Распечатать Read in English
Оценить статью
(Голосов: 2, Рейтинг: 5)
 (2 голоса)
Поделиться статьей

20 апреля 2021 г. Российский совет по международным делам (РСМД) и Корейский фонд дали старт совместному проекту «Сотрудничество между экспертами нового поколения — 2021», цель которого заключается в том, чтобы предоставить молодым экспертам из России и Республики Кореи площадку для обмена мнениями по актуальным вопросам двусторонней и региональной повестки дня и способствовать укреплению взаимопонимания и академического диалога между странами.

С приветственным словом к участникам проекта обратились вице-президент РСМД, Чрезвычайный и Полномочный Посол России Глеб Ивашенцов и президент Корейского фонда Гын Ли. Они выделили потенциальные сферы для продолжения и наращивания сотрудничества между Москвой и Сеулом в посткоронавирусном мире.

Первым мероприятием в рамках программы стал дистанционный круглый стол «Стратегическая ситуация в Азиатско-Тихоокеанском регионе: угрозы и возможности для России и Республики Кореи», в ходе которого двусторонние отношения были рассмотрены в более широком региональном контексте.

20 апреля 2021 г. Российский совет по международным делам (РСМД) и Корейский фонд дали старт совместному проекту «Сотрудничество между экспертами нового поколения — 2021», цель которого заключается в том, чтобы предоставить молодым экспертам из России и Республики Кореи площадку для обмена мнениями по актуальным вопросам двусторонней и региональной повестки дня и способствовать укреплению взаимопонимания и академического диалога между странами.

С приветственным словом к участникам проекта обратились вице-президент РСМД, Чрезвычайный и Полномочный Посол России Глеб Ивашенцов и президент Корейского фонда Гын Ли. Они выделили потенциальные сферы для продолжения и наращивания сотрудничества между Москвой и Сеулом в посткоронавирусном мире.

Первым мероприятием в рамках программы стал дистанционный круглый стол «Стратегическая ситуация в Азиатско-Тихоокеанском регионе: угрозы и возможности для России и Республики Кореи», в ходе которого двусторонние отношения были рассмотрены в более широком региональном контексте. Во время основной сессии эксперты с российской и корейской сторон представили свои взгляды на стратегическую ситуацию в АТР в условиях пандемии и американо-китайской конфронтации, а также на перспективы взаимодействия Москвы и Сеула в регионе. Россию на мероприятии представляли и.о. директора центра АСЕАН, доцент кафедры востоковедения МГИМО МИД России Екатерина Колдунова и заместитель заведующего Азиатско-Тихоокеанским сектором ЦКЕМИ НИУ ВШЭ Анастасия Пятачкова. Со стороны Республики Кореи выступили директор Центра евразийских и центральноазиатских исследований Сеульского университета Бом Шик Шин и профессор университета Ёнсе Сангту Ко. Модерировала дискуссию программный менеджер РСМД Ксения Кузьмина.

Следующий круглый стол в рамках проекта «Корейский полуостров: текущая ситуация и перспективы денуклериазации. Потенциал для сотрудничества России и Республики Кореи» запланирован на май 2021 г.

Тезисы участников дискуссии

Глеб Ивашенцов

  • Пандемия COVID-19 полностью изменила существовавшую ранее систему международных отношений, продемонстрировавшую свою неэффективность в современных условиях. Основные международные организации, такие как ЕС, БРИКС, ШОС, оказались не способны противостоять пандемии, даже ООН не удалось организовать совместную борьбу с коронавирусом. Все это привело к серьезным изменениям международного баланса сил.

  • Изменения связаны также с начавшимися задолго до пандемии событиями — в первую очередь, с растущим противостоянием США и Китая. США в начале пандемии продемонстрировали эгоизм по отношению к своим союзникам и не смогли быстро преодолеть кризис системы здравоохранения внутри страны, в связи с чем их привлекательность и влияние в мире существенно снизились, в то время как КНР, продемонстрировав быстрые темпы борьбы с вирусом в стране, укрепила свои позиции.

  • «Экономическое чудо» КНР стало возможным благодаря существующей международной системе, а именно — благодаря глобализации. Соответственно, КНР не заинтересована в разрушении этой системы, но в укреплении своих позиций внутри нее. Таким образом, США и КНР не сформируют новую биполярность. Новая система будет характеризоваться скорее бесполюсностью, и ни США, ни Китай не будут иметь возможности стать доминирующим государством.

  • АТР, так же, как и другие регионы мира, нуждается не в новом лидере, а в новой архитектуре международных отношений, которая смогла бы обеспечить баланс между разнообразными центрами политической, экономической и военной силы. Инициатива президента России В. Путина о создании Большого евразийского партнерства отвечает этим задачам: участие в проекте возможно для любых государств Евразии, включая членов ШОС, АСЕАН и других региональных объединений.

  • Республика Корея является важным партнером России в АТР. РФ делает все возможное для обеспечения стабильности на Корейском полуострове и его денуклеаризации. Москва не видит альтернативы дипломатическим методам решения этой проблемы и считает, что соответствующий диалог должен быть возобновлен как можно раньше.

  • Перспективным направлением двустороннего сотрудничества также является реализация т.н. инициативы «девяти мостов». В 2020 г. Москва и Сеул подписали план сотрудничества по этому проекту.

Guen Lee

  • Россия и Республика Корея активно взаимодействуют даже в таких сложных ситуациях, как пандемия COVID-19. 2020 г. должен был стать Годом культурных обменов в ознаменование 30-летнего юбилея с момента установления дипломатических отношений между странами. За это время удалось достичь значительных успехов в сферах торговли и инвестиций: на сегодняшний день объем двусторонней торговли достиг 25 млрд долл., за 30 лет этот показатель увеличился на 124%. Несмотря на пандемию COVID-19, Россия входит в десятку ключевых экспортеров в Республику Корея, а также является стратегическим партнером страны в сфере обеспечения региональной безопасности.

  • Несмотря на уже имеющийся прогресс в двусторонних отношениях, потенциал для их дальнейшего развития не исчерпан. В соответствии с Новой северной политикой президента Республики Кореи Мун Чжэ Ина страны совместно работают над множеством проектов, развивая транспортную инфраструктуру и совместные инициативы в области промышленности.

  • В этих условиях развитие академического сотрудничества между Россией и Республикой Кореей является одним из важнейших направлений двустороннего взаимодействия: для этого необходимо наращивать межкультурные обмены и предоставлять молодым ученых обеих стран возможность обмениваться мнениями и углублять понимание специфики двусторонних отношений и региональных процессов.

Екатерина Колдунова

  • Спустя год с начала пандемии уже нельзя утверждать, что она так уж кардинально изменила мировые процессы. Тем не менее можно выделить три направления происходящих в мире изменений.

  • К первой группе относятся тенденции, которые начали развиваться еще до пандемии, но стали более выпуклыми в последнее время. Они касаются геополитической, политэкономической и социальной сфер.

  • Геополитические изменения выражены в обострении военного, стратегического и технологического соперничества, в первую очередь — между КНР и США. Практическое выражение такое соперничество находит в развитии проекта Индо-Тихоокеанского региона и укреплению механизма QUAD со стороны США, антикитайской пропаганде, в том числе, по вопросам, связанным с пандемией.

  • В политико-экономической области рост Китая и развитие его трансрегиональных инициатив, в частности, Инициативы пояса и пути, на данном этапе заставляют региональных и глобальных игроков провести переоценку своей стратегии по отношению к ней. Будущее региональной интеграции в АТР, в том числе в формате АСЕАН, представляется менее оптимистичным, чем ранее. Другой негативный тренд формирует постепенное снижение взаимозависимости между США и КНР (decoupling), а также между США и ЕС, Россией и ЕС, Россией и США.

  • Социально-экономические проблемы, исторически присущие региону, так как проблемы бедности, цифрового разрыва, внутри- и межрегиональной асимметрии развития, несовершенства производственных цепочек, в условиях пандемии также существенно усугубились.

  • К наиболее заметным новым вызовам относится несовершенство системы глобального управления в сферах кибербезопасности, информационных и коммуникационных технологий. И хотя оно не является прямым следствием пандемии, нехватка соответствующих механизмов проявилась в этот период ярче, чем прежде.

  • Существует несколько точек зрения на то, как будет разворачиваться противостояние между США и Китаем в будущем, однако негативные последствия для стран Юго-Восточной Азии, которым придется делать выбор между одной из держав, а также для России, которой угрожает чрезмерная зависимость от КНР, в этой связи будут неизбежны.

  • Третья группа проблем связана с нетрадиционными угрозами, которые также необходимо принимать во внимание.

  • Проблема Корейского полуострова, в сложившихся обстоятельствах, все больше отходит на второй план для региональных игроков, в связи с чем перспективы ее решения весьма туманны. У России и Южной Кореи есть «окно возможностей» для организации экономического сотрудничества, совместной разработки стратегии действий в отношении КНР и ЕС с учетом общих интересов, поддержания стабильности на полуострове и способствования его денуклеаризации.

Бомшик Шин

  • Пандемия COVID-19 оказала существенное влияние на экономическую и политическую ситуацию в США и Китае. Позиции США были существенно ослаблены из-за политики Д. Трампа «Америка прежде всего», в то время как с приходом к власти Дж. Байдена внешняя политика страны существенно изменилась — отношениям с партнерами и союзниками США стали уделять существенное внимание. Целью этих действий является восстановление международного лидерства страны на основе либеральных ценностей. Тем не менее успешность этой политики на данный момент неочевидна.

  • В АТР противостояние КНР и США определенно будет продолжаться и региональные державы будут вынуждены выбрать одну из сторон.

  • Будущее отношений США и России также не представляется безоблачным. В целом соотношение сотрудничества и соперничества в отношениях РФ и США зависит от конкретных обстоятельств — ведь у стран есть общие интересы, в том числе в сфере международной и региональной безопасности: например, на Ближнем Востоке, в Азии. Поиск общих решений по иранской, сирийской и др. проблемам может стать стимулом развития отношений между государствами, как и необходимость поддержания баланса в АТР.

  • Представляется вероятным рост напряжения в отношениях между Россией и Западом в случае, если администрация Байдена будет продолжать увеличивать свое влияние в ближайших к России регионах: в этих условиях белорусский вопрос может стать отправной точкой. Россия будет работать над сохранением политического баланса в Беларуси и на Украине. Также проблемными в отношениях двух стран являются вопросы прав человека, политических свобод, дело А. Навального и другие подобные сюжеты.

  • Россия также будет укреплять стратегическое партнерство с КНР. В условиях противостояния США и КНР, Россия демонстрирует желание развивать сотрудничество с регионом АТР и делает все для привлечения инвестиций в восточные регионы страны. Способствует этому использование разнообразных форматов двустороннего и многостороннего диалога со странами региона.

  • России нужно и дальше развивать отношения со средними региональными державами в АТР для того, чтобы добиться стабильности и политического баланса в регионе. В этой ситуации ее партнерами могут стать Республика Корея и Япония — эта коалиция региональных держав будет способствовать установлению стабильности в регионе на фоне противостояния великих держав.

  • Проекты сотрудничества России и Кореи должны быть диверсифицированы и не сосредотачиваться только на проблеме Северной Кореи.

Анастасия Пятачкова

  • Государства АТР являются одними из наиболее успешных экономик в мире. Даже после пандемии КНР удалось сохранить экономический рост, потери Республики Кореи также оказались меньшими, чем можно было предположить. Страны продемонстрировали эффективность в борьбе с пандемией. Опыт Республики Кореи вообще можно считать образцовым.

  • Стоит отметить, что в регионе АТР существенно растут расходы на оборону, т.к. страны хотят обезопасить себя на фоне противостояния США и КНР — это довольно сложная для глобального миропорядка ситуация, и здесь важно соблюдать осторожность, поскольку рост военных расходов создает существенную дополнительную нагрузку на экономику, и без того ослабленную в ходе пандемии.

  • Не стоит забывать и вызовах нетрадиционной безопасности. АТР традиционно страдает от природных катастроф, а также испытывает существенные проблемы, связанные с деградацией экологической ситуации и изменением климата. В перспективе Россия может сотрудничать с Кореей по этим вопросам, учитывая наличие в стране больших запасов природных ресурсов и опыта решения биологических и экологических проблем, ликвидации последствий природных катастроф.

  • В экспертной дискуссии одной из наиболее обсуждаемых проблем является дилемма взаимозависимости и разъединения (interdependence and decoupling) США и Китая в контексте их растущего противостояния: страны продолжают сотрудничать в большом количестве отраслей и по многим проектов. Сохранение взаимозависимости оказывает стабилизирующий эффект на их отношения. Однако можно наблюдать и противоположные тренды: объемы двусторонней торговли снижаются, санкционное противостояние становится все более интенсивным, причем в большинстве случаев инициатором их внедрения являются США (в 2020 г. — 449 эпизодов против 20).

  • Говоря об инвестиционном сотрудничестве России и Республики Кореи, представляется актуальным сосредоточиться на регионах Дальнего Востока и Арктики, особенно в условиях председательства России в Арктическом совете в 2021 г. Этот регион также вызывает интерес у КНР, что создает новую площадку для взаимодействия стран региона.

  • Что касается сотрудничества в сфере образования, существует большое количество образовательных обменов — в условиях внедрения онлайн-образования открываются новые возможности для сотрудничества в данной сфере. Культурное сотрудничество также актуально — России стоит обратить внимание на опыт Кореи в сфере производства фильмов, поп-культуры и других отраслях, связанных с мягкой силой.

Sangtu Ko

  • Корейский полуостров на протяжении истории был фронтом военного противостояния государств, в связи с чем вопросы безопасности региона являются первостепенными для Республики Кореи. Сейчас Китай и Япония, впервые в истории, одновременно наращивают свои военные возможности, что создает потенциал эскалации напряженности в регионе.

  • Республика Корея высоко заинтересована в создании стабильности и обеспечении безопасности на Корейском полуострове — этот регион может стать соединительным звеном между континентальными и морскими державами региона.

  • Конфликт между странами региона не всегда является конфликтом интересов, в случае с противостоянием государств в АТР большую роль играет различие ценностей этих стран: Китай и КНДР представляют социалистические страны, США и Япония — демократические, в то время как Россия и Республика Корея могут стать для региона «коалицией мира», посредниками. В условиях китайско-американского противостояния Южная Корея нуждается в коалиции с Россией, поскольку обе страны имели важный опыт в предыдущий период противостояния либерализма и социализма в годы холодной войны и понимают специфику динамики подобных конфликтов.

  • Такая коалиция будет иметь преимущества для обеих сторон: в первую очередь, это денуклиаризация Корейского полуострова и потенциальное объединение Кореи. Для России выгода заключается в снижении рисков ядерного заражения вследствие испытаний, проводимых в Северной Корее, и гонки вооружений, а также возможности играть ключевую роль в регионе и стать важным связующим звеном между Кореей и Европой.

The Outcome

Оценить статью
(Голосов: 2, Рейтинг: 5)
 (2 голоса)
Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся