Распечатать
Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей

12 сентября 2014 года в Душанбе прошел очередной саммит Шанхайской организации сотрудничества. По итогам саммита участники подписали новую Душанбинскую декларацию, обозначив в ней основные проблемы и задачи, стоящие перед организацией. Какие цели поставили перед собой члены организации? Каким проблемам уделено особое внимание? Каково будущее организации с учетом трудностей, с которыми сталкиваются страны региона? Ситуацию комментирует бывший заместитель генерального секретаря ШОС, старший преподаватель Школы востоковедения Высшей школы экономики Владимир Захаров.

12 сентября 2014 года в Душанбе прошел очередной саммит Шанхайской организации сотрудничества. По итогам саммита участники подписали новую Душанбинскую декларацию, обозначив в ней основные проблемы и задачи, стоящие перед организацией. Какие цели поставили перед собой члены организации? Каким проблемам уделено особое внимание? Каково будущее организации с учетом трудностей, с которыми сталкиваются страны региона? Ситуацию комментирует бывший заместитель генерального секретаря ШОС, старший преподаватель Школы востоковедения Высшей школы экономики Владимир Захаров.

Каковы основные итоги состоявшегося саммита ШОС и в чем его политическое значение? Какие ключевые решения были приняты в ходе встречи лидеров стран-участниц и чем примечательна Душанбинская декларация?

На фоне сложного глобального ландшафта саммит ШОС 12 сентября 2014 года прошел в штатном режиме, были выдержаны все традиционные протокольно-организационные параметры: присутствовали все главы государств-членов, руководители стран-наблюдателей за исключением Индии и Пакистана (которые были представлены лицами, отвечающими за внешнюю политику), главы партнерских международных организаций; в качестве почетного гостя саммита прибыл президент Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедов. Особый смысл имел ряд двусторонних встреч между лидерами центральноазиатских стран, проведенных «на полях» заседания глав государств-членов ШОС. Прежде всего, укажем на подчеркнуто дружеский характер встреч Э.Рахмона с И.Каримовым и с А.Атамбаевым, указывающий на их обоюдное понимание опасности раздувания территориально-этнических проблем в регионе. В этой связи подчеркнем лишь, что заслуга в этом принадлежит не только таджикской дипломатии, это плод многосторонних усилий в рамках ШОС.

Лаконичный пассаж Душанбинской декларации по Афганистану не содержит предсказуемой позиции ШОС на случай резкого ухудшения там обстановки. Нет и авансов со стороны Организации на предмет оказания помощи Афганистану. Значит, она и впредь будет предоставляться исключительно на двусторонней основе.

С учетом антироссийских санкций со стороны Запада президент России В. Путин оказался в столице Таджикистана в окружении друзей и партнеров, заинтересованных не только в продвижении многопрофильного сотрудничества в рамках ШОС, но и в укреплении разноплановых отношений с Россией. Здесь важно добавить, что внутри ШОС по-прежнему сохраняется понимание, что наша страна продолжает выполнять роль локомотива в общем развитии ШОС, а также генератора новых идей. Неслучайно проект Среднесрочной стратегии развития ШОС до 2025 года, принятие которого ожидается на саммите в Уфе в 2015 году, был разработан и передан российской стороной партнерам накануне саммита в Душанбе.

В столице Таджикистана в многостороннем и двусторонних форматах состоялся обмен мнениями по важнейшим региональным и международным вопросам, в том числе, по ситуации в Афганистане, в странах Ближнего Востока, Северной Африки и иных прилегающих к пространству ШОС регионах. К сожалению, их острота не нашла адекватного отражения в документах встречи, которые выглядят бюрократически сухими. Это, прежде всего, касается последних событий на Украине, в Ираке и Сирии. Очевидность данного тезиса становится особенно понятной на фоне жестких батальных сцен в ходе нынешней сессии Генеральной ассамблеи ООН (всего две недели спустя после саммита ШОС).

Скупые строки Душанбинской декларации и Информационного коммюнике лишь отчасти отражают общий настрой участников встречи в пользу плотной координации усилий по обеспечению безопасности, поскольку терроризм, сепаратизм, экстремизм, незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, трансграничная организованная преступность и киберугрозы по-прежнему оказывают негативное влияние на стабильность в регионе ШОС. Впереди вывод войск западной коалиции из Афганистана в условиях патовой внутриполитической ситуации с итогами выборов и агрессивно наступающей на нынешний кабульский режим непримиримой талибской оппозиции. Ситуацию осложняет и то, что до сих пор не достигнуты договоренности между афганским правительством и западными партнерами об условиях пребывания ограниченного американского и натовского контингентов.

Владимир Захаров

В частности, предельно лаконичный пассаж Душанбинской декларации по Афганистану не содержит предсказуемой позиции ШОС на случай резкого ухудшения там обстановки. Нет и авансов со стороны Организации на предмет оказания помощи Афганистану. Значит, она и впредь будет предоставляться исключительно на двусторонней основе. Организация лишь сигнализирует свою решимость действовать строго в соответствии с решениями ООН. Следует ожидать, что и позиции государств-членов по разным аспектам афганского урегулирования будут разновекторными. Можно лишь надеяться, что по мере приближения событий на афганском направлении диалог внутри ШОС станет более плотным, а решения – более конкретными, в зависимости от возрастания опасности для отдельных государств-членов или для Организации в целом. И здесь глубоко символичным становится факт присутствия на саммите главы туркменского государства, которое, несмотря на свой «нейтралитет по всем горизонтам» уже начинает испытывать разноплановый прессинг со стороны талибов.

Думается, что в год российского председательства в ШОС удастся довести до реализации выдвинутой Россией в 2012 году инициативы создания на базе Региональной антитеррористической структуры в Ташкенте универсального центра, который объединит функции по борьбе с терроризмом, незаконным оборотом оружия и наркотиков, организованной преступностью и информационными угрозами.

Я бы сказал, что Душанбинский саммит стал прелюдией российского председательства в ШОС. Не сомневаюсь в его успешности в плане реализации масштабных протокольных и организационных мероприятий. Главная же цель состоит в решении крайне важных политических и экономических задач и в способности России наметить вектор развития ШОС. В дипломатическом плане играть придется на многих досках, аргументированно убеждая партнеров, что в выигрыше будут все игроки ШОС.

В Кремле было объявлено, что перешедшее к России председательство будет отмечено расширением состава членов ШОС. Каковы, с Вашей точки зрения, шансы на принятие в организацию Индии и Пакистана? Не породит ли это дополнительные политические споры и не приведет ли это к "размыванию" единства организации?

Вхождение в ШОС Индии и Пакистана потребует значительных усилий от всех сторон, в том числе и в плане организационного обновления Организации.

Примечательным, на мой взгляд, стал неожиданный для многих экспертов, но хорошо просчитанный россиянами и китайцами информационный вброс о возможности приема Индии и Пакистана в Организацию на правах государств-членов на саммите в Уфе. Тем более на Душанбинском саммите были утверждены Порядок предоставления статуса государства-члена ШОС и новая редакция типового Меморандума об обязательствах государства-заявителя в целях получения статуса государства-члена.

В этой связи можно сделать три предварительных вывода.

Во-первых, многолетние усилия российской дипломатии по формированию новой архитектуры безопасности в Азии уже приносят первые плоды. Ни для кого не секрет, что Россия использовала весь свой авторитет, чтобы убедить китайских и индийских партнеров в стратегической целесообразности построить трехстороннюю политическую конструкцию. Недаром пятнадцать лет назад был создан такой формат, как РИК (Россия — Индия — Китай), в рамках которого были обозначены политические и практические направления сотрудничества. Судьба этого проекта может воплотиться уже в формате ШОС.

Во-вторых, согласие китайцев на прием в ШОС Индии свидетельствует о том, что произошли тектонические сдвиги в рамках китайско-индийских отношений, прежде всего это касается перспектив решения двусторонних погранично-территориальных проблем и всего сложного комплекса связей в политической и экономической сферах. Итогом этого процесса становится рост доверия между двумя крупнейшими азиатскими державами, прежде всего в плане понимания ими необходимости скорейшего разбора политических завалов и недопустимости вмешательства в дела друг друга.

РИА Новости

В-третьих, в Азии, как и во всем мире происходит существенное изменение баланса сил за счет укрепления потенциала России, Китая, Индии. Складываются новые центры притяжения, в результате формирования которых видоизменяются политические и экономические связи. Это в определенной мере касается и Пакистана, вынужденного адаптироваться под своего пекинского «всепогодного друга», при одновременном дистанцировании от Вашингтона. Думается, что и здесь найдет свое приложение китайская идея создания Экономического пояса Шелкового пути, которая работает в том числе и против политических и экономических интересов США в регионе.

Согласен, что вхождение в ШОС Индии и Пакистана потребует значительных усилий от всех сторон, в том числе и в плане организационного обновления Организации. При условии сохранения нынешнего жесткого консенсусного принципа принятия решений может быть значительно осложнен процесс сближения позиций сторон и выработки компромиссных решений. Следует также принять во внимание, что у каждого из этих государств отличная от стран ШОС дипломатическая служба, построенная по английским стандартам. Придется менять структуру управления ШОС, вводить третий рабочий язык, менять характер подготовки кадров, пересматривать штатное расписание и т.д. и т.п.

Идея формирования мощной региональной организации многопрофильного сотрудничества потребует полного напряжения интеллектуальных, финансовых и организационных усилий, а также критического осмысления опыта ЕС и АСЕАН. И это, в свою очередь, потребует соответствующей адаптации разрабатываемой сегодня Среднесрочной стратегии развития ШОС. Неминуемо встанут на повестку дня задачи политической и экономической интеграции. Мне было бы интересно поработать в такой организации.

Удалось ли добиться прогресса по вопросу о запуске механизма финансирования инвестиционных проектов ШОС? Как Вы оцениваете перспективы учреждения Банка ШОС, и какое место он может занять в мировой финансовой системе?

Главами государств даны поручения продолжить усилия в целях скорейшего завершения работы по изучению вопросов создания Фонда развития (Специального счета) ШОС и Банка развития ШОС. Но здесь у России есть очевидные трудности, поскольку она уже ангажировала себя на создание соответствующих банков в рамках Евразийского экономического союза и БРИКС, а это потребует от России значительной финансовой нагрузки.

Главы государств-членов как бы предлагают бизнесу и банкам самим активней брать на себя решение экономических и финансово-кредитных проблем развития.

Одновременно не хотелось бы никаких паллиативных решений по созданию суррогатных финансовых схем, которые могли бы свидетельствовать о легковесности предложений сторон и были бы способны завести такое важное дело в тупик. При этом хочу отметить, что прогресс в этом вопросе крайне важен для центральноазиатских государств, которые пока связывают свое социально-экономическое развитие в основном с финансово-кредитными возможностями ШОС и ее отдельных членов.

Хотел бы также обратить внимание и на то, что в документах саммита прямо говорится о том, что «основная нагрузка в вопросах развитие делового, торгового и инвестиционного сотрудничества на пространстве Организации принадлежит взаимодействию деловых и финансовых кругов государств-членов ШОС, Деловому совету ШОС и Межбанковскому объединению ШОС…». Таким образом, главы государств-членов как бы предлагают бизнесу и банкам самим активней брать на себя решение экономических и финансово-кредитных проблем развития.

Очень не хотелось бы, чтобы на практике это выглядело как самоустранение государственных ведомств от решения такой важной и политически мотивированной задачи. Пока интерес бизнеса к проектной деятельности в рамках ШОС не стал для всех очевидным делом. Выход вижу в том, чтобы госструктуры реально смогли разработать и предложить деловым и финансовым кругам интересные для них условия участия в проектах ШОС.

Беседовала Мария Гурова, программный ассистент РСМД

Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся