Распечатать
Оценить статью
(Голосов: 45, Рейтинг: 4.96)
 (45 голосов)
Поделиться статьей
Дмитрий Афанасьев

Студент факультета МЭиМП НИУ ВШЭ

История отношений Соломоновых островов с Китаем достаточно необычна. После обретения независимости от Великобритании страна сначала установила дипломатические отношения с Китайской республикой (Тайвань), несмотря на более тесные экономические связи с континентальным Китаем. При этом и Тайбэй, и Пекин оказывали региону финансовую помощь, добиваясь дипломатического признания.

В сентябре 2019 г. правительство Соломоновых островов разорвало дипломатические отношения с Тайванем и признало КНР. Это решение вызвало массовое недовольство, а премьер наиболее населенной провинции Малаита обвинил премьер-министра страны в слишком тесных связях с Пекином и выступил за недопущение в страну китайских «эксплуататорских инвесторов».

В конце марта 2022 г. предполагаемый договор о безопасности между Китаем и Соломоновыми островами вызвал шок во всем регионе. Согласно документу, Пекин может разместить войска на островах и, возможно, создать там свою военно-морскую базу. Планируемое оборонное соглашение может привести к значительному росту влияния Пекина в Тихоокеанском регионе, что угрожает самой идее существования недавно сформированного блока AUKUS. Расстояние от островов до северо-восточного побережья Австралии составляет около 2 тыс. км, и в случае размещения на них китайских систем ПВО и ПРО, противолодочной авиации, а также базирования у берегов флота, у КНР появится база для осуществления превентивного удара по силам союзников.

На данный момент трудно говорить о перспективах данного решения из-за особенностей внутреннего устройства островного государства, а также недостаточной осведомленности о Китае местного населения. Пока Пекин находится в очень невыгодном положении по сравнению с традиционными партнерами, такими как Австралия и Новая Зеландия, которые уделяют большое внимание низовым организациям и гражданскому обществу в островных государствах Тихого океана. Степень выполнения обязательств перед Соломоновыми островами будет напрямую влиять на положение КНР в регионе.

История отношений Соломоновых островов с Китаем достаточно необычна. Острова обрели независимость от Великобритании в 1978 г. и сначала установили дипломатические отношения с Китайской республикой (Тайвань) в 1983 г. В то же время, несмотря на продолжительное отсутствие дипломатических отношений с КНР, страна поддерживала более тесные экономические связи именно с континентальным Китаем. Так, объем экспорта Соломоновых островов в КНР в 2018 г. составил примерно 375 млн долл., в то время как с Тайванем лишь около 11 млн долл.

Периодически в столице Соломоновых островов происходили беспорядки, вызванные китайским влиянием на внутреннюю политику страны. В 2006 г. протесты начались на фоне слухов, что выходцы из КНР или Тайваня подкупили местных чиновников для избрания непопулярного премьер-министра Снайдера Рини. На фоне протестов в столицу были введены полицейские части из Австралии, Новой Зеландии и Фиджи, после чего Рини ушел в отставку. При этом и Тайбэй, и Пекин оказывали региону финансовую помощь, добиваясь дипломатического признания.

В сентябре 2019 г. правительство Соломоновых островов во главе с премьер-министром Манассией Согаваре разорвало свои 36-летние дипломатические отношения с Тайванем и признало КНР. Это решение вызвало массовое недовольство, в том числе в наиболее населенной провинции Малаита. Премьер провинции обвинил премьер-министра страны в слишком тесных связях с Пекином и выступил за недопущение в страну китайских «эксплуататорских инвесторов». Тогда же Малаита отказалась от китайской помощи, опасаясь долговых рисков из-за китайских льготных кредитов.

В ноябре 2021 г. в столице страны Хониаре снова вспыхнули беспорядки. Для восстановления порядка в город были направлены примерно 200 солдат и полицейских из Австралии, Новой Зеландии, Фиджи и Папуа-Новая Гвинея. Вероятно, что оперативное вмешательство Австралии было продиктовано опасением прибытия на Соломоновы острова сил КНР с целью подавления протестов.

Напомним, что в 2021 г. между Австралией, США и Великобританией был оформлен военно-политический союз AUKUS, который должен содействовать увеличению военного потенциала Австралии в целях сдерживания КНР в регионе. После подписания соглашения Канберра отказалась от поставки французской оборонной компанией Naval Group 12 ударных подлодок в пользу США, от которых Австралия получила атомные субмарины. Естественно, что появление еще одного военного блока в регионе вызвало негативную реакцию у Пекина, а Австралия за 2020–2022 гг. отказалась почти от всех проектов их совместного сотрудничества. Альянс ожидал ответных мер Китая, но явно не на «заднем дворе» Австралии.

В конце марта 2022 г. предполагаемый договор о безопасности между Китаем и Соломоновыми островами вызвал шок во всем регионе. Просочившийся проект свидетельствовал о том, что Пекин может разместить войска на Соломоновых островах и, возможно, создать там свою военно-морскую базу. Соглашение также позволяет КНР размещать силы для защиты китайских граждан и китайских проектов на островах. Согласно документу, острова могут потребовать от Китая направить «полицию, вооруженную полицию, военнослужащих и другие правоохранительные и вооруженные силы». Расстояние от островов до северо-восточного побережья Австралии составляет около 2 тыс. км, и в случае размещения на них китайских систем ПВО и ПРО, противолодочной авиации, а также базирования у берегов флота, у КНР появится база для осуществления превентивного удара по силам союзников, что поставит под угрозу реализацию задач AUKUS.

Соглашение между КНР и Соломоновыми островами вызвало негативную реакцию у участников альянса, которые на данный момент акцентируют свое внимание на конфронтации с Россией. Они обвинили правительство Соломоновых островов в нарушении существующих соглашений, например, договора 2018 г. с Австралией, который предусматривает отправку на острова полиции и армии для обеспечения безопасности. Звучали также и предложения вторгнуться на острова, но пока что высшее руководство союзников ограничилось лишь выражением общего возмущения. Правительство Соломоновых островов заверило традиционных партнеров, что у страны нет планов по строительству у себя военно-морской базы КНР, однако этот факт не отменяет того, что китайские корабли могут находиться на формально местной базе, которую возможно построить за свой счет.

Таким образом, можно отметить, что хотя Китай уже обеспечил себе преимущество в дипломатической борьбе за Соломоновы острова, еще рано говорить о его успехе на этом направлении. Если местное правительство пока может менять свою позицию для получения той или иной экономической помощи от КНР, то изменить мнение общественности будет гораздо сложнее. Государство разбросано по примерно 900 островам, население которых говорит более чем на 70 языках, а многие жители живут в отдаленных изолированных районах. Установление дипломатических отношений и возможное военное сотрудничество вряд ли повысит уровень осведомленности местных жителей о Китае. Это ставит Пекин в очень невыгодное положение по сравнению с традиционными партнерами, такими как Австралия и Новая Зеландия, которые уделяют большое внимание низовым организациям и гражданскому обществу в островных государствах Тихого океана. Степень выполнения обязательств перед Соломоновыми островами будет напрямую влиять на положение КНР в регионе.


Оценить статью
(Голосов: 45, Рейтинг: 4.96)
 (45 голосов)
Поделиться статьей
Бизнесу
Исследователям
Учащимся