Распечатать
Оценить статью
(Голосов: 23, Рейтинг: 4.83)
 (23 голоса)
Поделиться статьей
Лев Сокольщик

К.и.н., старший научный сотрудник Центра комплексных европейских и международных исследований (ЦКЕМИ), Департамент зарубежного регионоведения, Факультет мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ, эксперт РСМД

Дисбалансы либеральной глобализации, пролонгированные последствия рецессии 2008–2009 гг., глубинные противоречия внутриполитического развития США привели к заметному усилению кризисных явлений в американском обществе. В этом плане приход к власти Д. Трампа, опиравшегося в немалой степени на правопопулистскую концепцию борьбы народа и элиты, и рост политической поляризации стали особенно симптоматичными. Ряд экспертов даже говорят о текущем кризисе в США и шире — во всей западной цивилизации — как о беспрецедентном по глубине и структуре, поскольку он сопровождается смещением потенциала силы в пользу новых центров и ослаблением традиционных мировых лидеров во всех ключевых сферах: политической, экономической, военно-стратегической, культурной, идеологической.

В американской экспертной среде сформировалось четкое понимание, что страну охватил системный кризис. Он влечет высокий уровень дисфункции ключевых общественно-политических и социальных институтов, утрату лидирующего положения США в мировых делах. Указывая на сложное экономическое положение, проблемы смены поколений и ценностной парадигмы, проводятся даже аналогии между сегодняшней Америкой и поздним СССР, однако вопрос о том, стоит ли ожидать схожих последствий кризиса, остается, конечно, открытым. Ответ на него во многом зависит от степени адекватности действий американского руководства. По крайне мере, кризисная ситуация признается на самом высоком политическом уровне США, о чем свидетельствуют заявления действующего президента.

Дисбалансы либеральной глобализации, пролонгированные последствия рецессии 2008–2009 гг., глубинные противоречия внутриполитического развития США привели к заметному усилению кризисных явлений в американском обществе. В этом плане приход к власти Д. Трампа, опиравшегося в немалой степени на правопопулистскую концепцию борьбы народа и элиты, и рост политической поляризации стали особенно симптоматичными [1]. Ряд экспертов даже говорят о текущем кризисе в США и шире — во всей западной цивилизации — как о беспрецедентном по глубине и структуре, поскольку он сопровождается смещением потенциала силы в пользу новых центров и ослаблением традиционных мировых лидеров во всех ключевых сферах: политической, экономической, военно-стратегической, культурной, идеологической [2].

Контуры системного кризиса

Показательно, что борьба с кризисом в стране и мире стала лейтмотивом инаугурационной речи Дж. Байдена. Помимо социально-экономических последствий пандемии в число ключевых проблем президент включил угрозу демократии, растущее неравенство, расизм, изменение климата, снижение роли США в мире, распространение оружия массового уничтожения, международный терроризм, массовую миграцию.

Международные тенденции, связанные с транзитом мирового порядка в сторону полицентричности и укреплением позиций незападных игроков, влекут за собой изменение роли и места США в мире, снижение их возможностей для перераспределения глобального ВВП в свою пользу. Нарастание кризисных явлений в США также в немалой степени вызвано провалами их внешней политики, накопившимися за последние десятилетия. Последствия интервенций США в Ираке, Афганистане, Ливии, поддержка арабской весны, перекроившей политический ландшафт Ближнего Востока, вовлеченность в конфликты в Грузии и Украине, приведшая к военной эскалации, а также противоречивый эффект трампизма серьезно ударили по международному престижу США. Так, по состоянию на ноябрь 2020 г. доля населения, благосклонно относящегося к США, в различных странах, в том числе являющихся ключевыми союзниками Америки, была самой малой за два десятилетия наблюдений.

На национальном уровне не только рост популистских настроений, но и в целом крайне высокий уровень общественной конфликтности по широкому спектру проблем усиливают дисфункции внутриполитической системы США. Экономическое неравенство неуклонно нарастает несколько десятилетий подряд. Если 30 лет назад наиболее обеспеченные 5% американцев контролировали чуть более половины национального богатства, то к 2019 г. эта цифра приблизилась к двум третям богатства. Крайне остро вопрос стоит для афроамериканского населения, на которое приходится непропорционально низкая доля национального дохода и которое особенно пострадало от последствий пандемии. Проблему социально-экономического неравенства действующий президент не смог обойти вниманием в ходе недавней презентации своего экономического плана. «Миллионы американцев потеряли свои рабочие места в прошлом году, в то время как капитал самого обеспеченного слоя — 1% американцев — увеличился на 4 трлн долл.», — констатировал глава Белого дома.

Кризисные явления в США прослеживаются как в плоскости институтов, так и в области публичной политики. В период предыдущей администрации клинч между республиканцами и демократами практически по всем ключевым вопросам (за исключением вопроса сдерживания России и Китая, в отношении которого сложился консенсус) достиг крайнего ожесточения. Против Д. Трампа было инициировано две процедуры импичмента, в период его правления произошла самая длительная в истории США остановка деятельности правительства из-за разногласий федеральной законодательной и исполнительной ветвей власти. Яркими примерами общественно-политического раскола стали волна уличных протестов, прокатившаяся в 2020 г. по американским городам, и события вокруг Капитолия в Вашингтоне 6 января 2021 г., участников которых представители демократической партии постарались представить как «внутренних террористов» и «марионеток Путина».

Пандемия явилась дополнительным фактором, усилившим системный кризис, поскольку ее последствия для США оказались крайне серьезными. Пик заболеваемости и смертности по текущим показателям пришелся на январь 2021 г., когда в среднем ежедневно фиксировалось около 200 тыс. новых случаев заражения, а умерли за месяц около 80 тыс. американцев. По состоянию на январь 2021 г., страна находилась на 94 месте из 98 в рейтинге борьбы с пандемией. Всего в абсолютных значениях на 25 апреля 2021 г. в США с начала пандемии было зарегистрировано около 32 млн заболевших и 568 тыс. летальных исходов.

Реинкарнация политики мейнстрима

В ответ на масштабные вызовы новая администрация предложила не менее обширный план реформ. Хотя объемы декларируемых преобразований и затрат действительно амбициозны, в концептуальном отношении стратегия демократов не предполагает прорывных решений (возможно, за исключением заявлений о создании «зеленой» экономики). По своим основным параметрам озвученные меры вполне укладываются в сложившуюся после окончания холодной войны парадигму развития — выстраивание либерального миропорядка и продолжение с корректировками глобализации во главе с США. Несмотря на то, что настоящий кризис имеет признаки системного и во многих отношениях носит глобальный характер, пересмотр базовых принципов текущей политико-экономической системы внутри страны и на международном уровне стратегия демократов не предусматривает.

В целом антикризисный план Дж. Байдена вписывается в устоявшуюся в США и на Западе стратегию политического мейнстрима. Последний можно определить как устойчивую идейно-политическую систему, ядро которой формируют центристские политические силы, ориентированные на продолжение глобализации. Стратегия Дж. Байдена преимущественно соответствует мейнстриму в области внутренней политики и по ценностной повестке и частично совпадает с ним по международным вопросам. Идейный стержень мейнстримной политической стратегии составляют глобализм, либерализм, универсальные права человека, принцип политической инклюзивности. Основной концептуальной антитезой в ней выступает противопоставление демократии и автократии. В международных делах мейнстрим нацелен на развитие либерального мирового порядка, поддержку наднациональных организаций и интеграционных процессов, развитие коллективной безопасности. Во внутренней политике он опирается на институциональные процедуры, технократизм, правление большинства при соблюдении прав меньшинства, рыночную экономику с возможностью государственного регулирования, поддерживает иммиграцию. В социокультурной сфере мейнстримная стратегия базируется на мультикультурализме, нетрадиционных ценностях, политкорректности. При этом вопрос о том, насколько адекватно намерение Дж. Байдена осуществить мейнстримную стратегию в качественно новых условиях современного мира, где все больше усиливаются нелиберальные тенденции, остается неопределенным.

Альтернативный подход к преодолению системного кризиса предлагает популизм. Основная цель популистской стратегии заключается в сворачивании глобализации в том виде, в котором она развивалась последние три десятилетия, и пересмотре ее последствий в политической, экономической, социокультурной сферах. В основе идейной конструкции популизма помимо антиглобализма лежат нелиберализм, экономический и этнокультурный национализм (особенно для правой его разновидности). В области международных отношений он нацелен на деконструкцию либерального мирового порядка, укрепление государственного суверенитета и оборонного потенциала. В решении вопросов внутренней политики условные популисты стремятся преодолеть систему сдержек и противовесов, осуществить правление большинства. Немаловажную роль в идейной концепции популизма играют антиэлитизм, антиплюрализм, приоритет воли народа.

Внешнеполитическое измерение стратегии Дж. Байдена

Внешняя политика действующей администрации США опирается во многом на идеи защиты либерального мирового порядка и восстановления лидерства США в мире с учетом изменившихся за последние годы реалий. Так, в 2016 г. в речи на Совете по международным делам Дж. Байден высказал мнение о том, что рационально устроенный либеральный мировой порядок необходим и что глобализация дала много положительных результатов, хотя ее последствия не для всех были благоприятными. В его последней предвыборной программе подчеркивается важность продвижения универсальных прав человека на международном уровне и борьбы с коррупцией в других странах. Среди конкретных мер по восстановлению лидерства США значатся усиление роли дипломатической службы, укрепление трансатлантических отношений против России и Китая, реанимация НАТО, укрепление альянсов с Южной Кореей, Австралией, Японией и рядом демократических, в понимании США, сран Азии.

В первые месяцы на посту президента Дж. Байден особое внимание уделил укреплению многосторонних международных форматов и системы глобального управления. Спустя несколько часов после принятия присяги он подписал указ о возвращении США в Парижское соглашение по климату. После проведения телефонных переговоров с Москвой он поддержал идею президента В. Путина о продлении последнего крупного соглашения между Россией и США в области контроля над вооружениями — Договора по ограничению стратегических наступательных вооружений (СНВ-3). Смена администрации послужила стимулом для начала переговоров с Ираном о восстановлении участия США в Совместном всеобъемлющем плане действий (СВПД), активизации работы по укреплению трансатлантических отношений (в том числе НАТО).

Внутриполитическое измерение стратегии Дж. Байдена

Во внутренних делах среди ключевых приоритетов президента-демократа значатся преодоление последствий пандемии, стимулирование экономического роста, снижение социальных противоречий. Для этого еще в ходе избирательной кампании был объявлен ряд мер по увеличению субсидирования медицинских страховок в рамках программы «Obamacare»; расширению охвата медицинской помощью до 97% населения; снижению возраста для получения медицинской помощи по старости «Medicare»; введению гибкого государственного регулирования цен на некоторые виды лекарств.

По заявлениям президента-демократа, за первые 100 дней его правления, то есть к 29 апреля, планируется вакцинировать 200 млн человек. Это намерение отчасти подкрепляет тот факт, что ситуация с пандемией в США начала постепенно стабилизироваться благодаря ускорению массовой вакцинации населения (началась в середине декабря 2020 года). На 25 апреля 2021 г. первую дозу вакцины получили около 138,6 млн человек (41,8% от населения), 93 млн человек (28% от населения) — оба компонента. Однако высокая планка по вакцинации даже с учетом положительных подвижек вряд ли будет достигнута к обозначенной дате.

Для улучшения социальной и экономической динамики Дж. Байден 31 марта 2021 г. анонсировал план преобразований, который, как обещает глава Белого дома, поможет преодолеть последствия коронакризиса, создать миллионы новых рабочих мест, повысить конкурентоспособность США, укрепить национальную безопасность и выиграть глобальную конкуренцию с Китаем. В целом на реализацию инфраструктурных реформ потребуется потратить 2 трлн долл. за восемь лет, что может считаться одной из крупнейших инвестиций США в создание рабочих мест со времен Второй мировой войны. В план заложены ремонт 20 тыс. миль автомагистралей, 10 тыс. мостов (в том числе 10 самых значимых для американской транспортной системы), замена устаревших систем водоснабжения, расширение доступа к высокоскоростному Интернету, повышение энергоэффективности коммунальной сферы, увеличение инвестиций в НИОКР (в том числе для развития экологически чистых технологий).

Одним из базовых элементов стратегии Дж. Байдена по выходу из кризиса стала борьба с изменением климата. Разрешить проблему предлагается через создание экологически чистой экономики, основанной на возобновляемых источниках энергии, современных технологиях и модернизированном производстве товаров и услуг. Предложенный план предполагает строительство 500 тыс. зарядных станций по стране для электротранспорта, предоставление налоговых льгот и скидок для граждан при покупке электромобилей, замену государственного и муниципального автопарка на электро-аналоги. По прогнозам, приведенным американским лидером, вместе с ранее принятым Американским планом спасения (1,9 трлн долл.) реализация объявленных реформ позволит создать 18 млн новых рабочих мест за ближайшие четыре года, что с учетом текущих реалий представляется достаточно амбициозной цифрой.

В программе Дж. Байдена в число существенных проблем была включена политическая поляризация. Но ее решение в рамках стратегии, как представляется, сводится к восстановлению позиций мейнстрима. Несмотря на риторическое заверение Дж. Байдена о том, что он «будет президентом для всей Америки», в выступлениях демократа прослеживается стремление маргинализировать Д. Трампа и его сторонников. Для ограничения позиционирования Д. Трампа в информационном пространстве были заблокированы его аккаунты в социальных сетях. Примечательно, что данная мера, по сути, стала воплощением предвыборного тезиса Дж. Байдена об ответственности информационно-технологических корпораций и социальных сетей за сохранение демократии.

Стратегия Дж. Байдена в социокультурной сфере

В области социокультурных вопросов стратегия Дж. Байдена основывается на либеральном мировоззрении. По его мнению, государство должно расширить поддержку представителей ЛГБТ-сообщества, в том числе на международном уровне. В период президентской кампании 2020 г., несмотря на свою принадлежность к католической церкви, он поддержал легализацию абортов, выступил за принятие закона о защите прав сексуальных меньшинств, одобрил идею о самостоятельном решении несовершеннолетними вопроса пола. По проблеме прав этно-национальных меньшинств он выступил за скорейшее разрешение проблемы расовой дискриминации. Характерной чертой стратегии Дж. Байдена является его позиция по вопросу иммиграции. Он выступил за возможность получения гражданства находящимся нелегально на территории США 11 млн приезжим. Среди его первых решений на посту главы исполнительной власти значится указ о возобновлении программы приема беженцев, которая дает возможность 125 тыс. людей получить убежище в Америке.

***

В американской экспертной среде сформировалось четкое понимание, что страну охватил системный кризис. Он влечет высокий уровень дисфункции ключевых общественно-политических и социальных институтов, утрату лидирующего положения США в мировых делах. Указывая на сложное экономическое положение, проблемы смены поколений и ценностной парадигмы, проводятся даже аналогии между сегодняшней Америкой и поздним СССР, однако вопрос о том, стоит ли ожидать схожих последствий кризиса, остается, конечно, открытым. Ответ на него во многом зависит от степени адекватности действий американского руководства. По крайне мере, кризисная ситуация признается на самом высоком политическом уровне США, о чем свидетельствуют заявления действующего президента.

О том, насколько выработанная новой администрацией антикризисная стратегия адекватна масштабу стоящих перед страной вызовов, может говорить ряд ее специфических характеристик.

Во-первых, сложно осуществимым представляется восстановление былого значения либерального мирового порядка, особенно с учетом тенденций на фрагментацию и регионализацию мировой политики и экономики, укрепление международных позиций России и возрастания фактора Китая для Европы, а также укрепления нелиберализма как на международном уровне, так и в пределах отдельных стран.

Во-вторых, в рамках внутриполитической повестки план Дж. Байдена не предполагает кардинальных структурных экономических, глубоких социальных и политико-институциональных реформ, которые давно назрели в свете дисбалансов текущей парадигмы социально-политического развития США и Запада в целом.

В-третьих, антикризисный план новой администрации выглядит, действительно, крайне амбициозно. Безусловно, проблема обновления устаревающей инфраструктуры давно стоит на повестке дня для США. В этом плане намерения Дж. Байдена провести глубокую модернизацию транспорта и производства в сочетании с планами по переводу экономики США на «зеленые рельсы» могут дать положительный эффект в среднесрочной перспективе. Однако общая оценка объема заявленных преобразований и необходимых ресурсов, исходя из реальных политико-экономических возможностей, развития пандемии и нарастания конфронтационности в международных отношениях, заставляет усомниться в возможности полноценной реализации громких обещаний.

Кроме того, политика демократической администрации с опорой на весьма радикальные социал-либеральные подходы не будет способствовать гармонизации общественного согласия в США. Во многом именно мультикультурализм и политика идентичности, активно продвигаемые прогрессистскими кругами, в значительной мере сформировали демаркационные линии в американском социуме и создали предпосылки роста популизма.

Наконец, трансформация миропорядка и ослабление позиций в нем США вкупе с системным внутриполитическим кризисом побуждают американцев к резким и агрессивным действиям на мировой арене, что было свойственно администрации Д. Трампа и характерно для нового хозяина Белого дома. В данном контексте США в ближайшие годы будут одним из основных источников дестабилизации мировой системы и обострения международных конфликтов, что несет дополнительные риски для России и должно в необходимой мере учитываться при выработке и реализации ее внешней политики.

1. Сокольщик Л.М. 2021. Американский консерватизм и вызов популизма // Полис. Политические исследования. № 1. С. 78-93.

2. Karaganov S.A. 2018. The new Cold War and the emerging Greater Eurasia // Journal of Eurasian Studies. № 9. P. 87-89.

Оценить статью
(Голосов: 23, Рейтинг: 4.83)
 (23 голоса)
Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся