Распечатать
Оценить статью
(Голосов: 7, Рейтинг: 4.43)
 (7 голосов)
Поделиться статьей
Людмила Самарская

К.и.н., н.с. Центра ближневосточных исследований ИМЭМО РАН

Государство Израиль уже в течение двух с половиной лет находится в состоянии затяжного внутриполитического кризиса. Однако по итогам четвёртых за это время внеочередных парламентских выборов появилась надежда на перемены — 12 июня 2021 г. было утверждено Кнессетом (60 голосами против 59) и приведено к присяге новое правительство. Оно было сформировано Яиром Лапидом, главой центристской партии «Еш Атид», в союзе с правыми партиями «Ямина», «Тиква Хадаша» и «Наш дом Израиль» (НДИ), центристской «Кахоль-Лаван», левыми «Аводой» и МЕРЕЦ, а также арабской РААМ — позиционирующими себя как «блок перемен». Первым премьер-министром в ротационном правительстве станет Нафтали Беннет, глава партии «Ямина», а 27 августа 2023 г. его должен сменить Яир Лапид.

Работа нового израильского правительства национального единства не будет простой. Оно столкнётся со многими внутриполитическими, социально-экономическими и внешнеполитическими сложностями. Вероятность, что оно окажется устойчивым в долгосрочной перспективе, не столь высока, хотя исключать её также нельзя. Даже при условии сохранения правительства Беннета—Лапида по крайней мере на большую часть четырёхлетнего срока внутренние противоречия между его партиями могут оказаться слишком велики для принятия неоднозначных внутри- и внешнеполитических решений.

Наследие 12 лет премьерства Биньямина Нетаньяху и лидерства партии «Ликуд» ещё долгое время будет влиять на функционирование государства Израиль. Разрывы, существующие между различными сообществами страны, усиление роли крайних националистических групп, нерешённость проблем арабского сектора — всё это отражается на особенностях политического процесса. Полностью решить все эти вопросы правительству «блока перемен» вряд ли удастся. Однако реализация по крайней мере части нацеленной на это социально-экономической программы будет существенным шагом вперёд.

Государство Израиль уже в течение двух с половиной лет находится в состоянии затяжного внутриполитического кризиса. Однако по итогам четвёртых за это время внеочередных парламентских выборов появилась надежда на перемены — 12 июня 2021 г. было утверждено Кнессетом (60 голосами против 59) и приведено к присяге новое правительство. Оно было сформировано Яиром Лапидом, главой центристской партии «Еш Атид», в союзе с правыми партиями «Ямина», «Тиква Хадаша» и «Наш дом Израиль» (НДИ), центристской «Кахоль-Лаван», левыми «Аводой» и МЕРЕЦ, а также арабской РААМ — позиционирующими себя как «блок перемен». Первым премьер-министром в ротационном правительстве станет Нафтали Беннет, глава партии «Ямина», а 27 августа 2023 г. его должен сменить Яир Лапид.

Впервые за 12 лет должность премьер-министра Израиля будет занята не Биньямином Нетаньяху. В течение большей части внутриполитического кризиса именно его называли главным виновником сложившейся тупиковой ситуации. Будучи фигурантом нескольких уголовных дел (о коррупции, злоупотреблении общественным доверием и мошенничестве), он стремился остаться у власти даже несмотря на то, что его смещение с поста премьера стало едва ли не основным предвыборным обещанием многих старых и новых израильских партий (среди них — «Кахоль-Лаван», «Тиква Хадаша»). Однако будет ли очередное правительство национального единства и приход нового лидера способствовать выходу из внутриполитического кризиса? Сможет ли оно решить хотя бы часть накопившихся проблем? И есть ли у него шанс оказаться устойчивым в долгосрочной перспективе?

Препятствия на пути к долгосрочной стабильности нового правительства

Устойчивость нового правительства национального единства, как и предыдущего — «чрезвычайного» правительства 2020 г. во главе с Биньямином Нетаньяху и Бени Ганцем, — вызывает много вопросов. Оно было утверждено крайне неустойчивым большинством — его поддержала лишь половина парламентариев Кнессета. Новая коалиция объединяет представителей практически всего израильского политического спектра — от правых до крайне левых — и впервые в израильской истории включает в себя арабскую партию. Яир Лапид и Нафтали Беннет позиционируют его как настоящее правительство национального единства, которое пытается учесть интересы всех (или большинства) категорий израильского общества.

Принципы, на которых основано новое правительство, во многом схожи с теми, на базе которых функционировала предыдущая «чрезвычайная» коалиция. Они подразумевают ротацию премьер-министров и существование двух полуавтономных блоков в его рамках («блок “Ямина”» — «Ямина» и «Тиква Хадаша» и «блок “Еш Атид”» — «Еш Атид», «Кахоль-Лаван», «Авода», НДИ и МЕРЕЦ; с партией РААМ вне обоих блоков), каждый из которых находится в зоне ответственности своего формального главы — Н. Беннета или Я. Лапида. С учётом особенностей нынешней внутриполитической ситуации в Израиле подобная структура правительства вполне может быть востребована и после окончания нынешнего кризиса.

Основой для объединения столь разных по своим идеологическим ориентирам партий должна стать социально-экономическая составляющая: принятие двухгодичного бюджета страны, увеличение финансирования арабского сектора и борьба с преступностью в нём, реализация различных инфраструктурных проектов. Принятие бюджета сразу на два года должно способствовать предотвращению ежегодного риска роспуска правительства из-за бюджетного кризиса. Одним из первых члены коалиции планируют провести закон об ограничении срока, в течение которого премьер-министр может находиться у власти, восемью годами или двумя каденциями (в зависимости от того, что окажется длительнее). Пока не вполне понятно, возможно ли это с юридической точки зрения, однако очевидно, что направлен он будет против Биньямина Нетаньяху, который находился у власти в общей сложности около 15 лет.

Именно смещение Б. Нетаньяху с поста премьер-министра было ключевым политическим пунктом, который объединял большинство членов новой правительственной коалиции (за исключением РААМ). Однако в остальном официальные позиции входящих в неё партий остаются противоположными по целому ряду вопросов — от еврейского характера государства Израиль до роли религии в стране и судебной реформы. Несмотря на заявленную социально-экономическую программу, избегать решения политически ангажированных вопросов будет крайне сложно. Палестино-израильский кризис мая 2021 г. показал, что проблемы в этой сфере будут спонтанно (и закономерно) возникать до тех пор, пока конфликт остаётся неразрешённым. Действующее же правительство даже при наличии политической воли вряд ли сможет существенно продвинуться на этом треке.

Существенные затруднения у правительства единства будут возникать в законодательной сфере. При столь неустойчивом большинстве в Кнессете (можно говорить практически о равенстве голосов правящей коалиции и оппозиции) процесс принятия решений этой ветвью власти может быть крайне проблематичным. В то же время аналитик The Times of Israel Хавив Реттиг Гур высказал предположение, что уже после создания правительства к нему могут присоединиться ультраортодоксальные партии «Яхадут ха-Тора» и ШАС, что сделало бы большинство «блока перемен» в Кнессете гораздо более уверенным. Однако для этого новая коалиция должна продемонстрировать свою долгосрочную устойчивость, что может оказаться достаточно сложным.

Шансы на стабильность

И всё же у нового правительства национального единства есть некоторые шансы оказаться более стабильной структурой, чем кажется. Ключевой момент, оговорённый в коалиционном соглашении «Ямины» и «Еш Атид» — сохранение статуса-кво в вопросах религии и государства, кроме как в случаях, которые были в нём особо отмечены. В соответствии с их договорённостью, все фракции, входящие в коалицию, должны будут голосовать против любого законопроекта, который бы нарушал это условие. С учётом, что разногласия именно по этим вопросам являются одними из наиболее острых между различными группами израильского общества, это крайне важный пункт. По-видимому, основная задача этого условия — минимизация риска внутриправительственных противоречий.

В то же время как раз по вопросам религии правые партии, вошедшие в правительство («Ямина» и «Тиква Хадаша», но не НДИ), гораздо ближе к «Ликуду», а в чём-то — и к «Религиозному сионизму», оставшимся в оппозиции. По мнению аналитика Haaretz Йосси Вертера, это может спровоцировать «законодательный харрасмент» — намеренное продвижение представителями оппозиции законопроектов, идеологически близких правым партиям коалиции, которые те, однако, будут вынуждены отклонять в силу заключённых соглашений и стремления сохранить правительство.

Одним из значимых факторов, которые могут способствовать сохранению нынешней коалиции на более длительный срок, чем оказалось в состоянии продержаться «чрезвычайное правительство национального единства», остается заинтересованность в этом всех входящих в неё партий. В случае с союзом «Ликуда» и «Кахоль-Лаван», глава первой партии и премьер-министр Биньямин Нетаньяху совершенно не стремился к поддержанию его нормального функционирования. По мнению многих аналитиков, он сознательно спровоцировал правительственный кризис (исходя из своих личных интересов), отказавшись от предусмотренного договорённостями двухгодичного бюджета в пользу однолетнего, с чем не был согласен глава «Кахоль-Лаван», альтернативный премьер-министр и министр обороны Бени Ганц.

Однако для членов и лидеров нового правительства единства его сохранение на максимально возможный срок будет крайне ценным в том числе по вполне прагматическим причинам. Так, для Нафтали Беннета это будет свидетельством его политической успешности, и впоследствии, если израильтяне оценят его работу в роли премьер-министра, он сможет существенно расширить свою электоральную базу. Для Яира Лапида же функциональность правительства в долгосрочной перспективе обеспечит его вступление в должность премьер-министра в августе 2023 г.

Роль арабских партий

Правительство Беннета — Лапида позиционирует себя как «блок перемен». Одно из основных изменений, которое оно уже воплотило в жизнь, — это смена Биньямина Нетаньяху на посту премьер-министра. Однако чуть ли не более важным шагом является включение арабской партии в правящую коалицию — впервые в истории Израиля.

Идея об участии политических представителей арабского сообщества как особой группы в функционировании не только законодательной (где они присутствуют достаточно давно), но и исполнительной ветви власти израильского государства сама по себе не является новой. Это обсуждалось ещё при попытке Бени Ганца во главе блока «Кахоль-Лаван» (в который на тот момент входила партия Яира Лапида «Еш Атид») сформировать альтернативное Б. Нетаньяху правительство после выборов в марте 2020 г. Тогда, однако, эта идея не была реализована, поскольку в Израиле, как и во всём мире, началась пандемия COVID-19. По этой причине Б. Ганц принял решение сформировать пусть и не соответствующее его предвыборным обещаниям, но более устойчивое в краткосрочной перспективе чрезвычайное правительство национального единства в союзе с Биньямином Нетаньяху, чтобы иметь возможность оперативно реагировать на кризис в социально-экономической сфере.

Условно «легитимизировал» же идею о сотрудничестве сионистских и арабских партий сам Биньямин Нетаньяху. По итогам электорального цикла марта 2021 г. ни блок сторонников, ни блок противников действовавшего премьер-министра вновь не смогли получить уверенное большинство в Кнессете. Единственным выходом оказалось сотрудничество с арабскими партиями. И Б. Нетаньяху, позиционировавший себя как представителя интересов национального лагеря (блока правых и религиозных партий), начал неформально вести переговоры с главой арабской партии РААМ Мансуром Аббасом. На это сделал отсылку в своей речи накануне присяги нового правительства Нафтали Беннет, поблагодарив бывшего премьер-министра за то, что он «совершил прорыв серией встреч с Мансуром Аббасом, протянув [ему] руку», за то, что он «проложил [этот] путь».

Это значимый шаг не только для сионистских, но и для арабских партий. Позиция Мансура Аббаса, поставившего на первое место прагматические интересы арабского сообщества Израиля, свидетельствует о том, что в политическом контексте для него и его избирателей оказалась приоритетной гражданская идентичность, а не только этнорелигиозная. Он сместил акценты с политико-идеологических вопросов, актуальных как для израильских арабов, так и для палестинцев, на социально-экономические, предусматривающие развитие арабского сектора в самом Израиле и его более полноценную интеграцию в израильское общество. Это контрастирует с заявлениями другой арабской партии — «Общего списка», оставшегося в оппозиции и декларирующего борьбу с «оккупацией», «расизмом» и неравенством как свою основную политическую цель.

Наличие арабской партии в одной коалиции с правыми, с одной стороны, определённо должно способствовать налаживанию конструктивного диалога между ними. С другой, это фактор, который вряд ли будет способствовать долгосрочной стабильности правительства. Риск противоречий ещё больше повышается с учётом напряжённой внутриполитической обстановки в Израиле: время от времени происходят нападения арабов на евреев-гражданских, полицейских и военных, активными остаются еврейские националисты. Последствия массовых беспорядков в ходе майского палестино-израильского кризиса, по всей вероятности, будут ощущаться в течение достаточно длительного времени. Постоянно избегать обсуждения этих чувствительных вопросов будет крайне сложно, хотя, возможно, именно социально-экономическая повестка нового правительства позволит пойти по пути их постепенного решения.

***

Работа нового израильского правительства национального единства не будет простой. Оно столкнётся со многими внутриполитическими, социально-экономическими и внешнеполитическими сложностями. Вероятность, что оно окажется устойчивым в долгосрочной перспективе, не столь высока, хотя исключать её также нельзя. Даже при условии сохранения правительства Беннета — Лапида по крайней мере на большую часть четырёхлетнего срока внутренние противоречия между его партиями могут оказаться слишком велики для принятия неоднозначных внутри- и внешнеполитических решений.

Наследие 12 лет премьерства Биньямина Нетаньяху и лидерства партии «Ликуд» ещё долгое время будет влиять на функционирование государства Израиль. Разрывы, существующие между различными сообществами страны, усиление роли крайних националистических групп, нерешённость проблем арабского сектора — всё это отражается на особенностях политического процесса. Полностью решить все эти вопросы правительству «блока перемен» вряд ли удастся. Однако реализация по крайней мере части нацеленной на это социально-экономической программы будет существенным шагом вперёд.

Оценить статью
(Голосов: 7, Рейтинг: 4.43)
 (7 голосов)
Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся