Распечатать
Оценить статью
(Голосов: 1, Рейтинг: 2)
 (1 голос)
Поделиться статьей
Сергей Лавров

Министр иностранных дел Российской Федерации, председатель Попечительского совета РСМД, член РСМД

Выступление и ответы на вопросы СМИ Министра иностранных дел России С.В.Лаврова в ходе совместной пресс-конференции по итогам переговоров с Министром иностранных дел Республики Казахстан Е.А.Идрисовым, Москва, 25 января 2013 года

Уважаемые дамы и господа,

Провели с моим коллегой Министром иностранных дел Казахстана Е.А. Идрисовым полезные переговоры, которые прошли в традиционно дружественной, доверительной атмосфере, как и принято между стратегическими партнерами и союзниками, каковыми являются Россия и Казахстан. Наше взаимодействие во всех областях развивается динамично. Констатировали огромную пользу от регулярных встреч наших руководителей, в ходе которых задается тон работе по всем направлениям. Весьма интенсивен политический диалог на других уровнях, включая глав внешнеполитических ведомств.

Свидетельством высокой степени общей заинтересованности и готовности наших стран к дальнейшему сближению и интеграции стало утверждение 19 декабря 2012г. Президентами России и Казахстана Плана совместных действий на 2013-2015гг.. Безусловно, наращивание связей по линии регионов также признается нами в качестве одной из важнейших составляющих практических результатов, которых мы достигаем в торгово-экономической, социальной и других сферах. В сентябре 2012г. в Павлодаре состоялся IX Форум межрегионального сотрудничества России и Казахстана с участием глав государств. В этом году планируется провести аналогичный Форум в Екатеринбурге.

Сегодня обсудили вопросы подготовки Договора о добрососедстве и союзничестве России и Казахстана в XXI веке, который по поручению Президентов В.В.Путина и Н.А.Назарбаева планируется заключить в течение нынешнего года. Документ ориентирован в будущее и призван вывести взаимодействие между Россией и Казахстаном на качественно новый уровень.

В фокусе нашего внимания были различные аспекты сотрудничества в интеграционных объединениях – в рамках Таможенного союза и Единого экономического пространства, ЕврАзЭС, СНГ, задача формирования Евразийского экономического союза к 1 января 2015г. Осознаем, что от слаженности усилий наших государств во многом зависит успех проекта евразийской интеграции. Договорились постоянно уделять внимание этим вопросам. Обменялись мнениями о путях дальнейшего наращивания потенциала ОДКБ. Высоко оценили председательство Казахстана в ОДКБ в 2012г., которое увенчалось принятием на саммите в декабре прошлого года в Москве целого ряда важных и нацеленных на практический результат документов.

Тесно взаимодействуем по региональным и международным делам в ООН, ОБСЕ и других структурах. Мы сегодня подробно рассмотрели региональную повестку дня, включая ситуацию в Центральной Азии в контексте событий в Афганистане и вокруг него. Сверили подходы – а они у нас совпадают – по дальнейшему развитию Шанхайской организации сотрудничества.

Подписанный сегодня План мероприятий по сотрудничеству между Министерствами иностранных дел России и Казахстана – насыщенный и конкретный документ. Уверен, что он придаст дополнительный импульс взаимодействию внешнеполитических ведомств двух государств.

Благодарю своего коллегу и предоставляю ему слово.

Вопрос: Не могли бы Вы уточнить, что содержалось в официальной ноте России, направленной Посольству Республики Казахстан в Российской Федерации после принятия этой страной решения о сокращении количества пусков ракет-носителей «Протон» с космодрома «Байконур» в 2013 г.? Какую официальную позицию заняла Россия по этому вопросу? Удалось ли во время сегодняшних переговоров сгладить разногласия?

С.В.Лавров: Я бы не стал говорить о разногласиях и о каком-то особом значении нашей нотной переписки. Она регулярно осуществляется по целому комплексу вопросов, которые неизбежно возникают при огромном объеме сотрудничества, существующем между Россией и Казахстаном. Это взаимодействие включает и космическую сферу, прежде всего использование космодрома «Байконур», которое традиционно занимает одно из самых главных мест в ряду наших приоритетов. Президенты России и Казахстана в ходе встречи в Москве 19 декабря 2012 г. подтвердили важность этого взаимодействия и подчеркнули необходимость сохранения развития «Байконура» как очень важного объекта нашего сотрудничества и символа партнерства и союзничества.

Когда такой огромный хозяйственно-промышленный механизм повседневно работает, то вопросы, безусловно, возникают, и их нужно решать. В том числе возникали вопросы и о количестве пусков. Они связаны с озабоченностью Казахстана экологическими последствиями этих процессов. Российская сторона делает все необходимое для улучшения экологических аспектов – используются модернизированные ракеты «Протон-М». Не первый год мы дополнительно согласовываем количество пусков.

Так что в этом случае мы не видим чего-то сенсационного – это рабочий момент. Президенты наших стран понимают необходимость урегулирования всех подобных ситуаций. Ими было принято решение о создании самостоятельной Межправительственной комиссии по комплексу «Байконур». Такая комиссия создана, и с нашей стороны ее возглавляет И.И. Шувалов. Сегодня мы условились исходить из необходимости продолжения конструктивной работы по всему комплексу вопросов, связанных с использованием космодрома «Байконур», руководствуясь, безусловно, поручениями президентов и решениями, которые совместно вырабатываются на уровне правительств и космических агентств.

Вопрос: Не могли бы Вы уточнить, с чем было связано появление в СМИ информации о ноте?

С.В.Лавров: Я не знаю, кто опубликовал ноту в СМИ. Мы используем нотную переписку для нормальной формы дипломатического общения. Мне неизвестно, кто ее опубликовал, допустил утечку. Считаю, что это сделали люди, которые хотели раздуть из мухи слона.

Вопрос: В текущем году Россия председательствует в «двадцатке». Будет ли включен в повестку летнего саммита вопрос о региональных интеграционных процессах на пространстве СНГ? Будут ли приглашены на саммит лидеры стран СНГ?

С.В.Лавров: Саммит «двадцатки» будет не летним, а сентябрьским. При подготовке к нему мы исходим из необходимости обеспечить преемственность. «Двадцатка» ценна тем, что она разрабатывает инициативы, которые потом должны быть понятны и приемлемы для всех остальных государств. «Двадцатка» не может решать за всех. Ее решения в любом случае формально освещаются через универсальные многосторонние механизмы, такие как МВФ и Всемирный банк. Необходимо также активнее сотрудничать с ООН. Преемственность в этой работе очень важна.

В ходе российского председательства особое внимание будет уделено созданию дополнительных условий для расширения инвестиций, мерам, которые позволят создать дополнительные рабочие места, вопросам суверенного долга и их решению без особых потрясений для мировой экономики. Один из наиболее важных вопросов, которым занимается данный форум с самого первого саммита – реформа международной валютно-финансовой системы. Решения приняты, но они выполнены пока частично. Вместе с партнерами по БРИКС (они все входят в «двадцатку») и другими единомышленниками будем добиваться выполнения всех решений о реформе международной валютно-финансовой системы. Они касаются первого этапа реформ, и еще предстоит договариваться о последующих этапах реформирования международной валютно-финансовой системы.

По традиции на саммиты «двадцатки» приглашаются государства, не входящие в эту структуру на постоянной основе. Особое внимание мы также хотим уделить вопросам, связанным с евразийской интеграцией в контексте повышения интеграционных процессов в целом и их роли в развитии мировой экономики. Эта тенденция повсеместна, она не обошла стороной и наш регион. Более того, считаем, что в нашем регионе эти процессы одни из наиболее интенсивных и, я надеюсь, успешных.

Что касается конкретного списка приглашенных, то он будет обсуждаться между председательствующим Президентом и его коллегами по «двадцатке». Уверен, что список будет достаточно представительным.

Вопрос (Е.А.Идрисову): Не могли бы Вы прокомментировать планы по переводу казахского языка с кириллицы на латиницу? Не является ли это сигналом смены геополитических интересов Республики Казахстан?

С.В.Лавров (добавляет после слов Е.А.Идрисова о возможности перевода русского языка на латиницу): Мы не отдадим русский язык латинице, хотя бы потому, что там нет букв «ё» и «й». Мой коллега абсолютно прав, говоря про А.В.Луначарского и зарю советской власти. На самом деле латиница была введена в Казахстане в советские времена в 1929 г., и до 1940–ых г. казахский язык ею пользовался. Мы хорошо услышали заявление Президента Казахстана о том, что это решение никоим образом не означает смены геополитических предпочтений.

Источник: МИД России

Оценить статью
(Голосов: 1, Рейтинг: 2)
 (1 голос)
Поделиться статьей
Бизнесу
Исследователям
Учащимся