Блог Лаборатории аналитики ИАМП

Политика России в эпоху Путина: сбалансированность и рациональность политических решений

19 июня 2023
Распечатать

Автор: Воловиков Арсен, Аспирант ИГСУ РАНХиГС

История полна примеров государств, добившихся успеха путем мобилизации всех сил, порой на грани надрыва. Споры историков и политологов по поводу исторических личностей и их методов сводятся к одному аргументу: эти государства находились в окружении врагов и должны были готовиться к неизбежным войнам, а мобилизация другими средствами была невозможна. Однако усиление России, произошедшее в период руководства страной Путиным, не было сопряжено ни с чем подобным и является главной заслугой Владимира Владимировича.

scale_2400.jpg

Источник: Reuters

В.В. Путин сумел сформировать команду, состоящую из сторонников разных политических течений, которая провела страну через череду политических кризисов так, что большая часть населения этого в полной мере не ощутила. Отказ от идеологических конфликтов и работа в фарватере внеидеологичного государственничества позволила достичь компромисса политических сил внутри страны и направить усилия в рациональное русло.

Еще в 1999 году Владимир Путин написал статью, в которой содержалась следующая мысль: «Мы находимся на этапе, когда даже самая верная экономическая и социальная политика дает сбои при проведении ее в жизнь из-за слабости государственной власти, органов управления. Ключ к возрождению и подъему России находится сегодня в государственно-политической сфере. Россия нуждается в сильной государственной власти и должна иметь ее».[1] Патриотизм и державность — главные установки статьи Путина, противоречащие агрессивным неолиберальным постулатам, довлевшим в мировой политической науке.

Многие считают, что Владимир Путин изначально был либералом, но позже отказался от этой идеологии и принял государственнические позиции. Однако, по моему мнению, Президент всегда ясно выражал свою этатистскую позицию. Одновременно с этим Владимир Путин всегда придерживался конституционного запрета на государственную идеологию. Однако, когда писалась Конституция РФ, её авторы в первую очередь стремились предотвратить возвращение коммунистической доктрины в качестве государственной идеологии. Владимир Путин же отдалялся от либеральной идеологии, которая на тот момент осуществляла агрессивную экспансию. Президент предпочитает не подчиняться рамкам какой-либо политической доктрины, так как это может привести к зависимости и ограничению свободы действий.

Верность этого подхода находит свое подтверждение в политике западных лидеров, которые были обозначены как главные сторонники либерального проекта, но сейчас вынуждены принимать непопулярные и вредные для своих стран меры из-за своей идеологии. Однако последние события показали, что личность политического лидера играет важную роль в выборе путей развития общества и способности успешно управлять государством.

Президент взял на себя ответственность за страну и не стал поддерживать амбициозные мировые проекты, будь то либеральные или другие, чтобы не попасть в слабую позицию. Недавно он подчеркнул, что «либеральная идея устарела» и противоречит интересам большинства населения.[2] Нынешнее военно-политическое руководство, восстановившее Россию, осуществляет крайне осторожную и ресурсосберегающую политику как на внутреннем, так и на внешнем направлениях. Эта политика призвана избежать имперского перенапряжения, которое случилось в прошлом с СССР и происходит в настоящее время с США.

В 2000-е годы Путин смог социализировать российское государство, избегая взрывного демонтажа олигархического режима, что могло вызвать новые гражданские противостояния. Абсолютной социальной справедливости не было и нет, как в прочем и в любом другом государстве, но начали выполняться социальные функции, забытые как в самой России, так в большинстве других бывших советских республик. В государственных органах власти спокойно работают сторонники всего спектра политических течений, держатся в рамках закона, вносят свой вклад в общее развитие. Силовое обеспечение доминирования одной идеи исключено из политической повестки дня.

Другим стратегическим решением стал отказ от затратных военно-политических компаний, не соответствующих национальным интересам России. Если в течение первых двух президентских каденций В. В. Путина Российская Федерация просто не имела достаточной внутренней базы, чтобы проводить долговременную агрессивную внешнюю политику, то в последующие годы несмотря на рост резервов военно-политическое руководство страны не изменило изначально выбранному курсу.

Это проявилось и в последних крупных внешнеполитических кризисах. Если в ходе августовской компании 2008 года российская армия остановилась на подступах к Тбилиси, отказавшись обременять себя субсидированием экономики Грузии, то на протяжении всего украинского кризиса РФ предпринимала активные действия только там, где ожидаемые риски перевешивали любые затраты.

В теории международных отношений существует школа, очень точно описывающая подход к внешней политике нынешнего президента - «оборонительный реализм». Адепты школы утверждают, что государства стремятся не к максимизации власти, а к максимизации своей безопасности. Цель государств в международной политической системе заключается в обеспечении их безопасности и выживания, что может быть фактически подорвано, если они будут стремиться к чрезмерной власти и провоцировать ответную реакцию.

Сама война является относительно редким явлением, согласно исследованию Беннета и Стэм она происходит только в 1 случае из 14 000 потенциальных конфликтных ситуаций.[3] Поэтому изучение войны — это изучение ненормального явления, политической неудачи. Однако большинство современных политологических подходов видят в войнах неотъемлемую составляющую международной политики и фундаментальное, хотя и крайнее средство. Распространяется практика организации вооруженных конфликтов малой и средней интенсивности и локализации, однако в подобной практике сложно упрекнуть Россию.

Если в 1979-1989 гг. ресурсы СССР были скованы на второстепенном направлении, то в 2008 году «афганская стратегия» потерпела поражение в Грузии. Россия прореагировала стремительно, но не так, как ожидали инициаторы. Российское руководство отказалось от любого вида взаимодействия с обанкротившимся военно-политическим руководством Грузии. На Украине мы также видели на протяжении длительного периода времени политику, где отхождения от общей линии поведения были в тех вопросах, где потенциальные угрозы кратно превышали любые риски от ведения военных действий.

Путин придерживается эффективной политики даже во время Специальных военных операций из следующих соображений: проведение массовой мобилизации, на которой настаивают некоторые эксперты, может серьезно нарушить экономический механизм. Мобилизация, вопреки распространенному мнению, включает в себя широкий спектр мероприятий, где призыв в армию и формирование новых воинских частей далеко не являются первоочередными. В первую очередь мобилизация потребует извлечения ресурсов из экономики, как человеческих, так и материальных. Мобилизованных людей и необходимые для поддержания их в боевой готовности грузы придется перевозить, что приведет к перенаправлению транспорта.

Одной из последних инициатив является обеспечение политической преемственности. Пока достичь автономии управления без президентского надзора не удалось. Президент настойчиво предлагает расширить полномочия Законодательного собрания и даже местных властей. Ведь неизвестно кто конкретно придет к власти в ближайшие десятилетия. Это могут быть люди, чье становление как политиков пришлось на период роста российского влияния и авторитета, люди, разделяющие желание большей части населения страны решать проблемы радикальными мерами здесь и сейчас.

Так что рано или поздно России, как и любому другому государству суждено пережить кризис. И тогда политической элите страны необходимо будет найти возможности для проведения сбалансированной, малозатратной и эффективной внешней и внутренней политики для сохранения роли РФ как одного из ведущих государств планеты.


[1] Путин В. Россия на рубеже тысячелетий 30.12.99. URL: http://www.ng.ru/politics/1999-12-30/4_millenium.html

[2] Комлева В. В. Лидерство как фактор устойчивого развития общества: российские и зарубежные исследования. // Среднерусский вестник общественных наук. 2015. № 6. C. 12-22.

[3] Bennett Jr., Stam A. C. The behavioral origins of war. University of Michigan Press. 2004 - 288 p.

Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся