Распечатать
Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей
Ольга Гулина

К.ю.н., доктор права (PhD) Университета Потсдама, эксперт РСМД

Современный мир устроен так, что соперничество стран в том, «кто выше, сильнее, богаче», находится в плоскости демонстрации интеллектуального превосходства, научных открытий, разработанных и используемых технологий, а не только наличия силы и зон влияния. Исследования мобильности квалифицированных кадров и ученых говорят о том, что каждый из них однажды оказывается перед выбором: Европа или Америка. Какие факторы влияют на выбор европейского континента и как «охотятся за головами» страны-члены ЕС? Какой опыт и практики могут быть полезны для привлечения квалифицированной рабочей силы и ученых в Россию?

 

«Технологии, таланты и толерантность,
– Европа живет инновациями.
Европа без постоянной и все возрастающей
силы изменений никогда бы не стала
той Европой, которую мы знаем сегодня».
А. Меркель, канцлер Германии (2007).

Современный мир устроен так, что соперничество стран в том, «кто выше, сильнее, богаче», находится в плоскости демонстрации интеллектуального превосходства, научных открытий, разработанных и используемых технологий, а не только наличия силы и зон влияния. Исследования мобильности квалифицированных кадров и ученых говорят о том, что каждый из них однажды оказывается перед выбором: Европа или Америка. Какие факторы влияют на выбор европейского континента и как «охотятся за головами» страны-члены ЕС? Какой опыт и практики могут быть полезны для привлечения квалифицированной рабочей силы и ученых в Россию?

«Голубая карта» Европы

Страны Европейского Союза, являясь реципиентами мигрантов, существенно проигрывают США, Канаде и Австралии, которые тоже заинтересованы в привлечении лучших, квалифицированных и талантливых рабочих рук. Европа сегодня принимает 85% неквалифицированных рабочих мигрантов и менее 0,9% специалистов, тогда как 9,9% высококвалифицированных кадров от общего числа мигрантов из третьих государств выбирают Австралию, 7,3% – Канаду, 3,5% – США.

Подобный интерес обусловлен несколькими обстоятельствами: английский язык – это язык преимущественно международной коммуникации; в США нет возрастных ограничений для занятия трудовой деятельностью, в том числе и в учебных заведениях (65 лет – пенсионный возраст в большинстве стран ЕС); в противовес европейскому иммиграционному законодательству в США и странах Океании иммигрант в течение жизни может получить гражданство принимающей страны [1].

Чтобы изменить сложившуюся ситуацию, в 2008 г. лидеры ЕС озвучили новую инициативу по привлечению высококвалифицированных специалистов – так называемую «голубую карту» («Blue Card»). Она призвана содействовать получению заявителем права на пребывание в странах ЕС в облегченном порядке при наличии высокой квалификации и профессиональных навыков. Идея получила законодательное оформление в Директиве ЕС от 2009 г.

Фото: www.arbeit-und-arbeitsrecht.de

В основу европейской «Blue Card» была положена идея американской «Green Card». Отличия заключаются в сроках действия (два года у «Blue Card» против десяти лет у «Green Card»), способах получения (работа, лотерея, воссоединение с семьей, резиденция в стране для «Green Card»; подтверждение рабочего места, признание диплома, профессиональный стаж не менее трех лет для «Blue Card») и последствиях («Green Card» по окончании пятилетнего срока дает право стать гражданином США, «Blue Card» после пяти лет резиденции – только право на постоянное проживание в стране).

Интересно, что несмотря на широкомасштабные дебаты в национальных парламентах стран-участников ЕС, идея не получила всестороннего одобрения и поддержки. Более того, ряд политических деятелей, лидеров государств ЕС высказался против этой общеевропейской инициативы. Соединенное Королевство, Дания, Ирландия отказались от действия «голубой карты» на своей территории. Серьезные сомнения в необходимости такого нововведения высказывали австрийские и немецкие политики, однако парламенты этих стран все же ратифицировали Директиву.

Пророки в своем Отечестве, или где взять необходимые стране квалифицированные кадры

Если квалифицированных специалистов в Европе готовы искать среди жителей стран ЕС, то представителей академической элиты на европейском континенте ждут из любой страны мира.

В 1997 г. Совет Европы принял документ, значение и влияние которого на миграцию квалифицированных кадров и ученых было осознано и оценено гораздо позднее. Договор о признании квалификации в области высшего образования в Европейском регионе требовал от стран-участниц создания механизма оценки сертификатов/дипломов об образовании, в том числе полученных в третьих странах, и их эквивалентного признания, отвечающего стандартам национальной образовательной системы (ст. 1 Договора) государств Европы. В числе первых документ подписали Франция, Германия, Норвегия, Румыния, Польша, Словакия, Словения, Финляндия.

Именно Финляндия стала первопроходцем, закрепившим договорные положения в национальном Акте о критериях оценки иностранного образования и квалификации от 1998 г.

В 2003 г. Дания приняла Акт о порядке признания квалификаций, полученных в иностранном государстве (ставший образцом для многих стран Европы. Датский закон основывается на следующих принципах:

  • признание всех без исключения образовательных сертификатов/дипломов, полученных в иных государствах;
  • поиск отражающего квалификацию заявителя национального эквивалента в образовании с выдачей национального сертификата (ст. 2);
  • бесплатная помощь и консультации в процессе признания академической и профессиональной квалификации, четырехнедельный срок для рассмотрения заявки (ст. 5);
  • законность, открытость и равенство в деятельности уполномоченных органов.

Аналогичный закон – Федеральный закон об улучшении статуса и признании квалификации, полученной за рубежом – был утвержден Бундестагом ФРГ в 2011 г. и вступил в силу в 2012 г.

На заре XXI века страны Европы озабочены нераскрытым и неиспользуемым потенциалом граждан ЕС, имеющих миграционное прошлое, граждан третьих стран, проживающих в странах Европы, а именно – уровнем их образования, академической и профессиональной квалификации, профессиональной востребованности в новой среде. В 2010 г. министерство труда Германии представило исследование «Braine Waste», результаты которого были полностью поддержаны как политиками, так и обществом в целом. Сегодня в странах Европы не видят необходимости приглашать новых квалифицированных мигрантов в зону ЕС, если на европейском пространстве уже достаточно квалифицированных кадров и специалистов, потенциал и возможности которых не используются или используются не в полной мере.

Академическая мобильность ученых и концепция «делись и побеждай»

Ситуация с академической мобильностью российских ученых и квалифицированных специалистов внутри страны и за ее пределами порой напоминает положение героя русской сказки, оказывающегося перед выбором: налево пойдешь – коня потеряешь, направо – жизнь, а прямо пойдешь – жив будешь, да себя позабудешь.

Исследования, касающиеся мобильности ученых, безусловно, демонстрируют высокий уровень миграции научных кадров как во всем мире, так и в Европе. И если квалифицированных специалистов в Европе готовы искать среди жителей стран ЕС, то представителей академической элиты на европейском континенте ждут из любой страны мира. По данным Европейской Комиссии, Европе требуется от 700 тыс. до 1 млн квалифицированных исследователей, способных сделать ЕС «наиболее динамичным и конкурентоспособным, основанным на знаниях экономическим пространством мира». При этом странами с наибольшей долей иностранных специалистов на европейском континенте являются Австрия, Бельгия, Соединенное Королевство, Германия и Нидерланды. Из всех совместных научных публикаций в странах ЕС за 2006 г. 71,2% были созданы в соавторстве учеными ЕС и третьих стран.

В 2005 г. в России была издана монография «Воспроизводство научной элиты в России: роль зарубежных научных фондов» [2], обобщающая опыт работы немецких фондов в России и рассматривающая причины интереса российской научной элиты к Германии. Среди причин интереса к исследованиям в ФРГ ученые и специалисты из России называли прекрасные условия работы, доступность ресурсов, обмен опытом и все необходимое, чтобы заниматься наукой, а также хорошие условия для интеграции и адаптации членов семей и самих стипендиатов (языковые курсы, вводные и ознакомительные программы, так называемые программы dual career). Не менее важны финансовые причины и социогеографический фактор. Образ жизни, ответственность за оставшихся в России членов семьи предопределяют больший интерес к Германии в силу того, что вернуться в Россию, навестить друзей и близких географически легче и проще из Германии, чем из США.

Несомненно, Германия сегодня является одним из «законодателей моды», определяющим изменение траектории мобильности ученых и географии знаний. В связи с этим остановимся подробнее на немецком опыте привлечения академических специалистов в страну.

Для привлечения ученых и молодых исследовательских кадров в Германии создана целая сеть фондов, институтов, государственных бюро и некоммерческих центров, тесно взаимодействующих между собой.

Германская служба академических обменов (DAAD) имеет 65 региональных офисов по всему миру, включая Москву, и бюджет 400 млн евро, из которых 85 млн евро предназначено для привлечения иностранных молодых ученых в страну и 48 млн евро – для рекламы немецкого языка и культуры вне страны. Ежегодно DAAD присуждает порядка 60 тыс. стипендий, из них 4 тыс. – гражданам РФ. В 2011 г. 26% получателей стипендий DAAD из третьих стран (вне территории ЕС) исследовали право и экономику, 23% – точные науки, 18% – инженерные науки, 19% вели культурологические и лингвистические исследования, 5% изучали ветеринарное дело и экологию, 5% – медицину и 4% – спорт, музыку и искусство.

Общество Макса Планка (MPG) представляет собой объединение 80 институтов и исследовательских центров по всему миру с совокупным бюджетом 1,46 млрд евро и около 300 млн евро дополнительного проектного финансирования (данные на 2011 г.), которые распределяются следующим образом: 50% идут на исследования в области химии, физики и технологий, 40% – на исследования в области биологии и медицины, 10% – на гуманитарные науки. Общество Макса Планка, спонсировавшее и поддерживавшее исследования 32 будущих нобелевских лауреатов, сегодня занимает второе место в мире после Гарвардского университета по версии ESI.

Немецкое научно-исследовательское сообщество (DFG), созданное в 1920 г., имеет 7 представительств за рубежом и совокупный бюджет 2,3 млрд евро (данные на 2010 г.), из которых 506 млн евро были направлены на финансирование инженерных наук, 345 млн евро – гуманитарных и социальных наук, 897 млн евро – биологии, науки о земле и медицины, 552 млн евро – точных наук и математики.

Фонд Александра Гумбольдта (AvH), на 96% находящийся на федеральном финансировании, имеет бюджет 101 млн евро (данные на 2011 г.). 64% этих средств расходуется на поддержку ученых и специалистов фундаментальной науки, 26% – представителей гуманитарных и социальных наук и 10% – ученых, занимающихся инженерными исследованиями.

В 2012 г. откроет свои двери Немецкий дом науки и инноваций в Москве (DWIH), задачами которого объявлено поддержание сотрудничества и развитие новых партнерских проектов в области экономики, науки и технического взаимодействия двух стран. [3]

Несмотря на взаимный интерес двух стран и серьезную финансовую и институциональную поддержку российских ученых в Германии, в последние годы влиятельность и численная доминанта российских ученых и специалистов академической сферы значительно снижается. Так, по  данным Фонда Александра Гумбольдта и Немецкого научно-исследовательского сообщества, доля заявок из России ежегодно снижается, равно как и качество самих заявителей.

Так, Фонд Александра Гумбольдта в 2007 г. из 40 заявок на исследовательские позиции в немецких университетах поддержал 17, в 2008 г. из 53 заявок были выбраны 14, а в 2011 г. из 59 заявок успешными были лишь 10. По программе научных достижений – Forschungspreise – в 2007 г. из 8 российских заявок были одобрены 2, в 2008 г. из 5 заявок – 1, а в 2011 г. из 5 заявленных ни одна не была успешной. В 2011 г. 408 российских исследователей получили позиции в институтах и исследовательских центрах Общества Макса Планка – против 529 позиций ученых из США, 642 позиций специалистов из Индии и 783 – из КНР.

Хочется верить, что подобное происходит в силу расширения деятельности российских научных фондов (РГНФ/РФФИ), увеличения доли частного финансирования НИОКР, а не является следствием упадка уровня знаний и науки в стране в целом.

А в нашей жизни все как в сказке...

В современном мире наука и высокая профессиональная квалификация не знают границ, не признают национальностей и не имеют гражданства, они признают ценность приобретенных знаний, квалификации и предоставленных возможностей.

Ситуация с академической мобильностью российских ученых и квалифицированных специалистов внутри страны и за ее пределами порой напоминает положение героя русской сказки, оказывающегося перед выбором: налево пойдешь – коня потеряешь, направо – жизнь, а прямо пойдешь – жив будешь, да себя позабудешь. Привлекательность передвижения ученых и специалистов внутри и за пределами академической и/или профессиональной среды России сопряжена с серьезными потерями и отсутствием институциональных гарантий после возвращения, что сказывается на мобильности российских специалистов и часто ведет к попыткам закрепиться и осесть в других странах.

В ближайшее время ожидать существенных изменений в траекториях миграции российских ученых не приходится потому, что расходы России на НИОКР составляют около 1,2% ВВП, тогда как государства ЕС и Китай тратят на эти цели около 2% ВВП, США – около 3%, а мировой рекорд принадлежит Японии – 4,5% ВВП. В сфере науки и образования с национальными образовательными учреждениями России взаимодействуют 578 международных фондов, при этом 34,3% из них имеют американские корни, 14,7% – английские, 10,1% – немецкие, 5,8% – японские и 4,1% зарегистрированы во Франции. Все они все еще заинтересованы в привлечении российских специалистов.

Несмотря на вышеизложенное, позволим себе утверждать, что количественные оценки, равно как и попытки подсчитать, сколько, кто и куда уехал, какие позиции занимают те или иные ученые за рубежом, – «темы дня прошедшего». Сегодня в Европе говорят о многополярной карте мира, закрепляющей и отражающей академическую и профессиональную мобильность квалифицированных специалистов и ученых на европейском пространстве, о новой модели кооперации в «охоте за головами», когда идеи «share and win» («делись и побеждай») становятся доминирующими, определяющими сотрудничество и взаимодействие между странами.

В современном мире наука и высокая профессиональная квалификация не знают границ, не признают национальностей и не имеют гражданства, они признают ценность приобретенных знаний, квалификации и предоставленных возможностей. Исходя из этой формулировки, ни одна страна мира не может потерять ученого или высококвалифицированного специалиста, равно как и другая приобрести его...

1. Schleifer W., Posch W. (Hrsg.) Rechtsfragen der Migration und Integration. Graz, 2008. S. 39.

2. Воспроизводство научной элиты в России: роль зарубежных научных фондов / Под ред. А.Ю. Чепуренко, Л.М. Гохберга. М., 2005. C. 192.

3. Автор выражает благодарность представителям DAAD, DFG, DWIH, AvH и MPG за содействие в подготовке данных материалов.

Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся