Распечатать
Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей
Сергей Лунев

Д.и.н., профессор кафедры востоковедения МГИМО (У) МИД России, эксперт РСМД

Резкое улучшение индийско-американских отношений, казалось бы, делает ненужным активное участие Индии в расширении деятельности БРИКС, к которому и единственная сверхдержава, и ее основные европейские партнеры относятся достаточно недоброжелательно. Однако именно БРИКС может дать Индии возможность решить ее базовую внешнеполитическую задачу.

Резкое улучшение индийско-американских отношений, казалось бы, делает ненужным активное участие Индии в расширении деятельности БРИКС, к которому и единственная сверхдержава, и ее основные европейские партнеры относятся достаточно недоброжелательно. Однако именно БРИКС может дать Индии возможность решить ее базовую внешнеполитическую задачу.

Значение БРИКС для Индии

С момента завоевания независимости в 1947 г. главной стратегической целью внешней политики Индии стало превращение страны в мировую державу. Эта цель остается для нее основополагающей уже на протяжении более шестидесяти лет. В биполярный период особое значение Индия придавала укреплению связей с другими развивающимися странами, стремясь стать лидером национально-освободительного движения (в индийском обществе сложился консенсус в отношении этих целей).

После краха социалистической системы и биполярного устройства мира Индия потеряла возможность играть на промежуточном положении между Западом и Востоком

После краха социалистической системы и биполярного устройства мира Индия потеряла возможность играть на промежуточном положении между Западом и Востоком и использовать противоречия между двумя системами, а движение неприсоединения оказалось не в состоянии выполнять прежнюю роль. В новых условиях перспективы этого коллективного органа дипломатии развивающихся стран значительно сузились. Индийское руководство осознало, что усиления позиций в зоне Юга недостаточно для вхождения в «высшую мировую лигу». В результате стремление Индии укреплять свой авторитет среди развивающихся стран значительно ослабло, а ее дипломатия приобрела гораздо более «точечный» характер.

Показательны в этом плане создание «Форума диалога Индия—Бразилия—ЮАР» и институционализация «треугольника» Россия—Индия—Китай. В республике все эти государства относят к существующим или потенциальным мировым центрам силы. Их также можно назвать региональными державами, т. е. государствами, способными корректировать политику соседних стран с использованием преимущественно «мягкой силы». К этой немногочисленной группе можно отнести Индию, Китай, Австралию, Бразилию и в какой-то степени Южную Африку (возможности формирования региональных держав на Африканском континенте все-таки еще весьма ограничены). В конце ХХ в. ряды региональных держав пополнила Россия. Представляется, что время для формирования региональных держав в Европе и Северной Америке уже ушло.

Пока концепция развития связей между державами и в РИК, и в БРИК, и в БРИКС не имеет четкого наполнения, не ясны ни масштабы, ни рамки взаимодействия, ни направленность деятельности. Существует много проблем даже в двусторонних отношениях, особенно китайско-индийских. Однако нельзя отрицать, что есть весьма значительные предпосылки для существенного сближения стран, прежде всего, это неприятие возможности установления однополярного мира (для «треугольника» сходную роль выполняет также рост исламистского экстремизма и радикализма).

Именно в целях недопущения установления однополярного мира Индия еще в прошлом веке начала прорабатывать возможности сближения не только с Китаем и Россией, но и с Японией, странами Юго-Восточной Азии и Европейским Союзом (правда, участие европейских стран в агрессии против Югославии в 1999 г. дали Индии основания сомневаться в реальной независимости Западной Европы 1).

Гегемония «Севера» отвергается Индией по политическим, экономическим и цивилизационным причинам. Для нее независимый внешнеполитический курс всегда являлся главной целью, и подчинение кому-либо никак не вписывается в планы этой южноазиатской страны. Несмотря на соперничество Индии с Китаем, позиции этих двух гигантов по глобальным вопросам весьма близки. Как показывает анализ частоты совпадений голосований Индии, КНР и других стран на сессиях Генеральной Ассамблеи ООН по всему комплексу мирополитической проблематики, Индия в отдельные годы входит в тройку основных держав мира, которые имеют наименьшее количество расхождений в позициях с КНР. Практически полностью совпадают позиции азиатских гигантов по проблематике глобального устойчивого развития и стратегической стабильности; только Россия, как правило, голосует по вопросам международной безопасности в унисон с Китаем чаще, чем Индия.

Как соотносится укрепление индийско-американских отношений с подходами к БРИКС?

Со стороны может показаться, что стремление Индии расширять сотрудничество в рамках БРИКС противоречит курсу на «стратегический диалог» с Соединенными Штатами. Эксперты даже заговорили о возможности создания «четырехугольника» Вашингтон—Канберра—Токио—Дели под названием «союз крупнейших демократий». Для реализации этой идеи с 2007 г. стали проводиться масштабные военно-морские учения «Малабар» в Бенгальском заливе. Обращают на себя особое внимание совместные американо-индийские военные учения в Ладакхе и Мизораме (рядом с границами Китая). Дополнительные импульсы получило американо-индийское сотрудничество в военно-политической сфере: созданы двусторонние координационные комитеты между видами войск, начались поставки Индии новейшего военного оборудования из США, регулярно проводились встречи совместной рабочей группы по борьбе с терроризмом, проводятся и совместные консультации по ситуации в Афганистане. В 2006 г. Америка и Россия договорились о сотрудничестве в области мирного использования ядерной энергетики («Соглашение 123»). К тому же долгое время США были главным экономическим партнером Индии, но в последние два года они стали уступать свои позиции КНР.

Администрация США отрицает, что развитие американо-индийских связей нацелено на сдерживание Китая, однако, бесспорно, это стремление у Вашингтона присутствует. Американские военные в этом плане более откровенны: министерство обороны США по существу объявило своей целью превращение Индии в «фактического» союзника в завершении процесса окружения Китая.

Следует учитывать еще одно обстоятельство. Начавшаяся в 1960-х годах третья (современная) волна индийской миграции привела к тому, что в индийской элите осталось мало людей, не имеющих родственников или ближайших друзей в США. В Индии появились лидеры, призывающие ориентироваться исключительно на Соединенные Штаты и бросающие вызов сторонникам традиционного независимого курса. Это может привести к разрушению сорокалетнего консенсуса по внешней политике в индийском обществе.

В то же время основная оппозиционная партия — Бхаратия джаната парти — стала занимать более критические позиции в отношении США, как и большинство правых националистических организаций мира. Естественны и антиамериканские настроения левоцентристов. Правящий Индийский Национальный Конгресс осознал (премьер-министр Индии Манмохан Сингх говорил об этом в Москве, в ходе своего официального визита в Россию в декабре 2009 г.), что Вашингтон не рассматривает ни одну страну в качестве равноправного партнера, а в Индии пребывание на положении младшего партнера считается недопустимым.

Таким образом, перемены во внешнеполитическом курсе США в Южной Азии позитивно влияют на развитие отдельных аспектов индийско-американских отношений. Однако на глобальном уровне происходит накопление (пока латентное) конфликтного потенциала между двумя странами, связанное с весьма существенными расхождениями по вопросам геополитики и геоэкономики.

Анализ экономической реформы в Индии показывает, что, как и в Китае, для нее характерны эволюционность и постепенность, имманентно присущие индийской цивилизации, а также несогласие с диктатом Запада и отказ идти у него на поводу. Страна пыталась сопротивляться тем аспектам экономической глобализации, которые негативно сказываются на положении развивающихся стран. При этом Индия, конечно, крайне заинтересована в дальнейшем укреплении экономических и технологических связей с США и другими развитыми странами.

Выводы

В сложившихся условиях индийские лидеры, по всей видимости, продолжат довольно умелое маневрирование, пользуясь опытом 1960-х годов, когда Индия была крупнейшим получателем экономической помощи в Азии, поступавшей одновременно и от США, и от СССР, и помня опыт 1970-х годов, когда крен в сторону одной из сверхдержав (СССР) негативно сказался на ее международных позициях.

Республика в долгосрочном плане рассматривает Китай как основного стратегического противника в Азии. Большая часть индийской элиты полагает, что в более отдаленной перспективе азиатские гиганты могут вступить в прямое противоборство. При этом принципиальных противников совместных действий в ближайшие 10–15 лет немного. В этот период продолжится как активизация деятельности Индии в БРИКС, так и улучшение индийско-американских отношений.

Она является наиболее вероятным кандидатом на статус глобального центра влияния, и, скорее всего, будущее мира будет определяться развитием отношений в «треугольнике» США—Китай—Индия.

Индия, бесспорно, уже вошла в число мировых держав и превратилась в особую подсистему международных отношений. Вместе с США и Китаем она является наиболее вероятным кандидатом на статус глобального центра влияния, и, скорее всего, будущее мира будет определяться развитием отношений в «треугольнике» США—Китай—Индия. Россия, Европейский Союз и Япония имеют возможность стать частью новой «геометрической фигуры», но это во многом будет зависеть от их политической воли и динамики экономического развития.

 

1. Первоначально предложение о создании «треугольника», озвученное Е.М. Примаковым в 1998 г. в Дели, было холодно встречено индийской элитой, но сразу после начала бомбардировок Сербии в 1999 г. премьер-министр А.Б. Ваджпаи заявил о необходимости срочного претворения этого предложения в жизнь.


Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся