Распечатать
Оценить статью
(Голосов: 16, Рейтинг: 5)
 (16 голосов)
Поделиться статьей
Александр Кузнецов

Чрезвычайный и Полномочный Посол в отставке, кандидат исторических наук, профессор кафедры дипломатии МГИМО

За последние тридцать лет отечественная испанистика шагнула далеко вперед, наверстывая упущенное за долгие годы взаимного отчуждения наших стран в период франкистской диктатуры. В эти годы вышли в свет фундаментальные труды по истории Испании, социально-экономическому развитию, внешней политике и российско-испанским отношениям. Тем самым был не только заполнен ряд зиявших пробелов, но и существенно обновлены методологические подходы к изучению этой страны.

Теперь, по-видимому, настало время для нового этапа осмысления испанской проблематики, уже не замыкаясь в узко-страновых рамках, а вписываясь в широкий контекст явлений регионального и глобального порядка. Определенная заявка на такой подход отличает вышедшую в свет в 2023 г. монографию известного российского испаниста, доктора исторических наук, профессора кафедры сравнительной политологии МГИМО МИД России Сергея Хенкина «Испания. Современное нестабильное общество». В этой работе, как видно, встретились и обнялись две ипостаси автора — историк и политолог.

Монография С. Хенкина является бесспорным вкладом в отечественную испанистику в условиях, когда наше отношение к этой стране, увы, существенно меняется. Государство, которое еще недавно претендовало на статус стратегического партнера России, теперь попало в разряд «недружественных». Современная международная обстановка не оставляет места для прежних, несколько романтических представлений друг о друге, навеянных воспоминаниями о гражданской войне и порой удивительных проявлений близости и созвучия русской и испанской культуры. Испанское правительство своими руками разрушило то, что создавалось совместными усилиями на протяжении последних трех-четырех десятилетий ради сближения наших народов и взаимовыгодного сотрудничества двух государств. Впрочем, российско-испанские отношения и в прошлом знавали не раз многолетние периоды взаимного отчуждения и изоляции. Это не приносило пользы нашим народам, всегда стремившимся к культурному общению. Будем надеяться, что в соответствии с древней мудростью, рано или поздно «и это пройдет».

Рецензия на книгу: С.М. Хенкин. «Испания. Современное нестабильное общество». Монография. М., «Аспект пресс», 2023.

За последние тридцать лет отечественная испанистика шагнула далеко вперед, наверстывая упущенное за долгие годы взаимного отчуждения наших стран в период франкистской диктатуры. В эти годы вышли в свет фундаментальные труды по истории Испании, социально-экономическому развитию, внешней политике и российско-испанским отношениям. Тем самым был не только заполнен ряд зиявших пробелов, но и существенно обновлены методологические подходы к изучению этой страны.

Теперь, по-видимому, настало время для нового этапа осмысления испанской проблематики, уже не замыкаясь в узко-страновых рамках, а вписываясь в широкий контекст явлений регионального и глобального порядка. Определенная заявка на такой подход отличает вышедшую в свет в 2023 г. монографию известного российского испаниста, доктора исторических наук, профессора кафедры сравнительной политологии МГИМО МИД России Сергея Хенкина «Испания. Современное нестабильное общество». В этой работе, как видно, встретились и обнялись две ипостаси автора — историк и политолог.

Высокой оценки заслуживает в первую очередь энциклопедичность монографии. Она охватывает почти полувековой период новейшей истории Испании — от ухода с политической сцены франкистского режима до 2021 г., т.е. завершения острой фазы пандемии Covid-19. При этом в случае необходимости автор делает экскурсы и в более отдаленные исторические эпохи. Такой подход позволил ему подробно осветить, а главное показать в развитии многочисленные факторы и источники нестабильности испанского общества — явления, которое с той или иной степенью интенсивности сопровождало его на всем протяжении рассматриваемого периода.

Исследователь справедливо освобождает понятие «нестабильного общества» от какой-либо негативной коннотации. Ведь отсутствие стабильности может быть как признаком регресса, так и высокой динамики развития. В Испании, например, период перехода от диктатуры к демократии, позволивший стране совершить впечатляющий политический и социально-экономический рывок, был одновременно одним из самых нестабильных. Достаточно вспомнить массовые манифестации в Мадриде ностальгирующих франкистов, нескончаемые злодейства баскской террористической организации ЭТА, брожения в казармах и, наконец, попытку ультраправого военного переворота 23 февраля 1981 г.

        Оригинальность авторского подхода состоит в том, что он видит в нестабильности не только феномен испанской политики, но и отличительную особенность современного мира, которую характеризует как «способ существования социума в условиях перманентной непредсказуемости и турбулентности». Правда, этот интересный подход намечен в монографии лишь пунктиром и, по-видимому, мог бы быть с большей полнотой раскрыт в исследовании, которое не ограничивалось бы рамками Пиренейского полуострова.

Применительно же к испанским реалиям отсутствие стабильности весьма удачно использовано автором как концептуальный стержень, позволяющий создать широкую панораму фундаментальных проблем страны, как унаследованных от прошлого, так и порожденных событиями последних десятилетий.

Из всей совокупности этих проблем особо выделяется, пожалуй, печальная судьба наследия эпохи демократического транзита. Пишущий эти строки, вернувшись в Испанию после многолетнего перерыва летом 2005 года в качестве посла России, был поражен тем, как на фоне крупных социально-экономических достижений изменился в худшую сторону политический ландшафт страны. От былой сдержанности и трогательных сцен примирения «белых» и «красных», которые можно было наблюдать в 1980-е гг., не осталось и следа. Казалось, демоны испанской истории, терзавшие ее на протяжении последних двух столетий, снова вырвались наружу. С. Хенкин обоснованно характеризует эти перемены как «углубление кризиса консенсуса, сложившегося в годы транзита» (стр. 361) и указывает на его конкретные проявления: повторение былой поляризации общества на левых и правых, агрессивный партийный дискурс, появление новых очагов нетерпимости в элитах и в толще общества. Помнится, как наслушавшись резких взаимных нападок в ходе парламентских дебатов, вновь прибывший посол одной европейской страны с нетипичной для дипломата простотой спросил российского коллегу: у них что, опять гражданская война?

Несомненно, сильнейший толчок этим разрушительным процессам дали кровавые теракты, устроенные «Аль-Кайдой» в мадридских электричках за несколько дней до парламентских выборов 2004 года. Эта трагедия смешала карты испанской политики, приведя к власти партию с программой оппозиции и отправив в оппозицию партию с программой правительства.

В своих выводах автор отдает дань привычному для историков-испанистов противопоставлению «традиционных ценностей» и «вековых устоев» испанского общества с одной стороны и «прогрессивных» тенденций с другой. При этом как-то само собой подразумевается, что первые находятся под знаком «минус», а вторые — под знаком «плюс». Спорить с этим трудно — слишком велик груз исторической памяти об имперском прошлом, радикальном клерикализме, инквизиции, авторитаризме и прочих атрибутах пресловутой «черной легенды», с помощью которой в далеком прошлом геополитические противники Испании демонизировали ее историю. Примечательно, что сегодня некоторые испанские авторы, с симпатией относящиеся к России, проводят параллель между этой «черной легендой» и кампанией русофобии, развернутой в наши дни на Западе.

Однако в современной Европе понятия «традиционализма» и «прогрессизма» зачастую парадоксальным образом меняются местами. Защита традиций выглядит как вполне здравое стремление сохранить национально-культурную самобытность и традиционные ценности, включая семейные, тогда как с «прогрессом» ассоциируется агрессивное наступление не терпящего инакомыслия ультралиберального фундаментализма с его фарисейской «политкорректностью», насаждением деструктивных моральных установок и отдающей новым тоталитаризмом «культурой отмены».

Но возникает вопрос: кому как не испанцам позаботиться о сохранении семейных ценностей, которые, по оценкам социологов, отличаются здесь большей прочностью, чем во многих других странах Евросоюза (быть может, в силу католических традиций). Это явление ярко проявилось, в частности, в разгар кризиса 2008–2009 гг., когда по свидетельствам прессы, многие испанцы, лишившись работы, выживали за счет семейной солидарности, вплоть до использования скромных средств стариков-пенсионеров.

Автор справедливо указывает на «неолиберальную идеологическую парадигму, ставшую господствующей в Испании в последние десятилетия». (стр. 249) Именно этим, среди прочего, он объясняет появление на политической сцене такой партии, как «Вокс», весьма познавательные сведения о которой также не забывает привести в своей книге. То же самое можно сказать и о его вдумчивом и беспристрастном анализе других сложных явлений испанской жизни, таких как споры об исторической памяти, развал двухпартийной политической системы, баскский и каталонский сепаратизм и др.

В то же время, как представляется, ряд важных аспектов современной ситуации в Испании остался «за кадром», что связано с хронологической рамкой исследования, датированной 2021 годом. Речь идет, прежде всего, о влиянии политики Евросоюза и украинского кризиса. Отцы-основатели постфранкистской Испании, стремясь к вступлению в Евросоюз и НАТО, думали не столько о безопасности страны («советская угроза» никогда особенно не пугала испанцев), сколько о том, чтобы посадить ее на прочный «якорь» западных военно-политических и экономических институтов, где, как они считали, и есть естественное место Испании. Но этот «якорь» обернулся ловушкой. Украинский кризис, глубоко чуждый геополитическим интересам Испании, видящей потенциальную угрозу своей безопасности на юге, а не на востоке, лишил страну остатков самостоятельности и внешнеполитического маневра.

В целом монография С. Хенкина является бесспорным вкладом в отечественную испанистику в условиях, когда наше отношение к этой стране, увы, существенно меняется. Государство, которое еще недавно претендовало на статус стратегического партнера России, теперь попало в разряд «недружественных». Современная международная обстановка не оставляет места для прежних, несколько романтических представлений друг о друге, навеянных воспоминаниями о гражданской войне и порой удивительных проявлений близости и созвучия русской и испанской культуры. Испанское правительство своими руками разрушило то, что создавалось совместными усилиями на протяжении последних трех-четырех десятилетий ради сближения наших народов и взаимовыгодного сотрудничества двух государств. Впрочем, российско-испанские отношения и в прошлом знавали не раз многолетние периоды взаимного отчуждения и изоляции. Это не приносило пользы нашим народам, всегда стремившимся к культурному общению. Будем надеяться, что в соответствии с древней мудростью, рано или поздно «и это пройдет».   

Оценить статью
(Голосов: 16, Рейтинг: 5)
 (16 голосов)
Поделиться статьей
Бизнесу
Исследователям
Учащимся