Распечатать
Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей
Игорь Юргенс

Директор Центра устойчивого развития, профессор кафедры управления рисками и страхования МГИМО МИД России, член РСМД

(к парламентским слушаниям «Отношения России с Европейским союзом», Москва, 18 апреля 2013 г.)

Четырнадцать лет назад в Москве и Брюсселе почти одновременно были приняты два важных документа. Это «Стратегия развития отношений Российской Федерации с Европейским союзом» и «Коллективная стратегия Евросоюза по отношению к России». Именно в них был официально закреплен термин «стратегическое партнерство» — как характеристика взаимоотношений Москвы и Брюсселя.

С тех пор, несмотря на все проблемы и разногласия, стратегическое партнерство принесло самые ощутимые результаты. Значительно усилилась наша в заимозависимость в торгово - экономической сфере. За первые восемь лет нынешнего века внешнеторговый оборот России с ЕС вырос в 5 раз. В 2007 г . на долю стран Е вросою за пришлось более половины всего российского внешнеторгового оборота и около 70% накопленного иностранного капитала в нашей экономике.

К нынешнему временному рубежу, несмотря на экономический кризис, товарооборот России и ЕС увеличился еще почти вдвое; сейчас он составляет чуть больше 400 млрд долл. В прошлом месяце на встрече с председателем Еврокомиссии Жозе Баррозу российский президент объявил о планах довести этот показатель в ближайшем будущем до 500 млрд. При этом доля Евросоюза в нашей внешней торгов ле все эти годы стабильно превышает 50%.

В середине 2010 г. был дан старт совместной инициатив е России и Евросоюза «Партн е рство для модернизации».

Эта программа стала качественно новым проектом взаимодействия Москвы, Брюсселя и столиц стран - членов ЕС. Она прямо и косвенно затронула целый комплекс вопросов внутренней модернизации России.

Структура нашего торгового оборота с Евросоюзом свидетельствует о большом дисбалансе в обмене технологичными товарами в пользу ЕС . И вместе с тем — о приоритетной роли Евросоюза в поставках для России и о его особом значении для решения наших внутренних задач . Евросоюз как источник технологий давно является положительным — и весомым — фактором модернизации российской экономики, а существующие отношения в технологической сфере фактически представляют собой «модернизацию снизу». Регулярные доклады координаторов Партнерства свидетельствуют, что наибольшего продвижения удалось добиться именно в области инноваций, научных исследований и разработок, включая космические и ядерные исследования.

475 российских исследовательских организаций задействованы в реализации более 300 проектов ЕС.

Исследовательские организаци и стран Евросоюза участвуют в 64 российских проектах. Вместе с тем, достижения «Партнерства для модернизации» далеко не ограничиваются сферой науки и технологий. Укрепилось сотрудничество по гармонизации технических регламентов и стандартов . Продолжились совместные проекты по модернизации судебной системы и создани ю системы апелляционных судов.

Успешно идет работа по углублению сотрудничества высших учебных заведений и активизаци и академической мобильности. В сфере энергетики, включая энергоэффективность, поставлена задача в скором времени разработать дорожную карту сотрудничества до 2050 г.

Однако в целом процесс формирования и выполнения «Партнерства для модернизации» Россия - ЕС проходит достаточно сложно . С начала 2012 г . наблюдается явное торможение программы. Нужно признать, что это выражение общей тенденции, — несмотря на то, что приверженность стратегическому партнерству была подтверждена сторонами и на последних саммитах Россия - ЕС.

При стабильном росте экономических показателей невозможно отрицать и обоюдный рост скептицизма, взаимное охлаждение, ухудшение репутации России в общественном мнении европейских стран. Всё э то действительно имеет место.

Усиливающаяся неопределенность по поводу вектора политического и экономического развития России на ближайшее время также не может не сказываться на темпах нашего сотрудничества .

Однако нет сомнений, что в долгосрочной перспект иве масштабный потенциал Евросоюза сохраняет свою востребованность для осуществления российской модернизации.

Отношения с Европейским союзом по-прежнему занимают одно из ключевых мест в списке внешнеполитических и внешнеэкономических приоритетов России.

Завышенные ожидани я 5 — 10-летней давности от сотрудничества между Москвой и Брюсселем оправдались далеко не во всем. Но привкус усталости и разочарования, ощущаемый элитами, — ничто по сравнению с реальными потребност ями наших стран и настроения ми наших народов.

Все соцопросы на протяжении последних 10 лет говорят о стабильном 70 — 80 - процентном уровне симпатий к Европе и широкой поддержке «европейского выбора». Собственно, независимо от настроений политиков, российское об щество этот выбор давно сделало.

Обращая внимание на нынешние неустройства Евросоюза, Россия не должна забывать о том , что в трудные для нее времена содействие ЕС в экономической, правовой и иных сферах оказалось значимым и полезным для восстановления ее позиций. Если Россия всегда заявляла о равноправном стратегическом партнерстве, то это относится и к нашему посильному участию в преодолении сложностей, с которыми столкнулся Евросоюз, — в наших же интересах. В поисках новых стратегических партнеров не следует забывать, что именно на треке отн ошений с Евросоюзом давно сложились и успешно работают соответствующие механизмы согласования и принятия решений. Накоплен значительный опыт.

ЕС для нас — партнер, может быть, не самый простой, но зато вполне предсказуемый. Его экономический потенциал, его политические возможности, его цели и настроения для нас ясны. А, к примеру, на восточном направлении о такой ясности говорить не приходится.

На 18 апреля в Государственной думе назначены еще одни парламентские слушания — «О ходе евразийской экономической интеграции». Здесь фактор Евросоюза также крайне важен. Эффективная интеграция постсоветского пространства возможна только при условии преодоления существующих и возможных конфликтов с ЕС в государствах СНГ, гармонизации наших интересов и укрепления сотрудничества в деле формирования общего экономическо го пространства от Атлантики до российского Дальнего Востока.

Очень показателен в этом отношении случай Украины. Пока в Киеве воспринимают наше стремление оживить восточный вектор украинской политики как попытку «оторвать» Украину от объединенной Европы, мы здесь успеха не добьемся. Добьемся успеха — если докажем, что «европейский выбор» и постсоветская реинтеграция совместимы и взаимодополняемы.

Последние годы и для России, и для Евросоюз а стал и временем новых вызовов, временем обновления повесток собственного развития. Это связано и с влиянием мирового финансово - экономического кризиса , и с противостоянием централизаторских и центробежных сил внутри ЕС, и с окончанием «эпохи стабильности» в российской политической жизни.

Но никакая текущая конъюнктура не отменит объективную данность масштабов и характера сотрудничества России с ЕС, высочайшую степень нашей взаимозависимости, экономической, политической и культурной.

 

Источник: ИНСОР

Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей
Бизнесу
Исследователям
Учащимся