Распечатать
Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей
Сергей Лавров

Министр иностранных дел Российской Федерации, председатель Попечительского совета РСМД, член РСМД

С удовольствием пользуюсь возможностью обратиться к читателям юбилейного номера журнала российского парламентского Европейского клуба, который вносит полезный вклад в благородное дело развития широкого конструктивного сотрудничества на нашем континенте.

В прошлом столетии Европа пережила многочисленные потрясения, включая катастрофы двух мировых войн – соответствующие памятные даты отмечаются в нынешнем году. Эти трагические события служат наглядным примером того, к каким последствиям способны привести вера в собственную исключительность, попытки укрепить свою безопасность и обеспечить свои интересы за счет других. Казалось бы, сделав надлежащие выводы из истории, наш континент должен уверенно встать на путь взаимовыгодного партнерства и стабильного развития на благо нынешнего и будущих поколений. Тем более что идеологические разногласия, разделявшие Европу в XX веке, остались в прошлом – ставшая их символом Берлинская стена разрушена уже четверть века назад.

Однако наследие «холодной войны» до конца не преодолено, задача стирания разделительных линий в Европе еще далека от решения. Продолжаются попытки наших западных партнеров делить европейские государства на «свои» и «чужие», ставить их перед ложным выбором «с нами или против нас», что наглядно иллюстрирует ситуация вокруг Украины. Сохраняются визовые барьеры. Не выполнены сформулированные в рамках ОБСЕ и Совета Россия-НАТО задачи по созданию в Евро-Атлантике единого пространства мира, безопасности и стабильности.

При этом Европа уже не находится в центре глобальной политики, должна учитывать подъем других центров силы и влияния и отстаивать свои позиции в конкурентной борьбе. Очевидно, что обеспечить «старому континенту» достойное место в новой международной системе можно только через объединение потенциалов всех его стран, что придало бы мощный импульс их развитию, укрепило их положение на международной арене.

В этом контексте значение отношений между Российской Федерацией и Европейским союзом – двумя крупнейшими игроками на европейском пространстве – лишь возрастает. Нам немало удалось сделать за два последних десятилетия. Достигнута договоренность о создании четырех общих пространств. В 2012 году на рекордный уровень в 410 млрд. долл. вышел взаимный товарооборот, и есть основания полагать, что по итогам прошлого года эти показатели будут превзойдены. Наша страна – ведущий поставщик углеводородов на рынок Евросоюза. Россия и ЕС тесно взаимодействуют в инвестиционной сфере, реализуют взаимовыгодные проекты в инновационной и научно-технологической областях в рамках совместной инициативы «Партнерство для модернизации». Беспрецедентное развитие получили контакты между людьми.

Однако качественному рывку в отношениях все еще мешают стереотипы минувшей конфронтационной эпохи. Нам важно понять, готовы ли наши партнеры в Евросоюзе не на словах, а на деле опираться на принципы равенства, взаимного уважения и взаимного учета интересов. Исторический опыт демонстрирует, что попытки изолировать Россию приводили к тяжелым последствиям для всей Европы, и наоборот – активное вовлечение нашей страны в дела континента сопровождалось длительными периодами мира и развития.

На наш взгляд, Россия и Евросоюз подошли к рубежам, на которых усилия по углублению взаимодействия начинают пробуксовывать при отсутствии ясно сформулированных стратегических целей. Президент России В.В.Путин выдвинул инициативу последовательной гармонизации процессов европейской и евразийской интеграции в целях выхода в перспективе на единое экономическое и гуманитарное пространство от Атлантики до Тихого океана. Для реализации этой масштабной задачи есть все необходимые предпосылки – общие цивилизационные и культурные корни, высокая степень взаимодополняемости экономик, приверженность единым правилам торговли в соответствии с нормами ВТО, необходимость поиска источников роста и инновационного развития.

Разумеется, выход на принципиально новый уровень взаимодействия между Россией и Евросоюзом вряд ли можно представить без самого активного участия в этих усилиях европейской общественности. Трудно при этом переоценить роль парламентских и общественных организаций России и стран ЕС в укреплении стратегического партнерства, доверия и взаимопонимания между народами, расширении гуманитарных связей и контактов. Весьма востребован потенциал парламентской дипломатии, в том числе по линии ОБСЕ и Совета Европы – парламентские ассамблеи этих организаций предоставляют важные площадки для развития общеевропейского сотрудничества на основе общих ценностей и стандартов. Для того, чтобы их возможности можно было реализовать в полной мере, необходимо отказаться от попыток их использования в качестве инструмента осуществления политики отдельных групп государств, сориентировать их деятельность на решение подлинно значимых задач строительства общеевропейского дома. Механизмы межпарламентского диалога следует активнее задействовать для углубления культурных, гуманитарных, образовательных связей, для нахождения эффективных ответов на такие проблемы, как массовое «негражданство», неконтролируемая миграция, наркотрафик, экстремизм, национализм, нетерпимость и дискриминация.
Весомым подспорьем в решении этих задач является деятельность Комитета парламентского сотрудничества Россия-ЕС, в рамках которого в конструктивном, деловом ключе обсуждаются ключевые аспекты двусторонних отношений.

С удовлетворением отмечаем активную вовлеченность гражданского общества в осмысление происходящих в Европе процессов. Деятельность общественных организаций вносит большой вклад в гуманитарное, культурное и экономическое сближение европейских народов, противодействие неонацизму, ксенофобии, попыткам фальсификации истории, в том числе Второй мировой войны. Свобода и многообразие форм общения по линии НПО зачастую позволяют смотреть на проблемы шире, чем в рамках традиционной дипломатии. Возможность вести неформальную дискуссию по любым, даже самым острым темам, весьма важна, особенно для многоплановых отношений Россия-ЕС.

Исходим из того, что укрепление сотрудничества по линии гражданских обществ будет способствовать скорейшему устранению визовых барьеров на континенте. Являясь явным анахронизмом, визы сдерживают расширение торгово-экономических, культурных связей, человеческих контактов, что является неотъемлемой предпосылкой строительства Большой Европы без разделительных линий.

Тесно сотрудничая с Федеральным Собранием Российской Федерации, со многими отечественными НПО, Министерство иностранных дел стремится поддерживать начинания общественной дипломатии. За последние годы был предпринят ряд конкретных шагов на этом направлении, включая создание Фонда поддержки публичной дипломатии им. А.М.Горчакова, Российского совета по международным делам. Эти структуры призваны содействовать продуктивному диалогу на внешнеполитическом направлении между государственными ведомствами и гражданским обществом.

Пользуясь случаем, поздравляю Европейский клуб с юбилеем, желаю успехов в деле упрочения доверия в Европе.

Источник: Европейский клуб

Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей
Бизнесу
Исследователям
Учащимся