Блог Андрея Волкова

Олимпийские герои: кто и за что выступает на Олимпийских играх?

10 января 2024
Распечатать

Мир находится в состоянии трансформации. Происходит переход от моноцентричного мира к полицентричному, вследствие этого изменяются характер и акторы геополитического противостояния. На сегодняшний день оружие массового уничтожения более не может быть элементом превосходства в международной сфере, поскольку принцип гарантированного уничтожения не позволит закрепить победные условия ни для одной из сторон. Процесс глобализации вкупе с научно-технической революцией придают новый вид конкуренции и конфликту между великими державами. Поэтому противостояние великих держав XXI в. — это не противостояния армад кораблей или танковых дивизий и даже не сражения в открытом космосе, как нам показывает Джордж Лукас, это противостояние отходит на второй план. Противостояние XXI в. — это конкуренция за сознание человека, войны смыслов и войны идей. Прошлую холодную войну США выиграли фактически благодаря «Голосу Америки», и нынешнее противостояние будет характеризоваться высокой степенью воздействия на когнитивные способности человека с задачей повлиять на моральный дух, сплоченность, политическую стабильность и в конечном счете уменьшить волю противника к сопротивлению.

bp-miller-mu2tDeICLNI-unsplash.jpg

Источник: Unsplash

Олимпийское движение сегодня играет немаловажную роль в развитии глобального общества XXI века вообще и международных отношений в частности. Оно зародилось в сфере спорта высших достижений и в своем развитии декларируется одним из столпов в области искусства, гуманизма, милосердия и благотворительности, борьбы за мир и равноправие. Каждые два года мы приникаем к экранам телевизоров, чтобы насладиться выступлением не только атлетов из собственной страны, но и глобальных героев спорта из других стран — спортсменов, которые являются иконами на планетарном стадионе.

Однако Олимпийские игры — это не просто шоу. Главным образом это глобальное геополитическое событие, которое, несмотря на заявления Международного олимпийского комитета (МОК) об аполитичности спорта, оказывает существенное влияние на позиционирование страны на международной арене путем создания ареола совершенства над атлетами. Но не над теми, которые действительно являются примером гордости, защитниками справедливости и людьми с чувством собственного достоинства, а над теми, кто может или соглашается быть ретранслятором тех «треков», в которых заинтересованы определенные игроки мирового бизнеса и политики, чтобы обыватель мог поверить в реальность той или иной информации. То есть если Майкл Фелпс заявляет, что Юлию Ефимову надо отстранить от участия в Олимпиаде, значит, ее надо отстранить от участия в Олимпиаде, потому что это сказал Майкл Фелпс.

Иными словами, для подобного мегасобытия, как Олимпийские игры, важен «сторителлинг» — метод влияния на аудиторию путем рассказывания историй с реальными или выдуманными персонажами. «Сторителлинг» тесно связан с понятием современного постмодернистского общества, в котором доминируют СМИ. СМИ же конструируют так называемый общественный фон, который окружает тот или иной вопрос. Сторителлинг как понятие основано не на глубокой философии, а на приверженности простым и понятным вещам. Все должно быть объяснено, как сказка для детей. Сторителлинг — это язык, эффективная реклама и маркетинг, которая была передана в политическом дискурсе и стала доминирующей темой в СМИ.

Фактор «сторителлинга» в современной массовой культуре

Традиционно формой «сторителлинга» являются разные «героические франшизы». В подобных фильмах или мультфильмах создается определенная картина через конструирование образа этого человека, который наделен неординарными способностями, которые он направляет на свершение подвигов во имя общего блага. Этот персонаж своими чертами, действиями и поведением определяет образ мышления зрителя и его действия. Формируется персонаж с задачей донести до аудитории идею, заложенную политической, культурной или социальной обстановкой. В зависимости от той или иной идеи или страны происхождения персонаж наделяется теми или иным качествами.

Так, средний американский супергерой — это преимущественно одиночка с низким социальным статусом или богатый мизантроп с отсутствием личной жизни, друзей, карьерных успехов и так далее, который за счет появившихся сверхспособностей поднимает свой авторитет. Эти сверхспособности основаны на каких-то экспериментально-технических достижениях, а сюжеты придуманы с нуля. Иными словами, голливудский супергерой культивирует в человеке, который берет его как образ подражания, индивидуализм, презрение к социализации, которое должно компенсироваться неким внутренним миром, который ты создаешь в себе и не собираешься делиться с другими. Даже когда они объединяются в команду, первое, что они блюдут строже всего — это свою индивидуальность. Команда супергероев на работе — это прежде всего «сборная солянка», где каждый стремится подчеркнуть свое отличие и уникальность. Злодеи же — это, наоборот, как раз коллективисты, которые объединяются для достижения общей цели — изменения мира.

При этом американский супергерой является охранителем глобального порядка от людей, которые хотят перемен. Причем порядка конкретно американского, который с точки зрения условного человека-паука идеален и не должен быть подвергнут изменениям. Строго определены и противники этих супергероев. Это прежде всего диктаторские режимы за рубежом и преступность, связанная с этими диктаторскими режимами. Супермен боролся с японцами, Рембо «крошил» из пулемета советских солдат в Афганистане, которые почему-то в афганскую жару воевали в шапках-ушанках, Железный человек в том же Афганистане уничтожает Талибов*, и даже президент Линкольн выходит по ночам охотиться на вампиров, которые по странному стечению обстоятельств являются конфедератами, то есть олицетворяют более традиционалистскую Америку, а тот же Супермен в современных комиксах уже является бисексуалом.

Главный британский супергерой — это всем известный агент 007 Джеймс Бонд, верное и безотказное оружие Британии. Бонд — образец традиционного британского консерватизма и аристократичности. Холодный, утонченный, но при этом скальпель для решения очень сложных и опасных задач. Бонд решителен, глубоко патриотичен, готов идти на риск и, что самое главное, готов приносить себя в жертву ради британской короны. Исполнители Джеймса Бонда — икона мужского стиля своей эпохи. «Бондиана» — это ответ на геополитическую метаморфозу холодной войны, уход со сцены великой державы Британии и восход США. Рефлексия на эти темы занимает ключевое место с посылом того, что старая добрая Pax Britannica, безусловно, лучше, чем Pax Americana. Это особенно подчеркивается в последних частях «бондианы», где врагами выступают нестабильность и алчность, террористы, амбициозные злые корпорации, наемники и тайные организации, а гегемон в лице США не только не способен бороться с ними, но зачастую им помогает. Добавим к этому, что вплоть до последнего фильма «Не время умирать» Джеймс Бонд — это всегда белый гетеросексуальный мужчина строгих национал-консервативных устоев.

Если брать японские медиафраншизы, к примеру, «Сейлор Мун», то в них сюжеты основаны на местной мифологии и религиозной философии с погружением в культурную и социальную проблематику. Основа действий строится на коллективизме, отсутствии четко выраженного главного героя и, скорее, наличии единой команды, в которой у каждого члена есть свои обязанности, свои положительные и отрицательные качества, которые помогают в достижении общих целей. В таких мультсериалах, как «Сейлор Мун», может быть, даже слишком идеализированы понятия любовь, мир, дружба, самопожертвование. И главное — это сказка, которая как бы не претендует на политико-идеологическую реальность. Хотя мир и гармония — это, конечно, безусловно, но искушенный зритель в мультсериале «Сейлор Мун» заметит, что в состав Японии на картах в школе, где учатся героини, включены так называемые «Северные территории», то есть Курильские острова. Да и когда героини попадают в мир будущего, то столица Земли в XXX веке, где Нео-королева Серенити правит Землей, это Хрустальный Токио. Так что все относительно.

Ответом на многие политические вызовы является франшиза Джорджа Лукаса «Звездные войны», которая стоит особняком от многих американских франшиз. История Лукаса построена на симбиозе машин и живых существ. Мир «Звездных войн» — это мир космических кораблей, межпланетарных путешествий, но Лукас ставит вопрос, может ли машина заменить человеческую душу? И на протяжении всей саги мы убеждаемся, что нет. Потому что любое разумное существо имеет душу, и именно нравственный и духовный потенциал развивает нас. Нашу душу не может превзойти никакая машина. Это то доброе начало, которое в нас остается навсегда, какие бы злые поступки мы ни совершали. У живого существа всегда есть выбор. Его определяет Сила — незримое энергетическое поле, которое связывает мир воедино. Сила по Лукасу — это не какое-то божество, а постоянный каждодневный выбор, по какому пути идти. Это противостояние между темной стороной и светлой стороной, началами, которые живут в каждом живом существе.

При всем этом «Звездные войны» — жесткая политическая аллегория на наш мир, полный предательства, войн, коррупции и морального разложения. История о том, что «Звездные войны» — один из примеров антисоветской пропаганды времен холодной войны, это миф. На самом деле, Галактическая Империя, показанная в медиафраншизе, — это аллегория на США и войну во Вьетнаме, а бессмысленное уничтожение Альдераана явно намекает на ядерные бомбардировки Хиросимы и Нагасаки. При этом в «Звездных войнах» есть и очевидные отсылки к реальным событиям, явлениям и процессам, уже современности, главными из которых являются так называемые «Войны клонов» — галактический конфликт, срежиссированный верховным канцлером Палпатином, также являвшимся лордом ситхов Дартом Сидиусом, путем войны между Республикой, которой он управляет, и Конфедерацией независимых систем, которую он контролирует с помощью своего ученика графа Дуку и крупного капитала. Так, например, банковский клан, входивший в конфедерацию независимых систем и предоставлявший сепаратистам свои ЧВК, одновременно давал кредиты Республике, фактически приведя ее к банкротству. В результате мирная республика путем заговора превращается в милитаризованную империю, что является аллюзией на трансформацию США из страны простых людей в милитаризованного финансового гегемона, который стремится подчинить себе весь мир. Вывести же мир из тьмы могут не коррумпированные сенаторы и не возвысившиеся над всей галактикой джедаи, а суровые мандалорцы — образец жесткого традиционализма, в котором мужчины это образцы чести и воли, а женщины сильные и независимые по вынужденной необходимости, а не по политической повестке.

Формирование «олимпийского героя»

Казалось бы, причем здесь Олимпийские игры? Дело в том, что именно на основе подобного сторителлинга и создается образ так называемого олимпийского героя, а также самой олимпийской идеи. То есть олимпийский герой и олимпийская идея являются отражением доминирующей в мире социальной и социально-политической реальности. Олимпийский герой выступает пропагандистом этой реальности в массы, и его заслуги оцениваются не только с точки зрения его высоких спортивных результатов, но и с точки зрения его лояльности глобальному идеологическому тренду: от вопросов глобального потепления и прав ЛГБТ до конфликта на Украине.

Этот образ конструируется как до самих Игр, так и во время самого мероприятия. Подавляющее большинство героев принципиально формируются через сторителлинг, невзирая, что болельщикам этот «сторителлинг» не нужен. Они хотят реального действия.

Перед каждой Олимпиадой команда работников СМИ путешествует по миру, берет интервью у спортсменов, тренеров и спортивных чиновников, чтобы узнавать их истории, и работают рука об руку с МОК, создавая профили спортсменов, которые скорее всего станут звездами следующих Игр. Существует ряд штатных звезд, к выступлениям которых привлекают огромную аудиторию во всем мире. С другой стороны, современные Олимпийские игры рассматриваются как средство, с помощью которого правительства используют спортсменов для продвижения программ «мягкой силы» и укрепления национального единства той или иной страны путем создания национального спортивного героя, который бы был выразителем ее идей в мире.

Иными словами, ряд спортсменов идеологически накачивают перед Олимпиадой, чтобы озвучить необходимые идеологемы. Спортсмен, соглашаясь на это, получает почет, известность и необходимые рекламные контракты. При этом никого не волнует, компетентен ли спортсмен в проблеме, которую он озвучивает. Главное, чтобы медийная личность озвучила свое мнение, на которое среагирует обыватель, чтобы заставить его верить в истинность политического курса. Так, на Олимпийских играх 2016 г. в Рио были две самые горячие новости: Майкл Фелпс, который победил 13 раз на индивидуальных дистанциях, побив рекорд древнегреческого легкоатлета Леонида Родосского, который выиграл свои последние три золотые медали из двенадцати за 2168 лет до этого, в 152 г. до н.э., и допинг скандал с российскими спортсменами.

В результате вырисовывается картина: одинокий американский атлет-супергерой, у которого разрывается сердце от того, что ему приходится сражаться с российским «допинговым Мордором». И большинство зрителей при правильной подаче поверят в эту историю. Потому что зритель воспринимает простые и понятные факты, и международной спортивной конъюнктуре выгодно иметь таких атлетов, как Фелпс, которые являются хранителями врат этой конъюнктуры. Атлетов, которые играют по правилам, по тем правилам, о которых все договорились. Мир не права, а мир правил. И атлеты (не все, но многие), готовые на все ради сиюминутной победы и сиюминутного рекорда, упиваются своей славой, своей сопричастностью к системе. Атлеты же, которые не согласны с системой, ну, к примеру, выступают за возвращение российских спортсменом на международные старты, подвергаются остракизму, как, например, Мартен Фуркад.

Таким образом, отличительной чертой сегодняшнего геополитического противостояния стало целенаправленное использование спортсменов в качестве рупора нужной политической повестки со стороны политического Запада. Россия в этом ключе занимает принципиально иную позицию, отстаивая ценности истинного спорта. Россия принимает факт, что спорт — это сублимация войны, но декларирует, что соперничество между спортсменами должно ограничиваться футбольным полем, ледовым катком или теннисным кортом.

Поэтому вполне естественно, что российских спортсменов, которые выступают носителями принципиально иных ценностей, необходимо исключить из сферы международного спорта как субъектов, подрывающих эту систему. Подобная ситуация абсолютно идентична тому давлению, которому подвергается Россия со стороны своих геополитических соперников. Ведь российские спортсмены завоевывают любовь миллионов зрителей по всему миру, не занимаясь политическим активизмом, а непосредственно своим мастерством в каком-либо виде спорта и искренним отношениям к простым болельщикам. Так, фигуристка Анна Щербакова стала настоящей звездой китайского интернета и соцсетей благодаря своим влогам, в которых олимпийская чемпионка вопреки антикитайским настроениям, подогреваемым в западных СМИ, наглядно демонстрировала удобство жизни в Олимпийской деревне, безупречную работу организаторов Игр, делая особый акцент на работе медиков в сложных условиях коронавируса, что, безусловно, только укрепило теплые отношения между Россией и Китаем.

В этой связи следует сказать, что одним из мощных инструментов для эффективного выдавливания российских спортсменов из сферы международного спорта являются пропагандистские методы, которые заинтересованные политические и бизнес-акторы применяют для сдерживания потенциальных конкурентов путем внедрения мнения, прежде всего через медиа, о «нерукопожатности» российских спортсменов, так как они являются частью якобы существовавшей государственной системы поддержки допинга, что трансформировалось в дискриминацию по национальному признаку после начала специальной военной операции на Украине. Российские спортсмены бросают вызов этой постмодернистской модели «общества спектакля» как структурные единицы, несущие российские ценности, связанные с приоритетом духовного начала, включающие в себя понятия мужества, высшей цели, культурной самобытности и отстаивающие принципы справедливости, права и государственного суверенитета в международных отношениях для всех, а не для избранных В этой связи Россия и ее спортсмены выступают в качестве реальной и привлекательной альтернативы нынешней форме глобализации.

Дипломаты в спортивных костюмах

Эпоха, характеризовавшаяся доминированием США в мире после окончания холодной войны, достигла своего завершения. Изменение внешней политики России, трансформация миропонимания с модели «Восток — Запад» на «Север — Юг» и постепенное установление доминирования Китая в глобальной экономике вкупе с неспособностью США реагировать на глобальные вызовы — это является определяющим признаком завершения эпохи Pax Americana. Россия (как традиционный геополитический актор) и «восходящие державы» стремятся максимально использовать свой растущий политико-экономический вес для обеспечения себе более существенной роли в формировании глобальных политических целей и многосторонней повестки. Одним из методов достижения этой цели является активное продвижение требований о расширении своего влияния в ключевых институтах глобального управления. Моноцентричный мировой порядок уступает место более сложной динамике, в которой вновь наблюдается эрозия Вестфальского мира: различные региональные и мировые акторы стремятся укрепить свое влияние, а конкуренция между ключевыми центрами силы становится все более острой. В свете вышеизложенного неудивительно, что доминирующими темами научных дискуссий в области международных отношений за последнее десятилетие были глобальное управление и восходящие державы. В основе обеих тематик лежат серьезные вопросы о том, какие нормы, принципы и соотношение сил характеризуют и которые должны влиять на управление в глобальном порядке; как следует устроить мир; кто отвечает за решение глобальных проблем в различных областях; существуют ли альтернативы существующим многосторонним структурам управления и как можно управлять изменениями.

Спортсмены сегодня могут и играют одну из ключевых ролей в позиционировании государства. Сегодня они ушли от простого собирания медалей и рекордов, являясь дипломатами и выразителями власти и воли страны. Ее брендом наравне с культурой и историей.

Грация Камилы Валиевой, изысканное катание Анны Щербаковой или четверные прыжки Александры Трусовой и тот факт, что именно Трусова стала первой фигуристкой, включившей их в свою произвольную программу и исполняющей в одной программе пять четверных прыжков, что не могут сделать фигуристы-мужчины, гораздо действеннее показывает возможности страны в развитии молодежи, гендерного равенства и формирования глобальных, универсальных ценностей. Через образ спортсмена страна может возглавить ту или иную повестку дня. Не случайно в большинстве стран именно министерство иностранных дел отвечает за развитие олимпийского спорта и международных спортивных отношений. Например, в США и Китае.

Так, новым архетипом китайского спортсмена на XXIV зимних Олимпийских играх, созданного Поднебесной, стала фристайлистка Эйлин Гу. Она родилась в США в смешанной семье, и решение девушки выступать за Китай стало для Поднебесной большой дипломатической победой на фоне давления США и дипломатического бойкота Игр. Эйлин Гу — важный государственный проект для КНР, она разбивает традиционное понятие китайского спортсмена, сложившееся годами. До сих пор китайских атлетов сравнивали с роботами, безэмоционально выполняющими волю Партии. Гу — полная противоположность этого стереотипа. Она открыта миру и активна в Интернете. «Я горжусь, что буду представлять Китай на Олимпиаде-2022 в Пекине, — написала девушка в главной китайской соцсети Weibo. — Я надеюсь, что через увлечение экстремальными видами спорта люди США и Китая смогут лучше понять друг друга, наладить контакт и подружиться». Про мироощущение Эйлин говорит так: «Когда я в США, я — американка. Когда я в Китае — китаянка». Эйлин Гу стала не только живым символом политики нового Китая, которая получила отражение и в девизе зимней Олимпиады в Пекине: «Вместе ради общего будущего», но и настоящим трендом среди свободолюбивой американской молодежи.

Спортсмен также может являться и символом объединения нации, как, например, Камила Валиева после того, как против фигуристки началась настоящая информационная война, которая не прекращается до сих пор. Камила Валиева, вокруг которой объединилась вся Россия, когда слова поддержки ей писали люди, которые даже не разбираются в фигурном катании и не отличают тулуп от лутца, когда мусульмане просили православных помолиться за Камилу, когда миллионы из тех, кто видел в Москве баннеры в поддержку Камилы, говорили: «Камила, мы с тобой!». Это и было единение страны вокруг чудесной чистой девочки, которая своей улыбкой зажигает миллионы сердец. Камила Валиева стала «Крымским консенсусом» 2022 г., показав, как спортсмен может объединить страну, что было особенно важно перед началом специальной военной операции по защите населения Донбасса. Камила стала настоящим символом страны. Страны, которая борется и побеждает, несмотря на любое внешнее давление.

На примере номера Камилы Валиевой по мотивам сериала «Уэнсдей» мы можем видеть, как успешное выступление спортсмена позволяет обнулить или «заморозить» негативный тренд, направленный против страны, направить информационную повестку в положительное русло благодаря столкновению мира модерна и мира глобализации метамодерна. Российская фигуристка, использовав в качестве музыкальной темы танец из популярного сериала стримингового сервиса Netflix, своим номером «свела мир с ума». Номер Валиевой активно обсуждали в социальных сетях за рубежом, а о самой Камиле написал ведущий американский музыкальный журнал Billboard, включив его в свои тренды. При этом Камила Валиева показывает не только себя, она еще и демонстрирует миру свою страну. В тяжелое время русофобии и культа отмены всего русского Камила являет Россию не затхлой, холодной и жесткой, как рисует антироссийская пропаганда, а молодой и дерзкой, модной и свободной. Через Камилу Валиеву Россия получает поддержку и понимание.

Иными словами, спортсмены являются неотъемлемой частью брэндинга любой нации, направленного на продвижение ее идеи открытости миру и, судя по масштабам его развития, — статуса великой державы. России крайне важно делать звезд Олимпийских игр героями нации и полноценными звездами мирового уровня, демонстрируя их как представителей самобытной цивилизации, которая открыта миру и желает справедливого мироустройства для каждого. Во-вторых, следует понимать, что сегодня привычные международные спортивные соревнования не являются площадкой справедливого соперничества. С момента своего образования деятельность МОК как глобального спортивного института была подвержена политическому давлению и вовлечена в постоянные процессы переформатирования международной системы. В последние несколько лет ярко выраженный прозападный курс к политизации спорта и превращение МОК из глобальной спортивной организации в локальный элитный клуб политического Запада, сопровождающееся стремлением выдавить Россию из глобального спортивного мира, наглядно демонстрируют эти тенденции. Решения МОК последних лет по дискредитации российского спорта и попытка спортивной изоляции неугодных стран наглядно демонстрируют влияние геополитических мотивов на решения международных спортивных институций. Поэтому важно проводить и повышать информационную привлекательность международных спортивных соревнований, которые бы не зависели от политики международных спортивных структур и были бы автономны от бюрократии любой структуры, являясь не просто мегасобытием, а площадкой, где бы встречались цивилизации и где спортсмены могли бы вызывать восхищение, демонстрируя успехи своей нации, а не выступали бы в качестве ретрансляторов нужной повестки. Потенциал подобных соревнований имеют, в частности, игры БРИКС, поскольку формат БРИКС+ выстроен на добровольном отказе сторон от навязывания и продавливания своего мнения на региональном и глобальном уровне с помощью военно-политических мер воздействия. Модель БРИКС+ выступает новым ориентиром структуры равного международного взаимодействия, в рамках которого стороны заинтересованы в достижении консенсуса на основе созидательного начала, а не акценте на величине своего военного арсенала и готовности применить данный арсенал в отношении «ослушавшихся» государств за пределами данного блока, а в случае невозможности осуществить военно-политическое давление — наделения того или иного государства «образом врага». Речь идет о «синергии цивилизаций», под которой подразумевается Мир с закреплением за каждой страной роли «самобытного государства-цивилизации», продвигающей уважение и принципы равноправия к остальным цивилизациям с попутным, мягким противодействием сегментации и движении к синергии государств, цивилизаций и геополитических пространств. Спортсмены как носители универсального языка спорта, который стирает границы, сохраняя национальную самобытность, могут быть прекрасными выразителями этих ценностей, вернув себе «титул» дипломатов в спортивных костюмах.

*Движение признано террористическим и запрещено на территории РФ.

Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся