Прогнозный доклад РСМД
Внешняя политика России:
взгляд в 2018 год
Москва 2017 г.
В докладе отражены результаты работы проектной группы по составлению прогноза. На основе системного подхода были выделены ключевые направления внешней политики России, имеющие решающее значение в 2018 году, определены ключевые угрозы и возможности для России на мировой арене. География прогноза охватывает страны Запада, АТР, Ближневосточного региона и ближнего зарубежья.
Авторы выражают надежду, что идеи и выводы, изложенные в данной публикации, будут востребованы российскими органами власти при принятии внешнеполитических решений, окажутся полезными исследователям-международникам и журналистам.
Президентские выборы в России 2018 года открывают новый внешнеполитический цикл. В контексте выборов следует ожидать пересмотра
подходов к основным направлениям внешней политики (при сохранении преемственности) с последующими изменениями в концептуальных внешнеполитических документах. Выборы в России так или иначе совпадают с политическими циклами в КНР, США, ряде стран ЕС и ближнего зарубежья. В международных отношениях будет нарастать эффект «оголенных проводов» или «сухого леса». Возможны кризисные сценарии в результате намеренных или ненамеренных действий отдельных стран, слабой межгосударственной координации в решении международных проблем. Ключевой задачей для России остается создание благоприятных возможностей для внутреннего развития. Продолжающаяся экономическая отсталость – растущая угроза суверенитету России, сужающая окно возможностей во внешней политике.
Россия и Запад
Западное направление остается наиболее проблемным для России. Основными итогами 2017 г. здесь можно считать:

— Нарастание санкционного давления на Россию, расширение числа поводов для санкций, а также номенклатуры санкционных мер.

— Скандалы с «вмешательством» в выборы в США, превращение цифровой среды в зону повышенного риска в российско-американских отношениях,
рост «токсичности» цифровой проблематики в отношениях с ЕС.

— Информационная война, дискриминация СМИ, поляризация информационного дискурса.

— Стагнация в реализации Минских соглашений.

— Демонстрации силы и наращивание потенциалов в зонах соприкосновения России и НАТО.

— Отсутствие прорывов по общим вызовам и угрозам, рост негативного влияния проблемных факторов на направлении совпадающих интересов – Украина, цифровая сфера и др.
Вызовы и угрозы
1
Антироссийская информационная кампания, связанная с президентскими выборами, попытки размывания легитимности российской политической системы.
2
«Расползание» санкционного режима, экстерриториальное использование санкций США против России и ее зарубежных партнеров, рост стоимости риска российских инвестиционных проектов.
3
Сворачивание сотрудничества России и США по оставшимся направлениям – авиационная промышленность, космос и др.
4
Эрозия режимов контроля вооружений.
5
Деградация отношений с ЕС, перестройка политики ЕС под американский курс.
6
Обострение противоречий по цифровой и информационной безопасности, рост уязвимости к провокациям и преступлениям в цифровой среде.
7
Наращивание взаимных мер сдерживания со стороны России и НАТО.
Возможности
1
Формирование «разноскоростного» режима санкций США и ЕС в отношении России. Возможность выхода в сжатые сроки на конструктивный диалог с ЕС при подвижках по украинскому вопросу.
2
Возможность продвижения Минского процесса, выполнения требований о прекращении огня и разведении враждующих сторон в ходе миротворческой миссии ООН на линии разграничения.
3
Возможность диалога по безопасности в цифровой среде, деэскалация и повышение взаимной предсказуемости в киберпространстве, сегментация киберпроблематики на отдельные «корзины», предметное обсуждение конкретных вопросов, «дескандализация» проблемы.
4
Возможность диалога с ЕС в рамках «выборочного сотрудничества». Наполнение понятия «выборочное сотрудничество» конкретным смыслом и проектными предложениями, постепенное расширение его проблематики.
5
Возможность продвижения во взаимодействии ЕС и ЕАЭС по мере развития евразийской экономической интеграции.
Основные задачи внешней политики на западном направлении
1
Стабилизация отношений с США («управление противостоянием») и развитие отношений с ЕС.
2
Восстановление диалога на различных уровнях и в различных форматах, постепенная разморозка сотрудничества, поиск альтернативных путей взаимодействия.
3
Недопущение эскалации напряженности, взаимное снижение уровня враждебной риторики.
4
Диалог по общим вызовам и угрозам, недопущение сворачивания сотрудничества по взаимовыгодным направлениям
5
Сохранение и развитие потенциала сдерживания, необходимого на случай эскалации угроз безопасности со стороны Запада.
Россия и Ближневосточный регион
Ближневосточный регион для России и ее союзников является источником
угроз, связанных с распространением идеологии радикального исламизма.
Одновременно в регионе Россия закрепляет за собой место ответственной
глобальной державы, содействующей решению общих проблем в области
безопасности. В числе основных итогов 2017 г.:

— Освобождение при непосредственном участии России значительной территории Сирии от ИГ, создание условий для мирного процесса и восстановления Сирии.

— Договоренности о зонах деэскалации, недопущение столкновения России и США в Сирии, продвижение Астанинского процесса.

— Нормализация отношений с Турцией.

— Развитие отношений с Саудовской Аравией, координация взаимодействия на рынке нефти.

— Сохранение статус-кво по иранской ядерной программе.
Вызовы и угрозы
1
Срыв мирного процесса или его стагнация из-за противоречий внутри Сирии и между внешними игроками (российско-американские противоречия, позиция Турции по курдскому вопросу, проблема влияния Ирана в регионе).
2
Сохранение террористической угрозы.
3
Возвращение в Россию и в страны постсоветского пространства боевиков ИГ. Активизация террористического подполья на Северном Кавказе и в Центральной Азии.
4
Обострение ситуации как итог укрепления ИГ в Афганистане.
5
Ухудшение ситуации в Йемене.
6
Попытки военного решения ливийского кризиса.
7
Угрозы выхода США из иранской сделки по ядерному оружию.
Возможности
1
Окончательный разгром ИГ.
2
Ведущая роль России в сирийском урегулировании, организация Конгресса национального диалога Сирии, продвижение Женевского процесса.
3
Запуск восстановления Сирии в партнерстве с ведущими международными организациями и объединениями.
4
Развитие ВТС и торгово-экономического сотрудничества с Египтом, Ираком, Саудовской Аравией, другими партнерами.
5
Диалог с Ираном, сохранение статус-кво по иранской ядерной программе.
Основные задачи внешней политики на ближневосточном направлении
1
Укрепление позиций в Сирии с учетом перехода от военной операции к постконфликтному восстановлению страны.
2
Недопущение военного столкновения в регионе, продвижение идеи региональной системы безопасности, сохранение и укрепление дружественных
отношений со странами региона.
3
Борьба с превращением региона в плацдарм для международного терроризма, противодействие экспорта терроризма и радикального исламизма на Северный Кавказ, в Центральную Азию.
4
Диалог по общим вызовам и угрозам, недопущение сворачивания сотрудничества по взаимовыгодным направлениям
5
Борьба с угрозами распространения ОМУ в регионе.
Россия в Азиатско-Тихоокеанском регионе и Южной Азии
Азиатско-Тихоокеанский регион сохраняет высокий динамизм развития. Баланс угроз и возможностей здесь наиболее благоприятен для России. В число основных итогов 2017 г. можно включить:

— Обострение ракетно-ядерного кризиса на Корейском полуострове, рост востребованности России в качестве посредника и партнера в решении проблемы.

— Вступление в ШОС Индии и Пакистана.

— Новый внешнеполитический курс КНР по результатам XIX съезда КПК, углубление отношений с Россией.

— Развитие российско-японских контактов, активизация торгово-экономического диалога.

— Инвентаризация российско-индийских отношений в контексте мероприятий, посвященных 70-летию установления дипломатических отношений.

— Диалог с АСЕАН и ключевыми странами региона в рамках международной деятельности ЕАЭС.
Вызовы и угрозы
1
Угроза военного решения северо-корейской проблемы с риском высоких потерь для стран Корейского полуострова и их соседей.
2
Угроза маргинализации роли России в решении северо-корейской проблемы.
3
Риски обострения споров вокруг Южно-Китайского моря, угроза возрастающего втягивания в эти споры России.
4
Нарастание асимметрии в российско-китайских политических и экономических отношениях.
5
Торможение российско-японского диалога, сохранение противоречий по территориальному вопросу.
6
Стагнация российско-индийских отношений, рост конкуренции в области ВТС.
7
Сохранение декларативного характера диалога с АСЕАН и другими объединениями, дефицит конкретных проектов.
Возможности
1
Посредническая роль в дипломатическом урегулировании северо-корейской ядерной проблемы.
2
Снижение остроты вопроса о системах ПРО (THAAD) в Южной Корее вследствие договоренностей КНР и Республики Корея.
3
Реализация совместных двусторонних проектов России и КНР в сферах энергетики, инфраструктуры, освоения космоса, арктического пространства.
4
Российско-китайские инициативы в области международных финансов и
безопасности в цифровой среде.
5
Перекрестный год культуры в России и Японии, реализация совместных проектов на Курильских островах.
6
Новые направления сотрудничества с Индией (продовольственная и цифровая безопасность, расширение энергетического партнерства, инфраструктурные проекты «Север-Юг» и др.)
Основные задачи внешней политики в АТР и Южной Азии
1
Повышение качества российско-китайского сотрудничества, прежде всего, в экономической, научно-технической, гуманитарной областях.
2
Диверсификация экономических и политических связей в АТР.
3
Преодоление наметившейся стагнации в отношениях с Индией.
4
Недопущение индийско-китайского противостояния в Азии и в акватории Индийского океана.
5
Недопущение военного конфликта на Корейском полуострове при одновременном сохранении долгосрочной цели превращения полуострова в безъядерную зону.
6
Активизация участия России в многосторонних механизмах и режимах обеспечения безопасности в АТР.
Россия и страны ближнего зарубежья
Ближнее зарубежье — наиболее важный для России регион с точки зрения
безопасности и реализации проектов экономической интеграции. Основными итогами 2017 г. стало следующее:

— Поступательное развитие ЕАЭС: подписание Таможенного кодекса ЕАЭС, рост внутренней и внешней торговли объединения.

— Достижения в международной деятельности ЕАЭС: соглашение о торго­во-экономическом сотрудничестве с КНР, переговоры с Ираном, Синга­пуром, Сербией, Индией, Израилем, Египтом, взаимодействие с АСЕАН.

— Сотрудничество в области безопасности по линии ОДКБ: «Запад-2017» и другие учения.

— Инициатива в миротворческой миссии на Донбассе, недопущение обострения обстановки в зоне конфликта.

— Недопущение ухудшения отношений с Арменией и Казахстаном в свете их соглашений о сотрудничестве с ЕС.

— Сохранение стабильности в конфликте вокруг Нагорного Карабаха, сбалансированное развитие отношений с Арменией и Азербайджаном.
Вызовы и угрозы
1
Провал или стагнация переговоров по миротворцам на Донбассе, обострение ситуации на линии соприкосновения ВСУ и сил ЛДНР, утрата внутренней стабильности в ЛДНР.
2
Обострение противоречий внутри ЕАЭС (Казахстан-Кыргызстан).
3
Угроза дестабилизации в одной или нескольких странах Центральной
Азии, рост террористической угрозы в центрально-азиатском регионе на
фоне возвращения боевиков ИГ, экспорт нестабильности из Афганистана вследствие укрепления ИГ в стране.
4
Обострение ситуации в Нагорном Карабахе, актуализация армяно-азербайджанских противоречий в публичном пространстве и СМИ, в т.ч. с учетом столетия образования демократических республик.
Возможности
1
Укрепление ЕАЭС: завершение работы над проектом правил торговли электроэнергией, формирование общего рынка воздушного транспорта, реализация плана по скоординированной транспортной политике и др.,
переговоры по ЗСТ с зарубежными партнерами и объединениями, накопление опыта разрешения конфликтов и споров внутри ЕАЭС, рост объемов внутренней торговли в результате экономического роста и совершенствования институтов интеграции.
2
Отработка моделей неконфликтного сочетания взаимодействия с ЕС и
ЕАЭС (Казахстан, Армения).
3
Реализация инициативы о миротворческой миссии на Донбассе, продвижение реализации Минских соглашений
4
Развитие российско-грузинского диалога, смягчение или отмена визового режима со стороны России.
Основные задачи внешней политики в ближнем зарубежье
1
Развитие привлекательных для стран СНГ моделей сотрудничества в области безопасности и экономики.
2
Противодействие процессам социально-экономической и политической дестабилизации в ближнем зарубежье.
3
В решении региональных проблем – поиск оптимальных путей взаимо-
действия с внешними игроками (КНР, ЕС, США, Иран, Турция и др.).
4
Содействие разрешению конфликтов на постсоветском пространстве.
Авторы доклада
Андрей Кортунов
Генеральный директор РСМД
Иван Тимофеев
Программный директор РСМД
Рабочая группа
Тимур Махмутов
Заместитель программного директора РСМД
Елена Алексеенкова
Менеджер по аналитической работе РСМД
Екатерина Чимирис
Менеджер по образовательной работе РСМД
Наталья Евтихевич
Программный менеджер РСМД
Ксения Кузьмина
Программный координатор РСМД
Руслан Мамедов
Программный координатор РСМД
Владимир Морозов
Программный координатор РСМД
Мария Смекалова
Координатор проекта
по кибербезопасности РСМД
Дарья Холопова
Программный ассистент РСМД
Татьяна Богдасарова
Программный координатор РСМД
Анна Кузнецова
Программный координатор РСМД
Роман Майка
Программный ассистент РСМД
Николай Маркоткин
Программный менеджер по связям с прессой
и правительственными структурами РСМД
Дмитрий Пуминов
Координатор интернет-проектов РСМД
Ирина Сорокина
Редактор сайта РСМД
Александр Тесля
Руководитель интернет-проектов РСМД