Распечатать
Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей
Сергей Рекеда

К.и.н., директор Центра изучения перспектив интеграции, доцент Базовой кафедры евразийской экономической интеграции ИПиНБ РАНХиГС при Президенте России, эксперт РСМД

Алармистским сценариям развития Узбекистана после смерти Ислама Каримова, похоже, не суждено реализоваться. Первые, официально не подтвержденные сообщения о смерти президента Узбекской республики пришли еще 29 августа 2016 г., а затем ситуация застыла в неопределенности на целую неделю. В такой обстановке, как из рога изобилия, от различных экспертов не могли не посыпаться предупредительные прогнозы о приближающейся борьбе кланов, майдане и дестабилизации региона. И, действительно, почти сразу после сообщения в СМИ о смерти первого лица прошла информация об аресте вице-премьера и министра финансов Узбекистана Рустама Азимова. Новость вскоре опровергли, но со стороны могло показаться, что борьба за передел власти уже началась.

 

Sputnik/Kremlin/Alexei Druzhinin/via REUTERS

Президент России Владимир Путин разговаривает с премьер-министром Узбекистана Шавкатом Мерзиёевым после возложения цветов на могилу Первого президента Узбекистана Ислама Каримова, 6 сентября 2016 г., Самарканд, Узбекистан

 

Тем не менее опасения оказались преждевременными. Элита Узбекистана за прошедшую с 29 августа неделю продемонстрировала, что готова к транзиту власти. Как ни парадоксально, задержка с официальным подтверждением смерти Каримова стала не признаком внутриэлитной смуты, а, наоборот, подтверждением бюрократической дисциплины. Дело в том, что 1 сентября Узбекистан отмечает День независимости, и заменить этот праздник на похороны бессменного лидера, который на протяжении 25 лет выстраивал новый независимый Узбекистан, было бы как минимум двусмысленно. Получилось, правда, всё равно несколько сюрреалистично – на имя Ислама Каримова, который де-факто уже не руководил страной и, скорее всего, даже не был жив, от мировых лидеров приходили поздравления с 25-летием независимости. Однако традиция и ритуал были соблюдены. Сразу после праздника без лишнего шума было опубликовано официальное сообщение о смерти президента, жителям страны сообщили о прискорбном событии по национальному телевидению, объявили траур и 3 сентября похоронили Ислама Каримова в Самарканде.

 

Вся эта история свидетельствует о том, что представления о центрально-азиатских республиках как о странах, раздираемых клановыми междоусобицами, которые сдерживаются лишь сильной рукой лидера, устарели. Мы стали свидетелями уже двух примеров поступательного транзита власти в авторитарных центрально-азиатских республиках. В 2006 г., когда умер лидер Туркменистана Сапармурат Ниязов, обладавший еще большим объемом власти, чем его узбекистанский сосед, так же раздавалось много голосов, что вслед за президентом в прах превратится и вся его система власти. Между тем Гурбангулы Бердымухамедову удалось без потрясений сменить туркменбаши на высшем государственном посту, а также (пусть и с некоторыми частными оговорками) обеспечить преемственность политического курса.

 

За последние 25 лет в Узбекистане сформировалась устойчивая бюрократическая система, в интересы которой входит обеспечение стабильного политического развития страны и бесперебойной работы хозяйственного механизма. Эта система обеспечит постепенный переход власти, по всей видимости, к нынешнему премьер-министру Шавкату Мерзиёеву, который, кстати, был назначен председателем Комиссии по организации похорон Ислама Каримова. На теме преемственности было сконцентрировано внимание и российского президента Владимира Путина на встрече с Ш.Мирзиёевым 6 сентября 2016 г. в Самарканде.

 

Безусловно, запущенный в Узбекистане механизм передачи власти не формализован. Согласно Конституции, премьер республики во многом фигура техническая, а министры подчиняются напрямую президенту. При этом исполняющим обязанности президента страны после официального объявления о смерти И.Каримова был назначен, как и предписывает закон, председатель Сената Нигматулла Юлдашев. Поэтому передача функций фактического преемника Ш. Мерзиёеву свидетельствует о высоком репутационном весе этой фигуры в рамках внутриэлитного взаимодействия Узбекистана. Таким образом, процесс смены власти в стране был персонифицированным, но не стихийным – система функционирует, и это надо учитывать в дальнейшем при прогнозировании политической ситуации не только в Узбекистане, но и в целом в Центральной Азии.

 

Поэтому основное внимание со стороны России в данной ситуации должно уделяться не столько вопросу политической стабильности Узбекистана, сколько проблеме перспектив экономического взаимодействия двух стран. Какова ситуация в этой области на данном этапе? Россия входит в первую тройку экономических партнеров Узбекистана, занимая долю в 17,5% торгового оборота страны. В прошлом году основные группы товаров российского экспорта в Узбекистан распределились следующим образом: 20,9% – минеральные продукты, 18,8% – металлы и изделия из них, 17,6% – древесина и целлюлозно-бумажные изделия, 15,6% – машины и оборудование, 12,4% – продукты и сельскохозяйственное сырье. На сегодняшний день в Узбекистане действует почти 1000 предприятий с российским капиталом (более 100 из них – полностью с российским капиталом), кроме того в стране открыты филиалы и представительства около 70 фирм из России.

 

Согласно Госкомстату Узбекистана, общий объем российских инвестиций в республику за 2015 г. составил 1235,47 млн долл. США (средний уровень для бескризисных лет последнего десятилетия). Работает межведомственное сотрудничество между странами – летом прошлого года состоялись российско-узбекские двусторонние консультации по вопросу формирования благоприятных условий во взаимной торговле. То есть из общих показателей экономических отношений наших стран складывается довольно позитивная картина, и преемственность этого взаимодействия, безусловно, важно обеспечить и при новом лидере Узбекистана.

 

Однако если углубиться в детали, то можно заметить, что российское экономическое присутствие в республике сокращается, и проблема эта носит стратегический характер. Так, в 2015 г. Россия уступила роль главного торгового партнера Узбекистана Китаю с долей торгового оборота, равной 19,9%. Основными отраслями экономики российско-узбекского инвестиционного сотрудничества традиционно остаются лишь две области: топливно-энергетический комплекс и телекоммуникации. Однако в промышленности Узбекистана электроэнергетика и нефтехимия – далеко не самые большие по объему производства отрасли (2452,9 млн долл. США и 1667,9 млн долл. соответственно в 2015 г.), существенно уступающие таким отраслям как, например, пищевая промышленность (5953,5 млн долл. США), легкая промышленность (5451,3 млн долл. США) и машиностроение (5361,5 млн долл. США).

 

Несколько иное положение в топливном секторе, объем производства которого в 2015 г. оценивался в 4325,4 млн долл. США. (вырос почти на 5% по сравнению с 2014 г.). Например, с 2003 г. «ЛУКОЙЛ» инвестировал в экономику Узбекистана более 5 млрд долл. США и реализует проект освоения группы газоконденсатных месторождений «Кандым-Хаузак-Шады-Кунград» сроком до 2039 г. В свою очередь «Газпром» разрабатывает в стране газоконденсатное месторождение «Шахпахты», инвестировав в проект около 400 млн долл. США. Однако сложно назвать примеры подобного стратегического сотрудничества в других областях экономики Узбекистана (помимо разве что электроэнергетики и телекоммуникаций).

 

Между тем, важным было бы присутствие России, например, в транзитной отрасли, особенно если учитывать курс на сопряжение ЕАЭС с китайским Экономическим поясом Шелкового пути, подразумевающим развитие транспортной инфраструктуры в Центральной Азии. Транзитная инфраструктура Узбекистана – область динамичного развития. Весной 2015 г. в республике принята Программа развития и модернизации инженерно-коммуникационной и дорожно-транспортной инфраструктуры на 2015–2019 гг., а за последние годы уже было построено более 1 тыс. км новых железнодорожных магистралей и модернизировано еще 3,8 тыс. км, электрифицировано около 1 тыс. км железнодорожных путей (общая протяженность железных дорог в стране составляет около 4 тыс. км). Россия по большому счету не участвует в данных процессах.

 

Так как преемником И. Каримова стал сторонник дальнейшего сближения с Китаем, главные вызовы для России в отношениях с Узбекистаном на данный момент связаны с ростом конкуренции за стратегическое взаимодействие с республикой, а ключ к решению проблемы лежит в сфере наращивания экономического сотрудничества.
 

Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей
Бизнесу
Исследователям
Учащимся