Оценить статью
(Голосов: 5, Рейтинг: 5)
 (5 голосов)
Поделиться статьей
Иван Бочаров

Программный координатор РСМД

Анна Корзун

Программный референт РСМД

Итоги экспертной дискуссии РСМД и Института востоковедения РАН

21 октября 2024 г. Российский совет по международным делам (РСМД) совместно с Институтом востоковедения РАН (ИВ РАН) организовал экспертную дискуссию «Новые контуры политического развития арабских стран».

В рамках мероприятия состоялась презентация монографии РСМД и ИВ РАН «Беседы об арабском мире: политика, власть, общество». Издание было представлено авторами книги — Чрезвычайным и Полномочным Послом России, вице-президентом РСМД Александром Аксененком и заместителем директора по научной работе ИВ РАН, членом РСМД Василием Кузнецовым. С приветственными словами к участникам дискуссии обратились научный руководитель РСМД Андрей Кортунов и научный руководитель ИВ РАН, вице-президент РСМД Виталий Наумкин. Во встрече также приняли участие ведущие российские ученые, которые представляли ИВ РАН, ИМЭМО РАН им. Е.М. Примакова, Институт США и Канады РАН им. Г.А. Арбатова, МГУ им. М.В. Ломоносова, НИУ ВШЭ и другие университеты и научно-исследовательские центры, а также независимые эксперты.

Итоги экспертной дискуссии РСМД и Института востоковедения РАН

21 октября 2024 г. Российский совет по международным делам (РСМД) совместно с Институтом востоковедения РАН (ИВ РАН) организовал экспертную дискуссию «Новые контуры политического развития арабских стран».

В рамках мероприятия состоялась презентация монографии РСМД и ИВ РАН «Беседы об арабском мире: политика, власть, общество». Издание было представлено авторами книги — Чрезвычайным и Полномочным Послом России, вице-президентом РСМД Александром Аксененком и заместителем директора по научной работе ИВ РАН, членом РСМД Василием Кузнецовым. С приветственными словами к участникам дискуссии обратились научный руководитель РСМД Андрей Кортунов и научный руководитель ИВ РАН, вице-президент РСМД Виталий Наумкин. Во встрече также приняли участие ведущие российские ученые, которые представляли ИВ РАН, ИМЭМО РАН им. Е.М. Примакова, Институт США и Канады РАН им. Г.А. Арбатова, МГУ им. М.В. Ломоносова, НИУ ВШЭ и другие университеты и научно-исследовательские центры, а также независимые эксперты.

Основные тезисы, высказанные на мероприятии:

Участники мероприятия высоко оценили представленную на экспертной дискуссии монографию «Беседы об арабском мире: политика, власть, общество», которая охватывает широкий спектр фундаментальных проблем политического развития стран Арабского Востока. Издание посвящено наиболее актуальным вопросам развития арабского мира: соотношению факторов реформ и политического насилия, модернизации государственного управления, проблемам административно-территориального устройства государств региона, роли и месту политического ислама в жизни общества. Кроме того, в книге затрагиваются вопросы, связанные с современным состоянием конфликтов на Ближнем Востоке и роли в них внерегиональных акторов. Участники встречи обратили особое внимание на формат академического интервью, который, по мнению экспертов, позволил авторам глубоко рассмотреть исследуемые в книге вопросы в легкой для восприятия форме.

В ходе встречи эксперты обсуждали феномен «арабской исключительности», который подразумевает особый путь политического развития арабских стран. В рамках дискуссии была высказана точка зрения, что в странах Арабского Востока наблюдается «идеологический вакуум». Как отмечали авторы книги «Беседы об арабском мире», «“политический ислам” на нынешнем этапе потерпел неудачу и находится в состоянии критического самоанализа». Вместе с тем, «продвижение по пути либеральной демократии» представляется маловероятным [1].

Как отмечалось в докладе «Региональные тенденции на Ближнем Востоке: политическая и экономическая динамика», на Ближнем Востоке попытки внешней демократизации в ряде случаев приводили к обострению экономических проблем, возрастанию поляризации общества, снижению эффективности государственного управления, и, как следствие, снижению легитимности не только действующей власти, но и демократических институтов в глазах общества [2]. Так, в конституции Ирака, утвержденной в 2005 г., содержатся положения, которые скорее разъединяют, нежели объединяют страну. Речь идет прежде всего о перераспределении полномочий между центром и периферией, что в условиях хрупкости политической системы Ирака привело к обострению внутриполитической обстановки.

По мнению экспертов, модель государственного управления в арабских странах может иметь элементы нелиберальной демократии в сочетании с сильной центральной властью. Модель политической системы в странах арабского мира, вероятно, будет сочетать традиционализм с точки зрения общественного уклада при модернизации экономик и политического устройства.

В этих условиях становится актуальным вопрос о проведении реформ в странах арабского мира, в свое время ставший одним из драйверов «арабской весны». Отказ от проведения преобразований способен стать причиной социального взрыва. В то же время, навязываемые реформы могут быть не приняты по крайней мере частью общества, что также может стать предпосылкой социальных потрясений.

Одна из фундаментальных причин хрупкости ситуации в арабских странах — неуверенность в будущем сохранении политических институтов и, возможно, самих государств. Эта неуверенность, вероятно, влияет на поведение общества и действия политических элит. Сохранение государственности становится важной задачей для стран арабского мира. В то же время, несмотря на неуверенность обществ в будущем государственных институтов, наблюдается их относительная стабильность.

В рамках экспертной дискуссии особое внимание уделялось современному состоянию конфликтов на Ближнем Востоке. Участники встречи отметили, что их характерной чертой продолжает оставаться высокий уровень насилия. В условиях продолжающихся конфликтов на Ближнем Востоке гибель людей становится рутиной.

Высокий уровень урбанизации в ряде арабских стран приводит к снижению насилия в межличностных отношениях. Но это не означает гуманизацию социальных отношений в целом. Влияние городской культуры на снижение уровня насилия часто нивелируется применением модернизированного вооружения, использование которого приводит к увеличению числа жертв. При этом обращение к насилию, которое часто рассматриваются ближневосточными акторами как способ решения проблем, лишь усугубляет ситуацию, провоцируя ответные действия.

В ходе дискуссии особое внимание было уделено потенциалу международных посредников в урегулировании конфликтов. Внешние факторы продолжают оказывать воздействие на Ближневосточный регион. В то же время, внерегиональные процессы, в том числе противоборство между глобальными игроками, не воздействуют напрямую на политическую ситуацию в арабских странах, если нет прямого иностранного вмешательства. При этом в США происходит переосмысление ближневосточной политики, которое проявляется в стремлении минимизировать прямые военные интервенции в страны региона.

Эксперты предположили, что решение конфликтов на Ближнем Востоке усилиями внерегиональных акторов представляется маловероятным. Для урегулирования конфликтов, или хотя бы их перехода в замороженное состояние, должны созреть внутренние условия, которые иногда достигаются путем истощения сторон конфликта. Появление внутренних условий для урегулирования конфликта или приостановления горячей фазы боевых действий может привести к возрастанию значимости внешних посредников в переговорном процессе.

При этом представляется маловероятным формирование международных групп посредников, подобных «ближневосточному квартету», которые могли бы разрабатывать и имплементировать совместные инициативы по урегулированию конфликтов. Трудно представить, что глобальные игроки в условиях продолжающегося противостояния будут готовы к совместным действиям на Ближнем Востоке. Напротив, конфронтация в отдельных регионах мира, в том числе на Ближнем Востоке, может быть перенесена на глобальный уровень.

Есть основания говорить о том, что региональная система международных отношений на Ближнем Востоке находится в переходном состоянии. В частности, наблюдается тенденция к росту субъектности стран региона, что позволяет говорить о возможностях государств самостоятельно урегулировать проблемы. При этом в ходе обсуждения было высказано мнение, что крупные региональные акторы вряд ли будут способны обеспечить другие страны Ближнего Востока ресурсами, необходимыми для долгосрочного развития.

В рамках обсуждения особое внимание было уделено роли негосударственных акторов в политических процессах на Ближнем Востоке. Негосударственные акторы, участвуя в военных конфликтах, в меньшей степени соблюдают нормы международного гуманитарного права, что становится одной из причин размывания «красных линий». В ряде случаев вооруженные силы отдельных государств начинают действовать симметрично. Таким образом несоблюдение правил ведения войны становится тенденций, характерной не только для негосударственных акторов, но и, в определенной степени, для государств.

Эксперты обратили внимание на возрастающую сложность урегулирования конфликтов и появление новых элементов, влияющих на их динамику. Среди них были выделены научно-техническая революция и расширение возможностей для нанесения ударов с помощью БПЛА и ракет. Это предоставляет негосударственным акторам дополнительные возможности для нанесения ущерба противнику с минимальными издержками, но при этом не требует высокого уровня профессионализма.

***

Таким образом, можно констатировать, что страны арабского мира сталкиваются с рядом системных вызовов. Среди ключевых вопросов, связанных с будущим политического развития арабских стран, — недоверие к властям и государственным институтам, отсутствие инклюзивности политических систем, проблемы административно-территориального управления, необходимость проведения реформ в условиях риска возрастания социальной напряженности, неурегулированность конфликтов и ограниченный потенциал внерегиональных акторов в качестве посредников.

На эти хронические проблемы стран арабского мира наложилась эскалация палестино-израильского конфликта, которая началась с атаки ХАМАС на Израиль 7 октября 2023 г. Эта эскалация привела к повышению активности негосударственных акторов (в частности, хусисткого движения «Ансаралла»), войне Израиля и «Хезболлы», а также возрастанию напряженности в ирано-израильской конфронтации вплоть до нанесения прямых ракетных и авиаударов. Возрастание роли негосударственных акторов способствует размыванию «красных линий» в военных конфликтах на Ближнем Востоке.

Кроме того, в странах арабского мира сохраняются риски возрастания социально-политической нестабильности. Реформы, направленные на создание более инклюзивной политической системы и разгосударствление экономики, представляют собой не только возможность модернизации государственного управления, но и потенциальный источник риска. Таким образом, поиск оптимальной модели государственного устройства, позволяющий сохранить баланс между традиционализмом с точки зрения общественного уклада, а также политической и экономической модернизацией, остается одной из наиболее важных задач, которые стоят перед арабскими странами.

Авторы выражают благодарность и признательность Чрезвычайному и Полномочному Послу России, вице-президенту РСМД А.Г. Аксененку и заместителю директора по научной работе Института востоковедения РАН, члену РСМД В.А. Кузнецову за важные комментарии и замечания к тексту итогов мероприятия.


1. Беседы об арабском мире: политика, власть, общество / [А. Г. Аксененок, В. А. Кузнецов; под. ред. С. М. Гавриловой, И. А. Бочарова, А. И. Василенко и др.]; Российский совет по международным делам (РСМД), Институт востоковедения РАН (ИВ РАН). — М.: НП РСМД, 2024. С. 198.

2. Региональные тенденции на Ближнем Востоке: политическая и экономическая динамика: доклад № 91 / 2023 / [А. В. Кортунов, В. А. Кузнецов, А. И. Яковлев, Е. В. Дунаева, А. Г. Гаджиев, Л. Р. Хлебникова, И. А. Бочаров; под ред. Е. О. Карпинской, И. А. Бочарова, Д. Р. Селяускиной, С. М. Гавриловой]; Российский совет по международным делам (РСМД). — М.: НП РСМД, 2023. С. 15.


(Голосов: 5, Рейтинг: 5)
 (5 голосов)

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
 
Социальная сеть запрещена в РФ
Социальная сеть запрещена в РФ
Бизнесу
Исследователям
Учащимся