Распечатать
Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей
Айдар Муллаянов

Институт востоковедения и международных отношений Казанского федерального университета, эксперт РСМД

Признаюсь, поначалу я никак не мог представить себе, что неделя интенсивного семинара захлестнет меня потоком ярких позитивных эмоций, обрушит лавину новых мыслей, мнений, подчас озарений, оставит в душе неизгладимые впечатления от общения как с организаторами, лекторами, так и с коллегами-частниками. Наоборот, с приближением школы червь сомнений стал подтачивать меня: не дать ли голове отдых после сложной сессии? Надо ли ехать на этот семинар, где наверняка будут серые будни в виде постных лекций и нередко сопутствующей чопорности?».

Эти слова стали девизом первой Зимней школы «Миграция в глобальном мире», организованной Российским советом по международным делам. Она состоялась в Москве на базе отеля Holiday Inn Moscow Vinogradovo с 31 января по 6 февраля 2012 года.

Признаюсь, поначалу я никак не мог представить себе, что неделя интенсивного семинара захлестнет меня потоком ярких позитивных эмоций, обрушит лавину новых мыслей, мнений, подчас озарений, оставит в душе неизгладимые впечатления от общения как с организаторами, лекторами, так и с коллегами-частниками. Наоборот, с приближением школы червь сомнений стал подтачивать меня: не дать ли голове отдых после сложной сессии? Надо ли ехать на этот семинар, где наверняка будут серые будни в виде постных лекций и нередко сопутствующей чопорности?».

К счастью, все оказалось иначе, красочная реальность превзошла все мои ожидания! Организация семинара была безупречной.

По прибытии в гостиницу приятно удивили забота и внимание организаторов – вечером того же дня они провели организационное собрание, на котором раздали аккредитации и исходные материалы участникам - трем десяткам счастливчиков, которым удалось преодолеть тернии конкурсного отбора. Сознание того, что конкурс на участие составил не менее пяти человек на место – было рассмотрено более 160 заявочных анкет, - наполняло душу гордостью.

Тем более, что моими коллегами по школе оказались в большинстве своем кандидаты наук и магистры, представлявшие МГИМО (У) МИД РФ, Дипломатическую академию МИД РФ, НИУ ВШЭ, институты Европы и Америки РАН, ИМЭМО, РГГУ, МГУ им. М.В. Ломоносова. Среди них были и несколько дипломатических работников МИД РФ.

«Региональный компонент» был представлен Уральским федеральным, Уральским горным, Астраханским, Волгоградским, Томским, Саратовским, Ульяновским госуниверситетами. В работе семинара участвовали представители ближнего зарубежья – из Белорусского госуниверситета.

Мне же выпала честь оказаться единственным представителем Татарстана и alma mater. Я сразу же настроился на серьезный рабочий лад: снова и снова перечитывал программу мероприятия, обдумывал ключевые моменты и вопросы, связанные с проблемами миграции, которая до этой школы была для меня terra incognita.

Семинар выдался весьма насыщенным, программная сетка была очень плотной: рабочий день начинался с десяти часов утра и заканчивался не раньше одиннадцати позднего вечера.

Явление миграции – проблема многоаспектная, феномен, требующий комплексного рассмотрения. На мой взгляд, организаторы предоставили участникам Зимней школы прекрасную возможность для рефлексии и более глубокого понимания граней трудовой миграции в современном российском обществе, социуме, который стремительно развивается в фарватере мировых глобализационных процессов.

Во многом это удалось благодаря тому, что каждому дню проекта – а таковых, напомню, было семь - соответствовала определенная тема. Например, тема второго дня звучала так: «Государство и миграция». Соответственно, все лекции, обсуждения видеоматериалов были посвящены проблематике взаимосвязи государства и миграционной политики.

Какие акторы непосредственно связаны с миграционными процессами? Без сомнения, к числу таковых можно отнести бизнес и некоммерческие организации. Известные отечественные специалисты в сфере бизнеса, экономики, науки и юриспруденции – А. Баранов, А. Вишневский, Е. Гонтмахер, И. Денисова, Ж. Зайончковская, В. Иноземцев, Ю. Таниязова и другие – увлекательно, содержательно, логично и четко изложили слушателям Зимней школы аспекты сложного, противоречивого феномена миграции.

Эту многоаспектность нам удалось ощутить на практике – организаторы заготовили на каждый вечер просмотр с последующим интерактивным обсуждением видеороликов, короткометражных фильмов, в которых «от первого лица» персонажей представлены острые грани проблемы миграции. Большое впечатление произвел просмотр фильма «Посетитель», вызвавший оживленную полемику. У меня, как, впрочем, и у других коллег, сложилось полное ощущение, что это была программа «Закрытый показ»!

Участвовали мы и в квесте «Приключения мигрантов в России», исследуя закоулки и нехоженые тропы Первопрестольной, по результатам которого на другой день представили на всеобщее обсуждение свои бизнес-проекты по интеграции мигрантов в российское общество...

Увы, все хорошее имеет свойство заканчиваться. Только-только я стал было привыкать к этому бешеному и интенсивному ритму жизни, общения, созидания и познания, как школа подошла к концу. Разъехались успевшие близко познакомиться и отчасти даже сдружиться участники, покинули школу организаторы, опустели наши номера в роскошной гостинице...

Спасибо, уважаемые организаторы и коллеги-участники! Остается надеяться, что судьба когда-нибудь одарит новой подобной встречей. Дорогу осилят идущие вместе в глобальный мир!

Статья подготовлена для газеты "Казанский университет"

Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся