Распечатать
Оценить статью
(Голосов: 5, Рейтинг: 5)
 (5 голосов)
Поделиться статьей
Матиас Соме

PhD, член кабинета министров Буркина-Фасо в отставке

Несмотря на этническое многообразие стран — Буркина-Фасо, Мали и Нигера, входящих в Альянс государств Сахеля (АГС), созданного в сентябре 2023 г., можно отметить некоторые общие черты их социально-политического развития, связанные в первую очередь с функционированием местных сообществ. В то же время в регионе имеется и ряд факторов, способных дестабилизировать ситуацию и привести к возникновению и быстрому распространению террористической угрозы, в том числе благодаря «наследию колониализма», которое тяжелым бременем легло на местные сообщества и подорвало дух добрососедства.

Столкнувшись с первыми робкими попытками африканских стран добиться социально-экономической самостоятельности, империалистические государства способствовали разработке и воплощению в жизнь идеи терроризма как нового оружия, направленного на разобщение и сталкивание между собой разных народов в целях их дальнейшей эксплуатации. Терроризм, появившийся в государствах Сахеля в последние несколько десятилетий, есть не что иное как новый способ закрепить подчиненное положение народов, чтобы продолжать пользоваться несметными богатствами их родной земли. Молодежь, получающая все больше информации и чутко реагирующая на причиняемый этим ущерб, не может не замечать эти изощренные способы сохранения империалистического владычества.

Пробуждение самосознания африканской молодежи влечет за собой появление потребности в подлинном суверенитете, достижение которого невозможно без четырех основ, так называемых «столпов»: обеспечения безопасности, достижения сплоченности, разработки новой формы правления, понятной и близкой всем сообществам, и проведения политики экономического развития. После смены руководства в государствах Сахеля в регионе наблюдается настоящая деколонизация, которая выражается в принятии ряда мер: отказа от соглашений, которые навязывались государствам в целях их дальнейшего порабощения и эксплуатации; высылки иностранных вооруженных сил, которые защищали и поддерживали террористов; обращении к партнерам, разделяющим стремление государств к подлинной независимости и восстановлению суверенитета; создании АГС для объединения ресурсов в целях борьбы с терроризмом; а также упора на реализацию экономического потенциала, в частности использование природных ресурсов.

Народы региона Сахель доверяют России по ряду причин. Россия никогда не занималась колонизацией, и ее не считают повинной в тех проблемах, с которыми сталкивается местное население. Также она обладает признанным во всем мире научно-техническим потенциалом, и в этой стране получили образование многие африканские специалисты, которые принесли немало пользы на родине. В данный момент Москва ведет работу по разоблачению западных держав, все стратегии которых представляют собой лишь хитро замаскированные способы усилить эксплуатацию других.

Страны АГС нуждаются в поддержке со стороны России для отражения нападок империалистических держав, которые не желают мириться с тем, что страны, столь богатые сырьем, могут выйти из-под их влияния. В области технологий этим государствам необходимы соответствующие средства для решения задачи индустриализации, чтобы организовать переработку сырья, создавая тем самым возможности трудоустройства для местного населения и создания добавочной стоимости для продукции. Нужно определить стратегии и механизмы устойчивого развития, чтобы страны АГС могли воспользоваться значительными передовыми наработками российских ученых в таких стратегически важных сферах, как здравоохранение, сельское хозяйство, сохранение биоразнообразия, энергетика, безопасность и борьба с преступностью. Необходимо обдумать перспективы создания банков и других механизмов привлечения финансирования в достаточном объеме, чтобы гарантировать поддержку инфраструктурных проектов.

Стратегическая цель укрепления сотрудничества между странами АГС и РФ состоит в создании механизма консультирования этих стран со стороны России для их скорейшего присоединения к БРИКС.

Данный материал подготовлен по итогам дискуссии, состоявшейся 27 марта 2024 г. на круглом столе РСМД и Центра народной дипломатии «Альянс государств Сахеля как новый элемент региональной безопасности: вызовы и возможности для России».

Основы «сообщества единой судьбы» народов АГС

Общественно-политическое устройство

Несмотря на этническое многообразие стран — Буркина-Фасо, Мали и Нигера, входящих в Альянс государств Сахеля (АГС), созданного в сентябре 2023 г., можно отметить некоторые общие черты их социально-политического развития.

  • Значительное сходство в социальном устройстве сообществ в данных странах:
  • Территориально сообщества порой расположены вне зависимости от государственных границ стран.
  • Широко распространена практика пастбищного животноводства, особенно разведение крупных жвачных животных.
  • Данные страны богаты полезными ископаемыми.

Невзирая на культурные различия между сообществами как внутри отдельных стран, так и на межгосударственном уровне, они сосуществуют в духе добрососедства. Время от времени между животноводами и земледельцами возникают конфликты, однако они улаживаются в формате диалога, зачастую с использованием местной социальной практики «шуточного родства» (фр. La parenté à plaisanterie), предполагающей вмешательство в конфликты для примирения сторон и стремления к единству.

Факторы риска

В то же время в регионе имеется и ряд факторов, способных дестабилизировать ситуацию в государствах Сахеля и привести к возникновению и быстрому распространению террористической угрозы:

  • отсутствие систем рационального водопользования, нехватка пастбищ и участков, выделенных для нужд животноводства, что часто становится причиной ожесточенных столкновений между пастухами и земледельцами;
  • многочисленные проявления дискриминации в отношении ряда этнических групп — вплоть до неуважения к человеческому достоинству внутри групп;
  • разочарование граждан, исключенных из процесса развития;
  • нищета среди населения целых регионов, особенно молодежи и женщин;
  • поборы и эксплуатация со стороны неоколониальных государств и их представителей на местах;
  • многочисленные политические, институциональные, экономические, социальные и культурные проблемы, не позволяющие противостоять приходу к власти сторонников радикального ислама;
  • несостоятельность действующих механизмов защиты и обеспечения безопасности перед лицом распространения террористической угрозы.

Вторжение и владычество империализма

Распространение капитализма и развитие империализма тяжелым бременем легли на сообщества и подорвали дух добрососедства. Среди механизмов господства и эксплуатации можно, в частности, выделить следующие:

  • работорговля с использованием сообществ для поимки и вывоза людей;
  • колонизация, в результате которой империалисты получили власть над природными ресурсами стран и их населением;
  • неоколониализм, который представляет собой лишь еще одну разновидность других форм эксплуатации.

Нежелание смиряться с господством и эксплуатацией

Стремление народов освободиться от гнета унижения и эксплуатации привело к тому, что в разных частях региона стали вспыхивать восстания и мятежи. Столкнувшись с первыми робкими попытками африканских стран добиться социально-экономической самостоятельности, империалистические государства способствовали разработке и воплощению в жизнь идеи терроризма как нового оружия, направленного на разобщение и сталкивание между собой разных народов в целях их дальнейшей эксплуатации. Терроризм, появившийся в государствах Сахеля в последние несколько десятилетий, есть не что иное как новый способ закрепить подчиненное положение наших народов, чтобы продолжать пользоваться несметными богатствами их родной земли. Чтобы отвлечь внимание народов Сахеля, западные державы изобрели ряд механизмов, такие как операция «Бархан», Сахельская группа пяти, которые на деле ведут лишь к укоренению и распространению терроризма. Молодежь, получающая все больше информации и чутко реагирующая на ущерб, причиняемый таким господством и эксплуатацией, не может не замечать эти изощренные способы сохранения империалистического владычества, особенно со стороны Франции.

Главная задача — вернуть народам суверенитет

Основные опоры суверенитета

Пробуждение самосознания африканской молодежи влечет за собой появление потребности в подлинном суверенитете, без которого невозможно восстановление истинного достоинства народов Африки. В чем состоит этот суверенитет? Суверенитет любой нации опирается на несколько столпов, главными из которых являются:

  • безопасность;
  • сплоченность населения, то есть единство сынов и дочерей родины, благодаря которому они составляют один народ;
  • форма государственного управления, понятная и близкая всем, поскольку в ее основе лежат культурные ценности различных сообществ, составляющих суверенную нацию;
  • политика экономического развития, способствующая доступу к трудоустройству и благополучию населения.

Создание АГС как возможность вернуть народам суверенитет

После смены руководства в государствах Сахеля в регионе наблюдается настоящая деколонизация, которая выражается в принятии ряда таких мер, как:

  • отказ от соглашений, которые навязывались нашим государствам в течение нескольких десятилетий в целях их дальнейшего порабощения и эксплуатации;
  • высылка иностранных вооруженных сил, которые защищали и поддерживали террористов;
  • обращение к партнерам, разделяющим стремление наших государств к подлинной независимости и восстановлению суверенитета;
  • создание Альянса для объединения ресурсов в целях борьбы с терроризмом в трех государствах Сахеля;
  • упор на реализацию экономического потенциала, в частности использование природных ресурсов.

Приоритеты стран в рамках Альянса государств Сахеля

Безопасность

В отсутствие безопасности невозможно принимать какие бы то ни было меры в целях развития. Поэтому главы трех стран, входящих в АГС, считают обеспечение безопасности основным приоритетом деятельности Альянса. Он создавался в том числе с целью объединить необходимые людские и материальные ресурсы для борьбы с терроризмом. Благодаря АГС каждой из стран удалось реорганизовать свои вооруженные силы с учетом вкладов других участников. Реальные результаты принятых мер не заставили себя ждать, особенно на границах и в ранее недоступных зонах.

  • Попытки захвата освобожденных территорий (Джибо, Насьабоани и др.) были успешно отражены с большими потерями со стороны сил противника.
  • В Мали были отвоеваны такие города, как Кидаль, и северные районы.
  • В Буркина-Фасо были своевременно обнаружены и отбиты атаки противника.

Учреждение совместного подразделения вооруженных сил 6 марта 2024 г. для борьбы с джихадистами и планы по созданию общего военного лагеря для вооруженных сил трех государств позволяют надеяться на то, что вскоре маятник качнется в обратную сторону, и страны перейдут к превентивной работе по предотвращению нападений за счет совершенствования деятельности разведывательных служб.

Помимо этих мер и проектов, связанных с укреплением безопасности стран АГС, следует отметить несколько направлений работы, которые позволят обеспечить более эффективную защиту населения и территорий:

  • реорганизация систем обороны и обеспечения безопасности на уровне стран;
  • соответствующее оснащение войск и особое внимание при комплектовании личным составом;
  • усиление разведслужб;
  • объединение ресурсов, необходимых для принятия мер, и адаптация стратегий с учетом изменений, происходящих в стане противника.

Таким образом, силы обороны и безопасности стран АГС смогут нарастить свою боевую мощь, что позволит:

  • постепенно восстановить системы управления и оказания основных услуг населению в зонах, освобожденных из-под власти террористов;
  • обеспечить возвращение жителей на освобожденные и защищенные территории;
  • возобновить деятельность в целях развития.

Сплоченность населения

Сплоченность населения, позволяющая жить в духе добрососедства и согласия в вопросах развития как фактора благополучия членов сообщества, составляет одно из приоритетных направлений, для развития которого руководству АГС следует прикладывать усилия, направленные на повышение организованности и ответственности различных сообществ. Для решения этой задачи может потребоваться принятие следующих мер.

1. Пересмотр территориального устройства, который позволит использовать децентрализацию в качестве фактора сплочения населения и инструмента устойчивого развития на низовом уровне. При этом следует задаться вопросом: «Какая форма децентрализации лучше всего подойдет для восстановления стабильности, духа добрососедства, развития с участием всех заинтересованных сторон, справедливого распределения и сокращения неравенства? Какой должна быть децентрализованная система, чтобы в результате каждый гражданин стремился внести свой вклад в процветание страны путем участия в общественной деятельности и выбора народных представителей в органы, принимающие решения на местном и/или государственном уровне?»

Децентрализация должна осуществляться таким образом, чтобы:

  • повышать уровень ответственности территориальных единиц за оказание основных услуг населению;
  • стимулировать освоение местного потенциала в области развития (сырьевой базы, людских ресурсов, туристической и культурной привлекательности и т.д.);
  • поддерживать демократию и участие граждан в принятии решений, касающихся развития и оказания качественных услуг;
  • создавать условия для преодоления социально-экономического неравенства.

Правильно проведенная децентрализация имеет ряд преимуществ. Она способствует всеобщему развитию на местном уровне по следующим причинам.

  • Децентрализованным структурам придется продумывать, организовывать и координировать программы развития, ориентированные на удовлетворение потребностей сообществ, обеспечивая всем гражданам равные права.
  • Механизмы мобилизации ресурсов, необходимых для осуществления местных программ развития, будут определяться с учетом:
    • собственных возможностей данного региона;
    • потенциала мобилизации и принципа совместного использования средств центральных органов государства;
    • вклада частного сектора, а также технических и финансовых партнеров.

Программа развития каждого из местных органов самоуправления должна позволять:

  • освоить экономический и культурный потенциал каждого региона:
    • наращивание производственных мощностей;
    • создание возможностей для подготовки и переподготовки;
    • благоустройство туристических достопримечательностей, создание сопутствующей инфраструктуры (гостиничного фонда, создания произведений искусства, проведения художественных и культурных мероприятий, гастрономии) и их эксплуатация;
  • продемонстрировать преимущества, которые получат местные жители (в экономическом и социальном плане),
  • стимулировать вклад региона в развитие всей страны.

2. Популяризация «образцовых коммун».

В условиях децентрализации этот подход позволит закрепить в нашем обществе идею о том, что его выборные представители и сами сообщества в целом несут ответственность за удовлетворение базовых потребностей населения, таких как доступ к основным социальным услугам, поддержка трудоустройства, преодоление изоляции и создание условий для укрепления собственного социально-экономического благополучия.

Глобальная цель инициативы «образцовых коммун» состоит в том, чтобы преобразовать существующие коммуны сначала в успешные, а затем в образцовые, чтобы в приоритетном порядке обеспечить гражданам более высокий уровень социального благополучия, а затем встать на путь устойчивого развития стран для достижения к 2030 г. целей в области устойчивого развития (ЦУР). В числе критериев успешности «образцовой коммуны» должны обязательно фигурировать такие элементы, как:

  • развитие деятельности «сельских комитетов по наблюдению и оповещению» для борьбы с риском дестабилизации (земельными проблемами, дискриминацией, вопиющим социальным неравенством, угрозами безопасности на местном уровне, ухудшением состояния окружающей среды и т.д.);
  • формирование на уровне коммун механизмов урегулирования споров и вынесения решений по мелким правонарушениям.

3. Содействие формированию культурной общности

С этой целью центральные органы власти должны обеспечить местные органы самоуправления возможностью развития средств культурного и художественного самовыражения для содействия формированию культурной общности, выявления талантов среди молодежи и их выхода на государственный и международный уровень.

Помимо создания возможностей для развития в культурном и художественном плане, такие механизмы позволят привлечь внимание к нашим социальным ценностям, таким как гостеприимство, уважение к окружающим, солидарность, терпимость, объединение усилий и социальная практика «шуточного родства», позволяющая урегулировать противоречия внутри сообществ и между ними.

4. Адаптация принципов демократии к нашим культурным ценностям

Способы избрания ответственных лиц, реализация их подотчетности народу, наказание за нарушения при исполнении ими своих обязанностей, отправление правосудия и т.д. должны быть понятными и приемлемыми для населения. Граждане должны ощущать свою причастность к решениям, принимаемым от их имени, и иметь возможность участвовать в принятии решений, которые касаются их самих.

Пересмотр политики экономического развития

После стабилизации обстановки и в рамках сплочения населения гражданам необходимо предоставить возможность участвовать в деятельности, которая поднимала бы их социальный статус и одновременно приносила доход. В отношении экономического потенциала Сахельского региона следует признать, что западные державы намеревались превратить его в «сырьевой придаток» и использовать его природные ресурсы после исчерпания своих собственных. Страны АГС обладают весьма существенным экономическим потенциалом, самостоятельное освоение которого стимулирует их устойчивое развитие. При принятии мер в области развития необходимо руководствоваться следующими потребностями:

  • создание возможностей трудоустройства для молодежи;
  • освоение запасов имеющегося сырья.

Удовлетворить эти потребности возможно только при помощи индустриализации. Для достижения этой цели представляется целесообразной работа по следующим направлениям.

На уровне Зоны АГС

  • Синергетическое использование ресурсов для освоения потенциала горнодобывающей отрасли с упором на переработку сырья на местном уровне. Например, странам АГС было бы выгодно создание консорциума по развитию черной металлургии за счет разработки месторождений марганца в Буркина-Фасо, железа и угля в Нигере.
  • Развитие дорожной инфраструктуры для налаживания транспортного сообщения как с производственными площадками, расположенными на территории каждой страны, так и между странами.
  • Развитие энергетической инфраструктуры с упором на экологически чистые и возобновляемые источники энергии для удовлетворения потребностей стран АГС.
  • Разработка программы развития «сахельских точек роста» в целях удовлетворения потребностей молодежи из числа кочевого или полукочевого населения. В каждой из стран АГС следует уделить особое внимание таким вопросам, как:
    • обеспечение необходимого водного режима;
    • поддержка производства кормовых культур для нужд животноводства; выращивание овощей и фруктов;
    • модернизация разработки кустарных шахт;
    • развитие туризма.

Эти меры не только позволят реализовать потенциал горнодобывающей промышленности и сельского хозяйства, но и будут способствовать укреплению отношений между странами.

На уровне каждой из стран АГС

  • Приоритетное развитие точек роста, в частности в области добычи сырья, за которыми смогут подтянуться другие регионы страны.
  • Индустриализация, способствующая самостоятельной переработке сырья и стимулирующая развитие на всех уровнях.

Для успешного осуществления всех этих мер необходимы финансовые ресурсы, которыми страны не располагают. Как привлечь необходимые финансовые ресурсы?

Внутри страны, на уровне правительства

  • Развитие депозитно-сберегательных касс — учреждений, куда помещаются средства, полученные государственными органами. Основная задача таких касс состоит в финансировании инвестиционных проектов.
  • Создание банков для поддержки инвестиций.
  • Учреждение гарантийных институтов.

Стимулирование участия отечественного или зарубежного частного капитала

Стратегии привлечения финансирования должны подчиняться соображениям экономической независимости во избежание захвата контроля над экономикой страны иностранным капиталом.

Стратегическое партнерство с Российской Федерацией

Заинтересованность в подобном партнерстве

Африканские народы доверяют России по следующим причинам.

  • Россия никогда не занималась колонизацией, и ее не считают повинной в тех проблемах, с которыми сталкивается население этих стран.
  • Она всегда стояла на страже справедливости, защищая эксплуатируемых, и в памяти людей еще жив образ СССР, который занимал сторону угнетенных народов.
  • Она обладает признанным во всем мире научно-техническим потенциалом.
  • В этой стране получили образование многие африканские специалисты, которые принесли немало пользы на родине.
  • Она ведет работу по разоблачению западных держав, все стратегии которых представляют собой лишь хитро замаскированные способы усилить эксплуатацию других.

России необходимо активнее проявлять солидарность с народами, которые борются с эксплуатацией во всех ее формах. Российские специалисты во всех отраслях, а также юридические и физические лица, обладающие капиталом, могли бы выгодно инвестировать ресурсы в инфраструктурные проекты, наглядно демонстрируя отличие этого подхода от тактики западных капиталистов.

Сферы и модели сотрудничества России со странами АГС

Для того чтобы обеспечить вышеупомянутые четыре столпа суверенитета стран АГС, необходимо создать настоящее партнерство.

1. В области политики и дипломатии: страны АГС нуждаются в поддержке со стороны России для отражения нападок империалистических держав, которые не желают мириться с тем, что страны, столь богатые сырьем, могут выйти из-под их влияния.

2. В области технологий: этим государствам необходимы соответствующие средства для решения задачи индустриализации, чтобы организовать переработку сырья, создавая тем самым возможности трудоустройства для местного населения и создания добавочной стоимости для продукции.

3. В области науки: необходимо определить стратегии и механизмы устойчивого развития, чтобы страны АГС могли воспользоваться значительными передовыми наработками российских ученых в таких стратегически важных сферах, как здравоохранение, сельское хозяйство, сохранение биоразнообразия, энергетика, безопасность и борьба с преступностью.

4. На уровне механизмов финансирования: необходимо обдумать перспективы создания банков и других механизмов привлечения финансирования в достаточном объеме для обеспечения четырех столпов суверенитета, чтобы оперативно решить этот вопрос и гарантировать поддержку инфраструктурных проектов.

Стратегическая цель укрепления сотрудничества между странами АГС и Российской Федерацией состоит в создании механизма консультирования этих стран со стороны России для их скорейшего присоединения к БРИКС.


Оценить статью
(Голосов: 5, Рейтинг: 5)
 (5 голосов)
Поделиться статьей
Бизнесу
Исследователям
Учащимся