Распечатать Read in English
Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей
Ярослав Лисоволик

Д.э.н, член РСМД

Отличительной чертой, объединяющей некоторые из малых открытых экономик, является то обстоятельство, что они выполняют важную посредническую роль не только в своих регионах, но и в глобальном масштабе. Некоторые из этих развитых малых экономик также приобрели нейтральный статус в международных отношениях, что позволило им стать заслуживающими доверия посредниками в ключевых международных спорах. В частности, у Австрии и Швейцарии в Конституции закреплён принцип нейтралитета. В случае Австрии Декларация нейтралитета была принята в 1955 году как конституционный акт. В Швейцарии нейтралитет как внешнеполитическая норма был включён в конституции 1848, 1874 и 1999 годов, а также фигурировал в заявлении страны о вступлении в ООН в 2002 году.

В Сингапуре нейтралитет де-факто был провозглашён ключевым направлением внешней политики, особенно в отношении конкурентной напряжённости между США и Китаем в регионах Юго-Восточной Азии. Благодаря этому фактическому нейтралитету, Сингапур смог стать площадкой для переговоров между США и Северной Кореей в 2018 году, а также между лидером Китая Си Цзиньпином и лидером Тайваня Ма Инцзю в 2015 году. Как сказал министр иностранных дел Сингапура Вивиан Балакришнан, когда речь идёт о внешней политике страны и её усилиях быть надёжным и последовательным партнёром, «ключом к этому является наш нейтралитет… Мы не будем ничьей марионеткой, мы не будем действовать от имени какой-либо другой державы. Нас нельзя купить, и нас нельзя запугать». Именно этот нейтралитет позволяет Сингапуру расширять сеть союзов в мировой экономике и повышать свой вес в международных делах. Ещё в 2009 году архитектор модернизации Сингапура Ли Куан Ю заметил: «У малых стран мало возможностей изменить регион, не говоря уже о мире. Маленькая страна должна искать максимальное количество друзей, сохраняя при этом свободу быть суверенной как независимая нация. ... Мы должны сделать себя значимыми, чтобы другие страны были заинтересованы в нашем дальнейшем выживании и процветании как суверенной и независимой нации».

На фоне всплесков геополитических рисков, наблюдавшихся в последние годы, возникает необходимость в изучении некоторых вариантов международного посредничества и дипломатии, в том числе связанных с посреднической ролью региональных организаций и малых стран с развитой экономикой, пишет Ярослав Лисоволик, программный директор Валдайского клуба.

Отличительной чертой, объединяющей некоторые из малых открытых экономик, является то обстоятельство, что они выполняют важную посредническую роль не только в своих регионах, но и в глобальном масштабе. Некоторые из этих развитых малых экономик также приобрели нейтральный статус в международных отношениях, что позволило им стать заслуживающими доверия посредниками в ключевых международных спорах. В частности, у Австрии и Швейцарии в Конституции закреплён принцип нейтралитета. В случае Австрии Декларация нейтралитета была принята в 1955 году как конституционный акт. В Швейцарии нейтралитет как внешнеполитическая норма был включён в конституции 1848, 1874 и 1999 годов, а также фигурировал в заявлении страны о вступлении в ООН в 2002 году.

В Сингапуре нейтралитет де-факто был провозглашён ключевым направлением внешней политики, особенно в отношении конкурентной напряжённости между США и Китаем в регионах Юго-Восточной Азии. Благодаря этому фактическому нейтралитету, Сингапур смог стать площадкой для переговоров между США и Северной Кореей в 2018 году, а также между лидером Китая Си Цзиньпином и лидером Тайваня Ма Инцзю в 2015 году. Как сказал министр иностранных дел Сингапура Вивиан Балакришнан, когда речь идёт о внешней политике страны и её усилиях быть надёжным и последовательным партнёром, «ключом к этому является наш нейтралитет… Мы не будем ничьей марионеткой, мы не будем действовать от имени какой-либо другой державы. Нас нельзя купить, и нас нельзя запугать». Именно этот нейтралитет позволяет Сингапуру расширять сеть союзов в мировой экономике и повышать свой вес в международных делах. Ещё в 2009 году архитектор модернизации Сингапура Ли Куан Ю заметил: «У малых стран мало возможностей изменить регион, не говоря уже о мире. Маленькая страна должна искать максимальное количество друзей, сохраняя при этом свободу быть суверенной как независимая нация. ... Мы должны сделать себя значимыми, чтобы другие страны были заинтересованы в нашем дальнейшем выживании и процветании как суверенной и независимой нации».

Объединённые Арабские Эмираты также значительно активизировали свои миротворческие усилия в последние годы. Так, они выступили посредником в переговорах между Пакистаном и Индией, в результате которых стороны объявили о готовности соблюдать соглашение о прекращении огня 2003 года.

Ранее в 2018 году ОАЭ вместе с Саудовской Аравией посредничали в мирном урегулировании 2018 года между Эритреей и Эфиопией. В 2020 году наследный принц Абу-Даби Мухаммад бен Заид сыграл ключевую роль в достижении соглашений между Израилем и несколькими арабскими государствами. ОАЭ также ищут дипломатические решения по ликвидации напряжённости вокруг таких стран, как Сирия, Ливия и Йемен.

У малых стран, действительно, есть важные преимущества в посредничестве в конфликтах по сравнению с крупными экономиками. Как отмечают Дэвид Ланц и Саймон Мейсон, «малые государства обладают уникальными сравнительными преимуществами в области посредничества, поскольку они, как правило, более проворны, чем более крупные посреднические структуры . Мейсон и др. также отмечают, что «маленькие государства выигрывают от того, что они не представляют большой угрозы. Считается, что они имеют меньше геополитических интересов и придерживаются более ценностного подхода в посредничестве».

В то же время малым странам необходимо сотрудничать и создавать сети «с другими посредниками, чтобы повысить эффективность и минимизировать негативную конкуренцию».

В том же духе, как утверждал МикаэльВигелл, «координация деятельности различных направлений посредничества необходима, чтобы избежать дублирования и перегруженности посредников, что приведёт к растрате ресурсов и неэффективным операциям».

Потенциал малых государств для успешного посредничества в конфликтах ещё больше возрастает, если они смогут привлечь к участию региональные организации, важной частью которых они являются. На самом деле региональные организации заметно увеличили свой вклад в разрешение кризисов за последние несколько десятилетий – согласно ТоукоПиипаринену и Вилле Бруммеру, «региональные и субрегиональные организации в последнее время стали более активными в управлении конфликтами и разрешении конфликтов» – «до 1975 года региональные организации проводили в среднем только два посреднических проекта в год. Между 1989 и 1995 годами региональные организации предприняли 116 попыток посредничества, что составляет почти двадцать попыток в год». Сейчас на переговорах и форумах по разрешению споров региональные группы неизменно представляют крупнейшие страны, но, возможно, более мелкие страны могли бы выполнять эту роль с большей эффективностью.

Данный текст отражает личное мнение автора, которое может не совпадать с позицией редакции.



Источник: Международный дискуссионный клуб «Валдай»

Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей
Бизнесу
Исследователям
Учащимся