Распечатать
Оценить статью
(Голосов: 10, Рейтинг: 5)
 (10 голосов)
Поделиться статьей
Алексей Ефремов

Д.ю.н., доцент, ведущий научный сотрудник Центра технологий государственного управления РАНХиГС, профессор кафедры международного и евразийского права Воронежского государственного университета

Опубликованный РСМД доклад «Развитие ЕАЭС 2022+: стратегические задачи и требования времени» важен с точки зрения стимулирования широкой научной и общественной дискуссии о перспективах евразийской интеграции в условиях обострения геополитического противостояния России и коллективного Запада.

Ключевой вопрос этой дискуссии — является ли развитие международной интеграции с дружественными странами панацеей для России? Ответ на него должен носить системный характер, выходя за пределы собственно экономической интеграции и охватывая сферы социокультурной и правовой интеграции.

Стоит указать на необходимость развития процессов правовой интеграции и формирования единой регуляторной политики Союза, что сопряжено также с конкуренцией юрисдикций.

С учетом развития процессов цифровизации и цифровой трансформации во всех сферах общественных отношений, целесообразна также активизация реализации Основных направлений реализации цифровой повестки Евразийского экономического союза до 2025 года (решение Высшего Евразийского экономического совета от 11 октября 2017 г. № 12).

Расширение сфер интеграции позволит обеспечить синергетический эффект для развития государств ЕАЭС, тем самым евразийская интеграция будет выполнять роль не парашюта для «мягкой посадки» российской экономики, а трамплином для ее развития.

Опубликованный РСМД доклад «Развитие ЕАЭС 2022+: стратегические задачи и требования времени» важен с точки зрения стимулирования широкой научной и общественной дискуссии о перспективах евразийской интеграции в условиях обострения геополитического противостояния России и коллективного Запада.

Ключевой вопрос этой дискуссии — является ли развитие международной интеграции с дружественными странами панацеей для России? Ответ на него должен носить системный характер, выходя за пределы собственно экономической интеграции и охватывая сферы социокультурной и правовой интеграции.

Авторы доклада обосновано определили направления развития интеграции в новых условиях, в том числе:

  • переориентация торговых потоков;
  • развитие действующих и формирование новых логистических маршрутов;
  • развитие промышленной кооперации;
  • экологическое направление;
  • проведение скоординированной социальной политики.

Поддерживая указанные перспективные направления, стоит также указать на необходимость развития процессов правовой интеграции и формирования единой регуляторной политики Союза, что сопряжено также с конкуренцией юрисдикций.

Ранее нами уже был обоснован общий алгоритм последовательного (цикличного) развития интеграции (гармонизации) регулирования и конкуренции юрисдикций, который может быть выстроен следующим образом:

  1. ЕЭК стимулирует устранение барьеров, изъятий и ограничений в регулировании отдельных рынков (сфер, отраслей) — «первичная гармонизация»;
  2. национальные (внутригосударственные) органы-регуляторы, используя передовые инструменты регуляторной политики, в том числе развитие оценки регулирующего воздействия, проведение правовых экспериментов в передовых отраслях, обеспечивают повышение качества нормативного правового регулирования и правоприменения на территории своих стран, стимулируя тем самым развитие конкуренции юрисдикций и переток капитала и рабочей силы (мобильных ресурсов);
  3. ЕЭК осуществляет мониторинг состояния и развития конкуренции юрисдикций на основе комплексного многофакторного анализа (требуется разработка соответствующей методологии и ее нормативная институционализация), выявление «лучших практик», стимулирует их распространение («мягкая» вторичная гармонизация);
  4. в рамках ЕАЭС принимается решение о передаче новых сфер регулирования на наднациональный уровень и, соответственно, их унификация в рамках ЕЭК. При этом для предотвращения бюрократизации в рамках самой ЕЭК требуется развитие оценки регулирующего воздействия как проектов, так и действующих актов органов ЕАЭС, а также стимулирование участия в публичных консультациях (обсуждениях) по ним широкого круга представителей стран — участниц ЕАЭС.

С учетом развития процессов цифровизации и цифровой трансформации во всех сферах общественных отношений, целесообразна также активизация реализации Основных направлений реализации цифровой повестки Евразийского экономического союза до 2025 года (решение Высшего Евразийского экономического совета от 11 октября 2017 г. № 12).

В частности, Фондом Е. Гайдара по заказу ЕЭК в 2019 г. разработан полный пакет проектов документов ЕАЭС и его органов по внедрению в рамках реализации проектов цифровой повестки ЕАЭС специальных режимов («регулятивных песочниц»). Целесообразно утверждение в установленном порядке Концепции применения специальных режимов («регулятивных песочниц») в рамках реализации цифровой повестки ЕАЭС и подписание Соглашения о применении специальных режимов («регулятивных песочниц») в рамках реализации цифровой повестки Евразийского экономического Союза.

Однако важность технологического развития не ограничивается исключительно цифровыми технологиями. В этой связи также перспективно проведение мониторинга реализации специальных правовых режимов, включая экспериментальные правовые режимы в РФ, «регуляторные песочницы» в других государствах ЕАЭС и межгосударственных специальных режимов («регулятивных песочниц») в рамках реализации цифровой повестки ЕАЭС, и последующая поэтапная интеграция специальных правовых режимов не только для цифровых, но и иных технологических инноваций в ЕАЭС.

Если смотреть на значение обеспечения технологического развития еще шире, то целесообразно проведение мониторинга применения и последующая поэтапная интеграция инструментов государственного управления в сфере научно-технологического развития, применяемых в государствах ЕАЭС.

Расширение сфер интеграции позволит обеспечить синергетический эффект для развития государств ЕАЭС, тем самым евразийская интеграция будет выполнять роль не парашюта для «мягкой посадки» российской экономики, а трамплином для ее развития.


Оценить статью
(Голосов: 10, Рейтинг: 5)
 (10 голосов)
Поделиться статьей
Бизнесу
Исследователям
Учащимся