Распечатать
Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей

29 августа 2014 года в Россию с официальным визитом прибудет министр иностранных дел Ирана Джавад Зариф, в ходе которого он встретится со своим российским коллегой Сергеем Лавровым. Ожидается, что в рамках этой встречи министры обсудят ядерную программу Ирана, вопросы двустороннего сотрудничества, а также затронут запланированный на конец сентября 2014 года саммит глав прикаспийских государств в Астрахани. Ситуацию комментирует Антон Хлопков, директор Центра энергетики и безопасности.

Интервью

29 августа 2014 года в Россию с официальным визитом прибудет министр иностранных дел Ирана Джавад Зариф, в ходе которого он встретится со своим российским коллегой Сергеем Лавровым. Ожидается, что в рамках этой встречи министры обсудят ядерную программу Ирана, вопросы двустороннего сотрудничества, а также затронут запланированный на конец сентября 2014 года саммит глав прикаспийских государств в Астрахани. Ситуацию комментирует Антон Хлопков, директор Центра энергетики и безопасности.

Как Вы оцениваете перспективы следующего раунда переговоров по ядерной программе Ирана, назначенного на ноябрь 2014 года?

По дипломатической линии в двухстороннем формате США и Иран уже начали консультации в Женеве, контакты между Ираном и другими странами, участвующими в переговорах, ведутся на регулярной основе. Я имею в виду посольства стран, расположенные в Иране, и посольства Ирана в тех столицах стран группы «5 + 1», где они имеются. 24 ноября 2014 года установлено в качестве крайнего срока, когда ожидается, что может быть выработано и заключено всеобъемлющее соглашение об урегулировании кризиса вокруг иранской ядерной программы.

Антон Хлопков

На мой взгляд, задача крайне амбициозная, с учетом трудностей, которые предстоит преодолеть на пути достижения соглашения. Речь идет не только о необходимости выработать взаимоприемлемые развязки по имеющимся вопросам, например, какой объем обогащения урана Иран будет иметь на ближайшие 10-15 лет, но и определить формат выполнения соответствующих обязательств со стороны Тегерана и процедурах верификации. Также необходимо зафиксировать, в каком порядке и в какие сроки группа «5 + 1» будет снимать санкции в отношении Ирана: как введенные через Совет Безопасности ООН, так и односторонние санкции, которые были введены США, а также Европейским союзом.

На мой взгляд, нельзя исключать того, что соглашение может быть готово к ноябрю 2014 года, однако ряд технических вопросов даже в этом случае останется нерешенным и диалог по ним продолжится после ноября. За оставшиеся три месяца вряд ли удастся согласовать все детали, даже несмотря на интенсивный двусторонний диалог Ирана и представителей группы стран «5 + 1», включая Россию, и переговоры, которые вскоре возобновятся непосредственно в формате «5 + 1» + Иран сначала в Нью-Йорке в рамках Генеральной Ассамблеи ООН, а затем, видимо, в Вене.

29 августа 2014 года министр иностранных дел Ирана Джавад Зариф совершит визит в Россию. Как Вы думаете, чему будут посвящены переговоры иранского министра иностранных дел и его российского коллеги Сергея Лаврова?

REUTERS/Heinz-Peter Bader
Игорь Иванов:
Возвращение Ирана

Есть две группы вопросов. Во-первых, подобная встреча – это еще одна хорошая возможность обсудить, на каком этапе урегулирования кризиса вокруг иранской ядерной программы мы сегодня находимся. Второе направление – обсуждение широкого круга двусторонних вопросов, в том числе, вопросов развития торгово-экономического сотрудничества. Ни для кого не секрет, что в последние два года его объемы заметно сократились, и, безусловно, эта тенденция не отвечает ни интересам Ирана, ни интересам Российской Федерации. Очевидно, что в новых условиях, когда Россия ввела санкции на поставки продовольствия из Европы, Иран может играть более активную роль в частичной компенсации вакуума, который образовался на отечественном рынке после вынужденного ухода европейских поставщиков. В первую очередь, это вопрос поставки фруктов и овощей. На этом рынке Иран последовательно увеличивает экспорт в Россию, и здесь имеются хорошие перспективы для дальнейшего роста.

Речь также пойдет о более стратегических вопросах, например, о взаимодействии в области безопасности. Россию и Иран объединяют общие интересы в этой сфере по широкому кругу направлений и регионов. Современная обстановка на Ближнем Востоке – один из центральных вопросов для России и Ирана. Дальнейшие тенденции дестабилизации ситуации, рост силы и влияния негосударственных образований в регионе Ближнего Востока не отвечают ни интересам Ирана, ни интересам России и представляют угрозу Ирану в краткосрочной перспективе, а России, наверное, в среднесрочной перспективе. Безусловно, это вопросы Каспия и Центральной Азии.

Встреча министров С. Лаврова и Д. Зарифа важна в контексте подготовки к саммиту глав прикаспийских государств, запланированному на конец сентября 2014 года. Ожидается, что 29 сентября в Астрахань прибудет президент ИРИ Хасан Рухани. Очевидно, что есть целый ряд направлений, где могут быть достигнуты конкретные практические решения - не только в контексте встречи глав прикаспийских государств, но и в рамках двухсторонних встреч президента В. Путина и президента Х. Рухани. На мой взгляд, достаточно перспективно научно-техническое взаимодействие двух стран, особенно с учетом того, что в 1990-е годы оно практически полностью было свернуто Российской Федерацией под давлением США. Очевидно, что здесь есть большой потенциал, учитывая высокий уровень подготовки специалистов в технических областях, которые имеются и в России, и в Исламской Республике Иран.

Беседовала Мария Гурова, программный ассистент РСМД.

Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей
Бизнесу
Исследователям
Учащимся