Распечатать
Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей

Интервью

В Российско-американских отношениях снижается уровень диалога, однако, прекращать его никто не собирается. Дмитрий Тренин поделился своим мнением о деле Сноудена, отказе президента Барака Обамы от двусторонней встречи с президентом Владимиром Путиным, результатах встречи «2+2» с участием министра иностранных дел России Сергея Лаврова, министра обороны России Сергея Шойгу, госсекретаря США Джона Керри, министра обороны США Чака Хейгела.

Интервью

В Российско-американских отношениях снижается уровень диалога, однако, прекращать его никто не собирается. Дмитрий Тренин, директор Московского центра Карнеги, член РСМД, поделился своим мнением о деле Сноудена, отказе президента Барака Обамы от двусторонней встречи с президентом Владимиром Путиным, результатах встречи «2+2» с участием министра иностранных дел России Сергея Лаврова, министра обороны России Сергея Шойгу, госсекретаря США Джона Керри, министра обороны США Чака Хейгела.

По мнению ряда экспертов, отказ Б. Обамы от встречи с В. Путиным означает «похороны перезагрузки». Дмитрий Витальевич, Вы согласны с такой точкой зрения?

Пользуясь той же компьютерной терминологией, я уже назвал это решение «undoing the reset». Как политика США в отношении РФ, «перезагрузка» просуществовала с января 2009 г. по начало августа 2013 г. Свой ресурс она исчерпала еще раньше. Нужно было или выходить на более глубокий уровень взаимодействия, или закрывать программу и брать паузу. Реализовано второе.

Фото: Дмитрий Тренин

Действительно ли дело Сноудена – причина отказа от проведения встречи или же есть более глубокие причины?

Дело Сноудена стало последней каплей. Обама оказался в таком положении перед лицом общественного мнения в США, что ехать на саммит с Путиным можно было, лишь предъявив согражданам неопровержимые доказательства чрезвычайно важного значения отношений с Россией для национальных интересов США. Такого предъявления не было, вероятно потому, что предъявлять было особо нечего. Россия не относится к числу стран-безусловных приоритетов США.

На Ваш взгляд, нынешняя ситуация каким-либо образом отразилась на характере и результате встречи в формате «2+2»?

В нынешних условиях контакты такого уровня носят рутинный характер, теряют высший смысл. После отказа Обамы от саммита с Путиным проведение встречи в формате «2+2» в Вашингтоне 9 августа призвано было главным образом смягчить эффект от беспрецедентного шага Белого дома, хотя бы отчасти разрядить ситуацию. Москва, не заинтересованная в резком обострении отношений с Вашингтоном, не стала отменять встречу в отместку за решение Обамы. Не думаю, однако, что американские коллеги С. Лаврова и С. Шойгу скоро приедут с ответным визитом в Россию. Приходится констатировать, что перед нами еще один фальстарт – как в 2002 г., когда формат 2+2 был впервые опробован в российско-американских отношениях.

Выгодны ли США испорченные отношения с Россией? В чем состоит расчет подобных решений?

Нет, не выгодны, но в США преобладает точка зрения, что от России ждать особой помощи американской внешней политике не приходится. Логика такова: сокращения ядерных вооружений «по Обаме» не получается; выдавливания Башара Асада из власти в Сирии не происходит. Скорее наоборот: афганский транзит через РФ скоро уже не понадобится; с Ираном США будут разбираться без посредников, с КНДР – пытаться работать с помощью Пекина. Экономическая заинтересованность США в России минимальна. Американский «сланец» уже наносит удар по «нефтегазу» как основе российского экспорта. Значение России в мире, считают многие в США, преувеличено и со временем будет продолжать снижаться во всех областях: экономике и финансах, науке и технике, образовании и культуре. Таким образом, делается вывод, охлаждение в отношениях с Москвой вполне можно пережить.

Нужно иметь в виду, что в правящей элите США сегодня существенно ослаблено стратегическое мышление, основанное на традиционной геополитике, учете баланса и расстановки сил в мире. Нынешнее мышление дискретно, привязано к конкретным корпоративным и даже частным интересам, так что и понятие «национальный интерес» многим представляется устаревшим или, как минимум, требующим переосмысления. США не занимаются, как прежде, выстраиванием международных институтов, гораздо более, чем раньше, склонны к американоцентризму. В любом случае на первом месте стоят экономические и финансовые интересы элитных групп.

Дмитрий Витальевич, с Вашей точки зрения, должны ли взаимоотношения спецслужб оказывать то влияние на отношения между государствами, которое они оказывают сейчас? Как можно изменить текущую ситуацию?

Спецслужбы не должны играть самостоятельной роли во внешней или во внутренней политике, в противном случае они подменяют собой государство и вызывают кризисы. Перед спецслужбами стоят все более сложные задачи обеспечения безопасности в условиях открытия новых сфер деятельности (например, киберпространства), глобальной взаимосвязи всех существенных процессов и беспримерных активности, возможностей и мобильности негосударственных игроков.

В нынешнем эпизоде в российско-американских отношениях роль спецслужб не особенно велика. Сноуден не был никем завербован, действовал самостоятельно, на свой страх и риск. Российским спецслужбам бывший контрактор ЦРУ сам по себе не был нужен. Есть (риторический) вопрос о том, насколько продуманным было решение способствовать его транзиту в Латинскую Америку через Москву, но в целом ситуация со Сноуденом резко отличается от классических «войн разведок».

В нынешней ситуации, как подтверждают преданные гласности американские документы, Россия – наряду с Китаем, Ираном, КНДР, Пакистаном и Афганистаном – является одним из главных объектов разведывательных интересов США. Можно смело предположить, что и США находятся на первом месте в соответствующем российском списке. При этом спецслужбы двух стран также сотрудничают, в частности, в конкретных вопросах борьбы с международным терроризмом и противодействия незаконному обороту радиоактивных веществ и наркотиков. Соперничество, однако, является пока что преобладающей тенденцией в отношениях двух спецслужб.

Беседовала Наталья Евтихевич, программный менеджер РСМД

Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей
Бизнесу
Исследователям
Учащимся