Распечатать
Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей
Ярослав Кузьминов

Научный руководитель Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», член РСМД

- Один из ключевых результатов вчерашнего экспертного совета (Встреча премьер-министра Д. Медведева с экспертами "Открытого правительства" для обсуждения нового законопроекта об образовании - Примечание РСМД) - консенсус с представителями левой оппозиции, которую представлял, в частности, депутат Госдумы Олег Смолин. Коммунисты ранее представили на рассмотрение свой, альтернативный правительственному, проект закона "О народном образовании". Теперь есть большой шанс, что коммунисты поддержат правительственный законопроект, потому что многие позиции совпадают. Это показатель возросшего стремления к консенсусу по вопросам развития образования, который складывается в обществе. Очень отрадный факт.

Не секрет, что ключевая проблема сегодня - приоритетность расходов на образование. Сегодня доля ВВП по финансированию образования - 4,2 процента. Этого, конечно, недостаточно, и об этом говорилось. Есть статистика, по которой Россия находится в самом низу списка стран по доле бюджетного финансирования образования. Например, по словам Олега Смолина, у Бразилии этот показатель равен 8 процентам, а сейчас решено его увеличить до 10. Я знаю, что у Дании тоже доля ВВП по образованию 8 процентов. Этот процент надо увеличивать. И здесь предложения КПРФ опять соотносятся с предложениями экспертов "Стратегии -2020". Там мы предлагаем бюджетный маневр: увеличить финансирование образования к 2020 году на 1,2 процентных пункта ВВП.

Также удалось достичь понимания по поводу сосуществования различных форм образования - государственных и частных. Речь идет о том, что образование может предоставлять коммерческая организация. Если десять лет назад против этого резко бы выступили не только коммунисты, но и большая часть педагогического общества, то сегодня ни одного голоса против на заседании совета не было, хотя там и присутствовали учителя и директора школ. Общество уже не верит в страшилки, что любая реформа - обязательно путь к платному образованию, к приватизации школ и пр. Все-таки государство не зря в течение последних 12 лет наращивало финансирование образования. В обществе сложилось совсем другое настроение. И наличие негосударственных структур в образовании воспринимается сегодня уже как расширение возможностей выбора родителей и детей, и, в конечном счете, как повышение качества образования.

Еще один важный момент - уровень дохода учителя. Мы должны выйти на такой уровень зарплаты педагога и преподавателя вуза, чтобы ему не было необходимости от чего-то отлынивать, отказывать в дополнительных консультациях школьникам. Нужно сделать так, чтобы зарплата не только выросла ощутимо, но и изменила мораль людей. В связи с этим был и важный разговор о коррупции в образовании. Мы предложили премьеру очень простой механизм - для того, чтобы преодолеть коррупцию в образовании, нужна прозрачность, важность репутации в профсообществе, но в основе - переход к эффективному контракту с преподавателем. Человек, которого не будут, так скажем, экономическим путем толкать на поиски дополнительного заработка, готов работать честно и гораздо более устойчив к коррупции, чем тот, кому платят 50 процентов от средней зарплаты на рынке.

 

Источник - Российская газета.

Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей
Бизнесу
Исследователям
Учащимся