Распечатать
Оценить статью
(Голосов: 9, Рейтинг: 5)
 (9 голосов)
Поделиться статьей
Иван Бочаров

Программный координатор РСМД

В Морской доктрине Российской Федерации, принятой в июле 2022 г., восточная часть Средиземного моря обозначается в качестве важной зоны обеспечения национальных интересов России. В документе указывается, что этот регион оказывает большое влияние на экономическое развитие страны. Кроме того, отмечается, что Восточное Средиземноморье играет значительную роль для обеспечения национальной безопасности, а также поддержания стратегической и региональной безопасности РФ.

Стратегический интерес России к Восточному Средиземноморью придает особую важность выстраиванию взаимовыгодного партнерства со странами региона. В условиях начала сложного трансформационного периода во внешней политике России, вызванного российско-украинским конфликтом, возрастает необходимость системного осмысления региональной политики стран Восточного Средиземноморья, равно как и стратегий внешних сил в рамках этого пространства. В этом контексте приобретает большое значение публикация монографического исследования «Борьба за Восточное Средиземноморье: интересы и амбиции», изданного ИМЭМО им. Е.М. Примакова РАН.

Монография посвящена не только военно-политическим, но и экономическим, а также правовым аспектам международных отношений в Восточном Средиземноморье. Особое внимание уделяется исследованию пересечений интересов и приоритетов региональных держав и внерегиональных акторов. Авторами книги выступили как признанные эксперты, так и молодые ученые, представляющие ИМЭМО им. Е.М. Примакова РАН, Институт востоковедения РАН и МГУ им. М.В. Ломоносова.

Изданная книга — это первая попытка российских ученых исследовать Восточное Средиземноморье как систему взаимосвязанных интересов и противоречий региональных и внерегиональных держав. Монография, безусловно, рекомендуется к прочтению. Вероятно, издание еще долго не будет терять своей актуальности.

В Морской доктрине Российской Федерации, принятой в июле 2022 г., восточная часть Средиземного моря обозначается в качестве важной зоны обеспечения национальных интересов России. В документе указывается, что этот регион оказывает большое влияние на экономическое развитие страны. Кроме того, отмечается, что Восточное Средиземноморье играет значительную роль для обеспечения национальной безопасности, а также поддержания стратегической и региональной безопасности РФ.

Стратегический интерес России к Восточному Средиземноморью придает особую важность выстраиванию взаимовыгодного партнерства со странами региона. В статье «Россия в Восточном Средиземноморье: искусство баланса» генеральный директор РСМД А.В. Кортунов выделяет умение поддерживать конструктивные отношения с противоположными сторонами региональных конфликтов в качестве одного из сравнительных преимуществ России в этом регионе. В условиях начала сложного трансформационного периода во внешней политике России, вызванного российско-украинским конфликтом, возрастает необходимость системного осмысления региональной политики стран Восточного Средиземноморья, равно как и стратегий внешних сил в рамках этого пространства. В этом контексте приобретает большое значение публикация монографического исследования «Борьба за Восточное Средиземноморье: интересы и амбиции», изданного Институтом мировой экономики и международных отношений (ИМЭМО) им. Е.М. Примакова Российской академии наук (РАН).

Монография посвящена не только военно-политическим, но и экономическим, а также правовым аспектам международных отношений в Восточном Средиземноморье. Особое внимание уделяется исследованию пересечений интересов и приоритетов региональных держав и внерегиональных акторов. Авторами книги выступили как признанные эксперты, так и молодые ученые, представляющие ИМЭМО им. Е.М. Примакова РАН, Институт востоковедения РАН и Московский государственный университет (МГУ) им. М.В. Ломоносова.

Введение к монографии подготовлено руководителем авторского коллектива И.Д. Звягельской, руководителем Центра ближневосточных исследований ИМЭМО им. Е.М. Примакова РАН и членом РСМД. И.Д. Звягельская выделяет энергетический фактор, проблемы безопасности и проблемы границ в качестве трех ключевых аспектов, которые легли в основу регионализации в Восточном Средиземноморье, а также определили устойчивые линии противостояния. При этом И.Д. Звягельская совершенно справедливо указывает на связь «газового фактора» со стремлением государств региона обеспечивать свои экономические интересы, что актуализирует задачу делимитации морских границ и исключительных морских зон, приводит к возрастанию заинтересованности региональных и внерегиональных сил в торгово-экономических связях, а также способствует милитаризации восточносредиземноморского пространства.

Помимо введения и заключения, монография состоит из двенадцати глав. Вероятно, не будет ошибкой определить каждую из глав как отдельное исследование, посвященное конкретному аспекту международных отношений в Восточном Средиземноморье. При этом все исследования объединены общей целью — представить Восточное Средиземноморье как пространство комплексного взаимодействия между региональными державами, а также внерегиональными игроками.

Вводная статья (глава 1) научного руководителя Института востоковедения РАН, вице-президента РСМД В.В. Наумкина заметно облегчает последующее знакомство с монографией. Особое внимание привлекает к себе подробный анализ зарубежной историографии исследуемого вопроса. В своей статье В.В. Наумкин отмечает, что представленные в Восточном Средиземноморье государства различаются между собой не только по этнонациональному признаку, но и образуют этноцивилизационные кластеры (греческий, арабский и турецкий) [1]. Отдельно отмечается характерная черта Восточного Средиземноморья, которая заключается в том, что в триады и тетрады «по интересам» входят мусульмане разных стран, образующие региональные союзы вместе с иноверцами.

Важное достоинство монографии заключается в подробном исследовании узловых противоречий, определяющих военно-политическую динамику региона. Вопросы делимитации морских пространств подробно рассмотрены в главе 2 руководителем Группы исследований политики США и Канады в Мировом океане ИМЭМО им. Е.М. Примакова РАН П.А. Гудевым. В своей статье он называет проблемы делимитации морских границ катализаторами региональной напряженности. Анализируя проблему Кипра, правовой режим континентального шельфа, границы территориального моря и проблему островов, П.А. Гудев приходит к выводу, что Турецкая Республика действует в Восточном Средиземноморье, опираясь главным образом на принцип справедливости. Автор отмечает, что международное морское право остается для Турции лишь инструментом для защиты своих национальных интересов.

Противоречиям Турции и Греции посвящена глава 3. Авторами статьи выступили руководитель Центра европейских исследований Ю.Д. Квашнин и старший научный сотрудник Центра ближневосточных исследований ИМЭМО им. Е.М. Примакова РАН И.А. Свистунова. В этой главе особое внимание уделяется проблеме Кипра как узловому конфликту в регионе. Ю.Д. Квашнин и И.А. Свистунова обращают внимание на довольно тревожную тенденцию — выход противоречий Турции и Греции за рамки двусторонних отношений. В этих условиях, по мнению исследователей, двум странам особенно важно сохранять диалог. Авторы предлагают некоторые меры по повышению взаимного доверия, среди которых совместные поисково-спасательные операции и соответствующие учения, научные исследования, а также экологический мониторинг. Представляется, что подобные шаги могли бы снизить напряженность в регионе.

Центральному аспекту региональных отношений — «газовому фактору» — посвящена глава 4, автором которой выступил старший научный сотрудник Центра ближневосточных исследований ИМЭМО им. Е.М. Примакова РАН Н.А. Кожанов. По мнению автора, в контексте текущего кризиса, когда европейские страны стараются снизить свою зависимость от российских энергоресурсов, Восточное Средиземноморье становится своего рода альтернативой для европейских потребителей. Однако Н.А. Кожанов подчеркивает, что регион едва ли мог бы сыграть роль ключевого гаранта энергетической безопасности ЕС. Экспортный потенциал восточносредиземноморских стран остается весьма ограниченным, в том числе из-за недостаточно развитой инфраструктуры. Исследователь приходит к выводу, что страны Восточного Средиземноморья смогут играть лишь вторичную роль в качестве европейского поставщика энергоресурсов.

В монографии особое внимание также уделяются треугольнику Израиль — Ливан — Палестина. Проблеме взаимодействия между данными странами посвящена глава 5, авторами которой выступили научные сотрудники Центра ближневосточных исследований ИМЭМО им. Е.М. Примакова РАН И.Э. Ибрагимов, Л.М. Самарская и Т.И. Тюкаева. Авторы сходятся во мнении, что нестабильность на ливанском и палестинском треках арабо-израильского конфликта, внешняя политика Израиля, а также внутренние кризисы в Палестине и Ливане обуславливают ограниченные возможности этих стран в использовании ресурсов Восточного Средиземноморья. Исследователи приходят к выводу, что прагматизм Израиля и умение Тель-Авива отделять проблемы политического урегулирования от экономических вопросов может способствовать встраиванию Ливана и Палестины в «систему взаимосвязанности» в Восточном Средиземноморье. По мнению авторов, роль Палестины и Ливана в этой системе будет зависимой и ограниченной.

В монографии подробно рассматривается региональная политика Арабской Республики Египет (глава 6), крупнейшего государства Восточного Средиземноморья, а также аравийских монархий (главы 7 и 8) и Ирана (глава 9), которые не входят в восточносредиземноморское пространство. И.Э. Ибрагимов отмечает, что Египет старается выстраивать альянсы для сдерживания Турции в регионе. Исследователь утверждает, что Каир готов решительно отстаивать свои интересы в Восточном Средиземноморье и способен в случае необходимости прибегнуть к демонстрации силы.

Региональной политике монархий Персидского залива посвящено две части книги. В главе 7, подготовленной младшим научным сотрудником Центра ближневосточных исследований ИМЭМО им. Е.М. Примакова РАН С.О. Лазовским, рассматриваются экономические отношения аравийских монархий со странами Восточного Средиземноморья. С.О. Лазовский приходит к выводу, что монархии Персидского залива в Восточном Средиземноморье ориентированы на увеличение внешнеторгового обмена и расширение инвестиционной активности. Он обращает внимание на то, что Саудовская Аравия, ОАЭ и Катар опираются на одних и тех же торговых партнеров. Среди других наблюдений исследователя стоит выделить то, что тенденции, существующие в экономических отношениях стран Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ) со странами Восточного Средиземноморья, обусловлены не только экономическими интересами, но и геополитической обстановкой.

Политическое измерение стратегий монархий Персидского залива в Восточном Средиземноморье исследуется в главе 8, автором которой выступила Т.И. Тюкаева. Отмечается, что Восточное Средиземноморье превращается в пространство для соперничества между Саудовской Аравией и ОАЭ с одной стороны, и Катаром — с другой. Монархии ССАГПЗ выходят за пределы зоны обеспечения безопасности и стремятся нарастить свое влияние, закрепив статус значимого игрока на региональной и международной арене. По мнению Т.И. Тюкаевой, различие региональных военно-политических стратегий между Эр-Риядом, Абу-Даби и Катаром сказываются на их взаимодействии со странами Восточного Средиземноморья, и это нередко служит поводом для возникновения напряженности между ними.

Что касается политики Ирана в Восточном Средиземноморье, то Тегеран рассматривает регион в качестве пространства потенциального или реального столкновения интересов с Турцией и Саудовской Аравией. На это обращает внимание А.С. Богачева, младший научный сотрудник Центра ближневосточных исследований ИМЭМО им. Е.М. Примакова РАН. Автор подчеркивает, что Иран уделяет особое внимание европейскому направлению региональной политики. А.С. Богачева считает, что возобновление иранской ядерной сделки могло бы способствовать улучшению двусторонних отношений Ирана с европейскими странами Восточного Средиземноморья.

В рассматриваемой монографии довольно подробно анализируется роль внешних игроков в Восточном Средиземноморье. Так, заведующий сектором региональных проблем и конфликтов Отдела европейских политических исследований ИМЭМО им. Е.М. Примакова РАН П.П. Тимофеев сосредоточился на интересах ЕС в исследуемом регионе (глава 10). Политика ЕС в Восточном Средиземноморье рассматривается с точки зрения вызовов безопасности, миграционных вызовов, а также энергетических проблем. По мнению П.П. Тимофеева, Восточное Средиземноморье стало для стран ЕС настоящей площадкой для проверки их способности действовать консолидированно, исходя из коллективных интересов. При этом, как отмечает автор, основной «водораздел» проходит по линии отношений с Турцией. Сейчас в региональной политике ЕС сочетаются как антитурецкие, так и примирительные в отношении Турции подходы.

Российской стратегии в Восточном Средиземноморье посвящена глава 11, подготовленная старшим научным сотрудником Центра ближневосточных исследований ИМЭМО им. Е.М. Примакова РАН Н.Ю. Сурковым. Опираясь на исторический контекст, автор пишет о том, что вопросы безопасности остаются главным приоритетом для России. На фоне дестабилизации, охватившей регион в 2010-е гг., Россия оказалась востребованным поставщиком безопасности. При этом все более заметную роль играет торгово-экономическая составляющая, которая приобретает самостоятельную ценность. Это особенно важно с учетом значения Восточного Средиземноморья в качестве направления российского сельскохозяйственного экспорта, в том числе поставок зерна.

В следующей главе Н.Ю. Сурков в соавторстве с преподавателем кафедры региональных исследований факультета иностранных языков и регионоведения МГУ им. М.В. Ломоносова Г.И. Царегородцевой рассмотрели интересы и приоритеты США в Восточном Средиземноморье. В статье подчеркивается, что стратегическое значение региона для США не подвергается сомнению. Авторы обращают внимание на то, что Восточное Средиземноморье вызывает интерес для США в том числе с точки зрения соперничества с Россией и Китаем, борьбы с международным терроризмом, поддержки американского бизнеса (особенно в сфере добычи энергоресурсов), а также сохранения партнерства с союзниками в регионе.

Хотя в монографии кратко упоминается возрастающая роль Китая в Восточном Средиземноморье, возможно, роли Пекина в регионе стоило посвятить отдельную главу. Это особенно важно, учитывая потенциал Восточного Средиземноморья в качестве транзитной зоны и поставщика энергоресурсов. Однако этот небольшой недочет не умаляет большого значения монографии для отечественной науки: исследование представляет ценный материал для осмысления политических и экономических процессов в рассматриваемом регионе.

Изданная книга — это первая попытка российских ученых исследовать Восточное Средиземноморье как систему взаимосвязанных интересов и противоречий региональных и внерегиональных держав. Монография, безусловно, рекомендуется к прочтению. Вероятно, издание еще долго не будет терять своей актуальности.

1. В статье отмечается, что Израиль не входит ни в один из выделенных кластеров.


Оценить статью
(Голосов: 9, Рейтинг: 5)
 (9 голосов)
Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся