Блог Лаборатории аналитики ИАМП

Каспийский трубопроводный консорциум как стимул к диверсификации экспортных маршрутов нефти Казахстана

8 ноября 2023
Распечатать

Автор: Ахметов Арман Нурлыбекович, Казахстан, ТОО «СП «КазГерМунай»

2022 год стал непростым временем для жителей и руководства Республики Казахстана. События, произошедшие в начале года и именуемые сейчас «трагическим январем», были для всего общества сильнейшим ударом за всю историю суверенного государства. Чрезвычайно возросшая геополитическая напряженность, последовавшая после начала специальной военной операцией (СВО) РФ на Украине, и меры, принятые коалицией западных стран против РФ, также не обошли республику стороной. Вдобавок к этим ситуациям, с весны 2022 года у Каспийского Трубопроводного Консорциума (КТК), который транспортирует значительную долю основного экспортного продукта республики, возникли многочисленные затруднения: повреждения шлангов из-за шторма, обнаружение боеприпасов времен ВОВ, приостановка работы по решению суда вследствие нарушений в документах, дефекты в деталях выносных причальных устройств (ВПУ) [1]. Повторяющиеся неисправности на объекте, которых не было с начала ввода в эксплуатацию в 2001 году, заставляют руководство страны искать альтернативные маршруты транспортировки нефти, чтобы обеспечить энергетическую безопасность и окончательно не потерять свою субъектность.

Стоит отметить, что Республика Казахстан является одной из стран, обладающих богатыми природными ресурсами. Одно из основных добываемых природных богатств —нефть, ставшая незаменимым источником подпитки бюджета страны и национального фонда. В 2022 году объем добычи нефти достиг 84,5 млн т, из них экспорт нефти составил 64,3 млн т или 76 % от всего объема производства нефти страны [2]. Большая часть экспортного объема приходится на долю КТК — 52,2 млн т (81%). Следовательно, главной артерией транспортировки углеводородного сырья из страны является нефтепровод КТК, который в основном и формирует бюджет республики, состоящий на 40 % из нефтегазовых доходов.

О КТК

Каспийский Трубопроводный Консорциума, владеющий магистральным нефтепроводом «Тенгиз — Новороссийск» протяженностью 1511 км, служит для транспортировки нефти гигантских месторождений на западе Казахстана, таких как Тенгиз (29 млн т), Кашаган (12 млн т), Карачаганак (10 млн т), до нефтетерминала «Южная Озереевка» на Черном море вблизи порта Новороссийск [3,4]. Кроме казахстанской нефти ресурсной базой нефтепровода являются активы компании ПАО ЛУКОЙЛ, осуществляющего деятельность в российском секторе Каспийского моря. Акционерами КТК являются: Россия (через «Транснефть») — 31%, Казахстан (через «Казмунайгаз») — 20,75%, Шеврон — 15%, ЛУКОЙЛ — 12,5%, Эксон Мобил — 7,5%, СП «Роснефти» и Шелл — 7,5% и миноритарии [4]. К тому же, КТК остается одним из крупнейших налогоплательщиков в регионах осуществления своей деятельности. Выражаясь языком цифр, по итогам 2022 года, размеры налоговых отчислений в РФ — 25,3 млрд рублей, а в РК — 37,5 млрд тенге, что в долларовом эквиваленте составляет 336 млн и 82 млн долл. США соответственно [5,6].

ktk1.jpg

Источник: www.cpc.ru

Последствия событий

Беспрецедентное количество проблем в функционировании стратегически важной экспортной инфраструктуры, ограничивающих тем или иным образом объемы реализации нефти, вынуждает казахских государственных мужей искать альтернативные маршруты транспортировки углеводородного сырья. На текущий момент прослеживаются три основных варианта диверсификации маршрута: 1) Наращивание транспортировки через Азербайджан (Баку — Тбилиси — Джейхан; Баку — Батуми, Баку — Супса) 2) Увеличение экспортных объемов в направлении КНР (Атырау — Кенкияк — Кумколь; Атасу — Алашанкоу); 3) Увеличение внутренней переработки; 4) Транспортировка через Иран.

Вариант использования маршрута через территорию Азербайджана на сегодняшний день — один из самых реалистичных, поскольку Казахстан раньше пользовался данной схемой. Однако эта опция требует колоссальных инвестиций со стороны Казахстана и других участников крупных нефтяных проектов, заинтересованных в стабильной и бесперебойной деятельности в сфере добычи и реализации нефтепродуктов. Необходимо будет расширить узкие места в портах отправки и приема нефти, а также закупить внушительный флот танкеров для транспортировки на другой берег моря. На 2023 год запланировано достигнуть отметки 3 млн т нефти, в перспективе есть возможность нарастить транспортировку до 20 млн тонн нефти в год. Несмотря на сложность реализации, обсуждается строительство трубопровода по дну моря в сторону Азербайджана.

Магистральный нефтепровод «Казахстан — Китай» функционирует с 2006 года. Нефтепровод транспортирует нефть с месторождений Кызлординской, Актюбинской и Атырауской области через станцию Атасу (РК) до Алашанкоу (КНР). Пропускная способность — 20 млн т нефти год, за 2022 год транспортировали около 12 млн т. Ввиду естественного истощения нефтяных месторождений Кызылординской области, а также необходимости обеспечения сырьем Павлодарского нефтехимического завода (ПНХЗ), по данному трубопроводу направляется по своповой схеме сибирская нефть ПАО «Роснефть» в объеме 10 млн тон год. Необходимо отметить, что Россия и Казахстан продлили действие договора еще на 10 лет в мае 2023 г.[7] Если расширить пропускную способность участка Атырау — Кенкияк и Кенкияк — Кумколь до планируемых 12 млн т в год и больше, то есть все шансы полностью использовать потенциал данного маршрута с целью увеличения экспортных объемов в направлении Китая.

ktk2.jpg

Источник: www.kcp.kz

Дальнейшее увеличение мощностей действующих 3 нефтехимических заводов, которое сейчас рассматривается правительством, а также проект строительства 4-го нефтеперерабатывающего завода может быть в определенной степени решением, позволяющим перенаправить сырую нефть с КТК по другим маршрутам. Несмотря на то, что такой план не является осуществимым в краткосрочной перспективе, тем не менее правительство и национальная нефтяная компания Казахстана «КазМунайГаз» движутся в этом направлении. Глава казахстанской национальной компании «КазМунайГаз» отметил, что наращивание пропускной способности трубопровода на восток не только позволяет перенаправить нефть с запада РК на восток, но также позволит загрузить отечественные заводы местным сырьем. Так, в планах у национальной компании было наращивание мощности Шымкентского НПЗ до 12 млн т в год к 2030 году. Учитывая последние события, данный план может быть пересмотрен со сдвигом влево в план-графике стратегических решений обеспечения национальной энергетической безопасности.

Кроме того, не стоит исключать возобновление транспортировки нефти через порт Нека в Иране по своповым поставкам. Казахстан до 2010 года пользовался данным маршрутом, экспортируя 2–3 млн т нефти в год пока иранская сторона не отказалась от этой схемы по причине недостаточности получаемого дохода от них. По этой схеме Иран с 1997 года обеспечивал сырьем свои НПЗ на севере страны из России, Туркмении и Казахстана, взамен предоставляя им аналогичные объемы в Персидском заливе. Сейчас действуют санкции на иранскую нефть со стороны США и западных стран. Тем не менее, принимая во внимание то факт, что месторождение Тенгиз является ключевым активом в мировом портфеле запасов корпорации Шеврон, так называемой «жемчужиной» в короне нефтяного гиганта, доля корпорации занимает 23% от всех запасов месторождений корпорации, и покупателями добытой продукции выступают европейские страны; введенные санкции и ограничения в отношении Ирана, вероятнее всего, могут быть ускоренно сняты стараниями влиятельного нефтегазового лобби в США.[9,10]

Были ли произошедшие события на «источнике жизни» Казахстана играми сверхдержав на глобальной шахматной доске или же предупреждениями руководству Казахстана за независимую политику, в т.ч. в ситуациях с замещением поставщиков нефти в Европе — определить трудно. Возможно, эти события адресованы руководителям западных стран и транснациональных корпорации. Вне зависимости от истинных причин проблем в работке КТК, казахстанские власти ощутили и реально осознали свою уязвимость в геостратегически важном вопросе транспортировки своего природного богатства, главного источника доходов государства. Этот урок стал для них толчком для ускоренного поиска путей решения в вопросах диверсификации экспортных маршрутов нефти и уменьшения рисков повторного возникновения неблагоприятных ситуаций, наносящих вред энергетической безопасности Казахстана.



1 - Труба невезения (19 сентября 2022) // Газета «Коммерсант». URL: https://www.kommersant.ru/doc/5561078

2 - Нефтяная промышленность // Официальный сайт министерства энергетики РК URL: https://www.gov.kz/memleket/entities/energo/activities/179?lang=ru

3 - КТК в 2022 году прокачал 58,7 млн тонн нефти (13 января 2023) // Информ. агентство ТАСС. URL: https://tass.ru/ekonomika/16792547

4 - Информация про акционеров КТК // Официальный сайт компании КТК. URL: https://www.cpc.ru/RU/about/Pages/shareholders.aspx

5 - Информация о выплатах КТК в 2022 году // Официальный сайт компании КТК. URL: https://www.cpc.ru/RU/press/releases/2023/Pages/20230202.aspx

6 - Рубль укрепился впервые за три года. Что важно знать. (31 декабря 2022) // Российский мультимедийный холдинг «RBC». URL: https://www.rbc.ru/finances/31/12/2022/63ac28dd9a7947ab842de74d

7 - "КазТрансОйл" продлил до 2034 г. договор о транзите в Китай 10 млн тонн нефти РФ в год (15 мая 2023) // Информ. агентство «Интерфакс». URL: https://www.interfax.ru/world/901508

8 - Глава «КазМунайГаза» объяснил необходимость расширения нефтепровода в Китай (25 мая 2023) // Газета «Курсив». URL: https://kz.kursiv.media/2023-05-25/zhnb-kmgchinapipeline/

9 - Казахстанская жемчужина в короне «Шеврона» ( 30 апреля 2023) // Журнал «Petroleum». URL:https://www.petroleumjournal.kz/index.php?p=article&aid1=121&aid2=653&id=1505&outlang=1

10 - Дополнительный материал к годовому отчету 2022 г. корп. Chevron (запасы стр.12) // Официальный сайт корпорации Chevron. URL: https://www.chevron.com/-/media/shared-media/documents/2022-chevron-annual-report-supplement.pdf

Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся