Распечатать
Оценить статью
(Голосов: 10, Рейтинг: 5)
 (10 голосов)
Поделиться статьей

21 ноября 2023 г. в Библиотеке им. Ф.М. Достоевского состоялся городской завтрак РСМД «Технологическая политика Индии: настоящее и будущее». Эксперты обсудили ключевые особенности, тренды и проблемы индийской политики в области технологического развития.

Экспертами на мероприятии выступили:

  • Алексей Куприянов, старший научный сотрудник, руководитель Группы Южной Азии и региона Индийского океана ИМЭМО им. Примакова РАН;

  • Иван Щедров, младший научный сотрудник Центра Индоокеанского региона ИМЭМО им. Е.М. Примакова РАН.

21 ноября 2023 г. в Библиотеке им. Ф.М. Достоевского состоялся городской завтрак РСМД «Технологическая политика Индии: настоящее и будущее». Эксперты обсудили ключевые особенности, тренды и проблемы индийской политики в области технологического развития.

Экспертами на мероприятии выступили:

  • Алексей Куприянов, старший научный сотрудник, руководитель Группы Южной Азии и региона Индийского океана ИМЭМО им. Примакова РАН;

  • Иван Щедров, младший научный сотрудник Центра Индоокеанского региона ИМЭМО им. Е.М. Примакова РАН.

Тезисы

Алексей Куприянов

  • Индия на протяжение своего существования была почти всегда «вещью в себе» в силу географического положения и отрезанности от континента. Исторически Индостан обладал всеми необходимыми ресурсами для того, чтобы там сложилась самодостаточная экономика. Это положение начало меняться в колониальные времена, но изменения были поверхностными. Изменения продолжились и после получения независимости, когда Индия стала самостоятельно выходить на мировые рынки.


  • Используя противоречия между Западным и Восточным блоками, Индия экспортировала в СССР товары легкой промышленности и в тоже время, к примеру, реэкспортировала в СССР западные компьютеры. С окончанием холодной войны и наступлением однополярного момента и развертыванием цифровой революции ситуация значительно изменилась. С одной стороны, исчезли пустоты в структуре мировой экономики, с другой — образовались целые огромные новые поля, которые стали де факто целью для индийской экспансии.


  • Индийский бизнес после проведения реформ Нарасимха Рао начал активную экспансию во внешний мир. В итоге, благодаря новым направлениям, росту сферы услуг и повышению востребованности индийских IT-специалистов и IT-продуктов на внешнем рынке, индийская экономика в начале 2000-х гг. разогналась почти до 10% прироста ВВП в год. Это породило структурные изменения в индийском обществе: появились социальные группы, завязанные на непрерывный ход технологического прогресса и рост сферы услуг и производства в области высоких технологий. Общество приняло развитие в технологической сфере как обязательное условие развития Индии.

Иван Щедров

  • Технологическая политика Индии обладает исторической преемственностью. В стране активизируется дискуссия относительно необходимости выработки комплексной политики для ответа на динамические изменения технологического ландшафта, так как государство не хочет терять свои позиции под натиском крупных компаний.


  • В 2020 г. на фоне активной фазы противостояния между КНР и США в технологическом секторе все чаще стал упоминаться термин «технологический суверенитет». Вопрос о технологическом суверенитете для Индии важен, так как страна должна находить инструменты адаптации к внешним условиям как за счет внутренних ресурсов, так и за счет внешних связей.


  • Администрация Нарендры Моди хотела завершить курс династии Неру-Ганди в истории независимой Индии. Правительство Моди отказалось от системы планирования и прекратило работу плановой комиссии, заменив ее на аналитический центр, который предоставляет консультации по вопросам технологии, экономики и другим важным вопросам технологического развития.


  • Потребность диверсифицировать направления сотрудничества приобрела особую актуальность, а значимость внешних партнеров с точки зрения формирования производственной базы увеличилась. Хроническая проблема Индии — отрицательное сальдо торгового баланса. Нью-Дели стремится к достижению стратегической автономии и баланса между торговыми отношениями с США и Китаем. Отношения с США стабильно положительные, а отношения с Китаем стабильно отрицательные.


  • Один из аспектов технологического суверенитета Индии связан со снижением зависимости от поставок комплектующих — прежде всего, это касается Китая. Необходимость достижения автаркии в производстве электроники уже не ставится под сомнение.


  • Цели развития технологического суверенитета связаны с решением основных социально-экономических проблем: бедности, территориальных диспропорций, проблем здравоохранения, низким качеством образования, проблем окружающей среды и т.д. Индии необходимо обеспечить занятость населения, а также повысить качество трудовых ресурсов и научно-исследовательской инфраструктуры. Политика должна быть инклюзивной, полезной не только крупному бизнесу, но и обществу.


  • Часто при подробном анализе упускается из виду проблемы научно-технологической сферы. Основные цели по уровню финансирования и разработок, поставленные еще 20 лет назад, не были достигнуты. Например, не удалось достичь паритета финансирования со стороны государства и со стороны частного сектора.


  • Технологическое развитие Индии сталкивается с рядом проблем. Промышленность более развита в среднетехнологическом секторе, в то время как высокотехнологический сектор в Индии не развит. Массовое создание стартапов не приводит к росту НИОКР, при этом в хайтек-секторе наблюдается низкая наукоемкость. Темпы освоения технологий пока остаются низкими. Территориальные диспропорции не устраняются ввиду развития исключительно технологических кластеров. Хронические проблемы индийского рынка, среди которых бюрократизация, коррупция, сложные процедуры покупки земель и т.д. также не устранены. Еще одной проблемой остается утечка мозгов.


  • Индия стремилась стать нетто-экспортером электронной продукции в течение 7 лет, к 2022 г., но этого достичь не получилось. В 2021 г. была запущена миссия по полупроводникам, уровень субсидирования был увеличен до 50%. В Индии есть и отдельная федеральная миссия в области квантовых технологий и суперкомпьютеров, она была запущена в 2015 г.


  • На фоне активного технологического противостояния между США и Китаем в 2020 г. федеральное правительство Индии решило создать отдельный департамент в МИД для анализа рыка технологий и взаимодействия международных организаций. Внешнее направление технологической политики являлось частью технологической дипломатии. Главная ставка сделана на сотрудничество с США — это заметно как по уровню инвестиций, так и по уровню различных форматов, которые создаются в последнее время. Сотрудничество Индии с Европой происходит менее интенсивно. Взаимодействие Индии с АСЕАН осуществляется в рамках совместных фондов, направленных на поддержание различных инициатив, совместных программ научно-исследовательских разработок и университетскому обмену. С Японией в 2018 г. было заключено соглашение о партнерстве в области цифровых технологий. В сотрудничестве с Австралией и Ближним Востоком наблюдается высокая динамика, Австралия рассматривается как источник важных ресурсов для потенциально зеленой энергетики и производства электромобилей.


  • Индия грамотно балансирует по внешнему и внутреннему направлениям технологической политики, что позволяет политическим экспертам предрекать ей будущее в качестве технологического хаба — как по линии Север — Юг, так и по линии Запад — не Запад.

  • В условиях санкций многое будет зависеть от политики России. В 2023 г. значительно вырос товарооборот между странами прежде всего за счет индийского импорта дисконтной российской нефти. В области технологического сотрудничества Индии и РФ нужно создать диалоговую площадку, которая позволит выявить сферы сотрудничества и сможет определить совместную выгоду в среднесрочной перспективе на 10–15 лет. Другими важными треками развития сотрудничества между Индией и Россией будет обмен студентами и создание инвестиционной площадки.

Видео

Оценить статью
(Голосов: 10, Рейтинг: 5)
 (10 голосов)
Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся