Распечатать
Оценить статью
(Голосов: 49, Рейтинг: 5)
 (49 голосов)
Поделиться статьей
Роман Райнхардт

К.э.н., доцент, заместитель заведующего кафедрой дипломатии МГИМО МИД России

Если в 2000 г. расходы Китая на НИОКР составляли порядка 0,9% ВВП, что ставило его в арьергард мирового сообщества, то спустя двадцать с лишним лет страна занимает второе место по этому показателю, при том, что на нее приходится 22% всех мировых расходов на НИОКР. Главным проводником китайской научной дипломатии выступает Министерство науки и технологий. В его структуру входит Департамент международного сотрудничества, а также разветвленная сеть из 75 секций по науке и технологиям при китайских дипмиссиях за рубежом — посольствах и генеральных консульствах (по существу, сеть научных атташатов).

Наряду с Министерством, ведущие институты, задействованные в национальной научной дипломатии — это Академия наук КНР, Китайская инженерная академия, Китайская академия общественных наук, Китайская академия космических технологий, Государственный фонд естественных наук Китая и Китайская ассоциация по науке и технике.

Начиная со второй половины 2000-х гг. к этой сфере стали также подключаться негосударственные акторы — главным образом, флагманы китайского бизнеса в области высоких технологий, такие компании, как Lenovo, Huawei и DJI. Вместе с тем, сами китайские исследователи отмечают, что присутствие частного сектора в сфере научной дипломатии по-прежнему носит ограниченный характер, а число специалистов, участвующих в международных корпоративных программах повышения квалификации, значительно ниже по сравнению с числом участников государственных программ той же или схожей направленности. Таким образом, уместно говорить о сохраняющейся государство-центричной модели национальной научной дипломатии.

Несмотря на множественные проекты и усилия, предпринимаемые по линии перечисленных организаций, аффилированных с ними и подшефных им структур, китайская наука по-прежнему остается не в достаточной мере интернационализированной. Лучшие зарубежные умы, как правило, приезжают в страну на кратко- или среднесрочные заработки, а затем возвращаются в западные университеты и НИИ. Как бы то ни было, работа по данному направлению продолжается и постепенно приносит плоды, способствуя интеграции КНР в глобальную научную инфраструктуру.

В последние годы наблюдается выраженная тенденция ослабления научных связей китайских научных работников с американскими. Косвенным ее признаком и вероятным подтверждением выступает динамика публикационной активности. Если в 2018 г. доля совместных статей в области естественных наук китайских ученых с коллегами из США составляла около 44% и 25% для американских ученых с коллегами из КНР соответственно, то за последующие четыре года оба этих показателя снизились примерно на треть. Сотрудничество же с ведущими научными державами, входящими в Европейский союз (Германия, Франция, Италия) и Великобританией отличается стабильностью и едва ли может рассматриваться как подверженное конъюнктурным колебаниям.

Что касается сотрудничества по линии Юг — Юг в целом, то его вполне уместно охарактеризовать как один из приоритетов внешней научной политики КНР, которая все больше приобретает сетевой характер. На его развитие выделяются значительные ресурсы. С 2009 г. Пекин начал реализовывать широкомасштабные программы сотрудничества с партнерами из стран Африки, Латинской Америки, Юго-Восточной Азии, Ближнего Востока, в том числе в форматах БРИКС и ШОС. Функциональными же приоритетами в рамках такого сотрудничества для КНР выступают прежде всего астрономия, космическая погода, медицина, экология, науки о Земле, океанология, равно как и смежные с ними дисциплины. С учетом этого, допустимо выделить общий тренд на укрепление сетевой научной дипломатии Китая.

Одной из исторически первых кузниц кадров для подразделений Министерства науки и технологий, занимающихся вопросами международного сотрудничества, стал Шанхайский университет. В 1992 г., когда вуз еще носил название Шанхайского технического университета, в нем впервые была открыта программа «Научная дипломатия и международный обмен технологиями». Сейчас многие выпускники программы успешно трудятся на данном поприще, занимая высокие должности в центральном аппарате Министерства, а также в его загранучреждениях. Полагаем, что этот опыт российские образовательные организации могли бы частично перенять у китайских партнеров. В случае успешной адаптации его последующее применение научными дипломатами-практиками, представляющими обе страны, могло бы также внести свою лепту в развитие российской-китайской научной дружбы.

По случаю отмечаемой 1 октября 74-й годовщины образования Китайской Народной Республики, а также в свете предстоящего визита президента РФ В. Путина в Китай в октябре 2023 г. в рамках проекта РСМД «Развитие механизмов и инструментов научной дипломатии в России» публикуется аналитический материал, посвященный модели научной дипломатии в КНР и перспективам развития двухстороннего научного сотрудничества России и Китая.

Структура и география научной дипломатии КНР

Роман Райнхардт:
Договоримся о науке?

Если в 2000 г. расходы Китая на НИОКР составляли пhорядка 0,9% ВВП, что ставило его в арьергард мирового сообщества, то спустя двадцать с лишним лет страна занимает второе место по этому показателю, при том, что на нее приходится 22% всех мировых расходов на НИОКР. [1] Названный сектор поступательно растет и становится все более открытым внешнему миру, особенно после присоединения КНР к ВТО в 2001 г.

Главным проводником китайской научной дипломатии выступает Министерство науки и технологий [2] (далее — Министерство). В его структуру входит Департамент международного сотрудничества, а также разветвленная сеть из 75 секций по науке и технологиям при китайских дипмиссиях за рубежом — посольствах и генеральных консульствах (по существу, сеть научных атташатов). Заметим, что больше всего таких секций располагается на территории России: при посольстве КНР в Москве, а также при генеральных консульствах КНР в Санкт-Петербурге, Владивостоке, Екатеринбурге, Иркутске и Хабаровске. Что касается МИД Китая, то в научно-дипломатических процессах он принимает участие опосредованно, в основном путем выполнения вспомогательных функций по их административному и протокольному сопровождению.

С 2000 г. Министерство разрабатывает пятилетние планы развития науки (2000, 2006, 2011, 2017, 2021), уделяя в них должное внимание внешним связам. К 2020 г. Пекин подписал 114 межправительственных соглашений о НТС и установил институциональные научно-дипломатические связи с 161 государствами и территориями. Имплементация соглашений об НТС, однако, как и у большинства других стран, отличается несбалансированностью. В то время как одни договоры реально работают, иные так и остаются в бумажной плоскости. [3] Впрочем, само их наличие свидетельствует о приверженности Китая принципу многовекторности научной дипломатии. Действующее соглашение о НТС с Российской Федерацией было подписано в 1992 г. [4]

В 2018 г. к Министерству было присоединено Государственное управление по делам иностранных экспертов (国家外国专家局), которое было создано в 1956 г. для привлечения из-за рубежа ведущих специалистов в области науки и техники, а также для направления китайских специалистов в обучающие и ознакомительные загранпоездки. При участии данного органа были реализованы и по сей день реализуются государственные программы по найму «золотых мозгов», например, запущенная в 2008 г. кампания «Тысяча талантов» (千人计划). За первые десять лет благодаря ней в страну удалось привлечь около 7 тысяч высококлассных кадров. [5] Основная целевая аудитория — этнические китайцы, проживающие за рубежом, т.е. научная диаспора. Впрочем, формальных ограничений для участия в программе талантливых не-китайцев нет.

Системная работа КНР с научной диаспорой началась в конце 1980‑х — начале 1990‑х гг. благодаря выдающемуся государственному деятелю Дэну Сяопину. Именно с его именем были связаны первые программы мер по возвращению в страну ведущих исследователей. Работа по данному треку активизировалась в середине 2000-х гг., когда китайские СМИ стали открыто признавать проблему «утечки мозгов» и обращать внимание на императив взаимодействия с такими «мозгами». [6] В настоящее время в широком доступе отсутствует какой-либо документ, посвященный стратегии этой работы. Тем не менее на основании косвенных признаков можно догадываться о его наличии и вполне успешной имплементации. [7]

Наряду с Министерством, ведущие институты, задействованные в национальной научной дипломатии — это Академия наук КНР [8], Китайская инженерная академия [9], Китайская академия общественных наук [10], Китайская академия космических технологий [11], Государственный фонд естественных наук Китая [12] и Китайская ассоциация по науке и технике [13].

Начиная со второй половины 2000-х гг. к этой сфере стали также подключаться негосударственные акторы — главным образом, флагманы китайского бизнеса в области высоких технологий, такие компании, как Lenovo, Huawei и DJI. Вместе с тем, сами китайские исследователи отмечают, что присутствие частного сектора в сфере научной дипломатии по-прежнему носит ограниченный характер, а число специалистов, участвующих в международных корпоративных программах повышения квалификации, значительно ниже по сравнению с числом участников государственных программ той же или схожей направленности. Таким образом, уместно говорить о сохраняющейся государство-центричной модели национальной научной дипломатии.

Несмотря на множественные проекты и усилия, предпринимаемые по линии перечисленных организаций, аффилированных с ними и подшефных им структур, китайская наука по-прежнему остается не в достаточной мере интернационализированной. [14] Лучшие зарубежные умы, как правило, приезжают в страну на кратко- или среднесрочные заработки, а затем возвращаются в западные университеты и НИИ. Как бы то ни было, работа по данному направлению продолжается и постепенно приносит плоды, способствуя интеграции КНР в глобальную научную инфраструктуру.

Одним из примеров «лучших практик» может служить реакторный нейтринный эксперимент Дайя Бэй, проводимый в 52 километрах от Гонконга и в 45 километрах от Шэньчжэня. В этой международной коллаборации, предназначенной для изучения осцилляций нейтрино, участвуют ученые из КНР, Тайваня, России, США, Чехии и Чили. Она считается одним из наиболее крупных проектов сотрудничества КНР и США в области фундаментальных наук. Продолжением данного эксперимента стала Цзянмыньская подземная обсерватория нейтрино, строительство которой было начато в 2015 г., а запуск запланирован на 2023 г.

Среди других примеров можно перечислить Уханьский институт вирусологии [15], совместный китайско-японский астрофизический эксперимент Tibet ASgamma по исследованию гамма-излучения и Китайский экспериментальный реактор на быстрых нейтронах, в разработке и строительстве которого участвовали предприятия российской госкорпорации «Росатом» (НИИАР, ОКБМ имени И.И. Африкантова и др.).

В последние годы наблюдается выраженная тенденция ослабления научных связей китайских научных работников с американскими. Косвенным ее признаком и вероятным подтверждением выступает динамика публикационной активности. Если в 2018 г. доля совместных статей в области естественных наук китайских ученых с коллегами из США составляла около 44% и 25% для американских ученых с коллегами из КНР соответственно, то за последующие четыре года оба этих показателя снизились примерно на треть. [16] Сотрудничество же с ведущими научными державами, входящими в Европейский союз (Германия, Франция, Италия) и Великобританией отличается стабильностью и едва ли может рассматриваться как подверженное конъюнктурным колебаниям.

Данные тренды в той или иной мере имеют свойство проявляться во многих областях международного научного сотрудничества Пекина. Если рассматривать, например, такую сферу как космос, то многовекторность китайских инициатив подкрепляется более ста соглашениями и меморандумами о взаимопонимании с различными иностранными партнерами, которые были подписаны и заключены начиная с середины 1980‑х гг. по сегодняшний день. При этом в отношениях с США речь идет не о кооперации, но о конкуренции, которая вследствие политики Вашингтона приняла форму не столько «космической гонки» (подобной послевоенной советско-американской), сколько научной войны. [17] Так, с 2011 г. после принятия т.н. поправки Вольфа НАСА запрещается использовать средства государственного бюджета для реализации любых проектов двустороннего сотрудничества с правительством КНР и аффилированных с ним организаций без разрешения со стороны ФБР и Конгресса. Эта поправка, названная в честь члена Палаты представителей республиканца Ф. Вольфа, действие которой с момента ее принятия ежегодно продлевается, фактически означает запрет на прямой диалог в области космического сотрудничества между одними из ведущих центров силы и знания в этой сфере. Стоит подчеркнуть, что деградация отношений Вашингтона и Пекина в ней началась примерно на 7-8 лет раньше, чем, как было отмечено выше, в остальных сферах.

Диверсификация международных связей КНР в области исследований космоса и освоения космического пространства проходит по нескольким векторам. Во-первых, это региональное сотрудничество в Азии. В 2008 г. была учреждена Азиатско-Тихоокеанская организация по космическому сотрудничеству — межправительственная профильная организация со штаб-квартирой в Пекине. [18] Сейчас помимо Китая в нее входят Бангладеш, Иран, Монголия, Пакистан, Перу, Таиланд и Турция. Во-вторых, это сотрудничество с Россией. Достаточно упомянуть об эпохальном проекте создания Международной научной лунной станции — пилотируемой обитаемой станции на поверхности Луны или на ее орбите, строительство которой намечено на начало 2030-х годов. Договоренность о нем была достигнута в 2021 г., а в 2022 г. оформлена в виде межправительственного соглашения. [19] Данный российско-китайский проект открыт для участия третьих стран. В 2021 г. Европейское космическое агентство (ЕКА) рассматривало возможность присоединения к нему [20], однако пока эта история, по-видимому, развития не получила. Зато в 2023 г. к проекту подключилась Венесуэла. [21] В-третьих, это сотрудничество по линии Юг–Юг. Здесь репрезентативным кейсом представляется китайско-бразильская программа спутников наблюдения Земли (China–Brazil Earth Resources Satellite Program), запущенная еще в 1988 г. и до сих пор действующая.

Что касается сотрудничества по линии Юг — Юг в целом, то его вполне уместно охарактеризовать как один из приоритетов внешней научной политики КНР, которая все больше приобретает сетевой характер. На его развитие выделяются значительные ресурсы. С 2009 г. Пекин начал реализовывать широкомасштабные программы сотрудничества с партнерами из стран Африки, Латинской Америки, Юго-Восточной Азии, Ближнего Востока, в том числе в форматах БРИКС и ШОС. Функциональными же приоритетами в рамках такого сотрудничества для КНР выступают прежде всего астрономия, космическая погода, медицина, экология, науки о Земле, океанология, равно как и смежные с ними дисциплины. С учетом этого, допустимо выделить общий тренд на укрепление сетевой научной дипломатии Китая.

В связи с этим, упоминания непременно заслуживает и план сотрудничества в области науки, технологий и инноваций в рамках инициативы «Один пояс, один путь» (带一路), обнародованный Министерством в 2016 г. Несмотря на множество заявленных мероприятий, пока что эффект для науки от «Нового шелкового пути» не предстает вполне осязаемым. [22] Отмечается некоторое увеличение числа студентов, которые приезжают учиться в Китай из стран, участвующих в инициативе, и все же при подборе исследовательских кадров и профессорско-преподавательского состава китайские вузы по-прежнему ориентируются на ведущие западные научные центры.

В рамках той же парадигмы c 2018 г. много внимания уделяется участию страны в международных программах и проектах класса мегасайенс [23]. Они ориентированы преимущественно на НИР в таких областях как астрономия, космическая медицина, биотехнология, физика жидкостей и горение в условиях микрогравитации, космические технологии. В числе передовых достижений стоит назвать радиотелескоп FAST [24], который после окончания строительства в 2016 г. и ввода в эксплуатацию в 2020 г. стал самым большим в мире радиотелескопом с заполненной апертурой. С весны 2021 г. наблюдения с помощью него могут проводить зарубежные астрономы. [25] Это в очередной раз демонстрирует готовность страны использовать свои научные достижения, имеющуюся инфраструктуру и высокий потенциал во благо всего человечества при стойкой приверженности национальным интересам.

Новые вызовы и возможности китайской научной дипломатии

Пандемия COVID-19 хотя и выступила сильнейшим шоком, в том числе для китайского научного комплекса, однако едва ли привнесла в эту сферу что-то новое. Она главным образом ускорила те процессы, которые в ней наблюдались и ранее. В первую очередь, стремление к интеграции и интернационализации, наталкивающееся на определенное противодействие со стороны других мировых научных держав. Отсюда различные скандалы, обвинения (возможно, местами небезосновательные) в шпионаже — вплоть до теорий заговора и прочих конспирологических изысканий. [26] Трагедия, которая началась в Ухане зимой 2019 г., стала в некотором смысле лакмусовой бумажкой и одновременно катализатором тех вызовов и проблем, с которым сейчас имеет дело китайская наука и ее дипломатия. Ведь многие западные игроки боятся Китая как одного из сильнейших конкурентов не только в экономике и международной политике, но и в науке. Насколько такой страх («китайская угроза») на данном этапе оправдан, а в какой мере раздут искусственно и может быть передан идиомой «бумажный тигр» (纸老虎) — вопрос дискуссионный.

В первых рядах антикитайских кампаний в области МНТС закономерно фигурируют США. Первая волна алармизма и того, что стало нарицательно обозначаться «China-bashing», пришлась на период президентства Д. Трампа. [27] Администрация Дж. Байдена в целом продолжила здесь курс своих предшественников. [28] Впрочем, такая преемственность на политическом уровне не воспринимается априори как стоп-сигнал для взаимодействия на уровне контактов между китайским и американским научными сообществами, равно как и их отдельными представителями (people-to-people exchanges). [29] Многие из них продолжают деятельно сотрудничать, невзирая на не совсем благоприятный политический фон и климат, демонстрируя тем самым яркий и достойный подражания пример исследовательского прагматизма.

То же относится к взаимодействию КНР со странами ЕС, где антикитайские настроения применительно к научному сотрудничеству носят еще менее выраженный и более точечный характер.

Что касается партнерства с Россией, то, как уже неоднократно отмечалось выше, оно имеет значительный задел в самых разных областях науки, опирается на солидную правовую основу и обладает весьма большим потенциалом. Плоскости и форматы сотрудничества различаются: от двусторонних и многосторонних [30] проектов в отдельных отраслях до рамочных инициатив БРИКС, а также совместных шагов и усилий на площадках ЮНЕСКО, ВОЗ и других структур системы ООН. Их общим знаменателем предстает схожесть или совпадение позиций сторон по многим ключевым вопросам международной повестки и развития глобальной науки. Неслучайно, что два из четырнадцати документов, подписанных по итогам переговоров во время государственного визита председателя КНР Си Цзиньпина в Россию в марте 2023 г. и нацеленных на укрепление двусторонних связей, были посвящены описываемой теме. [31]

Вместе с тем, было бы методологически неверно идеализировать текущее состояние российско-китайского научного диалога. В некоторых областях ему, как представляется, присущ определенный дисбаланс. Так, сотрудничество в сфере естественных и точных наук явно превосходит как в количественном, так и в качественном отношении объем взаимодействия в науках общественных и гуманитарных. Трудности, бесспорно, есть, но на разных уровнях ведется работа по их преодолению. Свой вклад в укрепление и развитие российско-китайских связей в сфере МНТС на современном этапе вносят многие ведущие российские проводники научной дипломатии, в частности, РЦНИ [32], РСМД [33] и РНФ [34], не говоря уже об именитых университетах, причем не только традиционных «бастионах» международников (МГИМО, Дипломатическая академия, РУДН), но и ряда других [35]. Думается, что в текущих условиях масштабы такой работы будут возрастать, во всяком случае, в кратко- и среднесрочной перспективе.

Завершая настоящий очерк, вспомним, как, выступая в 2020 г. на симпозиуме перед отечественными и зарубежными учеными, председатель КНР Си Цзиньпин подчеркнул, что международное сотрудничество в области науки и технологий актуально во все времена. Чем больше Китай будет сталкиваться с давлением извне, тем больше он будет стараться избегать изоляции. [36] Во время другого своего выступления в 2021 г. в Чжунгуаньцуне («китайская Кремниевая долина») действующий лидер КНР заявил, что его страна намерена укреплять международные научно-технические обмены, проявляя более открытую позицию, и будет активно участвовать в глобальных инновационных сетях, чтобы совместно с иностранными партнерами продвигать фундаментальные исследования, а также применение передовых научно-технологических достижений. [37]

Для этого имеется крепкая образовательная база. Во многих китайских университетах существуют специализированные программы по профессиональной подготовке научных дипломатов. Одной из исторически первых кузниц кадров для подразделений Министерства науки и технологий, занимающихся вопросами международного сотрудничества, стал Шанхайский университет. В 1992 г., когда вуз еще носил название Шанхайского технического университета, в нем впервые была открыта программа «Научная дипломатия и международный обмен технологиями». Сейчас многие выпускники программы успешно трудятся на данном поприще, занимая высокие должности в центральном аппарате Министерства, а также в его загранучреждениях. Полагаем, что этот опыт российские образовательные организации могли бы частично перенять у китайских партнеров. В случае успешной адаптации его последующее применение научными дипломатами-практиками, представляющими обе страны, могло бы также внести свою лепту в развитие российской-китайской научной дружбы.

1. Xin Li. Science Diplomacy in China: Past, Present and Future // Cultures of Science. 2023. Vol. 6(2). P.170–185.

2. 科学技术部. URL: https://www.most.gov.cn/ Предшественником названного госоргана считается специальное Бюро по технологическому сотрудничеству, созданное в рамках Госплана КНР в 1953 г. Его преемником стала учрежденная в 1958 г. Государственная комиссия по науке и технике. В 1970 г. деятельность комиссии была приостановлена в связи с «культурной революцией». Она возобновила свою работу в 1977 г., а в 1998 г., спустя сорок лет после образования, была преобразована в Министерство науки и технологий КНР.

3. Райнхардт Р.О. Договоримся о науке? // Российский совет по международным делам, 23.12.2021. URL: https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/dogovorimsya-o-nauke/

4. Постановление Правительства Российской Федерации от 12 ноября 1992 г. N 866 О подписании Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о научно-техническом сотрудничестве // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов. URL: https://docs.cntd.ru/document/901603256

5. Lewis D. China’s Thousand Talents Plan to Entice Researchers Home Boosted their Output // Nature, 05.01.2023. URL: https://www.nature.com/articles/d41586-023-00012-5

6. Wu Jiao. Report Raises 'Brain Drain' Alert // China Daily, 13.02.2007. URL: http://www.chinadaily.com.cn/china/2007-02/13/content_807798.htm

7. Xin Li. Science Diplomacy in China: Past, Present and Future // Cultures of Science. 2023. Vol. 6(2). P.170–185.

8.中国科学院. URL: http://www.cas.ac.cn/

9.中国工程院. URL: https://www.cae.cn/

10. 中国社会科学院.URL: http://www.cass.cn/

11. 中国空间技术研究院. URL: https://www.cast.cn/

12. 国家自然科学基金委员会. URL: https://www.nsfc.gov.cn/

13. 中国科学技术协会. URL: http://www.cast.org.cn/. НКО, объединяющая китайских научных работников и инженеров, более 150 национальных профессиональных обществ и сотни местных отделений на различных уровнях.

14. Wagner C., Cao C., Jonkers K., Schwaag Serger S., Goenaga X. What Do China’s Scientific Ambitions Mean for Science — and the World? // Issues in Science and Technologies, 05.04.2021. URL: https://issues.org/what-do-chinas-scientific-ambitions-mean-for-science-and-the-world/

15. Именно она подвергалась обвинениям со стороны прежде всего США как источник возможной лабораторной утечки COVID-19. Несмотря на известный связанный с этим скандал, институт продолжает сотрудничать с Национальной лабораторией Галвестон в Техасе, Национальной микробиологической лабораторией Канады и Международным центром инфектологии Франции.

16. Baker S. US–China Research Collaboration ‘Waning’ // Times Higher Education, 02.02.2022. URL: https://www.timeshighereducation.com/news/us-china-research-collaboration-waning

17. Kulacki G. US and China Need Contact, not Cold War // Nature. 2011. №474. P.444–445.

18. Asia-Pacific Space Cooperation Organization. URL: http://www.apsco.int/

19. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о сотрудничестве в области создания Международной научной лунной станции // Министерство иностранных дел Российской Федерации, 25.11.2022. URL: https://www.mid.ru/ru/foreign_policy/international_contracts/international_contracts/2_contract/61731/

20. ЕКА обсуждает возможность участия в проекте российско-китайской лунной станции // Роскосмос, 05.11.2022. URL: https://www.roscosmos.ru/33234/

21. Венесуэла примет участие в создании Россией и Китаем лунной станции // Новости космонавтики, 18.07.2023. URL: https://novosti-kosmonavtiki.ru/news/201093/

22. Armitage C., Woolston C. Silk Road Becomes the One Less Travelled as China Lures Science Talent Home // Nature. 2021. №593. S2–S3.

23. 国务院关于印发积极牵头组织国际大科学 // 国务院, 14.03.2018. URL: https://www.gov.cn/zhengce/content/2018-03/28/content_5278056.htm

24. Five-hundred-meter Aperture Spherical Telescope, неофициально называемый «небесным оком» (天眼), расположен в провинции Гуйчжоу на Юго-западе КНР.

25. China’s FAST Telescope Officially Opens to Global Astronomers // China Daily, 31.03.2021. URL: https://www.chinadaily.com.cn/a/202103/31/WS6063dd62a31024ad0bab2bc0.html

26. German M., Liang A. Amid New Trial, End of Chinese Espionage “Initiative” Brings Little Relief to US Academics Caught in Net of Fear // Just Security, 22.03.2022. URL: https://www.justsecurity.org/80780/amid-new-trial-end-of-chinese-espionage-initiative-brings-little-relief-to-us-academics-caught-in-net-of-fear/

27. How China’s Economic Aggression Threatens the Technologies and Intellectual Property of the United States and the World // White House Office of Trade and Manufacturing Policy, June 2018. URL: https://trumpwhitehouse.archives.gov/wp-content/uploads/2018/06/FINAL-China-Technology-Report-6.18.18-PDF.pdf

28. Information about the Department of Justice’s China Initiative and a Compilation of China-related Prosecutions since 2018 // The United States Department of Justice Archives, 19.11.2021. URL: https://www.justice.gov/archives/nsd/information-about-department-justice-s-china-initiative-and-compilation-china-related

29. Tang L., Cao C., Wang Z. et al. Decoupling in Science and Education: A Collateral Damage Beyond Deteriorating US–China Relations // Science and Public Policy. 2021. Vol. 48(5). P.630–634.

30. В данном контексте упоминания, безусловно, заслуживает ИТЭР, где продолжается сотрудничество между КНР, РФ, Индией, США, ЕС, Республикой Кореей, Японией, а также рядом других государств. См.: ITER Members // ITER. URL: https://www.iter.org/proj/Countries

31. А именно: Протокол между Министерством науки и высшего образования Российской Федерации, Министерством науки и технологий Китайской Народной Республики, Объединенным институтом ядерных исследований и Китайской академией наук об укреплении сотрудничества в области фундаментальных научных исследований и Комплексная программа долгосрочного сотрудничества в области реакторов на быстрых нейтронах и замыкания ядерного топливного цикла между Государственной корпорацией по атомной энергии «Росатом» и Агентством по атомной энергии Китайской Народной Республики. См.: Полный перечень документов, подписанных в рамках визита Си Цзиньпина в Россию // ТАСС, 21.03.2023. URL: https://tass.ru/politika/17331407

32. О приеме в Посольстве Китайской Народной Республики // Российский Центр Научной Информации, 20.03.2023. URL: https://www.rfbr.ru/rffi/ru/news_events/o_2132778

33. РСМД и Фуданьский университет провели конференцию «Российско-китайский диалог и международный порядок» // Российский совет по международным делам, 17.08.2023. URL: https://russiancouncil.ru/news/rsmd-i-fudanskiy-universitet-proveli-konferentsiyu-rossiysko-kitayskiy-dialog-i-mezhdunarodnyy-porya/; Визит делегации Китайской академии общественных наук // Российский совет по международным делам, 17.08.2023. URL: https://russiancouncil.ru/news/vizit-delegatsii-kitayskoy-akademii-obshchestvennykh-nauk/

34. Объявлен прием заявок на конкурс по поддержке российско-китайских научных коллективов // Российский научный фонд, 01.02.2023. URL: https://rscf.ru/news/found/konkurs-86/

35. Барский К.М., Райнхардт Р.О. Антикризисный потенциал научной дипломатии // Независимая газета, 13.03.2023. URL: https://www.ng.ru/science/2023-03-13/2_8678_potential.html

36. 习近平:在科学家座谈会上的讲话 // 新华网, 11.09.2020. URL: http://www.qstheory.cn/yaowen/2020-09/11/c_1126484063.htm

37. Xi Calls for Openness, Cooperation in Science & Technology // CPC Central Committee Bimonthly, 26.09.2021. URL: http://en.qstheory.cn/2021-09/26/c_663540.htm


Оценить статью
(Голосов: 49, Рейтинг: 5)
 (49 голосов)
Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся