Распечатать
Оценить статью
(Голосов: 1, Рейтинг: 5)
 (1 голос)
Поделиться статьей
Роджер Руфи

Вице-адмирал Береговой охраны США в отставке

Генри Хантингтон

Старший научный сотрудник Международной арктической программы Благотворительного фонда Пью (Pew Charitable Trusts)

России и США особенно важно наладить взаимовыгодное сотрудничество в районе Берингова пролива, по которому вынуждены проходить все суда, курсирующие между Тихим и Атлантическим океаном. За долгую историю освоения Северного морского пути Россия накопила беспрецедентный опыт судоходства в отдаленных районах и в водах Ледовитого океана. Этот опыт позволит определить вектор развития судоходства в Арктике и станет бесценным источником сведений, необходимых для планирования и управления.

Введение

В Арктике, где некогда безраздельно царили только коренные народы, исследователи и искатели приключений, активно развивается судоходство. Благодаря тому, что в летний период ледовый покров продолжает отступать, навигация становится более продолжительной и стабильной. Наличие ледокольной проводки по всей протяженности Северного морского пути также способствует уменьшению неопределенности. В связи с этим ожидается дальнейшая активизация судоходства по СМП; также начинают осуществляться коммерческие перевозки через Северо-Западный проход. Преимущества этого маршрута — меньшая протяженность, обеспечение доступа к природным богатствам Арктики, возможности для развития туристических круизов — и дальше будут привлекать в этот регион коммерческие суда, несмотря на сложные климатические условия и отсутствие инфраструктуры.

Судоходство сопряжено с риском аварий, столкновений, загрязнения окружающей среды, разлива топлива и нефти. Суда могут застревать во льдах, особенно в промежуточный сезон или при попытке пересечь арктические воды в неблагоприятных погодных условиях. Наличие таких факторов риска приведет к увеличению стоимости страхования и других расходов и снизит привлекательность арктических маршрутов. Помимо опасностей для самих судов, арктическое судоходство несет в себе риск ущерба для населения прибрежных территорий, а также для морских и прибрежных экосистем. Крупные корабли могут сталкиваться с небольшими промысловыми судами и опрокидывать их, а также сбивать китов и других морских млекопитающих. Повышенный уровень шума и загрязнение морской среды могут привести к миграции животных, что будет отрицательно сказываться на их здоровье и доступности для промыслового лова. Разлив топлива или нефти может нанести вред животным или сделать их мясо непригодным для употребления в пищу.

Россия и США обоюдно заинтересованы в сохранении открытости судоходных маршрутов и одновременном сокращении уровня неопределенности и риска. Воды Арктики — не место для плохо оснащенных судов, которые представляют опасность для самих себя и для других, истощая поисково-спасательные ресурсы прибрежных государств. В то же время арктические трассы открывают новые возможности с перспективой повышения экономической эффективности и в соответствии с принципом свободы навигации по морю. России и США особенно важно наладить взаимовыгодное сотрудничество в районе Берингова пролива, по которому вынуждены проходить все суда, курсирующие между Тихим и Атлантическим океаном. За долгую историю освоения Северного морского пути Россия накопила беспрецедентный опыт судоходства в отдаленных районах и в водах Ледовитого океана. Этот опыт позволит определить вектор развития судоходства в Арктике и станет бесценным источником сведений, необходимых для планирования и управления.

Эти и другие вопросы затрагиваются в публикации Российского совета по международным делам «Международное сотрудничество в Арктике. Доклад 2013». В разделе, посвященном судоходству в Арктике, говорится о необходимости «в условиях более интенсивного судоходства обеспечить высокий уровень его безопасности и предотвращения загрязнения морской среды» в качестве общего принципа. Также в отношении данного региона отмечается, что «В связи с возрастанием интенсивности судоходства все более актуальным становится вопрос о его регулировании в самом “узком месте” — в Беринговом проливе, с тем чтобы не был нанесен непоправимый ущерб отличающимся высокой биологической продуктивностью экосистемам Берингова моря». Опираясь на эти материалы, мы предлагаем ряд направлений для реализации общих интересов России и США.

Общие интересы и существующий опыт российско-американского сотрудничества

saltchuk.com
В декабре 2011 года ледокол Береговой
охраны США и российский нефтяной танкер
усиленного ледового класса осуществили
совместную операцию по доставке
необходимого топлива в замерзающий
городок Ном (штат Аляска)

Россия и США преследуют в Арктике схожие интересы и сотрудничают по целому ряду направлений, связанных с арктическим судоходством и другими вопросами. Наиболее влиятельным международным форумом по проблемам Арктики является Арктический совет. В 2009 году им был подготовлен обзор «Оценка морского судоходства в Арктике», который на данный момент является наиболее полным документом по этой теме. Кроме того, Арктический совет руководил разработкой соглашений «О сотрудничестве в авиационном и морском поиске и спасании в Арктике» и «О сотрудничестве в сфере готовности и реагирования на загрязнение моря нефтью в Арктике». Оба эти документа направлены на обеспечение безопасности людей и охрану окружающей среды за счет международных связей и сотрудничества. И Россия, и США осознают, какую выгоду сулит разработка арктических месторождений, и ведут добычу нефти и полезных ископаемых на своих арктических территориях. Обе страны также понимают, с какими трудностями и с каким риском сопряжено освоение Арктики в промышленных масштабах, и как важно снизить уровень риска для обеспечения бесперебойной деятельности и для защиты окружающей среды.

За последние годы и Россия, и США разработали свою государственную стратегию в области освоения этого региона, при этом оба документа удивительно похожи. В обоих говорится о поддержании мира и стабильности в Арктике и о готовности к двустороннему и многостороннему сотрудничеству; в обоих подчеркивается необходимость обеспечить защиту арктических экосистем и ресурсов, сохранить традиционный уклад жизни коренных народов и других обитателей Арктики; в обоих сделан упор на создание единой информационной системы для содействия более активному обмену информацией как в научной, так и в управленческой сфере.

Россию и США объединяют не только схожие устремления в области освоения Арктики. Эти государства имеют продолжительный опыт сотрудничества в районе Берингова моря и Берингова пролива, особенно в сфере поисково-спасательных операций, сохранения рыбных ресурсов и защиты окружающей среды. Россия и США обеспечивают взаимное исполнение международного соглашения о рыболовном промысле в международных водах Берингова моря. Между ними имеется договоренность о разделе установленных Международной китобойной комиссией квот на аборигенный промысел серых и гренландских китов в Беринговом и Чукотском морях. В октябре 1988 года, когда три серых кита застряли во льдах у мыса Барроу (штат Аляска), на выручку им пришел российский ледокол — он пробил во льду канал, по которому киты могли выйти в открытое море и спастись. В декабре 2011 года ледокол Береговой охраны США и российский нефтяной танкер усиленного ледового класса осуществили совместную операцию по доставке необходимого топлива в замерзающий городок Ном (штат Аляска).

Россия и США являются ведущими членами Международной морской организации (ИМО) в сфере регулирования коммерческого судоходства, в частности, принимают активное участие в работе Комитета по безопасности на море и Комитета по защите морской среды. Благодаря их деятельности в рамках ИМО был разработан ряд международных конвенций, способствующих повышению безопасности коммерческого судоходства и уменьшению риска загрязнения морской среды. Наиболее значимыми из них являются Конвенция по охране человеческой жизни на море (СОЛАС) и Конвенция по предотвращению загрязнения с судов (МАРПОЛ). В настоящее время Россия и США поддерживают работу ИМО по кодификации правил обеспечения безопасности эксплуатации судов на обоих полюсах (Полярного кодекса) с возможным внесением поправок в СОЛАС и МАРПОЛ для придания их положениям обязательного характера.

Сотрудничество в области судоходства в Арктике

С учетом имеющегося опыта можно выделить ряд направлений потенциального сотрудничества России и США для достижения общих целей и решения общих проблем, связанных с судоходством в Арктике, к примеру:

  • выделение ресурсов для обновления гидрографических данных и доработки морских карт;
  • совершенствование обмена информацией в области безопасности между РФ и США;
  • наращивание потенциала реагирования на чрезвычайные ситуации, в том числе сосредоточение буксировочных спасательных средств в районах, характеризующихся повышенной опасностью или высокой значимостью;
  • проведение учений с целью отработки реагирования на разливы нефти и проверки эффективности действия соглашения «О сотрудничестве в сфере готовности и реагирования на загрязнение моря нефтью в Арктике»;
  • введение требований к связи и оповещению с целью повышения эффективности мониторинга движения судов, уменьшения уровня риска и обеспечения соблюдения экипажами соответствующих инструкций, действующих в Арктике, для поддержания безопасности навигации;
  • сотрудничество в области введения добровольных мер обеспечения безопасной навигации в Беринговом проливе (см. примеры ниже).
forbes.ru

Многие из этих вопросов наиболее эффективно решаются на уровне ИМО, например, в рамках Полярного кодекса, позволяющего установить последовательные правила для всей Арктики. Некоторые из этих тем удобнее обсуждать в двустороннем формате, уделяя особое внимание конкретным областям, как это показано в следующем разделе. По вопросам, касающимся всего арктического региона, Россия и США могут продолжить сотрудничество в рамках ИМО в сфере разработки Полярного кодекса. Кроме того, они могут создать условия для внедрения и применения соглашений Арктического совета «О сотрудничестве в авиационном и морском поиске и спасании в Арктике» и «О сотрудничестве в сфере готовности и реагирования на загрязнение моря нефтью в Арктике». Также следует изучить возможность создания координационного центра подразделений арктической береговой охраны и других морских служб с целью проведения учений, управления движением судов, реагирования на чрезвычайные ситуации и обмена информацией. Учреждение подобного центра стало бы важным практическим шагом на пути к воплощению в жизнь принципов, изложенных в стратегиях обоих государств по освоению Арктики, и интересов, которыми руководствуются обе страны в сфере арктического судоходства.

Сотрудничество в районе Берингова пролива

Помимо общих инструментов регулирования судоходства на обоих полюсах, существуют также вопросы, характерные для конкретных районов. Для России и США самым проблемным районом с точки зрения арктического судоходства является Берингов пролив. Ширина пролива в самом узком месте составляет всего 44 морских мили (81 км), и это единственный путь, по которому суда могут попасть из Тихого океана в Атлантический и обратно. Кроме того, это единственный путь, по которому морские млекопитающие (гренландский кит, белуга, серый кит и морж) мигрируют весной на север, из Берингова моря в Чукотское, а осенью — обратно на юг. Коренные народы — чукчи, инупиаты и сибирские юпики, проживающие по обе стороны пролива, — занимаются традиционной охотой, часто вдали от суши и в тех местах, которые, вероятно, станут основными судоходными коридорами в районе Берингова пролива.

Государственная граница РФ и США проходит посередине пролива, между о. Ратманова (о. Большой Диомид) на российской стороне и о. Малый Диомид — на американской. В силу признания международного статуса Берингова пролива по нему могут проходить суда из всех стран на основе принципа «транзитного прохода», не запрашивая разрешения ни у РФ, ни у США и не подпадая под действие законодательства этих стран. Полномочиями по регулированию транзитного прохода судов через пролив, имеющий международных статус, обладает только ИМО.

Тем не менее, Россия и США имеют все возможности для содействия безопасности на море в данном районе путем достижения договоренности о введении добровольных мер безопасности. Разумные мореплаватели, как правило, готовы соблюдать рекомендуемые правила, позволяющие снизить риск и повысить безопасность. Кроме того, страховые компании, скорее всего, будут требовать от страхуемых судов следования передовым стандартам обеспечения безопасности на соответствующих маршрутах, которые могут быть составлены с учетом добровольных мер безопасности, предложенных совместно или отдельно Россией и США. Подобные меры могут разрабатываться на основе существующих или планируемых комплексов действий каждого из государств в сфере регулирования судоходства в Беринговом проливе. Обсуждение этих мер между Россией и США можно начать на уровне научных кругов и общественных организаций при содействии Российского совета по международным делам по аналогии с уже реализуемой программой развития двустороннего сотрудничества в сфере арктического рыболовства. В свое время это обсуждение может быть вынесено на рабочий и дипломатический уровень по линии Федеральной службы безопасности РФ, Береговой охраны США, Министерства транспорта РФ, Государственного департамента США и других ведомств обеих стран.

Учитывая существующий объем судоходства в Беринговом проливе, может возникнуть вопрос о своевременности принятия подобных мер. Однако уже на этом этапе введение некоторых мер безопасности было бы нелишним. Местных жителей беспокоит влияние судоходства на традиционные районы охоты и рыбной ловли и опасность, которую представляют для них крупные проходящие суда. Притом что риск разлива нефти относительно низок, последствия его реализации были бы катастрофическими, особенно с учетом нехватки ресурсов для устранения последствий такого разлива и трудностей, сопряженных с реагированием на чрезвычайную ситуацию в водах Арктики.


Инфографика РСМД

Разработка добровольных мер также часто является первым шагом на пути к внедрению обязательных для исполнения правил, в том числе установленных ИМО. Закрепить сложившуюся практику на уровне ИМО будет гораздо легче, чем создавать новые правила, еще не прошедшие проверку временем. Кроме того, для осуществления каких-либо действий на уровне ИМО будет необходима поддержка со стороны России и США, так что при наличии действующей системы сотрудничества будет гораздо проще получить от ИМО полномочия для регулирования международного судоходства, когда и если это будет необходимо и желательно.

В число мер, которые могут быть установлены для Берингова пролива, могут входить следующие:

  • внедрение схемы разделения движения или двусторонних морских путей (на север и на юг) со стороны России, США или с обеих сторон;
  • определение районов, которых следует избегать, — опасных для судоходства или требующих особой защиты в силу своего культурного или экологического значения;
  • содействие более широкому использованию существующих автоматизированных систем идентификации (АСИ), с помощью которых суда будут сообщать о входе в зону Берингова пролива и о выходе из нее; также через АСИ может осуществляться информирование проходящих судов об опасностях (например, о неблагоприятных ледовых условиях), экологической обстановке (например, о миграции морских млекопитающих) и особенностях традиционного уклада (например, об активном промысле с небольших судов);
  • при необходимости — разработка навигационных средств, предоставление пострадавшим судам доступа в порты-убежища по обе стороны пролива с целью сокращения вероятности гибели судов и людей, совместное использование средств реагирования на чрезвычайные ситуации для повышения оперативности и эффективности устранения последствий аварий, разливов топлива и нефти и других бедствий.

Выводы

Россия и США имеют продолжительный опыт практического сотрудничества по вопросам освоения Арктики, особенно в районе Берингова пролива, через который проходит морская граница между этими государствами. Сотрудничество в сфере арктического судоходства может опираться на историю их взаимоотношений с целью надлежащего освоения этого региона и его природных богатств, защиты прибрежных территорий и их населения, выполнения задач, сформулированных в рамках арктических стратегий обеих стран, и повышения уверенности судовладельцев в безопасности пересечения вод Арктики.

Совместная деятельность России и США в сфере разработки добровольных мер, связанных с судоходством в Беринговом проливе, могла бы стать важным первым шагом на пути к расширению сотрудничества в области арктического судоходства. Далее могут быть предприняты действия на двусторонней основе или через ИМО с целью признания международного статуса мер, способствующих безопасности и стабильности судоходства в отдаленных районах, характеризующихся неблагоприятными природными условиями и ограниченностью инфраструктуры и иной поддержки. Тем самым Россия и США смогут достичь своих целей, связанных с освоением Арктики, и уменьшить риск причинения вреда населению и природе этого удивительного региона, имеющего большое значение для обеих стран.

 

Оценить статью
(Голосов: 1, Рейтинг: 5)
 (1 голос)
Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся