Распечатать
Оценить статью
(Голосов: 15, Рейтинг: 4.27)
 (15 голосов)
Поделиться статьей
Анастасия Василенко

Младший научный сотрудник Центра арабских и исламских исследований Института востоковедения РАН

На протяжении последнего полугода информационное пространство полнилось сообщениями о вот-вот грядущем визите президента Алжира Абдельмаджида Теббуна. И хотя этот визит не раз переносился, в середине июня 2023 г. он все же состоится. Еще в марте Алжир посетила делегация Совета Федерации во главе с В. И. Матвиенко, которой удалось встретиться с алжирским президентом и передать приглашение от российского руководства. 

Изучив сообщения СМИ и заявления официальных лиц, можно заметить, что в отношении российско-алжирских связей они неизменно исполнены заявлениями о необыкновенной близости стран. Кроме того, часто подчеркивается объем торговли в сфере ВТС и близость политических позиций по целому ряду проблем глобального и регионального развития. Вместе с тем бросается в глаза то, что совместных политических инициатив у двух государств не так много. А некоторые алжирские аналитики даже упрекают Россию за непоследовательность в поддержке алжирской позиции по Западной Сахаре.

При этом двустороннее сотрудничество предполагает не только общность политических взглядов, но и развитие экономических связей двух стран. Как и в случае с политической составляющей, авторы встречающихся в прессе публикаций (как российские, так и алжирские) неустанно отмечают значительный объем товарооборота и год за годом прогнозируют диверсификацию его номенклатуры.

Если исключить продукцию ВПК, российский экспорт в Алжир окажется довольно скромным. К примеру, в 2021 г. объем двусторонней торговли с Марокко составил 1,6 млрд долл., в то время как с Алжиром — 3 млрд долл., но на часть вне ВТС приходится лишь треть этой суммы.

В Алжире давно звучат призывы к выработке «новой экономической политики, подразумевающей снижение роли государства в экономике, развитие частного сектора, ограничение зависимости от углеводородов» и диверсификацию. Примечательно, что сферы, в которых Алжир хочет развивать импортозамещение и сокращать внешнюю зависимость, совпадают со сферами, в которых Россия хотела бы развивать торговые связи. Речь идет о горнодобывающей промышленности, фармацевтике и машиностроении.

В положении дел, складывающемся в мире, дальнейшее развитие торгово-экономических отношений между Алжиром и Россией потребует нестандартных инновационных решений, в том числе касающихся интенсификации взаимодействия в сфере услуг. Это особенно важно с учетом потребностей алжирского рынка труда в приобретении новых компетенций, которые позволили бы осуществить столь желанную диверсификацию экономики.

Учитывая намерения Алжира развивать чистую зеленую энергетику, можно предположить наличие перспектив для сотрудничества с Россией и в этой сфере. Поскольку, по мнению некоторых международных экспертов, атомная энергетика также включена в категорию «чистой», а Россия обладает большим опытом и технологическими разработками в этой сфере, возможно, потенциал совместной работы в этой области реален, тем более что успешные проекты Росатома в таких государствах как Египет и Турция создали ему серьезную репутацию.

Еще одной традиционной сферой сотрудничества, которой можно придать новый импульс, является образование. Помимо традиционно популярных у стремящихся получить российское образование зарубежных студентов медицинских и инженерных специальностей, в новых условиях к ним могут добавиться и программы в области компьютерных технологий. Кроме того, возможна разработка совместных программ по ряду направлений социо-гуманитарного цикла, которым раньше уделялось меньше внимания.

Российско-алжирское сотрудничество в сфере экономики, действительно, обладает большими перспективами. Ностальгируя о советско-алжирских отношениях и представляя будущее российско-алжирских отношений важно понимать, что в нынешних условиях наполненность стратегического партнерства требует, может быть, больше, чем чего-либо иного, усиленного развития социальных и гуманитарных связей между странами. Без глубокого понимания друг друга — такого, которое мы видим, например, в российско-турецких отношениях, — без миллионов тоненьких ниточек, связывающих между собой общества, семьи, отдельных людей, двусторонние отношения рискуют так и остаться делом государственным, малоинтересным обществам.

В центре алжирской столицы, неподалеку от главпочтамта, на площади Абд аль-Кадира, расположился книжный магазин La Librairie du Tiers monde. Здесь, среди многочисленных произведений классиков антиколониализма, сотен монографий о национально-освободительной борьбе и воспоминаний ее участников, можно найти и несколько книг, повествующих об истории советско-алжирских отношений. С тех пор минуло больше трех десятилетий. Осталось ли от этих отношений хоть что-нибудь, кроме щемящей ностальгии и заявлений о стратегическом партнерстве?

Осталось, причем немало. Отношения доверия, близость взглядов, экономическое и военно-техническое сотрудничество. И, конечно, самое главное — обоюдная уверенность в прекрасных перспективах.

На протяжении последнего полугода информационное пространство полнилось сообщениями о вот-вот грядущем визите президента Алжира Абдельмаджида Теббуна. И хотя этот визит не раз переносился, в середине июня 2023 г. он все же состоится. Еще в марте Алжир посетила делегация Совета Федерации во главе с В. И. Матвиенко, которой удалось встретиться с алжирским президентом и передать приглашение от российского руководства.

Изучив сообщения СМИ и заявления официальных лиц, можно заметить, что в отношении российско-алжирских связей они неизменно исполнены заявлениями о необыкновенной близости стран. Кроме того, часто подчеркивается объем торговли в сфере ВТС и близость политических позиций по целому ряду проблем глобального и регионального развития.

Анастасия Василенко, Григорий Лукьянов:
Международные организации во внешней политике Алжира

Действительно, что касается политической составляющей отношений, близость позиций очевидна. Так, антиколониализм, который всегда был важной составляющей алжирской внешнеполитической риторики, в последние годы занимает заметное место в российском дискурсе, что даже нашло отражение в Концепции внешней политики РФ. То же можно сказать о значимости африканской тематики, важности решения палестинской проблемы и ряда других актуальных аспектов международных отношений.

Вместе с тем бросается в глаза то, что совместных политических инициатив у двух государств не так много. А некоторые алжирские аналитики даже упрекают Россию за непоследовательность в поддержке алжирской позиции по Западной Сахаре.

При этом двустороннее сотрудничество предполагает не только общность политических взглядов, но и развитие экономических связей двух стран. Как и в случае с политической составляющей, авторы встречающихся в прессе публикаций (как российские, так и алжирские) неустанно отмечают значительный объем товарооборота и год за годом прогнозируют диверсификацию его номенклатуры. Однако при реалистичном взгляде на ситуацию восторженные прогнозы кажутся несколько поспешными.

Контуры экономического взаимодействия

История экономического сотрудничества двух стран восходит к временам обретения Алжиром независимости в 1962 г. Активно развивавшееся до 1991 г., позже оно стало менее интенсивным — сказалось изменение места России на мировой арене и тяжелый гражданский конфликт в Алжире. Новый этап наступил в начале 2000-х гг., когда была подписана «Декларация о стратегическом партнерстве» (2001 г.), алжирские долги СССР были прощены и были заключены новые многомиллиардные контракты. Спустя два десятилетия, когда в уже совершенно иных международных условиях готовился визит в Москву президента А. Теббуна, речь зашла и о подписании нового документа — на этот раз об углубленном стратегическом партнерстве. При том, что его конкретное наполнение и правовой характер остаются не вполне ясными, сама перспектива подписания становилась темой комментариев официальных лиц. К слову, в 2016 г., во время визита в Россию короля Марокко Мухаммеда VI, было объявлено о заключении как раз такого (по крайней мере, по названию) соглашения.

Несмотря на статус стратегического партнера и длительную историю сотрудничества, основными экономическими партнерами страны друг для друга не являются. Так, по состоянию на 2021 г. Алжир занимал 43-е место в российском товарообороте, да и в алжирском товарообороте на первых позициях находится не Россия, а Евросоюз, на долю которого приходилось 46,7% всей внешней торговли Алжира в 2019 г.

Динамика развития торговых связей двух стран на протяжении 2010-х гг. была неравномерной и во многом зависела от реализации контрактов по ВТС. Максимальных значений товарооборот двух стран достиг в 2018 г. (5 403 898 412 долл.), минимальных — в 2014 г. (885 037 572 долл.). С 2019 г. наблюдается его стабилизация на значении около 3 млрд долл., хотя в 2021 г. он немного превысил 3 млрд долл. При этом устойчивым трендом остается отрицательный баланс внешней торговли Алжира с РФ.

Составлено автором. Источник: Внешняя торговля России

ВТС: оружие как двигатель торговли

В отношениях с Алжиром основной сферой взаимодействия долгое время было и до сих пор остается Военно-техническое сотрудничество (ВТС). Более половины всего российского экспорта в Алжир составляют товары из «скрытого раздела» и «машины, оборудование и транспортные средства» (коды ТН ВЭД: 84-90).

При этом перспективы развития и углубления ВТС наблюдаются уже сейчас. Алжирские и российские новостные агентства в преддверии визита А. Теббуна в Москву писали о возможности подписания крупнейшего в истории Африки контракта на поставку вооружений на сумму от 12 до 17 млрд долл. (затем фигурировавшая в слухах сумма увеличилась практически вдвое) сроком на 10 лет. В то же время алжирские бюджетные расходы на оборону возросли в 2023 г. до 2 486 млрд алжирских динаров (более 18 млрд долл.), увеличившись почти в два раза по сравнению с 2022 г. Интересно, что ровно такая же сумма заявлена в графе «нераспределенная сумма» Министерства финансов АНДР. Некоторые марокканские исследователи полагают, что она также может быть использована для расходов на оборону.

Активное сотрудничество в военно-технической сфере подкрепляется и интенсификацией иных форм взаимодействия в области обороны и безопасности. Так, в 2022 г. страны провели несколько совместных учений: в сентябре алжирская сторона приняла участие в Стратегическом командно-штабном учении «Восток-2022» в России, в октябре состоялись совместные военно-морские учения в Средиземном море, позже СМИ и дипломаты сообщали о планировавшихся в ноябре антитеррористических учениях «Щит пустыни 2022», которые, впрочем, по некоторым данным, так и не состоялись. Совместные учения запланированы и на 2023 г. Кроме того, в мае 2022 г. появились сообщения о расширении сотрудничества в сфере образования и науки между высшими военными учебными заведениями двух стран.

Почему сотрудничество может тормозиться?

Тем не менее существуют и факторы, которые осложняют российско-алжирское ВТС. В первую очередь речь идет о риске вторичных санкций. В сентябре прошлого года сенатор-республиканец (и по некоторым данныммарокканский лоббист) Марко Рубио, а затем и группа американских конгрессменов направили письмо госсекретарю США с призывом ввести санкции против Алжира за покупку оружия у России (с упоминанием неподтвержденной какими-либо источниками семимиллиардной сделки, заключенной в 2021 г.). Аргументировали они это тем, что, согласно Закону о противодействии противникам Америки посредством санкций (CAATSA) 2017 г., ограничительные меры должны быть введены против стран, которые вступают в оборонные или разведывательные сделки с Россией. В ноябре с похожим заявлением выступила и группа европарламентариев. Они призвали к пересмотру соглашения об ассоциации с Алжиром, выражая обеспокоенность политическими и экономическими связями последнего с Москвой. Примечательно, что эти события происходили на фоне новостей о российско-алжирских совместных учениях и слухов о заключении того самого крупнейшего контракта на поставку вооружений.

Тем не менее поставки по ранее заключенным контрактам продолжаются. Так, в 2023 г. Алжир получил первый самолет-амфибию Бе-200 российского производства. Кроме того, появилась информация, что для заключения нового контракта Алжир обратился к посредникам. Впервые об этом сообщил алжирский независимый портал «Algeria Times», а затем новость была продублирована и русскоязычными СМИ, однако других источников, подтверждающих это, нет. Вместе с тем некоторые эксперты высказывают опасения существования риска изменения объема существующих поставок российского вооружения зарубежным партнерам в связи с необходимостью удовлетворять собственные возросшие нужды из-за проведения СВО.

Помимо ВТС

Если исключить продукцию ВПК, российский экспорт в Алжир окажется довольно скромным. К примеру, в 2021 г. объем двусторонней торговли с Марокко составил 1,6 млрд долл., в то время как с Алжиром — 3 млрд долл., но на часть вне ВТС приходится лишь треть этой суммы (т.е. приблизительно 1 млрд долл.).

Что же экспортирует Россия в Алжир помимо вооружений и оборудования? Список, откровенно говоря, невелик: продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье, металлы и изделия из них, древесину и целлюлозно-бумажные изделия, продукцию химической промышленности и минеральные продукты.

Составлено автором по данным Внешняя торговля России

Среди второй по объему торговли группы товаров наибольший прирост экспорта наблюдается в категории «злаки, жиры и масла», что встраивается в общий, наблюдающийся последние несколько лет тренд экспансии России на продовольственные рынки. В 2021 г. Россия возобновила поставки пшеницы в Алжир после пятилетнего перерыва (всего было поставлено около 330 тыс. т). В 2022 г. отчасти в связи с событиями на международной арене и отказом Алжира от французской пшеницы, отчасти благодаря усилиям российской стороны, добившейся пересмотра требований к пшенице отечественного производства, этот показатель достиг 1,3 млн т (составив более 15% всей импортируемой Алжиром пшеницы). При этом общая стоимость российского экспорта продукции АПК выросла в два раза по сравнению с предыдущим годом. По мнению торгового представителя России в Алжире Ивана Налича, именно сельское хозяйство и пищевая промышленность являются самыми перспективными отраслями для увеличения товарооборота между странами.

В то же время из Алжира Россия импортирует: продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье; машины, оборудование и транспортные средства, а также продукцию химической промышленности.

Составлено автором по данным Внешняя торговля России

Первая группа товаров в основном состоит из фруктов, орехов и сахара. Скромность перечня во многом объясняется спецификой алжирской экономики, основная часть экспорта которой приходится на продукцию нефтегазовой промышленности (88,2% от всего экспорта в 2021 г.). Следующие по величине — азотные и аммиачные удобрения (5,43%). Проблема заключается в том, что эти же товары составляют большую часть и российского экспорта и необходимости ввозить их в Россию из Алжира нет. Таким образом, расширение ассортимента импортируемых из Алжира товаров невозможна без диверсификации алжирской экономики.

В Алжире давно звучат призывы к выработке «новой экономической политики, подразумевающей снижение роли государства в экономике, развитие частного сектора, ограничение зависимости от углеводородов» [1] и диверсификацию. Однако заявления вновь не вполне соответствуют реальности. Традиционная протекционистская политика Алжира, включающая в себя введение высоких тарифов, таможенных пошлин, а также запрет на ввоз определенных товаров, в том числе полуфабрикатов и компонентов, необходимых для развития ряда отраслей промышленности, хотя и позволяет увеличить доходы госбюджета, одновременно затрудняет проведение диверсификации.

Примечательно, что сферы, в которых Алжир хочет развивать импортозамещение и сокращать внешнюю зависимость, совпадают со сферами, в которых Россия хотела бы развивать торговые связи. Речь идет о горнодобывающей промышленности, фармацевтике и машиностроении. Эти секторы считаются стратегически важными и на них распространяется алжирское правило 51/49, согласно которому в совместном предприятии участие иностранной компании не может превышать 49%, а контрольный пакет акций должен принадлежать алжирской стороне [2]. В последние годы алжирское руководство не раз заявляло о смягчении инвестиционных условий для зарубежных предпринимателей, однако перечень стратегически важных секторов остается неизменным, причем в него входят как раз наиболее привлекательные с точки зрения инвесторов отрасли хозяйства. Тем не менее закон о финансах 2023 г. дает надежду на улучшение инвестиционного климата.

Раздвигая горизонты

В положении дел, складывающемся в мире, дальнейшее развитие торгово-экономических отношений между Алжиром и Россией потребует нестандартных инновационных решений, в том числе касающихся интенсификации взаимодействия в сфере услуг. Это особенно важно с учетом потребностей алжирского рынка труда в приобретении новых компетенций, которые позволили бы осуществить столь желанную диверсификацию экономики.

Так, например, в последние годы Россия показала себя как государство, где чрезвычайно высокими темпами развиваются технологии цифрового управления. Вполне вероятно, что это направление может стать перспективной сферой для развития российско-алжирского сотрудничества. Тем более что власти Алжира уделяют большое внимание цифровизации и уже запланировали программу реформ в этой сфере [3].

Одновременно с этим, несмотря на многочисленные декларации о необходимости диверсификации экономики, уходя от зависимости от производства углеводородов, Алжир планирует развивать традиционно важную для страны нефтегазовую и смежные с ней отрасли. Так, в конце 2019 г. был опубликован новый закон о регулировании деятельности в области углеводородов, в соответствии с которым был заключен меморандум о взаимопонимании между ЛУКОЙЛ и Sonatrach в мае 2020 г. В газовой сфере продолжается сотрудничество между Газпромом и Sonatrach: с 2008 г. они проводят совместную геологоразведку в рамках проекта «Эль-Ассель». К настоящему моменту удалось открыть несколько новых месторождений и составить план их совместной разработки, начало которой запланировано на 2025 г.

Учитывая намерения Алжира развивать чистую зеленую энергетику, можно предположить наличие перспектив для сотрудничества с Россией и в этой сфере. Поскольку, по мнению некоторых международных экспертов, атомная энергетика также включена в категорию «чистой», а Россия обладает большим опытом и технологическими разработками в этой сфере, возможно, потенциал совместной работы в этой области реален, тем более что успешные проекты Росатома в таких государствах как Египет и Турция создали ему серьезную репутацию. Так, в марте 2023 г. состоялся российско-алжирский семинар, организованный Росатомом и Комиссариатом по атомной энергии Алжира (COMENA) и посвященный развитию сотрудничества двух стран в области ядерной энергетики.

Еще одной традиционной сферой сотрудничества, которой можно придать новый импульс, является образование. Помимо традиционно популярных у стремящихся получить российское образование зарубежных студентов медицинских и инженерных специальностей, в новых условиях к ним могут добавиться и программы в области компьютерных технологий. Кроме того, возможна разработка совместных программ по ряду направлений социо-гуманитарного цикла, которым раньше уделялось меньше внимания. Помимо привлечения иностранных студентов в столичные учебные заведения, вероятно, перспективным было бы развитие в этом направлении и деятельности ведущих региональных вузов, в которых обеспечивается высокий уровень образования, а стоимость обучения и жизни значительно ниже, чем в столице (например, КФУ, ТюмГУ, ТГУ, ННГУ им. Лобачевского). Кроме того, у российских вузов есть успешный опыт открытия филиалов в других странах.

Еще одной сферой, сотрудничество в которой едва ли можно назвать интенсивным, однако можно — перспективным, является туризм. В существующей геополитической обстановке Россия заинтересована в появлении новых туристических направлений, а Алжир обладает определенной привлекательностью благодаря средиземноморскому побережью и огромным регионам Сахары. Алжирские власти также считают эту область перспективной и предпринимают первые шаги для ее развития. Так, было увеличено число прямых рейсов между Россией и Алжиром, обсуждается возможность упрощения правил получения туристических виз. В то же время, однако, даже опыт российских регионов показывает, что создание туристической инфраструктуры требует большой системной работы и колоссальных временных и финансовых затрат.

Говоря о перспективных формах сотрудничества, стоит подчеркнуть, что оно может развиваться посредством коммуникации не только на государственном уровне, но и на уровне бизнес-сообществ, экспертных и научных кругов, представителей гражданского общества. В этом может сыграть определенную роль Российско-Арабский деловой совет и Российско-Алжирский бизнес-форум.

Возможные препятствия

Прикладывая усилия для расширения и углубления сотрудничества между Россией и Алжиром, нельзя не учитывать и ряд факторов, которые могут его затруднить.

В первую очередь следует выделить вышеупомянутую структурную схожесть экономик, а именно — экспортной составляющей. И Россия, и Алжир являются крупными производителями и поставщиками продукции нефтегазовой промышленности. И если увеличение товарооборота в этом секторе не особенно перспективно, то на развитие совместных проектов, связанных с технической составляющей добычи углеводородов и переработки нефти, а также со смежными отраслями, есть определенные надежды.

В условиях существующего беспрецедентного санкционного давления Россия активизирует стратегию импортозамещения, что связано с определенными трудностями в плане развития отдельных отраслей машиностроения, электроники, электротехнической и фармацевтической промышленности и пр. Так что вряд ли приходится рассчитывать на увеличение российского экспортного потенциала в этих сферах, которые были бы интересны Алжиру в качестве расширения номенклатуры импорта.

Кроме того, фактором, сдерживающим потенциал взаимной торговли, являются тесные экономические связи Алжира с Европейским союзом, в том числе Европейско-средиземноморское соглашение об ассоциации. В условиях сокращения российского присутствия на европейском газовом рынке у Алжира открываются здесь новые перспективы, которые, тем не менее, ограничены его техническими возможностями.

Следует также учитывать активную позицию Китая по развитию торгово-экономического сотрудничества с африканским континентом и с Алжиром в том числе, что очевидно будет усиливать конкуренцию в плане продвижения российских товаров на рынок этой страны, заключения новых контрактов.

И, наконец, можно выделить еще один политический фактор, способный повлиять на экономическое сотрудничество, — сложности в алжиро-марокканских отношениях. С одной стороны, торговля между Россией и Марокко развивается более быстрыми темпами, чем торговля с Алжиром. Однако увеличившаяся напряженность между соседними магрибинскими странами может поставить Россию перед непростым выбором. В этих условиях ей важно не допустить втягивания в региональное противостояние.

***

Российско-алжирское сотрудничество в сфере экономики, действительно, обладает большими перспективами. Ностальгируя о советско-алжирских отношениях и представляя будущее российско-алжирских отношений важно понимать, что в нынешних условиях наполненность стратегического партнерства требует, может быть, больше, чем чего-либо иного, усиленного развития социальных и гуманитарных связей между странами. Без глубокого понимания друг друга — такого, которое мы видим, например, в российско-турецких отношениях, — без миллионов тоненьких ниточек, связывающих между собой общества, семьи, отдельных людей, двусторонние отношения рискуют так и остаться делом государственным, малоинтересным обществам.

1. Соловьева З.А. Экономическая стратегия Алжира (2015–2020 гг.) // Арабский Восток в поиске оптимальных социально-экономических решений: коллективная монография / Ин-т востоковедения Рос. акад. наук, Центр араб. и ислам. исслед.; [отв. ред. А. О. Филоник ; сост. Л. Н. Руденко, З. А. Соловьева]. Москва : ИВ РАН. 2022. С. 82.

2. Соловьева З.А. Экономическая стратегия Алжира (2015–2020 гг.) // Арабский Восток в поиске оптимальных социально-экономических решений: коллективная монография / Ин-т востоковедения Рос. акад. наук, Центр араб. и ислам. исслед.; [отв. ред. А. О. Филоник ; сост. Л. Н. Руденко, З. А. Соловьева]. Москва : ИВ РАН. 2022. С. 84.

3. Соловьева З.А. Экономическая стратегия Алжира (2015–2020 гг.) // Арабский Восток в поиске оптимальных социально-экономических решений: коллективная монография / Ин-т востоковедения Рос. акад. наук, Центр араб. и ислам. исслед.; [отв. ред. А. О. Филоник ; сост. Л. Н. Руденко, З. А. Соловьева]. Москва : ИВ РАН. 2022. С. 99.


Оценить статью
(Голосов: 15, Рейтинг: 4.27)
 (15 голосов)
Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся