Распечатать
Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей
Игорь Юргенс

Директор Центра устойчивого развития, профессор кафедры управления рисками и страхования МГИМО МИД России, член РСМД

В предыдущем бюллетене мы выражали уверенность в том, что внешняя политика второго срока американского президента будет выдержана в умеренных тонах. Об этом свидетельствуют и кадровые назначения, и первые официальные заявления высокопоставленных представителей администрации (см. материал о мюнхенской речи Д. Байдена).

Однако очень подвижная картина мировой политики может вносить в этот анализ существенные коррективы.

Начнем с того, что тревожным фактом стало окончательное обретение Северной Кореей ядерного оружия. Обаме пришлось в обращении к конгрессу 12 февраля 2013 г. осудить «провокацию северокорейского режима», проведшего испытания ядерного заряда мощностью в 5—6 мегатонн. Он пообещал «поддержать союзников, усилить противоракетную оборону, принять решительные ответные меры вместе с мировым сообществом».

Не менее жесткие слова прозвучали в адрес иранского руководства. Третьей по степени опасности была упомянута угроза кибератак «на энергетические сети, финансовые учреждения, системы контроля за воздушным движением».

Россия упомянута как партнер по дальнейшему сокращению ядерных арсеналов и контролю за ядерными материалами.

Важным шагом стало объявление Обамой об одновременном завершении переговоров о создании Транстихоокеанского партнерства и начале переговоров о создании Трансатлантического партнерства в области торговли и инвестиций. Это означает, что азиатский вектор дополняется всеобъемлющим договором о зоне свободной торговли с Западной Европой.

Американская инициатива по сокращению наступательных ядерных вооружений пока не встречает в Москве понимания. Нас не устраивают планы по размещению ПРО в Европе, отказ США от ратификации Договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний и от заключения договоренностей по неразмещению оружия в космосе.

Основной аргумент наших военных заключается в том, что у американцев создается всё больше т. н. «умного» или высокоточного оружия, которого в обозримом будущем у нас не будет в силу отсутствия технологий.

Компенсировать нехватку можно только мощным «валом» — отсюда выделение огромных средств на разработку новой межконтинентальной баллистической ракеты СС-27. По мнению военных, замедление модернизации ядерных сил ставит под угрозу стратегический паритет. С этой точки зрения, материальную пользу России при сокращении ядерных сил принесет лишь отказ от разработки и производства железнодорожных ракетных комплексов.

Все определившиеся разногласия, по свидетельствам российских дипломатов, были подтверждены в ходе февральского визита в Москву заместителя государственного секретаря США Р. Гетемюллер, отвечающей за вопросы контроля над вооружениями.

Однако по мнению наиболее авторитетных отечественных и зарубежных специалистов, основная угроза для России не носит военного характера. Мы по-прежнему пытаемся удержать внутренний и внешний статус-кво, не делая почти ничего для повышения своей международной конкурентоспособности.

Консервативная часть российской элиты сопротивляется перераспределению рентообразующих сырьевых доходов в пользу новой экономики. Сохранение сырьевой зависимости уже привело к отставанию, а дальше это отставание превратится в угрозу более существенную, чем военная.

Источник: ИНСОР

Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей
Бизнесу
Исследователям
Учащимся