Распечатать
Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей
Элла Задорожнюк

Д.и.н., в.н.с. Отдела современной истории и социально-политических проблем стран Центральной и Юго-Восточной Европы Института славяноведения РАН, эксперт РСМД

В начале 2013 г. Украине в очередной раз приходится определяться с выбором интеграционной стратегии. Сложность ситуации обусловливается тем, что Евросоюз, куда она так стремится, подвержен острому кризису, в то время как ЕЭП–ТС даже в условиях кризиса укрепляется. Можно прогнозировать, что Украина и на этот раз не сможет сделать выбор. Однако это не отменяет значимости предпочтения, пусть и декларативного, которое Украина отдает интеграционным приоритетам.

В начале 2013 г. Украине в очередной раз приходится определяться с выбором интеграционной стратегии. Сложность ситуации обусловливается тем, что Евросоюз, куда она так стремится, подвержен острому кризису, в то время как Единое экономическое пространство – Таможенный союз (ЕЭП–ТС) даже в условиях кризиса укрепляется. Исходя из широкого историко-политического контекста, можно прогнозировать, что Украина и на этот раз не сможет сделать выбор. Однако это не отменяет значимости предпочтения, пусть и декларативного, которое Украина отдает интеграционным приоритетам.

Условия неопределенности

На 25 февраля 2013 г. запланирована встреча руководителей Украины и ЕС, которая выглядит особенно примечательно на фоне отложенного в самом конце 2012 г. визита в Москву президента В. Януковича. Цель встречи – обсудить возможные шаги в направлении евроинтеграции самого крупного по территории и одного из крупнейших по численности населения государства Европы.

В начале второго десятилетия XXI века Украина испытывает мощный интеграционный импульс со стороны ЕЭП–ТС и при этом постоянно декларирует свою приверженность европейскому выбору.

Вместе с тем перед Украиной по-прежнему открыты двери в Евразийский экономический союз (ЕАС), который предполагается учредить к 2015 г. Промежуточным этапом на пути к ЕАС является ЕЭП–ТС, отметивший первую годовщину своего существования. ЕЭП–ТС, включающий Россию, Белоруссию и Казахстан и объединяющий более 170 млн человек, представляет собой некий аналог общего рынка товаров, капиталов и рабочей силы, где действует единая таможенная и тарифная политика. Объединение провозглашает политику «открытых дверей», в первую очередь, для Украины, транспортная, энергетическая и другие инфраструктуры которой все еще тесно связаны как с соседними Белоруссией и Россией, так и с отдаленным Казахстаном.

Фото: Коллаж РИА Новости
Таможенный союз

ЕЭП–ТС как интеграционный проект, ориентированный на укрепление межгосударственного объединения с меньшим числом политических обязательств, но с более надежным качеством экономических связей, реализуется не без проблем. Требуются десятки, а то и сотни согласований (в случае ЕС их, пожалуй, еще больше). Имеются трудности во взаимном признании экономического и политического веса его членов, есть проблемы в создании и регулировании механизма принятия и выполнения совместных решений. Тем не менее ЕЭП–ТС приобретает все больший вес, причем не только на евразийском пространстве. Так, валовой оборот взаимной торговли товарами стран-членов ЕЭП–ТС в 2010 г. вырос в стоимостном выражении на 21%, а в 2011 г. – на 32%; темпы его роста не снизились и в 2012 г. Налаживается работа трех международных транспортных коридоров: Западная Европа – Западный Китай, Север – Юг, Запад – Восток. В частности, введены в строй 8 логистических центров, к 2020 г. планируется построить еще 37. Оптимизируется деятельность Евразийского банка развития, созданного в 2006 г.; общая сумма инвестиций в экономику государств-участников ЕврАзЭС превысила 3,9 млрд долл. По оценкам Института народнохозяйственного прогнозирования РАН, макроэкономический эффект от создания ЕЭП–ТС составит не менее 5% дополнительного прироста ВВП в расчете на пятилетнюю и до 15% на десятилетнюю перспективу.

Окончательный выбор в пользу европейской интеграции для Украины сдерживается кризисом ЕС и слабой надеждой на позитивную динамику экономических связей.

Очевидно, что привлекательность ЕЭП–ТС на фоне кризисных процессов в Евросоюзе и во всем мире растет, о чем свидетельствуют не только заявления политиков входящих в него стран, но и предостережения Х. Клинтон об опасности «советизации» региона.

В начале 2013 г. Украине в очередной раз предстоит сделать выбор в пользу того или другого интеграционного проекта. Но сможет ли она определиться или останется в положении, сравнимом со статичным гимнастическим шпагатом? Удастся ли ей попасть в одну колею или она по-прежнему будет разрываться между двумя? Каким бы ни был ответ на этот вопрос, он не умаляет значимости выбора, пусть даже декларативного, интеграционных приоритетов.

Проблема выбора в украинской истории

Можно говорить с достаточной определенностью о четырех судьбоносных выборах в истории Украины.

Фото: ukrlife.org
Генеральный секретариат Украинской
Центральной Рады, 1917

Первый – выбор веры (по сути, цивилизационного пути) – был сделан князем Владимиром, в результате чего Киевская Русь стала православной. Второй – выбор союзников: 18 января 1654 г. в Переяславле в слове к представителям народа Богдан Хмельницкий отверг притязания на союз католической Польши, а также исламских Крымского ханства и султанской Турции, обосновав необходимость союза с единоверной Россией.

В 1918–1919 гг. Украина, провозгласившая себя в Четвертом Универсале (аналоге конституции) «самостоятельным, ни от кого не зависящим свободным суверенным государством украинского народа», была вынуждена связывать свои приоритеты то с оккупационными войсками Германии, то с войсками Антанты, а затем – уже окончательно – сделала выбор в пользу советской власти [1].

Наконец, в 1991 г. Украина предпочла союзу советских республик самостоятельность и ориентацию на Европу. На референдуме 17 марта за сохранение Украины в составе СССР высказались 70,5% (или 62,1% от обладавших правом голоса), в том числе более 80% жителей Хмельницкой, Житомирской, Винницкой, Кировоградской, Черкасской, Одесской, Крымской, Херсонской, Донецкой, Луганской областей, 44,6% киевлян и менее 20% жителей Ивано-Франковской, Львовской и Тернопольской областей. Не прошло и девяти месяцев как на всеукраинском референдуме были получены совсем другие результаты: 90,85% (или 76,7% от имевших право голоса) высказались за самостоятельность Украины, включая 54,2% крымчан и 57% жителей города российской славы и русскоязычного населения Севастополя [2].

Эти судьбоносные решения и сегодня в большей или меньшей степени влияют на выбор Украиной интеграционных проектов, в которые в условиях глобализации вовлекаются практически все страны.

Цена интеграционных импульсов

В начале второго десятилетия XXI века Украина испытывает мощный интеграционный импульс со стороны ЕЭП–ТС и при этом постоянно декларирует свою приверженность европейскому выбору.

Фото: Радио «Голос России»

В связи с этим в обществе идут оживленные дискуссии о плюсах и минусах того или другого интеграционного проекта. У разных частей политической элиты и сегментов электората Украины правомерно возникает вопрос: а куда мы стремимся, и не лучше ли синица в руке, чем журавль в небе?

С одной стороны, создание в обозримой перспективе ЕАС будет свидетельствовать о стабилизации экономической жизни на достаточно широком геополитическом пространстве. В случае позитивной динамики развития экономик его членов он не может не стать притягательным для других государств.

С другой стороны, окончательный выбор в пользу европейской интеграции для Украины сдерживается кризисом ЕС и слабой надеждой на позитивную динамику экономических связей. Однако кризис в Европе не вечен, и есть основания утверждать, что притягательность прошедших испытания структур ЕС со временем будет только возрастать. Конечно, Украине хотелось бы в Европу. Но даже если Европа благополучно выйдет из кризиса и станет богаче, захочет ли она перетянуть на свою сторону более бедную Украину? Этот вопрос остается открытым, и ответы на него чаще отрицательные, чем положительные. Опыт интеграции в ЕС Болгарии и Румынии в этом плане отнюдь не убедителен.

Сделать выбор украинцам мешают и приобретшие вид деструктивных предрассудков стереотипы о том, что Украина никогда не пойдет на союз с Россией, или же что Украина обречена на союз с Россией.

Вместе с тем пример ЕС подтверждает продуктивность союзов, подобных ЕЭП–ТС. Может быть, Украине стоит выбрать именно его, учитывая, что связи с входящими в него государствами полностью не разорваны?

Ситуация неопределенности усугубляется проблемами с бюджетом. Как утверждает Б. Вовк в статье под примечательным названием «Из союзов в греки», в 2010–2011 гг. экономический рост Украины в 4–5% обеспечивался, главным образом, за счет западных кредитов, составивших в 2002–2008 гг. примерно 100 млрд долл. Они прекратились, в связи с чем начались трудности. Бюджет 2012 г. был выполнен благодаря внешним и внутренним займам (всего было заимствовано около 12,5 млрд долл.). В 2013 г. предполагается получить уже 17 млрд долл., в том числе 4 млрд в виде еврооблигаций. 14, 5 млрд долл. из сверстанного на 2013 г. бюджета в 45 млрд долл. составят выплаты по долгам, к тому же тенденция роста этих выплат, по всей видимости, сохранится. Исходя из этого, можно предположить, что ситуация будет лишь осложняться, и Украине грозит «греческий сценарий». По данным консенсус-прогноза, опубликованного украинским Минэкономразвития, ожидаются проблемы и с курсом национальной валюты: в течение 2013 г. средний курс составит 8,3–9 гривны за доллар, максимум – 9,5 гривны. В середине января уже была достигнута отметка в 8,17 гривен за доллар. Если дела пойдут так и дальше, то украинской экономике не поможет ни ЕС, ни ЕЭП–ТС, ни оба объединения вместе взятые.

Сделать выбор украинцам мешают и приобретшие вид деструктивных предрассудков стереотипы о том, что Украина никогда не пойдет на союз с Россией, или же что Украина обречена на союз с Россией. Следует подчеркнуть, что вторая позиция во многом базируется на представлениях о слабости, несамостоятельности, зависимости украинской государственности. Однако даже если бы она была таковой, подавляющее большинство украинцев из всех регионов не отказались бы от нее. Это подтверждается результатами нашего (совместно с Д. Фурманом) исследования пятнадцатилетней давности [2], которые актуальны и сейчас.

Фото: nr2.ru
Акция протестов националистов в
Черновцах во время визита главы
МИД России Сергея Лаврова

В поисках ответа: от Черновцов до Брюсселя

Выбор Украины 2013 года не похож ни на предыдущие судьбоносные выборы в ее истории, ни на ежегодно повторяющейся выбор, который ей приходится делать в связи с обострением «газовых войн». Непроясненность условий продвижения как в европейском, так и в евразийском направлении позволяет утверждать, что Украина в кратко- и среднесрочной перспективе будет вынуждена оставаться в положении упомянутого выше шпагата – даже при громко артикулированном провозглашении того или иного интеграционного приоритета. Это не означает, что такова воля ее «хитрых» политиков – таков результат недостаточно полно оформленной этногосударственной идентичности Украины и, в первую очередь, дисбаланса ее регионов: западного, центрального и восточного. Так, политический вес первого непропорционально велик относительно его экономического потенциала.

Все же если сложится новая конфигурация отношений между Россией и Европой, а тем более между ЕС и ЕЭП–ТС, а затем ЕАС, шпагат может превратиться в мост для оживленного движения во всех направлениях, что, в первую очередь, будет отвечать интересам Украины. И тогда новые неопределенности окажутся не столько устрашающими, сколько обнадеживающими.

14 января 2013 г., выступая в Черновцах, старорусском и новоевропейском городе, перед студентами университета, глава МИД России С. Лавров отметил: «Мы искренне убеждены, что наши ближайшие соседи не должны ставиться перед искусственным выбором между ‘западным’ и ‘восточным’ векторами развития. Интеграционные процессы на континенте – и в Евросоюзе, и в евразийских форматах – развиваются по одним и тем же правилам, поэтому необходимо способствовать объективной тенденции к их сопряжению, а не пытаться искусственно противопоставлять их друг другу. Исходя из такого подхода, рассматриваем развитие евразийской интеграции как наш конкретный вклад в дело создания единого экономического и человеческого пространства от Атлантики до Тихого океана…».

Несмотря на обнадеживающие слова главы российского внешнеполитического ведомства, можно прогнозировать, что неопределенности для Украины будут только усугубляться. В пользу такого сценария говорят как неустойчивый характер исторических выборов, упомянутых выше, так и структура политических предпочтений и экономических приоритетов разных регионов страны, в которой межрегиональный баланс пока так и не достигнут.

1. Лысяк-Рудницкий И. Четвертый Универсал и его идеологические предшественники // Между историей и политикой. М.; СПб., 2007. С. 389.

2. Задорожнюк Э., Фурман Д. Украинские регионы и украинская политика // Украина и Россия: общества и государства. М., 1997. С. 102, 106.


Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся