Распечатать
Оценить статью
(Голосов: 9, Рейтинг: 4.56)
 (9 голосов)
Поделиться статьей
Вадим Борисов

Студент Факультета МО МГИМО МИД России

С сожалением приходится констатировать — процесс нормализации отношений между Израилем и Палестиной в последнее время оставляет желать лучшего. Урегулирование конфликта «буксует», и дело здесь не только в нежелании элит идти на компромисс — целый комплекс внешне- и внутриполитических факторов негативно влияет на ситуацию. Полномасштабная операция ЦАХАЛ в городе Дженин стала новым витком развития кризисной ситуации.

Действительность такова, что в настоящих условиях прийти к международному консенсусу и компромиссному разрешению палестино-израильского конфликта практически невозможно. В среде истеблишмента как Израиля, так и Палестины нет единения, что не позволяет выработать нормальный вариант для конструктивных переговоров — ни одна из сторон не чувствует себя сейчас уверенно у себя «дома», не имеет устойчивой поддержки населения, а в подобной ситуации трудно говорить о перспективах мира. Однако есть надежда, что с политической стабильностью придет и возможность эффективного и всеобъемлющего диалога по всему спектру вопросов.

Что же до позиции международного сообщества, то тут приходится констатировать нереальность каких-либо результативных контактов по Ближнему Востоку до момента нормализации отношений между великими державами. Возможно, определенную роль в данном вопросе сможет сыграть Турция, но ее возможности в отношениях с Израилем объективно куда ниже, чем американские, что может создать значительные трудности.

Россия же пока занята другими вопросами своей внешней политики, которые носят характер исключительной важности для нее. Тем не менее это не означает, что стоит самоустраняться от проблемы палестино-израильского конфликта — необходимы встречи как минимум на экспертном уровне, а также проведение переговоров по линии ООН с регулярной трансляцией своей позиции по указанному вопросу. Определенную роль могут сыграть и неофициальные контакты — это может помочь лучше понять позиции сторон на настоящий момент.

В целом же время покажет, как будет развиваться ситуация на указанном треке, а пока же стоит отметить суровую реальность: для полного разрешения конфликта должны созреть условия — как внутри Израиля и Палестины, так и в мире вообще.

С сожалением приходится констатировать — процесс нормализации отношений между Израилем и Палестиной в последнее время оставляет желать лучшего. Урегулирование конфликта «буксует», и дело здесь не только в нежелании элит идти на компромисс — целый комплекс внешне- и внутриполитических факторов негативно влияет на ситуацию. Полномасштабная операция ЦАХАЛ в городе Дженин стала новым витком развития кризисной ситуации.

Внутренний расклад сил как камень преткновения

Нынешняя политическая обстановка в Государстве Израиль не очень располагает к активным контактам с палестинским руководством. Происходит это по ряду причин, и многие проблемы представляются трудноустранимыми в краткосрочном периоде.

Начать стоит с того, что, как только в стране миновал один политический кризис (вызванный невозможностью сформировать устойчивое коалиционное правительство), за ним практически сразу же последовал следующий, спровоцированный пресловутой судебной реформой премьер-министра Б. Нетаньяху. Общество оказалось расколото — это демонстрируют исключительно масштабные акции протеста. Только в ходе одного митинга в январе 2023 г. на улицы Тель-Авива вышло 100 тыс. человек (и это только по официальным оценкам израильской полиции, так что, скорее всего, демонстрантов было еще больше). На фоне отсутствия видимого компромисса между коалицией и оппозицией, а также последовательного продвижения реформы и отмены «принципа разумности» ситуация накалилась. Акции перешли в силовую фазу — в ходе протестов 25 июля ранения получили 10 полицейских, а 18 человек было задержано. Как будет развиваться ситуация дальше, предсказать довольно затруднительно, но уже очевидно, что скоротечным этот кризис не станет.

В складывающейся турбулентной обстановке проблема урегулирования с арабами для израильского руководства объективно отодвигается на второй план. Сейчас у государства явно другие приоритеты, и они определяются в первую очередь внутренней конъюнктурой. Нетаньяху отчаянно требуется общественная поддержка, и у него есть возможность ее получить за счет электората союзных ему партий, фактически придерживающихся концепций религиозного сионизма и внедрения иудейских практик в государственную и повседневную жизнь. Кооперация с ультраправыми позволила нынешнему премьер-министру наконец-то создать коалицию и получить большинство в Кнессете. В контексте преодоления политического кризиса это было полезно, хотя будущее еще покажет, как будут складываться отношения внутри правящего объединения. В плане же постепенного урегулирования с Палестиной такая смесь скорее губительна для мирного процесса.

Дело в том, что реально условных «религиозников» и ультраправых сионистов во внешней политике интересует только одно — это статус Палестины. Вернее, в их представлении никакого независимого палестинского арабского государства вообще не должно быть. Позицию многих из них демонстрируют слова Бецалеля Смотрича — нынешнего министра финансов Израиля, сказанные им в марте 2023 г.: «Палестинский народ — это фикция, изобретенная только для того, чтобы бороться с сионистским движением. Это правда, и эту правду должны услышать и в Белом доме, и в президентском дворце в Париже <…> Есть арабы, которые находятся на Ближнем Востоке и прибыли в Эрец-Исраэль одновременно с еврейской алией в ранние дни сионизма. После 2 тыс. лет изгнания народ Израиля возвращается домой, и есть вокруг арабы, которым это не нравится. Так что же они делают? Они выдумывают фиктивный народ и заявляют о фиктивных правах на Земле Израиля только для того, чтобы бороться с сионистским движением». Таким образом, можно констатировать, что ультраправые, состоящие в коалиции с Ликудом, постараются не допустить саму возможность возобновления переговоров с арабами. А если даже правительство и пойдет на какие-либо контакты с администрацией Аббаса, то тогда можно ожидать развала коалиции и дальнейшего усугубления политической нестабильности в стране — на это Нетаньяху точно не пойдет.

Помимо позиции консерваторов есть и другие причины, не позволяющие премьер-министру идти на контакт. В условиях непрекращающихся обстрелов и терактов в отношении граждан Израиля любая переговорная инициатива со стороны правительства будет преподноситься как слабость. Конечно, в израильском обществе есть запрос на проведение мирного процесса с созданием двух государств. Еще в 2016 г. Израильский институт изучения демократии провел опрос, который показал, что свыше 50% граждан Израиля и Палестины поддерживают сосуществование в рамках формулы «два государства для двух народов». Существовало и взаимное доверие — тот же опрос продемонстрировал, что большинство израильтян верит в палестинскую поддержку плана по образованию двух государств. В свою очередь, 48% палестинских респондентов посчитали, что большинство израильтян поддерживают создание арабского государства (на обратное указали 33%).

Однако сейчас в связи с укреплением правых лагерей как в Израиле, так и в секторе Газа и на Западном берегу р. Иордан само доверие может оказаться под вопросом, а рост радикальных настроений с одной стороны может вызвать аналогичный процесс с другой. В настоящее время, даже если бы вдруг Нетаньяху захотел «помириться» с палестинцами, он с некоторой долей вероятности подвергся бы критике не только со стороны своих союзников, но и политических оппонентов, поскольку в условиях тяжелого внутреннего кризиса любое действие правительства будут пытаться дискредитировать, хотя, надо признать, к процессу мирного урегулирования весьма трудно было бы придраться. Тем не менее, учитывая предыдущую жесткую риторику и действия израильских властей, едва ли он пойдет на какие-либо контакты с палестинцами в обозримой перспективе. Например, во время недавней операции АОИ на Западном берегу Нетаньяху заявил: «В последние месяцы Дженин превратился в оплот терроризма — мы покончим с эти». Напомним, что указанный город находится под формальным контролем Палестинской администрации, и едва ли дипломатические контакты будут уместны в ближайшее время после подобного кризиса. Необходимо также сказать и про колоссальное количество терактов и обстрелов в отношении израильтян: израильское новостное агентство Ynet со ссылкой на высокопоставленное лицо в полиции сообщило, что только за январь 2023 г. в стране произошло 32 атаки на гражданских. В такой ситуации есть риск озлобления общества и утраты взаимного доверия.

Однако если все же предположить возможность начала переговоров, то сам по себе возникает вопрос: а с кем, собственно, в нынешних реалиях вести диалог, хотя бы и в перспективе? Палестинский политический класс и общественное мнение также расколоты, а внутренние проблемы не дают возможности настроенным на мирное урегулирование акторам претендовать на абсолютное лидерство. Сравнительно умеренное руководство ФАТХ практически не способно контролировать более радикальные палестинские движения, вроде ХАМАС. Две организации открыто борются за статус лидеров арабского движения в Палестине начиная с момента, как последняя совершила вооруженную акцию, захватив власть в Секторе Газа, быстро сломив сопротивление ФАТХ. Этот раскол, по замечанию Е.М. Примакова, негативно сказался на процессе урегулирования, а «Газа и Западный берег оказались оторванными друг от друга» [1]. С тех пор отношения между движениями со стороны можно охарактеризовать как нестабильные.

Тем не менее не все так плохо между ними, как может показаться на первый взгляд. 26 июля 2023 г. появилась информация, что Махмуд Аббас (лидер ФАТХ) и Исмаил Хания (ХАМАС) провели переговоры в Анкаре при посредничестве турецкого президента. Их беседа была охарактеризована политическим бюро ХАМАС как «обстоятельная и откровенная». Тот факт, что встреча двух лидеров состоялась — это уже позитивный сигнал для палестинского движения в целом, однако нельзя не отметить, что во время проведения переговоров Хания все же сделал акцент на приоритет «всеобъемлющего сопротивления» оккупации — трактовать это можно по-разному. Стоит отметить, что, несмотря на постановку целей преодоления раскола, фактически до полноценной реализации этого еще далеко. 30 июля Аббас призвал сформировать межфракционный комитет различных палестинских движений по итогам встречи их политических лидеров в Египте. Примечательно, что в тот же день Исмаил Хания также заявил о необходимости формирования комитета, сказав при этом, что также нужно расторгнуть соглашения Осло.

В данной ситуации особенно интересно, что Турция в очередной раз пытается выступить в роли посредника в международных делах — наиболее ярко это проявилось в ходе украинского кризиса. Возможно, в деле урегулирования «долгоиграющего» противостояния между израильтянами и палестинцами Эрдоган сможет сыграть некоторую роль, тем более что ожидается визит премьер-министра Нетаньяху в Анкару, хотя изначально это мероприятие пришлось отложить из-за проблем со здоровьем у израильского лидера. В случае, если встреча с Нетаньяху состоится, турецкая сторона будет с высокой долей вероятности проводить зондаж по позиции израильтян в отношении конфликта.

Тем не менее маловероятно, что в обозримой перспективе администрация Аббаса пойдет на какие-либо контакты с Израилем, даже если решится политический вопрос в отношениях ФАТХ и ХАМАС. Дело в том, что израильская атака на Дженин примечательна в двух аспектах. Во-первых, она стала крупнейшей за последние десятилетия операцией ЦАХАЛ на Западном берегу р. Иордан, что само по себе негативно скажется на и без того подорванном процессе урегулирования. Во-вторых, после активизации боевых действий руководство Палестины заявило о прекращении любых контактов с Израилем, а также о созыве совещания лидеров различных фракций для обсуждения вопросов по противодействию израильтянам, о чем уже говорилось выше. Так что можно сказать, что встреча двух палестинских лидеров была обусловлена, скорее всего, именно необходимостью консолидации против Израиля на фоне прошедших в Дженине боевых действий. Поэтому ожидать какого-либо конструктивного диалога и уж тем более мирных инициатив в палестино-израильском противостоянии на данный момент не приходится. Этому способствуют как внутренние проблемы, так и сохраняющийся высокий конфликтный потенциал.

Помощи ждать неоткуда

Усилия международного сообщества по урегулированию многолетнего конфликта на современном этапе практически сводятся к нулю. Конечно, существует «дорожная карта», есть резолюции Совбеза ООН № 242 и № 338, «сделка века» Дональда Трампа — но все это остается без должного внимания ведущих игроков в настоящий момент. При желании всегда можно найти компромисс, прийти к некому соглашению или действовать поэтапно. По всем вопросам можно и нужно действовать коллективными международными усилиями, было бы желание и условия для мирного процесса. Ни того, ни другого сейчас не наблюдается.

В 2002 г. был дан старт деятельности «Ближневосточного квартета» в составе России, США, ЕС и ООН. Казалось, при сотрудничестве этих авторитетных и влиятельных международных акторов можно было добиться некоего прогресса, но, как отмечают некоторые исследователи, «квартет» исчерпал себя, во многом из-за про-израильской позиции американцев, а первые значительные «пробуксовки» в процессе урегулирования наметились уже к 2007 г.

План президента США Дональда Трампа, выдвинутый в начале 2020 г., наиболее известный как «сделка века», был отвергнут палестинской стороной, а без ее согласия вести переговоры не представляется возможным. Добавляет «масло в огонь» и тот факт, что Соединенные Штаты часто действуют в одностороннем порядке, когда речь идет о процессе урегулирования, стараясь монополизировать посредничество, о чем в июле 2023 г. заявил глава МИД России Сергей Лавров во время встречи с главами дипмиссий арабских государств. Без широкого международного консенсуса мир на Ближнем Востоке невозможен.

Наблюдая за нынешней ситуацией, можно сказать, что если и раньше «квартет» не демонстрировал единства, то теперь про его деятельность можно практически забыть ввиду непрекращающегося противостояния между ЕС и США с одной стороны и Россией — с другой. Пока продолжается конфликт среди ведущих членов «квартета», говорить о какой-либо его эффективной работе или планах на будущее не представляется возможным. У его участников сейчас явно другие приоритеты во внешней политике, так что какие-либо перспективные контакты по этой линии будут возможны только после нормализации отношений между учредителями «квартета», о чем сейчас говорить точно не приходится.

Проблемы имеются и на уровне двухсторонних отношений. Если рассматривать связи России и Израиля, то здесь существует несколько факторов, которые мешают полноформатному сотрудничеству по вопросам урегулирования, да и отношениям двух стран вообще. Во-первых, пока остается неясным, сколько времени израильское руководство будет сопротивляться давлению США в вопросах о массовых поставках вооружений Киеву. Пока что Нетаньяху «отбивается» тем, что Израилю оружие нужнее «дома» из-за «иранской угрозы», и потому об отправке оружия Украине речь сейчас не идет. Тем не менее всегда есть вероятность развития негативного для России сценария, и к этому нужно быть готовыми. Во-вторых, РФ приходится учитывать при взаимодействии с ближневосточными государствами сложные отношения Израиля с российскими партнерами в регионе. Например, ни для кого не секрет, что Иран и Израиль не рассматривают друг друга иначе, как врагов, равно как и тот факт, что ВВС АОИ совершают налеты на территории Сирии — главного союзника России в регионе. В таких непростых условиях российской дипломатии будет весьма трудно действовать на треке мирного урегулирования, поскольку потребуется искать баланс в отношениях с интересантами в Палестине. Как минимум стоит способствовать нормализации двухсторонних отношений между Сирией и Израилем — для этого у РФ есть ресурсы, хотя они и ограничиваются влиянием США на Тель-Авив, ведь американцы развязали настоящую войну против правительства Башара Асада. Не стоит забывать и про проблему принадлежности Голанских высот — в первую очередь именно она не дает восстановить нормальные отношения между двумя государствами.

***

Действительность такова, что в настоящих условиях прийти к международному консенсусу и компромиссному разрешению палестино-израильского конфликта практически невозможно.

В среде истеблишмента как Израиля, так и Палестины нет единения, что не позволяет выработать нормальный вариант для конструктивных переговоров — ни одна из сторон не чувствует себя сейчас уверенно у себя «дома», не имеет устойчивой поддержки населения, а в подобной ситуации трудно говорить о перспективах мира. Однако есть надежда, что с политической стабильностью придет и возможность эффективного и всеобъемлющего диалога по всему спектру вопросов.

Что же до позиции международного сообщества, то тут приходится констатировать нереальность каких-либо результативных контактов по Ближнему Востоку до момента нормализации отношений между великими державами. Возможно, определенную роль в данном вопросе сможет сыграть Турция, но ее возможности в отношениях с Израилем объективно куда ниже, чем американские, что может создать значительные трудности.

Россия же пока занята другими вопросами своей внешней политики, которые носят характер исключительной важности для нее. Тем не менее это не означает, что стоит самоустраняться от проблемы палестино-израильского конфликта — необходимы встречи как минимум на экспертном уровне, а также проведение переговоров по линии ООН с регулярной трансляцией своей позиции по указанному вопросу. Определенную роль могут сыграть и неофициальные контакты — это может помочь лучше понять позиции сторон на настоящий момент.

В целом же время покажет, как будет развиваться ситуация на указанном треке, а пока же стоит отметить суровую реальность: для полного разрешения конфликта должны созреть условия — как внутри Израиля и Палестины, так и в мире вообще.

1. Примаков Е.М. Конфиденциально: Ближний Восток на сцене и за кулисами / Евгений Примаков. — М.: ЗАО Изд. Центрполиграф, 2016. — 406 с.

(Голосов: 9, Рейтинг: 4.56)
 (9 голосов)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся