Распечатать
Оценить статью
(Голосов: 9, Рейтинг: 5)
 (9 голосов)
Поделиться статьей
Елена Горячева

К.и.н., старший научный сотрудник Центра глобальных и региональных исследований (ЦГРИ) Института истории, археологии и этнографии (ИИАЭ) народов Дальнего Востока ДВО РАН

6 июня 2023 г. правительство Японии представило общественности обновленный проект «нового капитализма» — крупномасштабного плана развития экономики страны, предложенного премьер-министром Фумио Кисидой, который считается ключевым элементом политики текущего кабинета. Если сравнить презентацию «нового капитализма» июня 2023 г. с похожим выступлением Ф. Кисиды в ноябре 2021 г., можно убедиться, что его основные тезисы остались практически неизменными: курс на цифровизацию, создание «благотворного цикла роста и распределения», широкий комплекс мер социальной поддержки всех слоев населения.

Однако сейчас премьер-министр Японии сделал больший акцент на двух аспектах своей программы. Первый — это комплексная реформа рынка труда, где в идеале сотрудники компаний находятся в постоянном процессе повышения квалификации или получения дополнительных навыков в ответ на требования рынка, а предприятия выделяют значительные средства на постоянную индексацию заработной платы сотрудников. Второй — создание динамичных стартапов в перспективных отраслях экономики, которые оживят рынок, привлекут инвестиции, внесут вклад в развитие периферийных территорий. При этом особое внимание было уделено стимулированию применения возможностей искусственного интеллекта, в частности чат-бота ChatGPT.

Несмотря на оптимистичность озвученной стратегии, ее практическая реализация может столкнуться с рядом проблем: отсутствие четкой финансовой базы, необходимость проведения дополнительных реформ, в том числе миграционной, и невозможность резких изменений в ценностных установках японского общества, сформировавших гендерный дисбаланс рынка труда и приведший к демографическому кризису. Япония в данный момент находится на перепутье. С одной стороны, Ф. Кисида как лидер страны должен обеспечить населению экономическое благополучие, что он и стремится делать, реализуя свою стратегию. С другой стороны, кабинет Ф. Кисиды, в отличие от предыдущих кабинетов его предшественника С. Абэ, вынужден продвигать заявленные реформы в условиях беспрецедентного геополитического кризиса, где от внешнеполитических решений зависит его авторитет как политика, а значит, и его возможности по проведению эффективных внутриполитических реформ.

Ситуация осложняется тем, что в последнее время правительство Японии активнее, чем прежде, продвигает нарратив «враждебной внешней среды», согласно которой Япония окружена государствами, предоставляющими угрозу ее безопасности. Таким образом, не может не стать решающим вопрос, какие преобразования правительство Японии будет считать приоритетными для финансирования: внутриполитические, направленные на процветание населения, или внешнеполитические — подразумевающие наращивание расходов на оборону и декларирующие солидарность Японии на мировой арене со странами Запада и прежде всего с США?

6 июня 2023 г. правительство Японии представило общественности обновленный проект «нового капитализма» — крупномасштабного плана развития экономики страны, предложенного премьер-министром Фумио Кисидой. Японские СМИ называют «новый капитализм» краеугольным камнем, ключевым элементом, вокруг которого строится политика текущего кабинета. В ходе презентации, которая ознаменовала девятнадцатую рабочую встречу комитета по реализации данного проекта, премьер-министр более четко обозначил четыре стратегически важных для будущего экономики Японии направления развития в условиях главных негативных факторов — преодоления последствий пандемии коронавируса и кризиса на Украине.

Новые векторы развития экономики Японии

Во-первых, это комплексная реформа рынка труда: инвестиции в развитие кадрового потенциала, беспрецедентное повышение уровня оплаты труда, не имевшее аналогов в последние тридцать лет. Для раскрытия потенциала квалифицированных кадров планируется стимулирование профессиональной переподготовки сотрудников (рескиллинг). Для повышения уровня оплаты труда правительство Японии намерено реализовать комплекс мер поддержки малых и средних предприятий, направленный на создание благоприятной среды для их развития, тем самым обеспечив условия для повышения ими заработной платы персонала.

Во-вторых, планируется масштабное привлечение инвестиций, в том числе и зарубежных, посредством создания образа Японии как выгодного, стабильно развивающегося партнера в условиях текущей мировой геополитической турбулентности и как крепкого звена мировой системы цепи поставок. Объявлены и приоритетные области развития НИОКР: производство полупроводников и емкостных батарей, создание центров хранения и обработки данных, развитие биотехнологий и систем искусственного интеллекта.

В-третьих, снова делается акцент на стимулировании развития новых компаний на основе стартапов и создании благоприятной среды для их комфортного выхода на рынок.

В-четвертых, по-прежнему в фокусе правительства остается решение актуальных социальных проблем, во многом посредством привлечения инвестиций, эффективного использования капитала, реализации государственной концепции создания цифровых городских агломераций для ревитализации регионов.

Если сравнить презентацию «нового капитализма» июня 2023 г. с похожим выступлением Ф. Кисиды в ноябре 2021 г., можно убедиться, что его основные тезисы остались практически неизменными: курс на цифровизацию, создание «благотворного цикла роста и распределения», широкий комплекс мер социальной поддержки всех слоев населения. Однако сейчас премьер-министр Японии сделал больший акцент на двух аспектах своей программы из множества других. Первый аспект — это комплексная реформа рынка труда, где в идеале сотрудники компаний находятся в постоянном процессе повышения квалификации или получения дополнительных навыков в ответ на требования рынка, а предприятия выделяют значительные средства на постоянную индексацию заработной платы сотрудников. Второй аспект — это создание динамичных стартапов в перспективных отраслях экономики, которые оживят рынок, привлекут инвестиции, внесут вклад в развитие периферийных территорий. При этом особое внимание было уделено стимулированию применения возможностей искусственного интеллекта, в частности чат-бота ChatGPT, в финансовой, образовательной, производственной, медицинской и прочих сферах.

Перспективы реализации «нового капитализма»

Несмотря на оптимистичность озвученной стратегии, как представляется, ее практическая реализация может столкнуться с рядом проблем, и перспективы не выглядят радужными. По-прежнему ключевым остается вопрос об источниках финансирования программы. Много говорилось о создании благоприятной среды для развития экономики, о значительных суммах потенциальных поступлений (10 трлн иен) посредством реализации ряда программ декарбонизации и развития «чистой энергетики» по схеме государственно-частного партнерства, но это лишь перспективы, а не реально существующая в данный момент финансовая база.

Для того, чтобы реализовались амбициозные планы Ф. Кисиды, правительству Японии придется серьезно изменить существующую ситуацию. Так, если планируется, как заявлено, увеличить привлекательность страны как инвестиционного рая и комфортной для работы высококвалифицированных специалистов среды, то необходимо не только довести уровень оплаты труда до средних значений по странам «Группы семи», но и увеличить число иностранных высококвалифицированных работников — на данный момент их соотношение к гражданам Японии составляет всего 1% (для сравнения, в Великобритании — 23%, в США — 16%). Однако этой цели невозможно добиться без проведения комплексной миграционной реформы, благодаря которой, например, иностранные предприниматели, планирующие организовать новый стартап в стране, могли бы получить бизнес-визу на срок более одного года.

Также Японии для реализации задач «нового капитализма» необходимо решить вопрос с привлечением низкоквалифицированных рабочих. Прежние меры привлечения трудовых мигрантов из развивающихся стран — например, существующая с 1993 г. программа подготовки технических стажеров, — оказались малоэффективными: собственники предприятий эксплуатировали таких работников, манипулируя их визовым статусом, сами работники по условиям визы не могли легко изменить место трудоустройства даже в рамках одной сферы занятости. Все это приводило к побегам с рабочих мест и росту числа нелегальных мигрантов.

Несмотря на то, что в стратегии «нового капитализма» Ф. Кисида придает важное значение роли женщин в экономике, это тоже может стать слабым местом его программы. С одной стороны, он призывает женщин внести свой вклад в решение демографической проблемы, став первым лидером Японии за последние тридцать лет, кто присвоил высочайший приоритет проблеме депопуляции Японии и объявил ряд мер социальной поддержки (рост пособий на детей, увеличение срока их выплат, рост стипендий), направленных на ключевую аудиторию — активно учащихся, работающих и создающих семьи молодых людей в возрасте 20–30 лет. То есть в данный момент фокус делается на сохранении традиционных ролей в японском обществе, где общий высокий уровень дохода семьи позволяет женщине родить и воспитывать ребенка, параллельно не работая (здесь стоит отметить бурную негативную реакцию японского общества, вызванную высказыванием Ф. Кисиды о том, что женщины могли бы потратить отпуск по родам и уходу за ребенком на повышение своей рабочей квалификации — тот самый заявленный «рескиллинг»).

С другой стороны, премьер-министр признал отставание страны от мировых показателей в плане гендерного равенства на рынке труда, и заявил, что для реализации целей «нового капитализма» необходимо увеличить долю женщин на руководящих позициях минимум до 30% к 2030 г. По состоянию на 2021 г., согласно исследованию Tokyo Shoko Research Ltd., число женщин среди руководящего состава в 3795 компаниях составляло всего 9%. Меры, перечисленные для достижения поставленной задачи, выглядят несколько искусственными: стимулирование компаний продвигать женщин на руководящие роли, рост уровня доходов женщин путем повышения квалификации в области инноваций, например, цифровых технологий и т.д. В настоящее время, по данным ОЭСР, оплата труда женщин в Японии на 22% ниже мужской. Эта ситуация складывалась в течение долгого времени, и, таким образом, основной проблемой при претворении в жизнь данного намерения Ф. Кисиды остаются фундаментальные установки относительно гендерных ролей в японском обществе, которые не могут резко измениться по указанию правительства.

Необходимые реформы или выбранный геополитический курс

Воплощение в жизнь всех заявленных Ф. Кисидой приоритетов развития японской экономики требует значительных финансовых средств, массового переобучения и привлечения человеческих ресурсов. Практика показывает, что недостаточно лишь громко заявить о намерении выделить больше средств на важнейшую для развития страны проблему. Так, правительство Японии планировало повышение налогов для значительного увеличения бюджета обороны страны в 2024 г., о чем было объявлено в декабре 2022 г. Но в начале июня 2023 г. на рассмотрение правящей Либерал-демократической партии (ЛДП) Японии был представлен законопроект, согласно которому подобного рода решение может быть принято самое раннее в 2025 г. и должно реализовываться достаточно гибко. Это показывает, что не только проблематично выделить средства из существующих фондов, но и затруднительно гарантировать будущие поступления по итогам правительственных решений, которые, безусловно, не должны привести к коллапсу всей системы из-за дисбаланса приоритетов.

Япония в данный момент находится на перепутье. С одной стороны, Ф. Кисида как лидер страны должен обеспечить населению экономическое благополучие, что он и стремится делать, реализуя свою стратегию, продолжающую экономическую политику одного из популярных премьер-министров Японии Дзюнъитиро Коидзуми, которую последний осуществлял в 2001–2006 гг. С другой стороны, кабинет Ф. Кисиды, в отличие от предыдущих кабинетов его предшественника С. Абэ, вынужден продвигать заявленные реформы в условиях беспрецедентного геополитического кризиса, где от внешнеполитических решений зависит его авторитет как политика, а значит, и его возможности по проведению эффективных внутриполитических реформ. Ситуация осложняется тем, что в последнее время правительство Японии активнее, чем прежде, продвигает нарратив «враждебной внешней среды», согласно которой Япония окружена государствами, предоставляющими угрозу ее безопасности (в «Белой книге обороны Японии» за 2022 г. в числе этих стран перечисляются Россия, КНР и КНДР). Таким образом, не может не стать решающим вопрос, какие преобразования правительство Японии будет считать приоритетными для финансирования: внутриполитические, направленные на процветание населения, или внешнеполитические — подразумевающие наращивание расходов на оборону и декларирующие солидарность Японии на мировой арене со странами Запада и прежде всего с США?


Оценить статью
(Голосов: 9, Рейтинг: 5)
 (9 голосов)
Поделиться статьей
Бизнесу
Исследователям
Учащимся