Распечатать
Оценить статью
(Голосов: 5, Рейтинг: 5)
 (5 голосов)
Поделиться статьей

22 декабря 2022 г. Российский совет по международным делам (РСМД), Институт мировой экономики и международных отношений им. Е.М. Примакова Российской академии наук (ИМЭМО РАН) и журнал «Мировая экономика и международные отношения» (МЭиМО) провели научно-практический семинар «Итоги 2022 г. для России и мира». Семинар стал заключительным мероприятием 2022 г., проведенным в рамках совместного цикла РСМД и ИМЭМО РАН, посвященного обсуждению актуальных проблем международных отношений.

В рамках семинара ведущие эксперты обсудили последствия кризиса, вызванного разрывом отношений России и Запада в контексте конфликта вокруг Украины, для различных регионов мира, а также подвели промежуточные итоги адаптации России и других международных игроков к новым условиям.

22 декабря 2022 г. Российский совет по международным делам (РСМД), Институт мировой экономики и международных отношений им. Е.М. Примакова Российской академии наук (ИМЭМО РАН) и журнал «Мировая экономика и международные отношения» (МЭиМО) провели научно-практический семинар «Итоги 2022 г. для России и мира». Семинар стал заключительным мероприятием 2022 г., проведенным в рамках совместного цикла РСМД и ИМЭМО РАН, посвященного обсуждению актуальных проблем международных отношений.

В рамках семинара ведущие эксперты обсудили последствия кризиса, вызванного разрывом отношений России и Запада в контексте конфликта вокруг Украины, для различных регионов мира, а также подвели промежуточные итоги адаптации России и других международных игроков к новым условиям.

С приветственным словом к участникам мероприятия обратились генеральный директор РСМД Андрей Кортунов и директора ИМЭМО РАН, член-корреспондент РАН, член РСМД Федор Войтоловский.

В обсуждении приняли участие главный редактор журнала «Международная аналитика», ведущий научный сотрудник Центра евро-атлантической безопасности ИМИ МГИМО МИД России Сергей Маркедонов, руководитель Центра постсоветских исследований ИМЭМО им. Е.М. Примакова РАН Эдуард Соловьев, заместитель директора по научной работе, руководитель Центра азиатско-тихоокеанских исследований ИМЭМО им. Е.М. Примакова РАН, профессор РАН Александр Ломанов, научный сотрудник Центра комплексного китаеведения и региональных проектов, доцент кафедры востоковедения МГИМО МИД России Анна Киреева, руководитель Группы Южной Азии и региона Индийского океана Центра азиатско-тихоокеанских исследований ИМЭМО им. Е.М. Примакова РАН Алексей Куприянов, руководитель Лаборатории «Центр ближневосточных исследований» ИМЭМО им. Е.М. Примакова РАН, член-корреспондент РАН, член РСМД Ирина Звягельская, программный директор РСМД Иван Тимофеев, директор института Латинской Америки РАН, член РСМД Дмитрий Разумовский и председатель Правления Союза «Африканская деловая инициатива» Наталия Цайзер.

Модераторами семинара выступили программный директор РСМД Иван Тимофеев и главный редактор журнала «МЭиМО» Андрей Рябов.

Тезисы

Андрей Кортунов

  • Наблюдаемый кризис в отношениях между Россией и Украиной — только звено уходящего в прошлое мирового порядка. Можно выделить две точки зрения на происходящее.

  • В соответствии с первой, нынешний кризис — это триггер для глубокой перестройки международных отношений. Несмотря на то, что сегодня он локализован в Евроатлантическом регионе, последствия все более отчетливо будут проявляться по всему миру, что приведет к реконструкции структуры системы международных отношений.

  • Согласно другой точке зрения, не стоит преувеличивать роль событий 2022 г. Кризис архитектуры европейской безопасности все еще налицо, но экстраполировать его на весь мир не стоит. Есть разногласия между участниками различных объединений (ООН, G20, БРИКС), наблюдается волатильность цен, нестабильность на мировых рынках, в мировой финансовой системе, но все это было и раньше. Система сама по себе при этом обладает эластичностью и адаптивностью, со временем она сможет переработать и нынешний шок.

  • Наиболее принципиально оценить значение конфликта для России, чтобы понять, в какой системе координат (ограничения и возможности) придется действовать стране.

Федор Войтоловский

  • Подводить итоги этого года пока преждевременно — он запустил очень длинный период трансформации, который может занять не одно десятилетие, по мере того как количественные изменения будут переходить в качественные.

  • В то время как в России трансформации системы закономерно интерпретируются, в первую очередь, через призму отношений с Украиной, ЕС и США, они затрагивают и другие регионы, например, АТР, где сейчас формируется центр зарождения новых тенденций. Изменения в этом регионе сильно повлияют на динамику международных отношений в будущем.

  • Многие называют нынешний кризис «гибридной войной» России и НАТО, которая находится в стадии эскалации, в то время как Украина в данном контексте представляет собой прокси-сторону. Пока конфликт не достиг высшей точки, и стороны демонстрируют готовность выходить на новые рубежи, привлекать новых наемников, военных советников, использовать методы экономического принуждения, информационной войны, решение многих сопутствующих вопросов будет блокироваться.

  • В то же время стороны дают понять, что они готовы соблюдать неформально обозначенные правила. Продолжаются дипломатические контакты, происходит обмен пленными — за этим стоит серьезная политическая работа. Тем не менее отдельные инциденты, такие как гибель крейсера «Москва», подрыв Северного потока-2, обстрелы российских городов, повышают риск выхода за «красные линии».

  • Российская сторона твердо обозначила, что не собирается использовать тактическое ядерное оружие в ходе конфликта на Украине. США тоже обозначили готовность не выходить на новый уровень эскалации, отказавшись поставить Украине ряд вооружений. Такие поставки привели бы к многократному возрастанию количества ударов по российским городам, и ответные действия РФ тоже носили бы довольно жесткий характер.

  • С экономической точки зрения также рано подводить какие-либо итоги: товарооборот между РФ и ЕС до августа достиг более высоких показателей, чем за аналогичный период предыдущего года, потому что Европа стремилась приобрести энергоносители впрок. Сейчас эта динамика уже меняется, происходит разрыв глобальных цепочек стоимости, и развитие событий в 2023 г. трудно прогнозировать. Инвестиции ЕС уходят из России в США и страны АТР, но уходят инвестиции и из самого ЕС, что потребует поиска новых контрактов.

  • Существует онтологическое расхождение в понимании Москвой и Вашингтоном конфликта на Украине. США отказывают России в самой идее наличия зоны влияния и интересов, в то время как сохраняют ее за собой.

Сергей Маркедонов

  • Для России постсоветское пространство имеет особое значение. За последние десятилетия после распада СССР во внешней политике страны было три значимых кризиса (1999 г. — Косово, 2008 г. — Грузия, с 2014 г. — Украина), и два из них были связаны с бывшими республиками. Конфликт на Украине 2022 г. — это развитие более ранних тенденций, а не самостоятельный тренд.

  • На постсоветском пространстве Россия превращается из державы-статус-кво в державу- ревизиониста (в ценностно-нейтральном значении этого слова), претендует на более значимую роль на территории ближнего зарубежья, поскольку в последние годы ее пытались вытеснить с этого пространства.

  • Для Запада важна, прежде всего, западная часть постсоветского пространства, за нее он готов бескомпромиссно бороться. Другие регионы не представляют жизненно важный интерес для США и ЕС. Например, во время волнений в Казахстане Запад реагировал очень спокойно, возобновление кризиса в Карабахе несколько лет назад тоже не сопровождалось активной реакцией.

  • При этом важно не забывать об этнополитическом измерении конфликта на Украине. Россия сегодня рассматривает его с геополитической точки зрения как часть глобального конфликта с Западом, рискуя упустить связанные с этнополитической стороной конфликта сложности постконфликтного урегулирования, которые нельзя преодолеть при помощи договоренностей президентов России и США.

Эдуард Соловьев

  • Концепция геополитического плюрализма в отношении постсоветского пространства сформировалась еще в 1990-х гг. при У. Клинтоне. Однако переход риторики в новое качество произошел именно тогда, когда Россия начала проводить более активную внешнеполитическую линию в отношении одной из стран региона — когда был предложен план Д. Козака по Молдавии. Реакция США была жесткой и последовательной.

  • Тезис З. Бзежинского о том, что Россия вместе с Украиной — это уже нечто имперское, был очень хорошо усвоен американским истеблишментом. Вероятно, поэтому именно Украина стала принципиальной болевой точкой на постсоветском пространстве.

  • «Ревизионизм» России в отношении постсоветского пространства — это спорный тезис, который, скорее, соответствует точке зрения Запада на внешнюю политику РФ. Сама Россия не предлагает ничего радикального, поэтому данный «ревизионизм» — это стремление к восстановлению своей геополитической роли.

  • Конфликт на Украине поставил Россию в непростое положение, поскольку частично оспорил ее статус как сильной военной державы, способной в короткое время решать необходимые задачи. Однако в экономике сложилась противоположная ситуация. В условиях санкций она доказала свою устойчивость, что, в том числе, помогает поддерживать связи и укреплять влияние на постсоветском пространстве. Совокупный ВВП экономик стран ЕАЭС показал спад в 2–3% по итогам года, но прогнозы были более мрачными.

  • СВО имеет последствия и для других стран постсоветского пространства. В Молдавии наблюдаются колебания политического вектора, страна подала заявку на членство в ЕС, поэтому стоит вопрос о дальнейшем статусе Молдавии и ее отношении к России. В Закавказье тоже предпринимаются попытки урегулировать конфликт вокруг Нагорного Карабаха и, тем самым, вытеснить Россию из Армении и Азербайджана.

  • Сравнения нынешней ситуации с Карибским кризисом не вполне точны, поскольку в современных условиях не наблюдается никакой готовности со стороны Запада слышать и принимать «красные линии» со стороны России.

Анна Киреева

  • Обстановка в АТР очень непростая, многие страны стоят перед выбором, кого поддержать в конфликте на Украине, и часть из них отказывается занимать однозначную позицию. В то время как Индия и Китай ищут возможности приращения своих ресурсов в новых условиях, большинство стран, напротив, стараются дистанцироваться, занимают выжидательную позицию, наблюдают за изменениями статус-кво.

  • В регионе есть свои конфликтные точки — это Тайвань и Корейский полуостров. Хотя мощь Китая и возросла за последнее время, эскалация конфликта вокруг Тайваня едва ли возможна. Статус гарантий со стороны США в отношении острова принципиально иной, нежели в ситуации на Украине. На Корейском полуострове сохраняется напряженность: Северная Корея активно модернизирует свой военный потенциал, что не в последнюю очередь связано с приходом к власти в Южной Корее консерваторов, которые нацелены на активное сотрудничество с США. Рычагов влияния на эту ситуацию у России сейчас практически нет.

  • Что касается экономики, в АТР перестраиваются цепочки добавленной стоимости, что может привести к формированию нескольких экономических систем, которые ранее представляли собой общий механизм. Можно также отметить тенденцию по перестраиванию цепочек добавленной стоимости, их смещению из Китая в Восточную и Южную Азию, где еще есть возможность привлекать дешевую рабочую силу.

  • На технологическое развитие России сильно влияют санкции Японии и Южной Кореи в отношении полупроводников. Из РФ уже ушли или уходят крупные японские компании, за которыми в скором времени могут последовать средние и малые предприятия. Сокращается импорт угля и нефти из России, который составлял 40% общего импорта энергоресурсов Японии. Пока что есть такие проекты, как Сахалин-1, Сахалин-2, сотрудничество в рамках которых сохраняется, не ушла с рынка Mitsubishi, но нельзя быть уверенными в сохранении этих контрактов.

  • Новая стратегия национальной безопасности Японии закрепляет возможность контрудара, если на страну будет совершено, декларирует намерение наращивания потенциала баллистических ракет, закрепляет иерархию угроз. В качестве однозначной угрозы выступает Северная Корея, статус Китая имеет спорный характер, Россия существенно беспокоит Японию ввиду конфликта на Украине, активности вблизи японских границ и политики на Курилах.

  • Южнокорейский бизнес, с одной стороны, не хочет уходить с российского рынка, но и не ищет возможностей в условиях санкций, занял однозначную выжидательную позицию. Страна отказывается от жесткой санкционной политики, потому что Россия важна для Южной Кореи с точки зрения гарантий безопасности на Корейском полуострове и сдерживания Китая, но, если ситуация не станет более ясной в будущем, компании могут уйти.

  • Что касается стран АСЕАН, едва ли они самостоятельно продемонстрируют какое-либо стремление наладить каналы взаимодействия в обход западных санкций, если Россия не выступит с конкретными предложениями. Юго-Восточная Азия — тот регион, потенциал которого не исчерпан, в нем есть поля для развития партнерства, но для этого требуются системные усилия с российской стороны.

Ирина Звягельская

  • В нынешней ситуации роль Ближнего Востока для России возросла по двум причинам: во-первых, у России есть военное присутствие в регионе, во-вторых, в нем сосредоточены значительные запасы энергоресурсов. Поэтому в числе основных задач для Москвы — обеспечение своих интересов безопасности, но также сохранить свою роль в механизмах формирования цен на нефть.

  • В Сирии наблюдаются очень серьезные проблемы, связанные с восстановлением экономики. С одной стороны, после введения западных санкций российский бизнес может позволить себе беспрепятственно выходить на сирийский рынок. С другой стороны, маржинальность производства в Сирии очень низка, страна также переживает серьезный энергетический кризис, продовольственный кризис, где помощь со стороны России очень уместна, но перспективы получения быстрой прибыли не очевидны.

  • На самом высоком уровне необходимо принять решение: хочет ли Россия прибыли или улучшения отношений с Сирией. Еще одним императивом продвижения российской политики в Сирии должно стать использование мягкой силы, прежде всего, в области образования, не только высшего, но и среднего, среднего специального.

  • С другим союзником России — Ираном — сформировался очень хороший фундамент сотрудничества, поскольку в настоящий момент интересы стран совпадают. В первую очередь, к общим интересам можно отнести развитие транспортных маршрутов. Во-вторых, это также энергетическое сотрудничество. Однако необходимо учитывать, что если однажды с Ирана снимут санкции, на мировой рынок выйдет большой дополнительный объем нефти, что негативно скажется на рыночном предложении со стороны России.

  • Также совпали интересы России с арабскими странами — монархиями Залива. На современном этапе они не хотят уступать США в вопросах цен на нефть, у них есть свои программы развития рынков, в частности знаменитое Vision 2030, направленные на улучшение положения собственного коренного населения. Тем не менее совпадение интересов необходимо рассматривать как ситуативное, не связанное непосредственно с поддержкой России.

  • Нынешняя ситуация выявила сложности и во взаимоотношениях России и Турции. Можно говорить о посреднических перспективах России в отношении Сирии. Для Р. Эрдогана очень важен курдский вопрос, где Россия может выступать в качестве брокера.

  • В регионе также сохраняется серьезный палестино-израильский конфликт. В Израиле к власти вернулся Б. Нетаньяху, который, в отличие от предыдущего правительства с большей осторожностью относится к США. Однако для формирования правительства ему пришлось пойти на соглашение с радикалами, что чревато ужесточением курса в отношении Палестины. Не очевидно, насколько ведущие арабские страны, которые являются донорами Палестины, готовы привлекать внимание к конфликту. На настоящий момент, такая готовность выглядит маловероятной. Скорее всего, роль России в конфликте также останется несущественной.

  • Соответственно, существенного ухудшения положения России на Ближнем Востоке не произошло, но приоритетом должно стать укрепление отношений с Сирией на перспективу.

Наталия Цайзер

  • На данный момент речь можно вести только о промежуточных итогах года, поскольку сложившаяся ситуация представляется долгосрочной. Острая фаза кризиса вряд ли будет пройдена в ближайшем будущем, а его последствия будут ощущаться еще десятилетия.

  • Около 20 лет Россия не принимала активного участия в делах африканского континента, за это время многие внешние игроки, в т.ч. Китай, проводили там собственную политику. Конкурентная борьба в Африке продолжает расти, а после 24 февраля из поля конкуренции континент превратился в поле манипуляции. Западные страны заявляют о готовности поддерживать Африку, противопоставляя себя России, которая провела удачный саммит Россия — Африка в 2019 г.

  • Не стоит ожидать, что складывающаяся в Африке ситуация, приобретет характер позитивного тренда, поскольку заявления западных стран носят декларативный характер. Тем не менее, давление на африканских лидеров со временем будет лишь усиливаться. Африка исторически имеет более тесные связи с Западом, что не позволяет говорить об однозначной поддержке в отношении России.

  • Россия — дружественная страна для африканского континента, поскольку не связана с ним колонизаторским прошлым. Несмотря на имеющиеся предпосылки для выстраивания экономических связей, после саммита Россия — Африка 2019 г. значительного прогресса не наблюдается. Одной из проблем остается отсутствие у России четкой внешнеполитической стратегии в отношении региона. У Африки существуют проблемы с энергоресурсами и внутренней безопасностью — в этих сферах Россия могла бы оказать африканским странам поддержку. Главные препятствия на пути развития сотрудничества — удаленность континента и незаинтересованность предпринимателей в выходе на африканский рынок.

  • Многим западным странам проще вести эффективную экономическую деятельность в Африке, поскольку колониальные модели, сохраняющиеся в Африке, облегчают процесс взаимодействия.

Александр Ломанов

  • Азиатско-Тихоокеанский регион (АТР) имеет очень большое влияние на международные отношения. Сейчас в регионе все четче прослеживается разрушение доверия между США и КНР, и это показывает, что ситуация России не уникальна, проблема носит фундаментальный характер.

  • Уходящий год стал для Китая годом важных уроков. Во-первых, Китай усвоил, что никогда нельзя быть полностью готовым к проведению масштабных военных операций, даже если они касаются самых важных вопросов национальной безопасности. Во-вторых, нельзя полностью подготовиться к экономической изоляции. Эти уроки применимы к позиции КНР по Тайваню.

  • Китай уделяет большое внимание национальной безопасности, системный подход к этому вопросу — огромное достижение председателя КНР Си Цзиньпина. У китайского правительства есть четкое понимание взаимосвязанности различных сфер безопасности и последствий своих действий.

  • Блоковая политика приобретает все большее значение в АТР. Некоторые китайские исследователи настроены весьма скептически в отношении перспектив союзничества и создания каких-либо блоков с Россией. Несмотря на это, для Китая важно взаимодействие и дружба с Россией, чтобы стать сверхдержавой.

  • Противоборство Китая и США продолжит усиливаться. Негативным фактором является выход противостояния за рамки экономического соперничества в геополитическую плоскость. При этом сейчас КНР сконцентрирован на внутренней политике: развитии экономики, науки, высоких технологий, что, по оценкам китайских экспертов, позволит Китаю через 10 лет догнать США. Если Китаю удастся это сделать, будет выстраиваться новый миропорядок.

Алексей Куприянов

  • Сегодня Индия переживает кризисные явления во многих сферах, это касается продовольственной безопасности. Индийская политическая элита поставлена в неудобное положение и чувствует себя некомфортно, в т.ч. из-за конфликта вокруг Украины. У Индии была четкая стратегия достижения статуса третьей и даже второй экономики мира, которая предполагала игру на противостоянии США и Китая, однако украинские события не дали реализовать этот план.

  • Восприятие России в индийских политических кругах значительно изменилось после начала специальной военной операции. Индия увидела, что Россия не показывает себя такой сильной, как предполагалось. Свою роль в ухудшении имиджа России сыграло и то, что Индия, один из крупнейших импортеров российского вооружения, не получает никакой информации из российских источников об эффективности оружия и военной техники, которые она закупает. Почти все данные по этой теме идут из западных СМИ.

  • Лучшим сценарием для Индии в конфликте вокруг Украины будет победа России в ближайшее время, поскольку поражение обернется большим количеством проблем. На данный момент двустороннее сотрудничество по ряду областей, в т.ч. и в военной сфере, приостановлено, в политической сфере Индия придерживается нейтралитета. Нарендра Моди оказался в непростом положении, ему важно заниматься внутренней политикой, поэтому индийское правительство будет воздерживаться от прямой критики или поддержки России.

  • Несмотря на сложности в политических отношениях, экономическое сотрудничество сейчас переживает подъем, обусловленный интенсивный экспорт российской нефти и удобрений в Индию по большим скидкам. В сложившихся условиях все большую важность приобретает неофициальная торговля, серый товарооборот, поскольку индийские компании опасаются введения вторичных санкций.

Дмитрий Разумовский

  • В Латинской Америке не наблюдается существенных изменений, вызванных кризисом вокруг Украины. Блоковое мышление как концепция несвойственно для межамериканской системы международных отношений. Сейчас регион борется с тяжелейшими негативными последствиями пандемии и структурным экономическим кризисом, которые создали «идеальный шторм» для кризисных явлений в Латинской Америке.

  • Структурный экономический кризис в регионе вызван стагнацией после завершения сырьевого суперцикла и рядом системных проблем стран Латинской Америки. Основные проблемы: крайне низкая производительность труда, экстенсивный рост, который замедляется из-за негативных демографических тенденций, обострившихся в последние годы. У стран Латинской Америки сейчас нет необходимых ресурсов для преодоления кризисных явлений, выйти из сложившегося положения помогут только иностранные инвестиции, что вынуждает регион склоняться к более сговорчивой внешней политике и сотрудничеству с западным миром.

  • Сейчас Латинская Америка переживает новую волну «левого поворота», которая достигла своего пика с приходом к власти в Бразилии Луиса Инасиу Лулы да Силва. Однако новый «левый поворот» отличается от предыдущего, поскольку носит более поверхностный характер: левым политикам приходится подстраиваться под современные реалии, они не могут реализовать свои модели управления.

  • Мнение об однозначной поддержке странами Латинской Америки не соответствует действительности. Критика Запада зачастую воспринимается как поддержка России, однако восприятие латиноамериканских стран несколько иное: они не занимают пророссийские позиции, но и не поддерживают западные страны. Латинская Америка выступает за отстаивание принципов многополярности в международных отношениях, конфликт вокруг Украины во многом обнажил эрозию фундаментального понимания совместного построения многополярного мира Россией и Латинской Америкой.

  • Торговля России со странами Латинской Америки движется к историческому рекорду, однако во многом такой рост обусловлен серьезной засухой в регионе и новой политикой в сельскохозяйственной сфере, для реализации которой потребовались большие объемы удобрений.

Иван Тимофеев

  • Санкционное давление на Россию стало беспрецедентным за последние 30 лет. Ситуация оказалась даже тяжелее иранской, поскольку на Иран санкции накладывали постепенно. Тем не менее российский кейс санкционного давления не стал революционным в плане последствий наложенных ограничений.

  • Ситуация в России оказалась во многом типичной для подобных примеров. Санкции не повлияли на корректировку политического курса государства, в отношении которого они были введены, как и в Иране, и КНДР. Ограничения действительно нанесли экономический ущерб, но он оказался меньше, чем ожидалось.

  • Российский бизнес продемонстрировал феноменальную адаптивность к тяжелейшим условиям, и в этом определяющую роль сыграла рыночная экономика.

  • Особую роль в преодолении введенных ограничений для России играют «черный рыцари» — дружественные России государства, которые не присоединяются к санкционному давлению: Турция, Иран, Китай, Индия. В сложившихся условиях отношения с «черными рыцарями» складываются неоднозначно. Многие аспекты сотрудничества требуют дополнительной проработки.

  • Нельзя сказать, что в 2023 г. санкционное давление будет менее интенсивным. Несмотря на то, что все известные санкции в транспортной, финансовой, экономической сферах уже пошли в ход, это не означает, что усилить их влияние невозможно. Прежде всего это касается возможности расширения номенклатуры импортных и экспортных ограничений. Новые ограничения не нанесут значительного ущерба, однако санкции, введенные в отношении России в 2022 г., со временем будут ощущаться все сильнее, их кумулятивный эффект будет накапливаться. Особенно это касается электроники, чипов, высоких технологий, поскольку импортозамещение в технологической сфере представляется почти неосуществимым. Сейчас российская экономика выдержала давление, однако России предстоит затяжная позиционная война с санкциями, которая будет крайне тяжелой.

  • Американская санкционная система действует очень эффективно, поскольку позволяет вычислить схемы обхода санкций через третьи страны. Поэтому остро стоит проблема ввоза товаров: страны опасаются вторичных санкций. Многие компании боятся не только санкций, но и уголовного преследования.

В подготовке тезисов приняла участие стажер РСМД Любовь Нечаева.

Видео

Оценить статью
(Голосов: 5, Рейтинг: 5)
 (5 голосов)
Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся