Евразийское обозрение

Национальные и экономические интересы России в Монголии

7 февраля 2019
Распечатать
Представлены материалы о трансформации мировой экономики и перемещении центра мировой экономики в Восточную Азию, усилении роли КНР в регионе. Обосновываются геополитические и экономические интересы России в Монголии. Дана характеристика отношений в треугольнике Россия-Монголия-Китай, определены проблемы и перспективы их развития. Международные отношения в треугольнике Россия-Монголия-Китай с 1990-х годов находятся в постоянном развитии, на их развитие влияет также фактор «третьего соседа». Политические отношения в треугольнике находятся в определенном равновесии. Экономические отношения все более приходят к дисбалансу. Начинает доминировать Китай, его экономическая роль и значение постоянно увеличивается, а роль России уменьшается.
А.П.Суходолов, д. э. н., профессор, ректор Байкальского государственного университета.
Ю.В.Кузьмин, д.ист.н., профессор
Ключевые слова: Национальные интересы России, Монголия, геополитика, мировые ресурсы, международная экономика, Восточная Сибирь, приграничная торговля.
Проблема концептуального обоснования национальных интересов России в современных условиях приобретает особую важность в условиях обострения политических и экономических отношений с ведущими странами Запада и США. Экономические санкции и контрсанкции усложняют систему международных экономических отношений России со странами мира. Расширение и укрепление экономических отношений России с КНР и Монголией, реализация в Северо-Восточной Азии крупных совместных экономических и транспортных проектов, модернизация российской экономики и интенсивное промышленное и наукоемкое развитие Сибири и Дальнего Востока позволят избежать экономической стагнации и изоляции[2; 8; 9].
Экономическое превосходство КНР в ближайшей перспективе дополнится военно-геополитическим превосходством и более высоким научным уровнем мирового лидерства. Расходы на науку и образование Китая, превосходящие российские в разы, уже дают свои первые результаты, а, в ближайшее время, покажут всему миру реальные научные успехи мирового уровня.
В этих сложных международных условиях особую важность для России приобретает стабильность в треугольнике Россия-Монголия-Китай. Экономические и политические отношения современной России с КНР и Монголией, расширение сотрудничества в данном регионе являются залогом мировой и региональной стабильности[7;10].
История международных отношений в треугольнике Россия-Монголия-Китай в различные периоды имела различные конфигурации. В период Монгольской империи русские княжества и Китай находились в подчиненном положении. В период маньчжурской династии Цин Монголия находилась в ее составе как автономная часть. В 1911 году Внешняя Монголия с помощью России добилась автономии, а позднее и независимости. В 1911-1991 гг. Монголия находилась в зоне экономического и политического влияния СССР[5;11].
Уникальным представляется положение Монголии рядом с двумя великими державами, сохранившей свою независимость, язык и культуру. Исторический опыт отношений Монголии с соседними государствами представляет несомненную ценность и важность и заслуживает внимательного исследования. Монголия занимает важное геополитическое место в Центральной Азии, поэтому она так интересна и важна не только для КНР и РФ, но так называемого «третьего соседа», на роль которого претендуют США, Япония, Республика Корея, страны Европы[3]. Монголия заинтересована в сбалансированном отношении с данными странами и проводит многовекторную прагматичную внешнюю политику. Современная Монголия не заинтересована в доминировании ни одной из сторон, понимая, что это чревато для нее негативными последствиями.
Экономика современной Монголии переживает сложный период своего развития. Кризис мировой экономики и падение спроса и цен на сырьевые ресурсы Монголии (медь, уголь, нефть и др.) привели к резкому сокращению прибыли компаний, занятости и доходов государственного бюджета[4]. Отсутствие конкуренции на сырьевые товары Монголии и покупка только Китаем привели к резкому снижению цены на медь, уголь, сельскохозяйственное сырье. Рост ВВП Монголии в 2014 году составил 7,9 %, в 2015 году - 2,3%. Ранее были годы, когда рост ВВП достигал 14% в год, когда цены на сырьевые товары были стабильными и высокими.
Как известно, Монголия обладает крупными месторождениями угля (Тавантолгой), меди (Оуютолгой, Эрдэнэт), месторождения мирового уровня, которые разработаны и уже эксплуатируются. Экспорт сырьевых ресурсов – ведущая статья дохода бюджета, более 60% дохода бюджета. Поэтому падение мировых цен на сырьевые товары в мировой экономике, сразу сказывается на экономическом положении страны, доходах населения и его занятости, что является слабым местом современной монгольской экономики[4]. Это обстоятельство усугубляется также тем, что основным покупателем данного сырья является в основном один покупатель – Китай, который пользуется монопольным положением и диктует ценовую политику на монгольском рынке. В этих условиях диверсификация монгольской экономики (и прежде всего быстрое развитие обрабатывающих и наукоемких отраслей экономики) и поиск новых внешнеэкономических партнеров на мировом рынке – настоятельная необходимость стабильного развития современной Монголии.
Реализация сырьевых товаров Монголии на мировой рынке не решает экономических и финансовых проблем страны. Назрела объективная потребность глубокой переработки монгольского сырья и создание промышленных центров, основанных на современных технологиях. Ограниченность финансовых ресурсов и профессиональных кадров сдерживает возможность реализации данных проектов. Строительство нефтеперерабатывающего завода, небольших, но современных металлургических производств в Монголии позволит обеспечить большую экономическую самостоятельность страны. Товары глубокого передела не только принесут более значимую прибыль, но и появятся современные рабочие места. Значительные перспективы имеются также в переработке сельскохозяйственного сырья и производстве готовой продукции с высокой стоимостью. Президент Монголии Х.Баттулга на Монгольском Экономическом форуме 23 мая 2018 г. определил глубокую переработку сырья и создание современного промышленного производства в стране приоритетной задачей экономической политики Монголии.
Монголия уже находилась в составе Цинской империи и в составе советского блока, поэтому хотела бы сохранить экономическую и политическую независимость. Заявления о политике нейтралитета Монголии и реализация на практике этого положения мало согласуются[9]. В настоящее время экономика Монголии находится под значительным экономическим влиянием могущественного Китая (инвестиции, кредиты, внешняя торговля). В период последней президентской компании все кандидаты в президенты подчеркивали высокую зависимость экономики Монголии от южного соседа и считали необходимым расширять российско-монгольское экономическое сотрудничество, чтобы сбалансировать отношения в треугольнике Россия-Монголия-Китай[7].
Россия заявляет об экономической, политической и научной заинтересованности в российско-монгольском сотрудничестве, но пока это несопоставимо с размерами китайско-монгольского экономического сотрудничества, китайских инвестиций и возможностей. Экономика Монголии все в большей степени попадает в зависимость от Китая. Полученные кредиты придется в недалеком будущем отдавать, найти других покупателей монгольского сырья пока не удается и цены на него держатся на низком уровне. Китайское руководство довольно жестко отреагировало на визит Далай-ламы в Монголию, а главное не выделило обещанный кредит в 4 млрд.дол. Некоторые исследователи оценивают современные монголо-китайские отношения, как стратегию «мягкой силы» со стороны Китая и «жесткой слабости» со стороны Монголии. «Ключевые моменты «жесткой слабости» Монголии – географическое положение страны, этнополитическая специфика монгольского мира и современные глобальные тенденции. Все эти компоненты взаимосвязаны. На первый взгляд, уязвимость страны в этих плоскостях попросту невозможно преодолеть. Но именно комплексное использование этих слабых мест и превращают их в компоненты «жесткой слабости», давая возможность весьма эффективно противодействовать разного рода вызовам во взаимоотношениях с соседями-гигантами»[1, c.19].
В целом, положение России и Монголии в треугольнике Россия-Монголия-Китай в некотором смысле довольно схоже, хотя и не идентично. По структуре своего экспорта в Китай они являются сырьевыми поставщиками для быстрорастущей экономики Китая, своеобразными придатками экономики или периферией китайской экономики, которая быстрыми темпами идет к мировому лидерству. Данное сотрудничество в большей степени отвечает национальным и экономическим интересам Китая, а не России и Монголии. Дальнейшее развитие в данном направлении будет иметь негативные последствия для экономик России и Монголии, особенно монгольской экономики, более серьезно зависимой от КНР.
Национальные интересы России в Монголии заключаются в сохранении сферы своего геополитического и экономического влияния в Центральной Азии, стабильности военно-политической ситуации в треугольнике Россия-Монголия-Китай. Интересам России не соответствует создание военной базы третьих стран, прежде всего США и западных стран. Экономические интересы Российской Федерации состоят в широком пограничном сотрудничестве Бурятии, Забайкальского края, Иркутской области, Тывы, Кемеровской области с монгольскими аймаками, развитии российско-монгольской торговли. Россия заинтересована в экспорте в Монголию продукции машиностроения (автомобилей, самолетов, вертолетов, промышленного оборудования). Российские компании заинтересованы в продаже продовольственных товаров: зерна, кондитерских изделий, молочной продукции, мороженного и др. Крупные российские компании заинтересованы в реализации крупных проектов в горнодобывающей промышленности, создании транспортной инфраструктуры. Университеты, институты, колледжи России принимают и готовы расширить обучение и подготовку высококвалифицированных специалистов из Монголии.
Роль Монголии, как важного транзитного пункта в Восточной Азии, в треугольнике Россия-Монголия-Китай, участие и развитие данных транспортных коридоров интересуют Россию. РФ заинтересована в модернизации УБЖД, строительстве второй колеи и электрификации железной дороги, увеличении транзитного грузопотока. Важной частью является строительство транспортных коридоров от крупных месторождений Монголии до пограничных пунктов России и транспортировка монгольских товаров на мировые рынки через нашу страну. Решается вопрос о льготных тарифах на перевозку монгольских грузов по территории России, к ее морским портам на Дальнем Востоке.
Россия заинтересована в сохранении благоприятного имиджа России в Монголии, как надежного союзника и экономического партнера. Западные страны, США, Япония пытаются лишить нашу страну этого преимущества. США и западные страны активно используют мягкую силу в Монголии, активно выталкивая русский язык, российское образование и навязывая западные ценности монгольскому обществу[6, c.205].
Национальным интересам России соответствует продажа КНР не сырой нефти и природного газа, а экспорт товаров глубокой переработки сырьевых товаров, а также полное обеспечение российского населения Сибири и Дальнего Востока собственным газом, и только затем поставка его за рубеж. Развитие нефтехимической промышленности в РФ позволили бы создать новые рабочие места, выплачивать налоги в региональные бюджеты, а не стимулировать экономику Китая. Развитие нефтехимии, химической промышленности, современной фармацевтики и биотехнологий дали бы толчок интенсивному развитию слаборазвитых регионов Сибири, а также быстрому развитию современных научных разработок.
Для развития российско-монголо-китайских отношений на современном этапе развития сложилась благоприятная ситуация. Пограничные разногласия между странами урегулированы, позиции политических лидеров трех стран и элиты по многим позициям совпадают, усиливается американское давление на РФ и КНР, что позволяет и диктует необходимость развивать и расширять международное сотрудничество в регионе.
Политическое сотрудничество в треугольнике находятся на высоком уровне. Регулярные и частые встречи лидеров трех стран определяют стратегические направления сотрудничества[7]. На уровне реализации совместных экономических проектов в Монголии возникают проблемы и трудности. Реализацией проектов занимаются крупные корпорации, которые имеют собственные корпоративные интересы, которые могут не совпадать с национальными интересами представляемых стран. Корпоративные интересы различных стран вступают в сложную систему экономических отношений (сотрудничества и конкуренции) на территории Монголии.
В середине 1990-х годов во время разработки Концепции национальной безопасности Монголии была выработана формула отношений Монголии с ключевыми партнерами: 30:30:40, которая определяет оптимальное соотношение экономических отношений с РФ, КНР и «третьим соседом»[10]. Монголия пытается проводить многоопорную внешнюю политику, соблюдая принцип равноудаленности. Соблюдать баланс интересов ключевых игроков в Монголии пока довольно трудно.
Современная Монголия успешно балансирует между Россией и Китаем, поддерживает независимость и геополитическую значимость. Геополитическое соперничество великих держав в Монголии выгодно небольшой кочевой стране. Ни одна из стран не может резко усилить свое влияние в Монголии, не вызывая недовольства других сторон. Усиление политического или экономического давления на Монголию также невозможно в этих условиях.
Национальным интересам Монголии соответствует наличие конкурентной среды в инвестиционной деятельности, заинтересованности Китая, России, Японии, Южной Кореи, стран Запада в реализации крупных проектов в Монголии. В этих условиях важно создать реальную конкуренцию, ликвидировать коррупционные сделки, создать выгодные для Монголии условия: создание новых высококвалифицированных рабочих мест, соблюдение экологических требований, своевременной выплаты всех налогов и платежей в монгольский бюджет. К сожалению, в настоящее время при добыче минерального сырья часто происходит разрушение хрупкой монгольской природы, отсутствует рекультивация земель. При добыче полезных ископаемых создается только временная энергетическая и транспортная инфраструктура, создаются временные автомобильные дороги, которые наносят колоссальный ущерб природному ландшафту Монголии. Можно только добрым словом вспомнить советский опыт, когда строились города и поселки, социальная инфраструктура, качественные дороги и линии электропередачи.
Национальные интересы России и Монголии в большей степени совпадают, но вступают в противоречие с национальными интересами КНР, которая рассматривает соседние экономики как дополнение к собственной модели экономического развития[10,c.181]. Более высокие темпы экономического роста в КНР, превращение страны в мирового экономического лидера, превращают соседние с ней страны в экономические провинции. Процессы интеграции в треугольнике Россия-Монголия-Китай находятся в незрелом состоянии, только на стадии формирования. Поэтому важно участвовать в интеграционных процессах и совместных крупных экономических проектах (транспортных коридорах, формировании пограничной инфраструктуры) в равных условиях, на паритетных началах. К сожалению, пока процессы регионализации каждый участник видит по-своему, поэтому на стадии реализации Проектов могут возникнуть серьезные противоречия и экономические трудности. Тем более, что страны и регионы треугольника находятся на несинхронной стадии экономического развития.
Китайская экономическая стратегия преобладания и доминирования может привести менее развитые регионы и соседние страны к несамостоятельности и неконтролируемости их экономического развития. Мировая экономика вступает в период геополитического дисбаланса, усиления конкуренции КНР и США, происходит перераспределение минеральных ресурсов мира и России важно сохранить достойное место в международной экономике и экономической специализации, а также экономическую стабильность в стране.
Снижение темпов экономического роста в КНР, торговая война США и КНР объективно создают условия для расширения российско-китайских и российско-монгольских экономических и торговых отношений, увеличения объема и ассортимента взаимной торговли.
Выводы. Международные отношения в треугольнике Россия-Монголия-Китай с 1990-х годов находятся в постоянном развитии, на их развитие влияет также фактор «третьего соседа». Политические отношения в треугольнике находятся в определенном равновесии. Экономические отношения все более приходят к дисбалансу. Начинает доминировать Китай, его экономическая роль и значение постоянно увеличивается, а роль России уменьшается. Растет роль КНР в современной мировой экономике, он превращается в мирового экономического лидера, а соседние страны, в том числе Россия и Монголия, не поспевают за его ростом и все более превращаются в экономические провинции и сырьевые придатки. Дисбаланс экономических отношений в регионе, реализация крупных транспортных коридоров «Один пояс, один путь» может иметь только некоторые позитивные моменты для России и Монголии (инвестиции, занятость), но серьезный проигрыш в стратегическом отношении. Особенно большую опасность этот фактор может иметь для Монголии, которая все более превращается в экспортера минерального и сельскохозяйственного сырья в Китай.
В условиях усиления роли фактора «третьего соседа» произойдет явное тесное сближение России и Китая, не заинтересованных в резком усилении США, Японии и стран Запада, особенно в военно-стратегическом отношении. Россия, Монголия и Китай заинтересованы в сбалансированных политических, экономических, научных отношениях в данном регионе, нарушение данного баланса отношений может рассматриваться как ущемление национальных интересов заинтересованных сторон.
Список использованных источников
1. Бабаян Д.К. Китай и Монголия: геополитическое взаимоотношение «мягкой силы» и «жесткой слабости»/Д.К.Бабаян// Азия и Африка сегодня, 2017.- №9. - С.19-22
2. Грайворонский В.В. Изменения в уровне жизни населения Бурятии (Россия), Монголии и Внутренней Монголии (Китай) в конце ХХ – начале ХХ1 вв./В.В.Грайворонский. – Лос-Анджелос - Улан-Батор: Изд-во «Агиймаа», 2014.- 284 с.
3. Болд Р. Независимость и признание. Монголия в треугольнике интересов: США-Россия-Китай, 1910-1973/Р.Болд. - М.:Изд-во «Весь мир», 2015. – 400 с.
4. Даваасурэн А. Становление предпринимательства в Монголии/А.Даваасурэн.- Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2013.- 220 с.
5. Кузьмин Ю.В. Экономика и культура Монголии на рубеже веков/Ю.В.Кузьмин. – Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2004. - 106 с.
6. Михалев А.В. Монголия в Большой игре ХХI века: борьба за влияние и неформальные институты мягкой силы/А.В.Михалев. – Улан-Удэ: Изд-во Бурят. гос. ун-та, 2013. – 252 с.
7. Родионов В.А. Политический процесс в Монголии в условиях постсоциалистической трансформации/В.А.Родионов.- Улан-Удэ: Изд-во Бурятского госуниверситета, 2018.- 340 с.
8. Россия-Монголия: история, вызовы ХХI века, перспективы. Сб. науч. ст. – Улан-Батор, 2017.- 252 с.
9. Сборник научных статей и докладов на русском языке. Институт МО АН Монголии. Первое издание. – Улан-Батор, 2016.- 247 с.
10. Современные российско-монгольские отношения: модели и сценарии. Отв. Ред. В.А.Родионов. – Улан-Удэ: Изд-во Бурят. гос. ун-та, 2013. – 252 с.
11. Суходолов А.П. Монголия и русско-монгольские отношения первой половины ХХ века. Проблемы истории и историографии/ А.П.Суходолов, Ю.В.Кузьмин; под ред. проф. М.П.Рачкова.- Иркутск: Изд-во БГУ, 2016. - 318 с.
Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся