую базу и сверить позиции сторон накануне предстоящих испытаний периодом постафганской и возможной ближневосточной турбулентности.

Новую повестку дня для ОДКБ будет легче определить после урегулирования широкого спектра вопросов с НАТО и США с учетом региональных интересов Москвы. Для администрации Барака Обамы было бы важно начать новый президентский срок с позитивной программы на российском и афганском направлениях. В этом смысле у России есть шанс предложить новую перспективу укрепления региональной безопасности. К примеру, США могли бы сконцентрировать свои усилия на технической и оперативной поддержке национальных сил безопасности Афганистана, ограничив свое присутствие в регионе только этими задачами. А Россия и ее союзники по ОДКБ сосредоточились бы на обеспечении военной стабильности и безопасности в регионе ЦА и частично Южного Кавказа. Такое разделение внесло бы большую ясность в стратегические задачи ОДКБ и могло бы быть закреплено в новой концепции НАТО.

Договоренности с США о разграничении сфер ответственности могли бы существенно уменьшить неопределенность в контексте вывода войск из Афганистана и снизить стремление стран ЦА играть на противоречиях между Москвой и Вашингтоном, которые, в конечном счете, оборачиваются сложностями в военном сотрудничестве в рамках ОДКБ. Когда ситуация будет более ясной, эти сигналы почувствуют в Казахстане, Узбекистане, Киргизии и ряде других постсоветских республик. В этих условиях Москве будет проще выходить с новыми политическими и стратегическими инициативами в формат ОДКБ. Шансы на то, что такие инициативы будут позитивно восприняты союзниками, существенно возрастут.

1. Charles Clover Clinton vows to thwart new Soviet Union Financial Times. December 6, 2012

2. ОДКБ и ООН подписали Меморандум по миротворческой деятельности 28.09.2012

3. Информационная справка об учениях, прошедших в рамках ОДКБ в 2012 г.

4. «ОДКБ как военного союза не существует» Руководитель центра международной безопасности РАН Алексей Арбатов. Новые Известия. 18.07.2012.

5. Александр Караваев. Повысить привлекательность ОДКБ. Независимая газета 25.09.2012

6. 20 сентября 2012 года по итогам официального визита президента России В. Путина в Кыргызстан подписано 6 документов о российско-кыргызском сотрудничестве. В том числе: Соглашения о строительстве и эксплуатации Верхне-Нарынского каскада гидроэлектростанций и о строительстве и эксплуатации Камбаратинской ГЭС-1; Соглашение о статусе и условиях пребывания объединенной российской военной базы на территории Кыргызстана и Протокол о сотрудничестве в военной области в период, предшествующий вступлению в силу двустороннего Соглашения о статусе и условиях пребывания объединенной российской военной базы на территории Кыргызстана.

7.Проект «Индекс безопасности Центральной Азии»

Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся