Распечатать
Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей
Алексей Васильев

Почётный президент Института Африки РАН, академик РАН, член РСМД

Египет взорвался революци­ей. Подлинной. Не «как бы революцией», как я сам пи­сал до посещения страны в своей статье «Цунами революций», а подлинной революцией.

Почему?

Не потому, что в Египте была самая страшная бедность в мире. Глинобитные трущобы Каира утыканы телевизионными антен­нами. В домах есть электричество и нередко вода, а дети почти все ходят в школу. Сравните с афри­канскими и индийскими трущо­бами и «почувствуйте разницу». А там революций нет... Пока нет...

Не потому, что Египет был го­лодным. В среднем египтянин по­лучал калорий выше общеприня­той нормы благодаря субсидиро­ванным ценам на лепешки, расти­тельное масло, сахар, хотя, конеч­но, без европейской доли мяса, овощей, фруктов, молока в диете.

Не потому, что в стране был экономический застой. Наоборот, средние темпы прироста ВВП в нашем веке - 5-7% в год (около 4% даже в кризисный 2009 г.) -были выше мировых, хотя и ниже китайских или индийских. До­стигнутый уровень - примерно $6 тыс. на душу населения в год - выглядит неплохо.

Не потому, что там был самый деспотичный и репрессивный ре­жим на земле. Были и есть режи­мы много хуже и страшнее. В Египте все же существовала оп­позиционная и достаточно сме­лая пресса, была развита система адвокатуры. Хотя были и произ­вольные аресты, и пытки в тюрьмах и концлагерях.

Не потому, что Египет стал чемпионом по коррупции. В стра­не была чудовищная коррупция. Но в списке самых коррумпиро­ванных стран он находился где-то в середине.

Так почему же?

Попытаюсь предложить свое объяснение.

ГЛУБОКИЕ КОРНИ

Дело в том, КАК воспринима­ли египтяне свое положение. Существующий порядок вещей стал невыносимым, хотя десятилетия и десятилетия главной мудростью египтянина была максима: «тер­пение - добро!». Терпи унижения, терпи безработицу, терпи скан­дальный разрыв между богатыми и бедными, терпи несправедли­вость и произвол судей, чиновни­ков, полицейских. Терпи невоз­можность реализовать свои таланты. Не протестуй. Да воздаст­ся тебе в другом мире за твою до­бродетель и терпение в этом мире.

А уровень образования быст­ро рос, а спутниковые каналы показывали достойную, красивую, свободную жизнь. А Интернет и мобильные телефоны стали до­ступны миллионам. А люди зна­ли и видели, что небелые, неевро­пейцы - японцы, корейцы, а затем и китайцы - поднимались все вы­ше, жили все лучше. А арабская нефть и арабский газ куда-то уте­кали.

* Подробнее см. журнал «Азия и Африка Сегодня», № 6 (646), 2011, с. 10-16: Коротаев А.В., Зинькина Ю.В. Египетская революция 2011 года. Структурно-демографический анализ.

Как же так? Мы же – древнейшая цивилизация на земле! Мы - умм ад-дунья - т.е. мать мира! У нас же лучшая в мире религия - ислам. На нашем, на арабском, языке ниспослан великим Алла­хом на землю Коран!

И внутри, в сердце, в мозгу на­растал крик «Хватит!», который до времени не выплескивался на­ружу.

Очень существенная состав­ляющая часть кризиса - демографическая. Ученые называют ее «молодежным бугром». В чем его суть? 20-30 лет назад благодаря успехам медицины резко снизи­лась детская смертность. Но фертильность женщин - т.е. количе­ство рождений на каждую жен­щину - временно оставалась прежней. Снижение рождаемости происходило, но отставало от снижения смертности. И к насто­ящему времени в арабских стра­нах до 30-40-50% населения составляют молодые люди в возрас­те 15-30 лет. Таким образом, вы­росла и стала преобладающей в обществе наиболее пассионарная, нетерпеливая и решительная часть населения. Но эти молодые, в отличие от прежней эпохи, как правило - образованные или по­луобразованные.

В одном Египте - сотни тысяч выпускников университетов (пусть и с сомнительным качест­вом образования), у большинства есть мобильные телефоны, ком­пьютеры и возможность нового социального общения с помощью Интернета, «Фейсбука», «Ю-Тьюба». У них велики социаль­ные амбиции, но мало амуниции. Телеканалы на арабском языке «Аль-Джазира», «Аль-Арабийя», «Аль-Хуррийя», исповедовавшие западные ценности в арабской оболочке, действовавшие по за­падным стандартам, давали свое видение мира. А работы-то не хватало. А зарплаты были низки­ми, если вообще были. А денег на калым и женитьбу не хватало. Скапливалась критическая масса протестного взрыва. Не только в Египте. Пожалуй, почти во всех арабских странах.

Этот протест подпитывала це­ленаправленная американская и в целом западная пропаганда. По­сле успеха некоторых «цветных революций» на постсоветском пространстве под прицелом ока­зались арабские страны. Взамен прежнего лозунга «Братьев-му­сульман»: «Ислам - вот реше­ние», «Коран - наша конститу­ция» были вброшены новые лозунги: «Демократия - вот реше­ние», «Права человека - вот ло­зунг борьбы», «Свобода - вот цель». Лозунги для образованной или полуобразованной молодежи - пьянящие, радужные, прекрас­ные. Кого волнует, что при этом игнорируются тысячелетние тра­диции своих цивилизаций, тради­ции коллективизма, нормы соци­альной ответственности? В сто­рону! Скинуть все эти традиции с корабля современности!

Через американский Нацио­нальный фонд развития демокра­тии, с бюджетом в десятки мил­лионов долларов, через развитую сеть неправительственных орга­низаций, через приглашения на учебу, семинары, конференции на Западе присматривались к потен­циальным новым лидерам в араб­ских странах. Через Интернет распространяли инструкции «не­насильственной» борьбы, чуть ли не 200 способов - от забрызгивания краской ветровых стекол по­лицейских автомашин до карто­нок под пиджаки и рубашки, что­бы сделать неэффективными уда­ры полицейскими дубинками.

И все же! Кто стоял за этой по­литикой Запада? Официальный Вашингтон? Израиль? Мировая закулиса?

Как легко кидаться хлестки­ми эпитетами, если не копать глубже! Как просто все объяс­нять происками «вашингтонско­го обкома» и решениями «изра­ильского райкома»! Но не уйти от факта - именно факта: сущест­вовал реальный военно-полити­ческий союз Вашингтона (вкупе с НАТО) с репрессивными авто­кратическими режимами в араб­ских странах. «Хотя он сукин сын, но это наш сукин сын», по­вторяли и повторяют лидеры За­пада. (Сам видел, как на конфе­ренции Афросоюза - Евросоюза в Триполи в ноябре прошлого года европейские лидеры заискивали перед Каддафи.) Никуда не уйти от сотрудничества Запада с ре­прессивными режимами с целью поддержания стабильности в угоду Западу, сохранения мира с Израилем, обеспечения неогра­ниченного доступа к главному - нефтегазовым ресурсам огромно­го региона, сотрудничества в де­ле борьбы с терроризмом и ис­ламским экстремизмом.

Официальный Вашингтон знал о растущей социально-поли­тической напряженности в араб­ских странах, он правильно счи­тал, что нужны реформы, но ре­формы - сверху, постепенно, де­мократизация в рамках союза с Западом. Программа «Большого Среднего Востока», как и слегка измененная программа «Нового Среднего Востока» была нацеле­на на трансформацию правящих в регионе элит по западным лека­лам. Не удались эти планы. То ли закостенели эти самые элиты в своих привилегиях и традицион­ных методах «тащить и не пу­щать», то ли перед их глазами стоял пример саморазрушения коммунистических номенклатур, которые попытались принять за­падные правила игры и рухнули (жалкая судьба оплеванного в собственной стране Горбачева). Но арабские элиты остались не­движимы. А неправительствен­ные организации снизу, выра­щенные на американские и запад­ноевропейские деньги, остава­лись маргинальными под удара­ми полицейских дубинок и чужи­ми - для масс населения.

И вдруг! Тунис! Египет! Ливия! Бахрейн! Иордания! Йемен! Сирия! Десятки тысяч, сотни ты­сяч, миллионы демонстрантов.

Растерянность Вашингтона и Тель-Авива.

По-разному прокатилось цу­нами революций по разным араб­ским странам. Но мы больше бу­дем говорить о Египте.

РЫЦАРИ РЕВОЛЮЦИИ

Вот что мне говорил выдаю­щийся современный египетский писатель Гамаль аль-Гитани: «Примерно за неделю до 25 ян­варя я был в президентском дворце на приеме - кому-то вру­чали высший орден «Ожерелье Нила». Я был подавлен. Я видел царский двор, с лакеями, церемониями, лжецами, лизоблюда­ми. Все казалось мертвым и безнадежным. «Неужели это на дол­гие годы?» - спрашивал я себя. Конечно, я слышал еще 24 янва­ря, что на следующий день с по­мощью Интернета молодежь ор­ганизует демонстрацию. Но, как человек старшего поколения, я просто не верил в успех Интер­нета. И вот - свершилось! Алек­сей! Свершилось! Революция объединила всех, мусульман и коптов, богатых и бедных, интел­лектуалов и неграмотных. Это был общенациональный порыв. Пусть будут трудности, страда­ния, жертвы! Но не вернется ста­рый, мертвый режим!»

«Друг мой! Мой верный, чест­ный, бесконечно талантливый друг. Мне так хочется тебе ве­рить! Так хочется верить в буду­щее любимого мной Египта. Но я-то из страны, которая за век пе­режила столько революций и контрреволюций! И с какой горе­чью я смотрю на сегодняшний день моей родины»... Я не сказал этих слов, чтобы не причинить ему боль. Так, как он, думают многие. Мейса - вдова Мухаммеда Сид-Ахмеда, моего друга, фи­лософа и публициста, проведше­го 5 лет в насеровском концлаге­ре, основателя одной из египет­ских компартий, воскликнула при встрече: «Мы - в новом Егип­те! Мы вернули честь и достоин­ство великого Египта!»

…Беседую с теми, кто через Интернет, «Фейсбук», «Твиттер», «Ю-Тьюб» стал организато­ром египетской революции. Не важны их имена, они их не скры­вают, пожалуйста, цитируйте, но их не знает наша публика. Брен­дом этой группы стал их при­ятель У.Гонем. Он был занят в день встречи. У молодых людей нет ни чувства ревности, ни зави­сти. Раскованные, образованные ребята. Совершенно искренние. Патриоты. Революционеры. Один из них на площади Ат-Тахрир потерял глаз... Умные и. пусть простят они меня. наив­ные, увлеченные западными лозунгами и ценностями.

Постарался расположить их к себе. Раскрыл свою книгу «Еги­пет и египтяне» и прочитал по­священие и заключение. Им по­нравилось. Сказал, что приехал учиться, а не учить, изучать об­становку, и потекла откровенная беседа с жаркими спорами.

Когда вы решили, что настал час «Х» для революции?

— Мы не планировали револю­ции. Мы не собирались устраи­вать революцию, хотя знали об успехе наших тунисских братьев. Мы призвали людей на демонст­рацию против ненавистной поли­ции. Хотели испортить праздник полиции 25 января. Рассчитыва­ли, что на демонстрации выйдут тысяч 40, а вышло больше 200 ты­сяч. Были жертвы. А дальше ста­ло ясно: народ не хочет Мубара-ка. 28 января после пятничной молитвы на улицу вышел милли­он протестующих и еще несколь­ко миллионов по всей стране. Не­нависть вырвалась наружу. А дальше - дело известное. Поли­ция после нескольких попыток расправиться с демонстрантами разбежалась, а армия была вместе с народом.

Каковы ваши задачи?

— Демократия. Возвращение человеческого достоинства. Возвращение величия Египта. Сво­бода. Свободные выборы.

А почему вы выступили про­тив поправок к конституции, за­тем против временной конститу­ции, предложенной военными?

— Нужно было время для об­суждения проекта конституции. Мы не хотели, чтобы в ней сохра­нилась статья «Ислам - государ­ственная религия, а шариат - ос­новной источник законодательст­ва». Мы были против введения формальной квоты в парламенте - 50 процентов для рабочих и кре­стьян, - сохраненной со времен Гамаля Абдель Насера.

Вы сами надеетесь на успех на выборах?

— Вряд ли мы получим много голосов. Но у нас формируется два блока «Союз 6 апреля» - он существует уже пару лет - и «Блок революционной молоде­жи». Стоит задача дискредитиро­вать прежнюю партию власти -Национально-демократическую, конфисковать ее имущество, по­казать народу, насколько коррум­пированы ее члены. О текущей задаче: отправить под суд всех коррумпированных высших чиновников прежнего режима.

А как вы относитесь к Ли­вии?

— Мы - союзники ливийских революционеров, мы - против диктатора Каддафи.

Вы согласны с натовскими бомбардировками страны?

Некоторые колебания моих собеседников, а затем решитель­но:

— Если для успеха революции нужен союз с НАТО, пусть будут бомбежки НАТО.

А если вы столкнетесь с со­противлением здесь, в Египте, вы пригласите бомбить Египет на­товские самолеты?

Я намеренно задал провока­ционный вопрос. Мои собеседни­ки горячо заспорили между со­бой, до крика, потом пришли к консенсусу:

— Египет - великая страна, она сама справится со своими про­блемами. Бомбить Египет не по­смеют. У нас самая сильная ар­мия и самое сильное ПВО на Ближнем Востоке (про Израиль мои собеседники, конечно, забыли, а о качестве египетской ПВО в сопоставлении с современными требованиями они, видимо, не знали).

Знаете ли вы, что все револю­ции всегда приводили к экономическому упадку? Люди надеялись на немедленное улучшение ситуации, на немедленное улучшение своего личного положения. Но этого не будет.

Один из них сказал:

— Но ведь коррупционеры пе­ревели за границу десятки мил­лиардов долларов. Мы их вернем.

Простите, - возразил я, - из Африки за 50 лет независимости был незаконно вывезен почти один триллион долларов. Вы знаете, сколько удалось вернуть за многие годы усилий? Один миллиард - од­ну тысячную часть награбленно­го.

Ребята погрустнели. Но потом один из них сказал:

— Но мы же нужны демократи­ческому Западу. Запад нам помо­жет.

Вы не ожидаете контррево­люции?

— Да, такая опасность есть. Но есть и опасность новой револю­ции, «революции голодных», ес­ли экономика не наладится.

Точно такие же слова о воз­можной «революции голодных» я услышал от одного из руководи­телей «Братьев-мусульман» Саа-ди Хусейни.

СТАРЫЕ И НОВЫЕ «БРАТЬЯ-МУСУЛЬМАНЕ»

Офис «братьев» в одном из от­даленных районов Каира. Скром­ное, непритязательное жилище. Охраны почти нет или она неви­дима. Снуют посетители. Руково­дители в отутюженных европей­ских костюмах, с галстуками, бо­роды аккуратно подстрижены. Речь спокойная и взвешенная. Мы говорили по-арабски, но тут же сидел готовый помочь дипло­мант Менделеевского института, кандидат химических наук, женатый на русской. Мой собеседник -бывший член парламента созыва 2006-2010 гг. - был официальным представителем фракции «Брать­ев мусульман» в том парламенте. В следующий парламент подруч­ные Мубарака не пропустили «братьев», грубо сфальсифици­ровав выборы.

Беседа была дружеской и от­кровенной. «Братья» по глупей­шему решению нашего суда 90-х гг. числятся «преступной терро­ристической организацией». По­этому у нас с ними - никаких офи­циальных контактов. Президент России Д.А. Медведев только что освободил меня от должности его представителя по связям с лиде­рами африканских государств. Поэтому я как свободный ученый мог встречаться с кем угодно.

Я полагал, что в какой-то ме­ре был готов к встрече и дискус­сии. Я сам писал, что есть ислам и ислам. Ислам разнообразен, многолик и противоречив. Его знаменем могут прикрываться общественно-политические те­чения самого разного свойства. Есть полуофициальный ислам аль-Азхара - влиятельнейшего богословского университета в Египте; народный ислам мистиков-суфиев; ислам экстремис­тов-террористов. И ислам самой массовой общественно-полити­ческой организации «Братьев-мусульман». Они отвергали иде­алы «западников»-либералов и революционеров-националис­тов, искали ответы на вызовы со­временности в Коране и сунне (житие пророка Мухаммеда). Борьба за сохранение ислама - вот главная задача мусульман, считали они. Поэтому нужно со­противляться империализму, Западу, который хочет разгра­бить ресурсы мусульманского мира и разрушить ислам.

Когда-то «братья» отвергали политические партии как неприемлемую форму социально-поли­тической жизни мусульманского Египта. Но потом прагматично использовали выборы в парла­менте или как независимые, или в союзе с другими партиями. Но, по их мнению, политические партии и демократия в Египте провали­лись. Парламент формировали из угнетателей народа. Управлять справедливо государством можно лишь на основе шариата, имею­щего божественное происхожде­ние, а не на основе законов, со­зданных человеком. Но демокра­тия может функционировать в рамках исламского законодатель­ства, поэтому обвинять «братьев» в недемократичности - «большая ложь». Ряд экономических мер должен обеспечить благосостоя­ние народа и независимость от иностранного экономического господства. Нужно освободиться от империализма в его различных обличьях. Когда-то врагами «бра­тьев» были и коммунисты с их атеистической идеологией, но сейчас о коммунистах просто за­были.

Это краткое резюме отнюдь не охватывает широчайшего спектра взглядов «братьев-мусульман» на все стороны социальной, семей­ной, политической и экономичес­кой жизни. Но как полезно услы­шать мнение прагматика-«брата», одного из лидеров организации!

— Наконец-то вы пришли к нам, в нашу штаб-квартиру. Мы, «братья», всегда хотели встре­чаться с русскими и вести откры­тый диалог, - говорил Саад Ху-сейни. - Это в интересах России, Египта и всего человечества. Мы помним, как вы помогали Египту и Палестине, мы помним, как вы помогали создавать наши воору­женные силы, строить высотную Асуанскую плотину, возводить заводы, готовить кадры. Мы этого не забудем.

После распада СССР в мире образовалась пустота. Раньше был баланс сил в интересах чело­вечества, а значит - и в интересах арабских стран. Сейчас баланс нарушен. Россия - великая дер­жава, и она должна играть боль­шую роль в мире, в том числе в нашем регионе.

А какова ваша позиция в от­ношении конкретных событий?

— Напомню, что когда Грузия вела войну в Осетии, а минист­ром обороны Грузии тогда был гражданин Израиля, мы поддер­живали Российскую Федерацию, мы поддерживали Россию в вой­не против Грузии.

Мы приветствуем диалог с русскими в любом формате, или на официальном уровне, или в рамках НПО в интересах двух стран. Но препятствия - с вашей стороны. Мы очень сожалеем, что в России все еще числимся в «черном списке» террористов и преступников. Этого нет нигде в мире, только у вас. Наша орга­низация имеет миллионы чле­нов. Имена, телефоны, наши офисы известны. Мы - террорис­ты? С нашими братьями из ХА­МАСа в секторе Газа вы официально встречаетесь, а мы - преступники? Если определять на­ши позиции, то мы - центристы, мы за то, чтобы принимать «дру­гих».

Наши постулаты следующие: упадок нравов в мусульманском мире предполагает неприятие и осуждение «других», вызывает волну экстремизма и терроризма. Мы понимаем, почему рождается насилие. Но мы против насилия, против терроризма, хотя мы за право сопротивляться агрессии и оккупации. Мы осудили теракты 11 сентября в США. Именно мы сдерживаем терроризм в мусуль­манском мире, поэтому некото­рые террористы называют нас «неверными».

Сейчас организации «брать­ев» существуют в 90 странах в разной форме, иногда участвуют в правительствах. У нас очень много молодежи. Наша задача признавать «других» и выступать за демократизацию, отвергая на­силие. Мы - школа будущего.

Резюмирую свои слова: мы хо­тим больше связи с Россией, мы ждем снятия с нас обвинений в терроризме. Вы уже опаздываете, а кто опаздывает, тот теряет пози­ции. (К концу беседы мой собе­седник поглядывал на часы. В приемной уже сидел новый гость - советник-посланник посольства Германии.)

Играли ли «братья» роль в революции?

— Наша молодежь участвовала в переписке по «Фейсбуку», и мы разрешили молодым «братьям» участвовать в демонстрациях 25 января, причем не только в Каи­ре, но и по всей стране, особенно в индустриальном центре Махал-ле-эль-Кубре.

А 28 января мы решили, что все «братья» должны участвовать в революции как часть народа, но не выдвигать особые требования. «Свобода! Справедливость! Де­мократия!», «Мубарака - в от­ставку!» - это были лозунги всех и в том числе наши лозунги. Вме­сте с тем, мы выступали против насилия, даже против насилия в отношении полиции. Если бы не наше участие, не обошлось бы без еще больших жертв. Среди де­монстрантов были агенты поли­ции, именно они пытались прово­цировать столкновения. Мы счи­таем, что наша позиция предопре­делила успех революции, ведь она прошла по всей стране, а не только на площади Ат-Тахрир. Это была революция всей страны, поэтому мы отвергли поддержку, выраженную нам Хасаном Насраллой (лидер ливанской партии «Хезболла». - А.В.) и Ахмадинежадом (президент Ирана. - А.В.), которые утверждали, будто в Египте произошла исламская революция. Мы сказали им «нет». Это - революция всех егип­тян.

Каковы ваши планы на бли­жайшее время и среднесрочные перспективы?

— Мы должны свалить Нацио­нально-демократическую пар­тию. Она погрязла в коррупции, связана с аппаратом, с репрессия­ми. Партия должна быть распу­щена, ее собственность конфис­кована. Мы предполагаем, что они могут изменить название, но мы составим черный список коррупционеров из НДП, чтобы по­мешать их успеху на выборах под другим названием. Но на местах у них есть крепкие позиции, поэто­му многие могут пройти в парла­мент.

Каковы ваши планы по созда­нию собственной партии?

— Некоторое время назад была создана партия «Васат» из числа молодых «братьев». Теперь мы создаем массовую Партию свобо­ды и справедливости, чтобы ее за­регистрировать. Может быть, мы создадим свой телевизионный ка­нал и газету. Мы не против зако­на, запрещающего образование партий по религиозному принци­пу. У нас будет светская партия. Мы не против участия в ней даже христиан-коптов. Мы не стремимся к созданию теократичес­кого религиозного государства. Мы - за гражданское государство, за гражданское правительство. Наша тактика следующая: во-первых, мы не будем выставлять свою кандидатуру на пост прези­дента, но, естественно, будем под­держивать того, программа которого будет близка нашей; во-вто­рых, мы не будем участвовать в переходном правительстве, хотя участие в будущем правительстве не исключено; в-третьих, мы не стремимся завоевать большинст­во в парламенте, чтобы никого не пугать. Ведь Мубарак нами пугал Запад, чтобы обеспечить себе за­падную поддержку. Мы хотим усилить активность политичес­кой жизни Египта, не претендуя на монополию власти. 20-30% мест в парламенте для нас доста­точно.

Как вы оцениваете экономи­ческую ситуацию в стране?

— Мы знаем, что Египет ждут очень трудные времена, поэтому, в частности, мы не хотим прини­мать на свои плечи всю ответст­венность. Экономическое поло­жение ухудшается. Возможна так называемая «революция голод­ных». Нужно этому помешать пу­тем активной борьбы с коррупци­ей. У многих есть наивные надеж­ды - вернуть деньги, украденные коррупционерами, переведенные в западные банки, а потом раздать эти деньги. Все это нереально. Нужно создавать условия для гармоничного экономического развития. Мы надеемся, что вы­боры будут честными, и в парла­менте мы сможем отстаивать свои принципы.

Если обратиться к междуна­родным делам, каковы ваши внешнеполитические установки?

— Мы считаем Иран мусуль­манским государством. У нас об­щие интересы. Правда, мы против их методов экспансии. Мы про­тив некоторых положений шииз­ма. Но мы хотим строить мосты сотрудничества с Ираном, мы го­товы к этому сотрудничеству. От­ношения с Саудовской Аравией мы считаем очень важными. Еги­пет и Саудовская Аравия - это два столпа арабского мира. Есть сот­ни причин для сотрудничества с мощной саудовской экономикой. «Братья-мусульмане» во времена Насера бежали в Саудовскую Аравию и работали там, преподавали. Мы любим эту страну, там находятся две главные святыни ислама.

Вы можете изложить вашу позицию по вопросу о возможном производстве ядерной бомбы в Иране?

— Об этом много говорят, но сейчас почему-то не говорят о том, что у Израиля больше 200 ядерных боеголовок. Если они откажутся от них, то и мы также откажемся. Но мы против изра­ильской монополии в регионе на ядерное оружие. Мы хотим раз­вивать мирный атом. А обвиняют в чем-то Иран. Израиль уже на­носил удары в Ираке и Сирии по атомным объектам. Говорят о возможности таких же действий в отношении Ирана.

Как вы относитесь к буду­щим отношениям с Израилем?

Мой собеседник попеременно употребляет термины - то «сионистское образование», то «Изра­иль».

— Мы уважаем мирные догово­ры, заключенные Египтом. Но с «сионистским образованием» -дело особое. Есть три варианта. Первый - полностью отменить мирный договор. Второй вариант - оставить его в неизменном виде. Третий вариант, за который мы выступаем, - предложить народу обсудить содержание договора после выборов. Пусть говорят все. После этого провести рефе­рендум или голосование в парламенте. Мы будем выполнять во­лю большинства народа. Если на­род решит изменить договор, бу­дем вести переговоры.

А ЧТО ИЗРАИЛЬ?

Отвлекусь на мгновение от со­бытий в Египте. Вокруг этих внешнеполитических постулатов «братьев» вертелись все мои раз­говоры и беседы в Израиле. Обес­покоенность выражали все - и правые, и левые. И проправитель­ственные аналитики, и независи­мые профессора. Здесь внима­тельно отслеживали не только за­явления «Братьев-мусульман». Ведь и новый министр иностран­ных дел Египта Набиль аль-Араби тоже заявил, что мирный дого­вор с Израилем - это «не священ­ная корова». Необходимость пе­ресмотра договора подразумева­ли и возможные кандидаты на пост президента Египта Амр Му­са и Мухаммед аль-Барадеи.

В Израиле понимают, что со­трудничество с режимом Мубара-ка в блокаде сектора Газа далеко выходило за пределы прежнего мирного договора и прежних до­говоренностей. Были данные, что израильская разведка постоянно информировала Мубарака о по­токах демонстрантов в Дельте и зоне Суэцкого канала, чтобы он был лучше осведомлен об обстановке.

Израильский премьер-ми­нистр Беньямин Натаньяху за­явил, что с палестинским прави­тельством, в котором участвует ХАМАС, не может быть перего­воров.

Арабские революции подошли к самому Израилю. 15 мая палестинцы отмечают как день Накба, т.е. катастрофы, считая таковой дату образования Израиля. На этот раз впервые палестинцы пробились через линию переми­рия на оккупированные Голан-ские высоты, пытались пройти маршем с Западного берега в Ие­русалим, подошли к южной границе Ливана, к административ­ной границе сектора Газа. Изра­ильские части использовали сле­зоточивый газ, а затем стали стре­лять боевыми патронами. В ре­зультате было полтора десятка убитых палестинцев и несколько десятков раненых.

После падения Мубарака представители ХАМАСа, правя­щего в секторе Газа, посетили Ка­ир и встречались с военным руко­водством, чтобы обсудить воз­можности экономических связей с Египтом и положение полити­ческих заключенных в израиль­ских тюрьмах. В Каире ХАМАС из Газы и ФАТХ с Западного бе­рега договорились о совместных действиях. Правительство Изра­иля недовольно - ведь ставка бы­ла и остается на раскол палестин­цев.

Под вопросом оказалась вся израильская политика статус-кво, которая предусматривала ве­дение переговоров ради перегово­ров, откусывая один кусок палес­тинских территорий за другим, основывая новые поселения для израильтян, выжимая палестин­цев с их насиженных мест. Поэто­му с учетом развития событий в Египте резко изменилось отно­шение к революционным событи­ям в Сирии. В первые дни антиправительственных волнений пресса выступала за поддержку демонстрантов, потом наступила всеобщая сдержанность. Как здесь цинично говорили, «изра­ильский райком» решил не свер­гать Башара Асада, а «вашингтон­ский обком» утвердил это реше­ние. Почему? Башар Асад был предсказуемым. От него исходил поток антиизраильской и антиза­падной риторики, жестких заяв­лений. И вместе с тем, баасистский режим с 1973 г., т.е. в тече­ние 38 лет (!) не допустил ни од­ного нарушения перемирия на Голанских высотах. 20 тыс. изра­ильских поселенцев осваивают оккупированные Голанские вы­соты. Их Израиль даже формально аннексировал, хотя этот акт не признан ни одним государством мира.

Правда, в Израиле отмечают, что Сирия - союзник ненавистно­го Ирана, которого здесь принято считать врагом. Сирийцы, по ут­верждению израильтян, вооружа­ют и готовят боевиков «Хезболлы» в Ливане, которые столь ус­пешно воевали против израиль­тян в 2006 г. Но потенциальный хаос в Сирии, подъем суннитско­го движения, во главе которого могут стоять местные «братья-мусульмане», гораздо более экстремистски настроенные, чем в Египте, - это представлялось худ­шим сценарием.

Дальше мнения разделялись. Одни (левые) полагают, что как раз сейчас и нужно договаривать­ся с сирийцами и палестинцами, чтобы снять напряженность на будущее с меняющимся и, воз­можно, демократизирующимся арабским миром. Другие (близ­кие к правительству) полагают, что именно сейчас нельзя вести никаких переговоров, нельзя за­ключать никаких соглашений, тем более нельзя делать террито­риальных уступок, так как не из­вестно, какие силы придут к влас­ти завтра в Сирии или же на охва­ченных кризисом палестинских территориях.

До сих пор нет ответа на во­прос, справится или нет с революционными волнениями Башар Асад, даже если предположить, что израильские и американские спецслужбы пока (!) не работают против него. Но официальный Вашингтон и его натовские союз­ники все больше настраиваются на свержение Башара Асада.

У арабских революций своя логика и своя динамика. А сирий­ские «братья» не забыли, как в 1982 г. Хафез Асад (отец нынеш­него президента) утопил в крови с тысячами жертв восстание «братьев» в городе Хаме. У на­следников того восстания свои счеты и с алавитами - костяком правящей партии, костяком офи­церства и генералитета, и с семей­ством Асада, и с его окружением.

Ясно, что почти бескровные египетские или тунисские вари­анты в Сирии не пройдут. А пред­ставители «Интернет-молоде­жи», сидящие в Ливане или Иор­дании, через сеть социальных связей гнут свою линию - «Долой баасистский режим!» В ответ -массовые репрессии с участием армии. Уравнение со многими не­известными.

«СЛУШАЙ ГОЛОС АТ-ТАХРИРА!»

...Я - на площади Ат-Тахрир, в центре Каира. Пятница. Люди собираются на митинги в разных концах площади. Участников не сотни тысяч, но, во всяком слу­чае, - десятки. Само название Ат-Тахрир стало брендом египетской революции, символом стойкости, мужества, свободы. Восемнад­цать дней без перерыва здесь ки­пели страсти, звучали речи, споры, стихи, песни, были схватки с полицией и с нанятыми полици­ей хулиганами и даже с верблю­жьей кавалерией. Из миллионов глоток рвалось одно слово в адрес президента Мубарака: «Ухо­ди!!!». Полиция тогда исчезла. Вокруг площади и в переулках стояли танки. Армия не вмешива­лась в события.

В критический день 11 февра­ля толпа намеревалась двинуться к президентскому дворцу, где стояла готовая стрелять прези­дентская гвардия. Мне рассказы­вали, что якобы состоялся теле­фонный разговор президента Мубарака с министром обороны маршалом Мухаммедом Тантави. Этот разговор уже стал частью революционной мифологии. «Почему ты не на моей стороне? -кричал президент. - Я же сделал тебя маршалом, я назначил тебя министром обороны!». «Да, я всем обязан тебе, мой президент. Но если выбирать между тобой и родиной, я выбираю родину. Ухо­ди! Армия будет против твоей гвардии». Президент подал в от­ставку и улетел с семьей в Шарм-эль-Шейх на личную виллу. А кровавой бани удалось избежать.

Власть в стране взял Высший военный совет во главе с Тантави. Но лишь единицы знали, что на­кануне этого решения начальник египетского генштаба Сами Энан несколько дней сидел в Вашинг­тоне, в Пентагоне, согласовывая с американцами план действий. Было решено пожертвовать Мубараком, но сохранить власть в руках военных, которые должны начать реформы.

Народ не знал закулисной ис­тории и ликовал.

Но революции, повторяю, имеют свою логику. Ее составная часть - наращивание требований.

Речь уже идет не только об изгна­нии Мубарака, но и о смене режи­ма. Правительство отправили в отставку, назначили новое, отме­нена старая конституция, опуб­ликованы временные конститу­ционные положения, распущен прежний парламент.

А вот теперь на площади я слышу новые требования. Оратор выкрикивает в рифму: «Вот наши требования, о мушир (мушир - по-арабски маршал), слушай голос Ат-Тахрир!» Толпа размахивает национальными флагами и хором раз за разом повторяет лозунг.

Рядом другой митинг. Высту­пает имам мечети Омара, переме­жая свое выступление цитатами из Корана и рифмованными ло­зунгами:

«Спасибо революции 25 янва­ря!», «Под суд коррупционеров!», «Почему власти медлят?», «При­вести сюда, на площадь, Мубарака, его сыновей и подручных, пусть их судит народ!», «Убрать прежних руководителей СМИ!», «Почему остались на своих мес­тах губернаторы, ставленники Мубарака? Гнать их!», «Да здрав­ствует революционная закон­ность!», «Не может быть диалога с убийцами, на руках которых кровь наших мучеников!», «Нам принадлежит законность!», «Ни­какие дела нельзя делать без уче­та наших требований, требований народа!», «Это - не футбольные соревнования и не разногласия между поклонниками того или иного клуба, чтобы говорить о примирении. Затронута честь на­рода, кровь мучеников».

Толпа бурно реагирует на каждое слово, на каждый выкрик, отвечая одобрительным гулом, повторяя рифмованные призывы.

«Любой, кто хочет покончить с революцией с помощью контрреволюции и вызвать конфессио­нальную вражду, раскол между мусульманами, христианами -преступник. Под суд его, как и коррупционеров! Мы, мусульма­не, христиане, действуем вместе. Храмы и монастыри христиан - под нашей защитой».

«Вот список наших требова­ний:

Создать президентский совет, который будет править Египтом до выборов.

Суд над всеми коррупционе­рами во главе с Хосни Мубараком.

Распустить Национально-де­мократическую партию и национализировать ее имущество. Мы отвергаем саму мысль, что у НДП есть право участвовать в нацио­нальном диалоге, потому что это не национальная партия, это пар­тия предателей.

Приостановить деятельность всех прежних руководителей и их представителей во всех структу­рах, имеющих влияние. Посадить их под домашний арест, чтобы не допустить преступных заговоров.

Никакой закон не должен за­прещать забастовки.

Отменить все законы о чрез­вычайном положении.

Почему военный совет распус­тил парламент, а не распустил местные советы?

Необходимо продолжать на­шу революцию, пока она не до­стигнет полного успеха. Никакие цели не достигнуты, пока не бу­дет покончено с коррупцией и коррупционерами».

Метрах в ста идет молодеж­ный митинг, требования почти те же:

«Судить коррупционеров, на­чиная с Хосни Мубарака и до са­мого маленького ответственного чиновника.

Снять всех губернаторов и распустить местные советы.

Организовать гражданский президентский совет, который будет править Египтом до выбо­ров.

Вернуть все награбленные деньги из-за границы в Египет.

Отправить в отставку руково­дителей университетов, которые были назначены прежним режи­мом.

Никакого примирения и диа­лога с теми, кто пролил кровь мучеников, никакого диалога с кор­рупционерами.

Не допустить участия Нацио­нально-демократической партии в национальном диалоге, запре­тить НДП.

Отправить в отставку руково­дителей СМИ, которые работали на прежний режим.

Освободить всех политичес­ких заключенных, которых поса­дили до революции. Прекратить пытки заключенных в тюрьмах».

Повсюду рифмованные кри­ки: «Народ требует судить прези­дента», «Наша революция - не иг­ра в кошки-мышки», «Поднимите свой голос в защиту революции», «Кто борется, тот не умрет», «По­чему у власти представители прежнего режима? Долой!». «Нельзя построить дом, если ка­кие-то этажи уже разрушены, нужно разрушить весь дом до ос­нования. Это надо сделать побыс­трее».

Речи распаляют собравшихся. Ораторы стирают с лица круп­ные капли пота и говорят, гово­рят, говорят, выкрикивая лозун­ги. Толпы их подхватывают. Рас­хаживают продавцы бубликов и воды. Танцуют под барабаны. Де­ти вместе с родителями несут плакаты и размахивают нацио­нальными флагами. Продают су­вениры с эмблемами «Револю­ция 25 января». Фотографиру­ются на фоне плакатов и посыла­ют изображения по мобильным телефонам друзьям и знакомым. Делают видеосъемки. Под един­ственным деревом в центре пло­щади расположилась семья: ста­рик, муж и жена и четверо детей, пьют чай.

Подчеркиваю: это - день срав­нительно небольшого скопления народа. В следующую пятницу, когда меня уже не было в Каире, на площадь собрались вдесятеро больше людей.

Улица не просто кричала и митинговала. Она добивалась своего. Военный совет отступал шаг за шагом. Была распущена НДП и конфискованы ее фонды и ее имущество. Мубарака, его жену и сыновей арестовали. Еще несколько десятков высших кор­рупционеров оказались за решет­кой. Толпа требовала крови. По­ка своих робеспьеров, троцких или свердловых не появилось. Но кто знает. Смещены все ру­ководители государственных СМИ. Свободная печать воздей­ствует на политику и кадровые назначения. Мой друг, писатель Гамаль аль-Гитани, поместил ко­лонку в газете «Аль-Ахбар» с критикой только что назначенно­го министра культуры, назвав его менеджером, а не деятелем куль­туры. Министра сняли. Сын Гамаля Абдель Насера дал интер­вью в одной из газет. Он осудил режим Мубарака со словами: «Революция 25 января - продол­жение революции 23 июля (1952 года)».

Но, как и в любой революции, все хаотично и противоречиво. Бастуют студенты, требуя повы­сить отметки, полученные ими на экзаменах. Бастуют ученики старших классов школ, требуя об­легчить учебные программы. Об­щеегипетский скандал: во время футбольного матча египтян с ту­нисцами выигрывали тунисцы. И тогда огромная толпа египетских болельщиков выбежала на поле и стала избивать тунисских игро­ков. Полиция не вмешалась. К че­сти египтян, надо сказать, что по этому поводу заседал даже Выс­ший военный совет, который на­правил извинения Тунису. К ту­нисскому посольству приходили десятки молодых людей, чтобы выразить свое сочувствие и изви­нения. В социальных сетях моло­дые активисты распространяют призывы к соотечественникам соблюдать правила дорожного дви­жения и не свинячить на улицах (Вспомним: «Граждане! Будьте культурны! Не плюйте на пол, а плюйте в урны!»)

Поступают сообщения о том, что салафисты (крайние мусульманские экстремисты) разруша­ют надгробья и склепы над могилами святых, почитаемых суфия­ми, мусульманскими мистиками. Идут столкновения на кладби­щах. Из Афганистана, из Пакис­тана, из Ирана, из Западной Ев­ропы возвращаются сотни членов «Аль-Джихад аль-Ислами» и других террористических му­сульманских организаций. Они, мол, были борцами с прежним де­спотичным режимом Мубарака. Из тюрьмы освободили соучаст­ников убийства президента Сада-та в 1981 г. (основные участники этой акции были тогда казнены). Заявление «Братьев-мусульман»: «Мы осуждаем салафистов и тер­рористов».

Все тревожнее сообщения о ситуации в экономике. Люди ожидали немедленного улучше­ния своего положения, а оно ухудшается. Доходы от туризма за три месяца упали на 80%. Удар пришелся по служащим гостиниц, гидам, торговцам, шоферам такси. Золотовалютные резервы страны сократились на несколько миллиардов долларов. Из страны «убежали» 6,5 млрд долларов ча­стных вложений. Один из бизнес­менов жаловался мне на встрече в клубе «Сувейрис», где собирает­ся журналистская и писательская элита: «Мы собирались строить новый металлургический завод. И вдруг нам говорят: «Вы полу­чили лицензию с помощью Ахме­да Изза (металлургический оли­гарх, друг сына Мубарака Гама-ля). Ваши лицензии недействи­тельны. Или давайте 100 миллио­нов фунтов (!) «на лапу» или ухо­дите». Мы вынуждены закрыть бизнес. На работу молодые люди ходят со своими компьютерами и переписываются по «Фейсбуку». Попробуй запретить. Нам отвеча­ют: «У нас теперь демократия, мы скоро будем выбирать и руковод­ство фирм».

Я запомнил воодушевленную, возбужденную журналистку из влиятельного журнала. Она кипе­ла горячим энтузиазмом и верой в будущее. «Сейчас, - говорила она, - журналисты получают 500­600 фунтов в месяц, а нужно уста­новить минимум 1200 фунтов. Откуда взять деньги? Да ведь очень просто. Нам же вернут те десятки миллиардов, которые Мубарак и прочие коррупционе­ры перевели за границу, вот и хватит на всех денег». Я с ней не стал спорить, но представил себе наивность и надежды простых египтян, если журналистка из со­лидного издания верит в сказку о завтрашнем дне.

А МЫ ОПАЗДЫВАЕМ

Наслушался упреков в адрес России, от всех - правых, левых, бизнесменов и шоферов такси, университетских профессоров и разнорабочих: «Где вы, русские? Почему вас не видно и не слыш­но? Почему вы хотя бы не прими­те на лечение раненых в ходе на­шей революции, как это сделали немцы? Почему вы не установите с нами контакты на уровне непра­вительственных организаций? Вы опаздываете. Кто последний пришел, тот на последнем месте по своему авторитету и окажет­ся». Я пытался оправдываться:

«Мы отменили запрет на по­ездку туристов в Египет, а это очень существенная экономичес­кая составляющая».

А что еще было добавить? Хо­рошо, что в Египте побывал наш министр иностранных С.В.Лав­ров. А где наши профсоюзы, правозащитники, организации друж­бы и солидарности, организации женщин, молодежи, спортсмены, писатели, научные делегации?

Знаю ответ: нет денег. На контакты и поездки в США или Францию, Германию или даже Китай деньги есть. На арабов -нет. В советские времена деньги были. (К слову: Египет распла­тился с Россией за ВСЕ (!) свои долги - и за высотную Асуан­скую плотину, и за оружие, и за заводы.)

А контакты человека с челове­ком? Миллионов с миллионами? Пусть эти контакты подождут. Подождем своего Билла Гейтса, который сам заработал десятки миллиардов (долларов, не руб­лей) и половину отдал на благо­творительность.

Вот так мы и живем. Арабские революции и будущее арабских стран - само по себе, а мы с наши­ми проблемами, претензиями -сами по себе.

Никто как будто не виноват. У нас, действительно, свои большие заботы. Понятно, почему от нас уходят и забывают о нас друзья. А деньги? Ну что ж, можно с уве­ренностью сказать, что если в арабских странах установятся ре­жимы, устраивающие Запад, деньги у Запада найдутся. Да и куда деваться без экономических связей? Ведь Россия не выпьет арабскую нефть, не выкупит арабский газ, а послереволюци­онные правительства могут найти общий язык с Западом. Но без нас. Нам достанутся в лучшем случае крохи.

* * *

...Власти объявили о сокраще­нии комендантского часа до 3 ча­сов - с 2 до 5 утра. Раньше его со­блюдали очень относительно. Но митингующие остались на Ат-Тахрире на ночь. На этот раз их ра­зогнала армия. Были убитые. Но особых протестов ни со стороны «Интернет-молодежи», ни со сто­роны «Братьев-мусульман» не последовало.

...И новые тревожные сигналы нарастающего хаоса. Кажется, что полумесяц и крест разомкну­ли свои революционные объятия. Исламистские экстремисты подо­жгли две церкви в каирском рабо­чем районе Имбаба. Начались драки мусульман с коптами. С двух сторон погибли 15 человек, ранено - больше двухсот.

Христиане, протестуя против бездействия полиции, устроили многодневную сидячую забастов­ку у здания телевидения. Копт­ский папа обратился с призывом к верующим не нагнетать страсти. Но в новых столкновениях были убитые и раненые.

Каир - Тель-Авив - Москва

Источник: http://asiaafrica.ru/images/AA_nomers/2011/201106/Vasil%27ev_Tsunami.pdf

Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей
Бизнесу
Исследователям
Учащимся