Распечатать
Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей
Михаил Троицкий

К.полит.н, доцент, директор Института международных отношений и управления МГИМО МИД России, эксперт РСМД

Президентские выборы в России и прибытие нового посла США в Москву в начале 2012 г. породили новую волну дискуссий о роли личностного фактора в российско-американских отношениях. Приход на политическую арену новых лиц уже трижды за последние двадцать лет приводил к серьезным переменам в отношениях между Россией и Соединенными Штатами – в 1992–1993, 2000–2001 и 2008–2009 гг. Во всех этих случаях российско-американские отношения получали стимул к обновлению, который, однако, вскоре сходил на нет перед лицом препятствий, носивших, казалось бы, объективный характер: расширения НАТО, «оранжевых революций» на постсоветском пространстве, противоракетной обороны (ПРО).

Президентские выборы в России и прибытие нового посла США в Москву в начале 2012 г. породили новую волну дискуссий о роли личностного фактора в российско-американских отношениях. Приход на политическую арену новых лиц уже трижды за последние двадцать лет приводил к серьезным переменам в отношениях между Россией и Соединенными Штатами – в 1992–1993, 2000–2001 и 2008–2009 гг. Во всех этих случаях российско-американские отношения получали стимул к обновлению, который, однако, вскоре сходил на нет перед лицом препятствий, носивших, казалось бы, объективный характер: расширения НАТО, «оранжевых революций» на постсоветском пространстве, противоракетной обороны (ПРО).

Новый импульс

С каждым разом иллюзий относительно возможности начать отношения «с белого листа» становилось все меньше. Появлялся прагматизм, а планка ожиданий снижалась. Сейчас они могут быть скромнее, чем в какой-либо из прежних моментов смены лидеров в России и США. Тем не менее в 2012 г. в новый цикл отношений две страны входят с весомым багажом достижений. За последнее десятилетие решился вопрос о вступлении России во Всемирную торговую организацию (ВТО), был заключен Договор между Российской Федерацией и США о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений (СНВ-3), появился опыт тесного сотрудничества России и Соединенных Штатов в сфере безопасности в Афганистане, наметились некоторые общие подходы к разрешению споров на постсоветском пространстве.

Альтернативное мнение:

Алексей Фененко
«России и США опасно игнорировать назревающие противоречия »

Однако большинство прошлых проблем пока остаются неурегулированными, а в начале 2010-х годов к ним добавились несколько новых взаимных раздражителей. Москва озабочена возможным вмешательством во внутренние дела России и возможностью применения Соединенными Штатами публичных санкций против российских чиновников, к чему призывает группа американских конгрессменов. Вашингтон не удовлетворен позицией России по конфликту в Сирии. Противоречия могут обостриться и по поводу ужесточения санкций против Ирана, если кризис вокруг иранской ядерной программы войдет в решающую стадию.

В конце «нулевых» стал быстро меняться и внутриполитический контекст российско-американских отношений. В условиях бурного развития социальных сетей и Интернет-СМИ попытка необузданной кампании критики деятельности нового американского посла в Москве, предпринятая на российском общественно-политическом поле, обернулась тем, что число подписчиков микроблога Майкла Макфола за два месяца превысило 20 тыс. человек. Все они с интересом знакомятся с точкой зрения американского посла. Впервые в истории российско-американских отношений (и, вероятно, мировой дипломатии в целом) посол США может в любое время суток напрямую обращаться к столь широкой аудитории в стране пребывания.

Вступление России в ВТО и отмена Конгрессом США поправки Джексона–Вэника приведут к росту американского экспорта в Россию до 20 млрд долл. за пять лет, что по степени интенсивности может приблизить российско-американские торговые отношения к российско-китайским.

В такой ситуации от убеждений влиятельных личностей – будь то новый президент или даже посол – динамика российско-американских отношений зависит сегодня не меньше, чем раньше. При наличии политической воли достичь прорывов в отношениях между любыми государствами можно достаточно быстро. Даже после косовского (1999 г.) и югоосетинского (2008 г.) кризисов Москва и Вашингтон восстанавливали взаимодействие примерно за год и быстро находили путь к новым совместным проектам. Подводя внешнеполитические итоги своего президентского срока, Дмитрий Медведев вспоминал, сколь весомый стимул официальным делегациям переговорщиков по договору СНВ-3 придало искреннее желание обоих президентов по возможности оперативно выйти на его подписание.

При наличии политической воли Россия и США могли бы в обозримые сроки разрешить спорные проблемы. Вопреки распространенному мнению, наличие общей угрозы безопасности России и США не является здесь необходимым условием, требуется только подход к российско-американским отношениям как к игре с положительной, а не нулевой суммой. Так, в краткосрочной перспективе вступление России в ВТО и отмена Конгрессом США поправки Джексона–Вэника приведут, по прогнозам экспертов, к росту американского экспорта в Россию до 20 млрд долл. за пять лет, что по степени интенсивности может приблизить российско-американские торговые отношения, например, к российско-китайским. Постепенно растет количество взаимно выданных виз и прямых авиарейсов между Россией и США. Российские власти также располагают достаточным пространством законодательного маневра, чтобы принять необходимые меры для снятия предполагаемой угрозы внешнего вмешательства, но одновременно не породить волну критики со стороны США и убедить Вашингтон не прибегать к языку санкций.

В среднесрочной перспективе (два–три года) сторонам нет смысла разворачивать вспять позитивные тенденции «перезагрузки», предпринятой ради того, чтобы отойти от пропасти военной конфронтации, в которую они заглянули в августе 2008 г.

В среднесрочной перспективе (два–три года) сторонам нет смысла разворачивать вспять позитивные тенденции «перезагрузки», предпринятой ради того, чтобы отойти от пропасти военной конфронтации, в которую они заглянули в августе 2008 г. На фоне в целом пессимистических оценок перспектив договоренности России и США по ПРО подслушанный журналистами диалог президентов Д. Медведева и Б. Обамы во время их встречи в Сеуле неожиданно вселил в наблюдателей надежду. Оказалось, что лидеры понимают специфику электоральных циклов и не будут давить друг на друга в «ненужный момент», имея в виду общую цель достижения договоренности. В таких условиях на протяжении нескольких последующих лет у Москвы и Вашингтона сохраняется хороший шанс достичь компромисса по ПРО. Это будет сделано, скорее всего, посредством сочетания сотрудничества России, США и НАТО в сфере ПРО, с одной стороны, и гарантий ненаправленности соответствующей системы против России, с другой. Содействовать этому могло бы дальнейшее улучшение отношений между Москвой и рядом центральноевропейских столиц, заявляющих о наличии у них опасений по поводу намерений России в сфере европейской безопасности.

«План 2020»?

Более сложным представляется «стратегический» вопрос: что может связывать Россию и США в долгосрочной перспективе, например, через пять–семь лет, когда проблема Афганистана потеряет свою остроту, как минимум, для США? В программной статье «Россия и меняющийся мир», опубликованной перед президентскими выборами 2012 г., В. Путин заявил, что Россия была бы готова «пойти действительно далеко» и добиться «качественного прорыва» в отношениях с США. Сдержанность администрации Б. Обамы в сложный для двустороннего взаимодействия выборный период в России показывает, что хорошие отношения с нашей страной теперь входят в стратегические приоритеты Вашингтона, и игнорировать Россию США, во всяком случае, при президенте Б. Обаме, не собираются.

Как в таких условиях может выглядеть долгосрочная общая повестка дня? Во-первых, компромисс по ПРО мог бы позволить сторонам продвинуться на других направлениях контроля над вооружениями, включая дальнейшее сокращение стратегических и тактических ядерных сил, а также обычных вооруженных сил в Европе. Не стоит забывать и о том, что в совместном заявлении, принятой в Лондоне в апреле 2009 г., президенты Д. Медведев и Б. Обама заявили о приверженности цели глубокого ядерного разоружения. «Демилитаризация» российско-американских отношений, по мнению многих аналитиков, могла бы позволить сторонам существенно повысить доверие, что облегчило бы в числе прочего и высокотехнологичную промышленную кооперацию.

Сдержанность администрации Б. Обамы в сложный для двустороннего взаимодействия выборный период в России показывает, что хорошие отношения с нашей страной теперь входят в стратегические приоритеты Вашингтона.

Во-вторых, готовность к компромиссам стоило бы конвертировать в усилия по созданию единого пространства евроатлантической безопасности. Такие усилия могли бы воплотиться, прежде всего, в конкретных шагах по урегулированию конфликтов на пространстве вокруг России. Несмотря на имеющиеся противоречия, в этой сфере уже наработан достаточный опыт координации, например, по разрешению конфликтов в Грузии в первые месяцы после «революции роз» 2003–2004 гг., по ситуации в Киргизии и Афганистане. Наблюдая возвышение Китая и других региональных центров силы вокруг России, можно предположить, что уже в скором времени Москве будет непросто в одиночку добиваться поставленных целей во взаимоотношениях со своими непосредственными соседями на западе, юге и востоке. В такой ситуации общим российско-американским проектом могло бы стать налаживание трехстороннего взаимодействия (в формате «Россия – государства-соседи – США») ради разрешения застарелых конфликтов и подготовки соглашения о едином пространстве европейской безопасности.

Наконец, улучшение взаимодействия России с европейскими союзниками США по НАТО представляется важным шагом в реализации упомянутых проектов. В условиях сокращения военных бюджетов и ослабления внутреннего единства Североатлантический альянс после завершения операции в Афганистане вряд ли сможет позволить себе операции далеко за пределами территории стран-членов. В НАТО давно уже идут дискуссии о необходимости возвращения к «корням» – функциям регионального сообщества безопасности, не склонного легко принимать решения о проведении операций в отдаленных регионах мира. В такой ситуации России стоило бы предпринять усилия, чтобы вновь не оказаться в роли главного оппонента НАТО, на протяжении десятилетий «помогавшего» Североатлантическому альянсу обосновывать свое предназначение. Для этого Москва могла бы последовательно выдвигать идеи и предложения о новых совместных с НАТО проектах в сфере безопасности.

***

Объективные противоречия между Россией и США в современном мире не столь сложны, как кажется на первый взгляд. Все они обусловлены взаимным недоверием и неспособностью (а зачастую – нежеланием) сторон доказать друг другу отсутствие наступательных намерений. При опоре на политическую волю, долгосрочное стратегическое мышление и опыт предыдущих разочарований клубок российско-американских противоречий может быть распутан гораздо раньше, чем многие ожидают.

Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся